Описание опыта педагогической деятельности на конкурс Учитель года России

Описание опыта педагогической деятельности для муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России».
Автор : Даирова А.Т.
Учитель начальных классов
МБОУ «Украинская СОШ»
2015 год

Учителем начальных классов работаю 18 лет. Закончила Исилькульское педагогическое училище в 1996 году по специальности «учитель начальных классов». В этом же году приступила к работе. В 2010 году закончила Омский педагогический университет по специальности «преподаватель дошкольной психологии и педагогики».
В течение нескольких лет работаю над повышением качества обучения, так как формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Одно из важных факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. В период модернизации образовательной системы, осуществляемой в нашей стране, особое значение приобретают вопросы совершенствования форм, методов и средств обучения. Мастерство педагогов выражается в их умении помочь учащимся осознать перспективные цели обучения, сделать процесс обучения желанным для детей, построить его на основе развития познавательных интересов учащихся. Четкое конструирование учебного материала, выделение опорных сигналов, создание высокого интеллектуального фона - это различные средства организации успешной познавательной деятельности учащихся, с помощью которых достигают обучения без принуждения.
Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности, такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.
Я считаю, что успешно обучать детей возможно при широком использовании активных форм организации учебного процесса. Поэтому я работаю над методической темой: «Применение активных форм обучения на уроках». Реализуя такой подход к обучению учащихся, я работаю по следующим направлениям:
1. Использование нестандартных форм проведения уроков;
2. Широкое внедрение в процессе обучения игровой деятельности;
3. Использование творческих занимательных заданий, видов упражнений.
1. Нестандартные формы проведения урока.
В настоящее время нестандартным формам урока отводится большая роль, потому что они призваны решать не только общие вопросы учебно-воспитательной работы, но и частные. В первую очередь - это выявление, развитие и учет индивидуальных склонностей и способностей детей, касающихся их творческой деятельности. Эти формы урока вызывают у детей большой познавательный интерес, способствуют усвоению учебного материала одновременно и параллельно при выполнении самых различных работ.
Различают несколько групп нестандартных форм урока:
- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы известной в общественной практике: интервью, репортаж; урок - исследование, презентация;
- уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, урок-диалог, урок-рапорт, урок - устный журнал, урок - живая газета;
- уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрость, урок откровение, урок блок;
- уроки, опирающиеся на фантазию: урок сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок суд, урок следствие, ученый совет, урок трибунал;
- уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, путешествие, репортаж;
- перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, концерт, инсценирование, заседание клуба знатоков;
- бинарные уроки /интегрированные/: природоведение - русский язык, природоведение музыка, природоведение - математика;
- трансформация традиционных способов организации урока: урок -зачет, урок консультация, семинар, практикум..
Нестандартные уроки имеют значение в учебно-воспитательном процессе, преследуя такие цели, как:
- развивать заложенное в каждом ребенке творческое начало;
- вызвать у ребенка чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей;
-реализовать внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению. - уроки, опирающиеся на фантазию ребенка: урок - сказка
- уроки, напоминающие публичные формы общения: (аукцион, телепередача). В своей практике я спланировала и провела следующие уроки в нестандартной форме: уроки – сказки «Каникулы в Простоквашино» (см. Приложение1) «Гуси – лебеди», «Колобок», Урок – путешествие «В гости к Робинзону Крузо», «Путешествие в цирк» «В гости к весне», урок – игра «Весёлый спорт», урок – поход (см. Приложение2), урок – зачёт, урок – аукцион ,интегрированные уроки(русский язык -окружающий мир, русский язык -литературное чтение)и т.д.
2. Внедрение в процесс обучения дидактических игр. «Человеческая культура возникла и развивается в игре, как игра»
И. Хейзинга.
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основные функции игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре, как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; и т.д.
1. Обучающие игры.
Игра «Магазин» 2 класс.
Используется при изучении темы: «Цена, количество, стоимость». Игра с предметами, дети - покупатели, выбирается продавец. В ходе игры усваиваются термины цена, количество, стоимость, отрабатываются навыки деления и умножения.


Игра «Автогонки» 3 класс.
Используется при изучении темы: «Скорость, время, расстояние». Игра также с предметами, используются схематические изображения шоссе, знаки - указатели скоростей, расстояний до населенных пунктов, фигурки автомобилей. В процессе игры дети усваивают термины скорость, время, расстояние, отрабатывают умение находить одну из этих величин, зная две других.
Игра «Молчанка» 1 класс.
Используется при изучении и отработке навыков устного счета в пределах 10, 20.
Содержание игры: петушок принес в клюве конверт с заданием. Задание на рисунке в виде листика, на котором записаны примеры. Петушок показывает, например, дети должны молча его решить и показать ответ - сигнал.
Игра «Кто быстрее» 1-4 классы.
Имеет множество вариантов, используется для отработки навыков устного счета на все арифметические действия.
2. Воспитывающие.
Практически все игры можно назвать воспитательными, так как в процессе игры ребенок учится обобщаться с другими детьми, формирует в себе такие качества как быстроту реакции, силу воли. Целенаправленнее эта задача реализуется в сюжетно-ролевых играх. К ним можно отнести игры «Мы - пассажиры», «В магазине».
3. Развивающие.
Особенно много игр на развитие мышления.
Игра «Угадай число». Имеет множество вариантов. Например: какие числа спрятались за геометрическими фигурами. Одинаковые фигуры - это одинаковые числа.
Игра «Угадай зашифрованные слова». Имеет множество вариантов. Например: выполни действия, угадай зашифрованные слова. Подумай, какое правило русского языка применяется при написании слов. Рифмованные задачи. Вариантов много. Применяется в 1 -2 классах для отработки навыков устного счета, развивает внимание.
Примеры, решив которые дети получают дополнительные интересные сведения о предметах живой и неживой природы.
4. Контролирующие.
Применяются на этапе контроля и оценки знаний. Игры «Угадай число» .Применяется для контроля знания порядка чисел в числовом ряду, вычислительных навыков.
Следует отметить, что игровая деятельность не только способствует активному и результативному усвоению знаний, умений и навыков, но и позволяет осуществлять дифференциацию. Для этого следует в содержание игры включить учебный материал, часть задания, различного уровня сложности. Учащимся надо проанализировать и, соответственно, выбрать нужный вариант ответа, а не просто указать правильное решение. Это помогает развивать у детей умение доказывать, обосновывать свое решение, а также воспитывает уважение к своим товарищам, умение их слушать и, при необходимости, тактично поправить. Творчество рождается в процессе общения детей друг с другом, а не только с учителем.
В уроках чтения я вижу не только способ приобретения информации, но и всестороннее воздействие, т. к. оно существенно влияет на нравственное, эстетическое и речевое развитие детей. Но школьная практика показывает, что большинство ребят неохотно и мало читают. Чтобы пробудить интерес к чтению, организую работу в творческих группах, чтение цепочкой, чтение по ролям, инсценирование басен, стихов, выборочное чтение, конкурсы стихов. При чтении стихов использую такой метод как словесное рисование. При чтении рассказов играем роль режиссёров и составляем диафильмы. Обязательно с новым текстом проводим словарную работу, т.е. толкуем, объясняем, уточняем смысл непонятных слов, словосочетаний. Нередко ученики сами находят и узнают смысл тех или иных слов. Дети становятся поэтами и писателями, сами сочиняют сказки и стихи. В классе есть копилка творческих работ детей, ими интересуются ребята из других классов.
Упражнения творческого характера особенно ценны для развития речи школьников. На таких упражнениях, применяемых мною на уроках русского языка и чтения я хочу поподробней остановиться.
Работу по развитию творческих способностей детей провожу с первых уроков, используя как можно больше занимательного материала (загадок, ребусов, стихов, рисунков и т.д.).
Одним из самых сложных творческих процессов для детей младшего школьного возраста является процесс собственного сочинительства, т.е. написание сочинений. Ему предшествует большая подготовительная работа. Чтобы научиться сочинять, необходимо научиться строить предложения. А так как строительным материалом являются слова, то ученикам необходимо раскрывать особенности слова, активизировать словарный запас детей, чтобы ученики могли не только понимать слова, но и уметь их употреблять в своей речи. Работа со словом проходит в тесной связи с работой над словосочетаниями, предложением и текстом.
На своих уроках русского языка и чтения применяю следующие виды творческих работ.
Работа со словом:
1) Подбор родственных слов, слов близких по значению, противоположных по значению, разных форм слова и т.д.;
2) Составление словосочетаний с нужным словом;
3) Составление предложений с заданными словами или словом.
Работа со словосочетаниями:
1) Выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов;
2) Составление самостоятельных словосочетаний при изучении различных частей речи;
3) Включение словосочетаний в предложение;
4) Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний;
5) Составление словосочетаний с новыми словами (тянуться вереницей);
6) Объяснение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов, крылатых выражений, образных выражений);
7) Составление словосочетаний в связи с грамматическим изучением слов (имен существительных, прилагательных, глаголов и т.д.). Работа над предложением:
Работа над словосочетанием ведет учащихся к более трудным упражнениям - составление предложений.
Упражнения в составлении предложений могут быть разделены на 3 группы:

· на основе образа (подражательные),

· конструктивные (построение предложений на основе усвоенных закономерностей),

· творческие.
Рассмотрим основные приемы работы по составлению предложений:
1) Чтение образцов. (Цель упражнения - услышать, почувствовать предложение как единицу речи.)
2) Построение предложения на основе вопроса учителя. (Что дети собирали в лесу? Дети собирали в лесу землянику.)
3) Составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. (Уже прилетели их теплых стран ласточки и скворцы. Уже появились первые одуванчики и лютики. Мальчики и девочки играли на зеленой лужайке.) (Снег уже растаял, но в поле еще сыро. Солнце греет по-весеннему, но ветер еще холодный.)
4) Конструктивные упражнения:

· построение предложений из разрозненных слов (слова даны в
нужной форме в начальной форме).
5) Деление текста на предложения.
6) Ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов.
7) Сокращение распространенного предложения.
8) Соединение двух или трех простых предложений в одно.
9) Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.
10) Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения.
11) Построение предложений заданного типа.
12) Составление предложений по данной схеме.
13) Редактирование предложений и их групп, содержащие речевые ошибки, недочеты.
14) Составление предложений по опорным словам (2-3 слова, 1 опорное слово по заданному обороту речи, фразеологизм, крылатому выражению; по предметной картинке; по сюжетной картинке; по узкой теме, заданной учителем; свободное составление предложения).
Эта работа может проводиться как устно, так и письменно - в виде творческих заданий. Составление предложений по опорным словам (2-3 слова; диктантов).
Творческим мы называем диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям, либо записывая только отдельные части текста, в соответствии с заданием учителя.
Различают несколько видов творческого диктанта:
Выборочный.
Свободный (изменение текста, свободный выбор слов и выражений при сохранении общего смысла).
Со вставкой слов (распространение текста).
С изменением слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста (единственное число - записать во множественном числе).
С обоснованием (письменное объяснение - запись проверочных слов).
Диктант «Проверяю себя». (В процессе записи дети подчеркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом уточнить и проверить.)
Словарная работа и составление предложений имеет целью подготовку школьников к связной речи, т.е. самостоятельному составлению текстов.
Особое внимание уделяю на уроке понятию «текст», знакомлю с различными видами текста: описание, повествование, рассуждение.
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию связной речи):

· развернутые ответы на вопросы;

· текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала;

· записи по наблюдениям;

· устный пересказ прочитанного;

· устные рассказы по заданной теме, по картине, о наблюдениям, по данному началу или концу;

· рассказывание художественных текстов, заученных на память;

· импровизация сказок;

· письменные изложения текстов (образцовых);

· перестройка данных текстов;

· диалоги:

· различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;

· письменные сочинения разных видов;

· статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах и т.д.;

· письма;

· деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.;
Весь этот материал дается учащимся практическими способами.
Очень важно, чтобы учащиеся при выполнении данных предложений опирались на материал живого опыта, а так же на книжный материал.
Чтобы избежать шаблонности при пересказе текста, стараюсь разнообразить виды пересказа. Главное в пересказе должна звучать живая речь самого школьника.
В своей работе использую следующие виды пересказа:
Подробный, близкий к тексту.
Выборочный:

· пересказ нескольких сцен из рассказа, объединенных общей темой;

· по иллюстрации.
Сжатый пересказ.
С перестройкой текста и с творческими дополнениями:

· с изменением лица рассказчика;

· от лица одного из персонажей;

· с творческими дополнениями (с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей, продолжение рассказа, судьбы героя);

· инсценирование рассказа;

· словесное рисование («Что я изобразил бы на картине»);
Любой вид пересказа может быть выполнен в письменной форме. В
начальных классах проводятся изложения, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями, инсценированные. Все речевые предложения подчинены сочинению.
Сочинение - творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст.
Школьники любят сочинения именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, писать свое.
Сочинения как устные, так и письменные различаются:

· по источнику материала,

· по степени самостоятельности,

· по способам подготовки, по жанру, по языку.
Сочинения по источникам материала
-о пережитом, виденном, слышанном, на книжном материале, по картине, фильму, наблюдениям;
По степени самостоятельности коллективные (общая для всех тема),
-индивидуальные.
По типам текста
-повествования, описания, рассуждения, смешанные; сочинения по наблюдениям (описания); описания процесса (трудового: «Как мы садим деревья?»); сложные описания (картин природы).
Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам, и если то, что он делает, у него получается. Тем более, если этот человек - ребенок. И нам, учителям, никак нельзя забывать об этом. Весь окружающий ребенка мир должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке.
Нужно стремиться так, построить обучение, чтобы с первых же дней пребывания ребенка в школе способствовать активной работе детской мысли, увлечь школьников процессом познания.
Очень часто мы уделяем большое внимание выработке определенных навыков. Но не всегда навык может привести к пониманию материала. Поэтому я думаю, что лучше в обучении опираться на принцип «от понимания к навыку», а не наоборот. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Нет сомнений, что дети более всего учатся, подражая, но ошибочно думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной деятельности, но если бы не было самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать». Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Наша задача - создать условия, при которых ученик мог бы выражать, передавать свои знания и мысли самостоятельно, расширять поле для активной творческой мыслительной деятельности.
Мы не должны ограничиваться только вопросами учителя и ответами учеников, так как в данном случае в своих ответах дети бездумно следуют за вопросами учителя, высказывание ребенка возникает лишь в связи с толчком извне, и содержание ответа, как и его форма, диктуются характером вопроса. Часто на один вопрос учитель получает несколько вариантов ответов детей: и это нужно как можно эффективнее использовать на уроке.
Часто каждый учитель, приступивший к самостоятельной педагогической работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий и систем. В образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность школам, да и каждому учителю выбирать и конструировать учебный процесс по любой модели, включая авторские. Имея за плечами 20-летний стаж педагогической работы, считаю, что наиболее эффективными являются такие формы индивидуализации учебного процесса, которые обеспечивают максимально комфортные условия для ребенка, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности и уровень готовности к обучению. Внедряя в практику активные формы обучения, я смогла добиться хороших результатов обучения учащихся начальных классов.
Использую в работе различные методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский, алгоритмический. Разнообразные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Требования, предъявляемые к школе: гармоничное развитие личности, учёт индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика, обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков, формирование у школьников мотивов и потребностей, наполненных гуманистическим содержанием. Реализация этих требований связана с обучением учащихся умению учиться, самостоятельно работать с разными источниками знаний, и в первую очередь с книгой, а также обмениваться полученной информацией, т.е. вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другими участниками учебного процесса. Один из способов решение этой проблемы, который я использую в своей работе, коллективные формы организации обучения. Такая форма организации детского сотрудничества положительно влияет на академическую успешность школьников, воздействуя на эмоционально – мотивационные компоненты учения. Коллективные занятия, протекающие в атмосфере согласованного взаимодействия учащихся, позволяют обмениваться продуктами деятельности, а также осуществлять постоянную смену позиций «учитель – ученик», что обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Мною проводилась диагностика, направленная на изучение уровня школьной мотивации. В работе использовалась методика Лускановой.


Сравнительный анализ изучения
уровня школьной мотивации учащихся 4 класса
за период обучения в начальной школе

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
За период обучения (с 01.09.2011 года, начало года) в начальной школе с учащимися проводилась диагностика, направленная на изучение уровня школьной мотивации. В работе использовалась методика Лускановой.
В 2011-2012 учебном году (октябрь 2011г.) высокую учебную активность показали 2 учащихся, отношение к себе как школьнику практически сформировалось у 2 учащихся, всех трех учащихся привлекают внеучебные стороны, негативного отношения к школе 1 ученик. (Таблица 1).
Таблица 1
Класс
Количество обследованных
Уровни мотивации (количественный показатель)



Высокая учебная активность
Отношение к себе как школьнику сформировано
Привлекают внеучебные стороны
Отношение к себе как школьнику не сформировано
Негативное отношение к школе

1(начало года

1 (конец года)
3



3
2



2
3



3
3



3
2



3
1



-


В 2011-2012 учебном году (май 2011г,конец года) высокую учебную активность показали 2 учащихся, отношение к себе как школьнику практически сформировалось у 3 учащихся, всех учащихся привлекают внеучебные стороны, негативное отношение к школе у 1 ученика. (Таблица 2)
Таблица 2
Класс
2
Количество обследованных
Уровни мотивации (количественный показатель)



Высокая учебная активность
Отношение к себе как школьнику сформировано
Привлекают внеучебные стороны
Отношение к себе как школьнику не сформировано
Негативное отношение к школе

(начало года)


(конец года)



3




3
2




3
3




3
3




3
-



-




-




-





В 2012-2013 учебном году (октябрь 2012г. (начало года) высокую учебную активность показали 2 учащихся, отношение к себе как школьнику сформировалось 3 учащихся, всех трех учащихся привлекают внеучебные стороны, негативного отношения к школе не наблюдается. (Таблица 2).
В 2012-2013 учебном году (май 2013г. (конец года) высокую учебную активность показали 2 учащихся, отношение к себе как школьнику сформировалось 3 учащихся, всех трех учащихся привлекают внеучебные стороны, негативного отношения к школе у 1 ученика. (Таблица 2).
В 2013-2014 учебном году результаты диагностики уровня учебной мотивации (октябрь 2013 года начало года) таковы:
Таблица 3
Класс
3
Количество обследованных
Уровни мотивации (количественный показатель)



Высокая учебная активность
Отношение к себе как школьнику сформировано
Привлекают внеучебные стороны
Отношение к себе как школьнику не сформировано
Негативное отношение к школе

(начало года)



(конец года)
3






3
2






2
3






3
3






3
3






3
1






1


В 2013-2014 учебном году (май 2013г. (конец года) высокую учебную активность также показали 2 учащихся, отношение к себе как школьнику сформировано у 3 учащихся, всех трех учащихся привлекают внеучебные стороны, негативного отношения к школе у 1 ученика. (Таблица 3).
Результаты диагностики уровня учебной мотивации 2014- 2015 года таковы:
Таблица 4

Класс
4
Количество обследованных
Уровни мотивации



Высокая учебная активность
Отношение к себе как школьнику сформировано
Привлекают внеучебные стороны
Отношение к себе как школьнику не сформировано
Негативное отношение к школе

(начало года)

(конец года)
3




3
2




2
3




3
3




3
3




3
1




1


Из 3 учащихся в 2014-2015 учебном году у 2 человек отмечается достаточно высокая учебная активность, 3 привлекают в школе внеучебные стороны, у 1 уровень школьной мотивации недостаточный. (Таблица4)

Сравнительная таблица
изучения уровня школьной мотивации учащихся 4 класса
за период обучения в начальной школе

Учебный год
Количество обследованных
Уровни школьной мотивации



высокий
достаточный
положительный
недостаточный
негативный

2011-2012
октябрь (1кл.)
3
2
-
2
1
1

2011-2012
май (1кл.)
3
2
-
2
1
1

2012-2013
октябрь (2кл.)
3
2
-
2
1
1

2012-2013
апрель (2кл.)


3
2
-
2
1
1

2013-2014 октябрь (3кл.)
3
2
-
2
1
1

2013-2014 май (3кл.)
3
2
-
2
1
1

2014-2015 октябрь (4кл.)

3


2


1


2


1


1



2014-2015 май (4кл.)
3
2
1
3
-
-









Проблема сохранения здоровья детей в условиях непрерывного образовательного процесса стоит очень остро. Здоровье не цель, а средство жизнедеятельности. Оно стало социально значимым феноменом. По уровню состояния здоровья судят о степени развития и благополучия общества.
А, как известно, здоровье и обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем репродуктивнее обучение.
Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся. Для проведения оздоровительных минуток я использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. Дети выполняют физминутки с ластиком («Препятствие», «Ловкачи», «Прыгалки», «Стрелки»), книгой («Тяжёлый груз», «Борьба с трудностями», «Прятки с книгой», «Оркестр», «Волшебники», «Цирковой трюк», «Игра с пальцами»), карандашом («Воображение», «Равновесие», «Герои», «Прыжки», «Перевёртыши»), линейкой («Весы», «Цапля»), стулом («Преодоление препятствия», «Трон», «Эстафета со стульями» ) и т.д. Все эти упражнения развивают у детей наблюдательность, память, внимание, координацию движения, любознательность, ловкость, формируют культуру общения, умение выполнять совместные действия в группе, в паре, учат детей преодолевать негативные эмоции, умение преодолевать трудности. Оздоровительные минутки на уроках способствуют не только сохранению физического здоровья, но и сохранению их психического здоровья.
Личностно – ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. На начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с учениками были ориентированы на развитие личности ребёнка, его творческих способностей. В своей работе я применяю индивидуальный и дифференцированный подход, который оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе. Индивидуальный и дифференцированный подход даёт возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребёнка и способствует активизации познавательной деятельности. Дифференцированный подход осуществляю на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия работаю со всем классом, а после того как выполнено несколько упражнений, перехожу к дифференцированной самостоятельной работе. Дифференцированный подход использую не только на уроках, но и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляю с учётом знаний и способностей каждого ребёнка. Такие задания доступны учащимся разного уровня подготовки. В своей работе использую разноуровневые задания при выполнении контрольных, самостоятельных работ т.к. при выполнении этих работ учащиеся должны показать то, что они знают, а не то, что они не знают. Применение разноуровневых заданий помогает поддерживать положительные результаты.
Много лет я работаю в классах комплектах, конечно же, столкнулась с некоторыми трудностями, которые я старалась решать на методическом объединении учителей начальных классов.
Дети большую часть учебного времени работают самостоятельно, поэтому обучаю их методам приобретение знаний, работая с учебной книгой. Учебная книга принимает на себя обучающую функцию, обеспечивает ученику возможность самоконтроля, способствует формированию стиля мышления и языковой культуры.
Главная задача в классе комплекте это развитие внимания на уроках в малокомплектной школе. Многочисленные исследования ученых методистов, учителей практиков свидетельствуют о необходимости учета индивидуального развития познавательных процессов личности младших школьников - внимания, памяти, мышления, воображения. Учителя начальных классов должны увидеть не только недостатки подготовленности ребенка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и, исходя из этого, строить учебный процесс. Особенно актуален такой подход для сельских малокомплектных школ. Специфические условия работы класса-комплекта предъявляют, прежде всего, особые требования к вниманию младших школьников.
Сама обстановка учебных занятий в малокомплектной школе требует от учеников большой устойчивости внимания, чтобы не отвлекаться от самостоятельного выполнения задания, когда учитель, работая с другим классом, ведет оживленную беседу. Особенностью малокомплектных школ является наличие постоянных, в течение дня, факторов, отвлекающих внимание учащихся, обусловленных учебной работой детей других классов. Малочисленность класса-комплекта заметно изменяет организацию учебной деятельности школьников: 40 минут работы распределяются между малым числом учащихся. Нередко 5-10 минут учитель обучает одного- двух учеников, тем самым возрастает реальная нагрузка на каждого ученика. Это сказывается на утомляемости детей и, как следствие, на снижении внимания.
Ограниченность времени работы с учителем требует от учащихся быстрого переключения внимания от самостоятельного выполнении задания на другой вид работы. От скорости этого переключения зависит в целом темп урока. Если же учитель в течение 1-2-х минут ждет завершения, работы отдельных учеников, то снижение темпа урока приведет к снижению внимания учеников всего класса. В данной ситуации это влечет за собой следующее.
Невнимательный ученик при получении дальнейшего задания может, пропустит часть информации. Начав работу, он не сможет обратиться с появившимися вопросами к учителю, занятому уже с другим классом. Без уточнения задания ребенок ограничится его прочтением, опустив множество необходимых устных операций. Проверить своевременно правильность начатых действий в условиях объединенных классов трудно. Следовательно, задание будет выполнено не полностью или ученик допустит ошибку, исправить которую на данном уроке сложно. В результате теряется смысл выполнения упражнения, а в знаниях образуется пробел.
Хорошо развитое внимание позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы. В реальном учебном процессе учащиеся, устойчиво отстающие от задаваемого учителем темпа работы или опережающие его, нарушают синхронную работу класса, создают дополнительные трудности для учителя, которые перерастают в серьезную проблему в условиях малокомплектной школы.
Таким образом, функция внимания и пути его организации занимают одно из центральных мест в учебно-педагогическом процессе в малокомплектной школе. С другой стороны, задача управления процессом развития внимания, в отличие от обычной школы, наиболее разрешима в условиях сельской малокомплектной школы, так как небольшое количество учащихся в каждом из классов дает возможность учителю быстро узнавать не только характер, но и способности каждого ученика.
В настоящее время в педагогической литературе достаточно четко прослеживается линия на развитие внимания школьников на уроках математики в младших классах. Различные виды лабиринтов, варианты игры «Веселый счет» и др. требуют от учащихся продолжительной зрительной сосредоточенности, математической зоркости, развивать внимание. Припоминание правил, формул, процесс принятия решений, умение выполнять часть работы в уме, организация самоконтроля - все это требует хорошего уровня сформированности внутреннего плана действия, а активная мыслительная деятельность предполагает и хорошее внимание.

Повышение качества обучения и воспитания школьников всегда остается важнейшей задачей общеобразовательной школы. Реализация этой задачи требует от учителей малокомплектной школы изыскания эффективных путей совершенствования учебно-воспитательной работы, так как и содержание, и методы, и организационные формы учебного процесса находятся в неразрывной органической взаимосвязи.
В этом случае от учителя не требуется многократное переключение от одной дисциплины к другой, он оперирует близкими между собой представлениями и понятиями, и это дает ему возможность иногда объединять младших и старших детей для совместной работы.

Однопредметные уроки русского языка в малокомплектной школе должны отвечать как обще дидактическим, так и частнометодическим требованиям, предъявляемым к урокам русского языка. Соблюдение этих требований даст учителю возможность при работе с двумя классами сделать однопредметные уроки более значимыми для учащихся, особенно младшей возрастной группы, ибо они зрительно и на слух приобщаются к точной, грамматически правильной речи в течение всего урока. Одновременно у учеников обоих классов вырабатываются необходимые навыки самостоятельной работы, а у учителя появляется возможность организовать взаимопроверку учащимися выполненной работы, взаимопомощь, привлечь детей к самооценке, что в конечном итоге будет способствовать и решению воспитательных задач, выработке таких качеств личности, как доброжелательность, готовность прийти на помощь товарищу, стремление к познанию нового.

Планируя однопредметные уроки, учитель продумывает не только организацию урока, но и содержание, как самостоятельной работы учеников, так и работы под непосредственным руководством учителя. Опыт показывает, что целесообразнее использовать время под непосредственным руководством учителя для следующих видов работ: объяснение нового учебного материала (обращая при этом особое внимание на разъяснение учащимся сущности формируемых понятий и излагаемых знаний); первичное закрепление грамматико-орфографического материала, изученного на уроке; показ наиболее рациональных приемов применения полученных знаний при выполнении разнообразных упражнений; выявление степени осознанности, глубины и прочности формируемых знаний, умений и навыков; обобщение и систематизация изученного грамматического материала; составление таблиц, памяток и др.

Содержание самостоятельной работы учащихся на уроке может составить: самостоятельное повторение по учебнику ранее изученного программного материала; упражнения для первичного закрепления, изученного на уроке языкового материала с использованием примеров, преподнесенных учителем, и детально разработанных учебных заданий с элементами алгоритмизации; различные виды тренировочных упражнений в практическом применении изучаемых и ранее изученных знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, и др. Для правильной организации самостоятельной работы целесообразна и подробная разработка учебных заданий, которые должны содержать не только формулировку самого задания, но и указание на наиболее рациональную последовательность умственных и практических действий, выполняемых учениками в ходе самостоятельной работы на уроке.

Как уже было сказано, сочетание однопредметных уроков позволяет некоторые этапы урока проводить одновременно с двумя классами. Такую совместную работу двух классов следует рассматривать как отдельный прием, который применяется в случае его целесообразности, исходя из целей урока и характера учебного материала. Организуя совместную работу, учитель включает в урок однотемный материал и увеличивает время работы учащихся под непосредственным руководством учителя. Содержанием совместной деятельности учащихся 1-4 классов на однопредметных уроках могут быть упражнения типа звукобуквенного анализа слов, словарно-лексические упражнения, материалы занимательной грамматики и орфографии. Там, где однопредметные уроки проводятся во 2-4, 1-3 классах-комплектах, содержание общей для объединенных классов работы будет шире: это могут быть минутки чистописания, словарно-орфографические диктанты, различные виды грамматического и лексического разбора, составление предложений, текста по картинке, личным наблюдениям и др. Как обычно, на этих этапах происходит активное вовлечение обоих классов в активную деятельность, для учащихся же меньших возрастных групп этот этап требует своеобразной пропедевтической к изучению грамматики и правописания на последующих ступенях обучения.

Специфика урока при одновременной работе с двумя классами состоит и в том,
что, занимаясь с одним классом, учитель не оставляет без внимания другой класс: наблюдает за самостоятельной работой детей, в нужных случаях приходит им на помощь, вносит коррективы в задания для учащихся. На уроках русского языка в малокомплектной школе, можно использовать не все, что предлагают для учителей начальных классов. Огорчает то, что в последние годы на страницах журналов почти не печатаются статьи и рекомендации, предназначенные для малокомплектной школы. А таких школ с каждым годом становится больше. А помощи ждать неоткуда. Известно, что для облегчения работы некоторые этапы урока проводятся одновременно с двумя классами, На уроках русского языка это чистописание, словарная работа, на математике - устный счет. Легче всего спланировать минутки чистописания. Также можно проводить и однотемные уроки.
Стараюсь постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство. В этих целях : прохожу курсы повышения квалификации, провожу открытые уроки, участвую в научно-практических конференциях, семинарах и МО учителей начальных . Использую интернет - форумы, зарегистрирована на сайте проекта для учителей «Иифоурок» и участвую в международных олимпиадах. Награждена благодарственным письмом за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» . Мой достижения и методические пособия можно увидеть на сайте в Интернете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













































Приложение 1
Урок математики 2 класс. Урок «На каникулы в Простоквашино»
Тема: Закрепление пройденного материала (счёт в пределах 20, 100, решение уравнений, решение разного вида задач, единицы длины.
Цель урока: Закрепить изученный материал (счёт в пределах 20, 100, решение уравнений, решение разного вида задач, единицы длины), развитие внимания, мышления. Воспитывать любовь к математике и любимым мультяшным героям, воспитывать чувства взаимопомощи.
Оборудование: Доска, мультимедиопроектор, перфокарты, картинки героев, мультфильм «Зима в Простоквашино».
Ход урока.
1.Орг. момент.
Дядя Фёдор долго болел и отстал по математике по темам: счёт в пределах 20, 100, решение уравнений, решение разного вида задач, единицы длины. А на зимние каникулы ему хотелось поехать к своим друзьям в Простоквашино. Но папа его не отпускал. Тогда позвонили его друзья из Простоквашино и пообещали, что они позанимаются с дядей Фёдором. И мы с вами тоже поедем в Простоквашино, чтобы помочь ему. (Показ начала мультфильма «Зима в Простоквашино»).
И вот дядя Фёдор приехал к своим друзьям в Простоквашино.
2. Устный счёт.
Кот Матроскин для дяди Фёдора приготовил гимнастику для ума (презентация на компьютере)
А.) Игра «Считай не зевай»
Б.) Игра «Убери цветок»
В.) Игра «Вспомни и скажи».
Итог устного счёта.
3. Повторение пройденного материала.
а) Сели завтракать и только покушали, а Шарик говорит (картинка Шарика)
- Ты салат из редиски ел?
-Вот и реши задачу.
В одном пучке 11 редисок, а в другом 9. Для салата взяли 6 редисок. Сколько редисок осталось? (Дети решают задачу разными способами в тетради и объясняют у доски).
б) Следующее математическое задание предлагает Гаркуша (картинка Гаркуши).
Уловите закономерность (работа в парах)
1,3,5,7.
20,18, 16, 14
30, 29,27, 24, 20
(Один из пары объясняет у доски)
в) физминутка с ученической ручкой. Мы немного устали и дядя Фёдор предлагает нам отдохнуть.
г) Пока мы с вами отдыхали, Шарик придумал новое задание (картинка Шарика, задание на карточках). Он написал выражения, а знаки +, _ прикрыл кусочками колбаски.
30*8*10=34
25*10*5=40
40*7*20=13
50*14*30=34
(Самопроверка на доске).
д) На улице выпал снег и дядя Фёдор с друзьями предлагают нам пойти на улицу и убрать снег. (Задание на карточках) Поставить знак: <; >; =
38мм*4см 1см 8мм*20мм
5дм*1м 23мм*2см
Проверка (дети по одному бегут к доске, вставляют знак и объясняют).
е) Только после работы сели отдохнуть и попить чай как в гости пришёл почтальон Печкин. (Картинка Печкина). Он принёс нам сюрприз. Игра «Мозаика» (Каждому ребёнку даётся конверт, в котором лежит разрезанная на несколько частей открытка. Учитель читает задачу, а дети находят ответ на кусочке открытки и складывают, чтобы получилась открытка).
От коровы Мурки утром надоили 6 литров молока, а вечером на 4 литра больше. Сколько молока надоили от Мурки вечером? (10)
Почтальон Печкин за 2 дня разнёс 17 писем. В первый день 9 писем. Сколько он разнёс во второй день?
Мама дяди Фёдора на курорт взяла 4 вечерних платья. Когда несколько вечерних платьев она уже одевала, ей осталось одеть ещё 1 платье. Сколько ещё платьев ей осталось одеть?
Шарик поймал на рыбалке 5 карасей и 7 окуней. На сколько больше поймал Шарик окуней, чем карасей?
-Что за сюрприз приготовил вам Печкин? (новогодние открытки)
-Что написано на открытках?
Печкин хочет поздравить вас с наступающим новым годом. Пожелать всем здоровья и счастья. Давайте узнаем, сколько дней осталось до нового года. (Дети решают уравнения, записанные на доске).
-Если мы все ответы расположим в порядке возрастания, то узнаем, сколько дней осталось до любимого нашего праздника.
X+7=14 18-X=9 X-1=0 12-X=8 X+10=12 12-X=9 6+X=12 17-X=9
4.) Итог урока. Звучит песня из мультфильма «Зима в Простоквашино» «Если б не было зимы»
-Папа дяди Фёдора останется довольным, когда он за контрольную работу получит «5». Он очень благодарен вам и своим друзьям за помощь. А вам понравилось в Простоквашино? Понравилось работать с дядей Фёдором? А что понравилось? Как мы с вами работали? А вы довольны своей работой на уроке?
5.)Оценивание учащихся. Мы с вами много сделали, хорошо поработали. Сделали дело, можем погулять смело.
Слайд1
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415
Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


















Приложение 2




Урок математики в 1 классе
на тему «Закрепление пройденного материала».

Автор: Даирова А.Т. - учитель начальных классов.
2013 г.






Урок математики в 1 классе.




Тема:Закрепление пройденного материала.
Цель: Закрепить знания таблицы сложения, умения выполнять вычитание в пределах10, умение решать задачи. Закрепить знания состава чисел, знания читать примеры с использованием терминов «слагаемое, слагаемое, сумма». Развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Закрепить правила поведения на природе. Воспитывать у детей чувства дружбы, коллективизма, уважительного отношения к природе.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедиопроектор, камушки, слайды природы, перфокарты.


Ход урока.
Орг. момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка.
Устный счёт.
-У нас необычный урок т.к. у нас гости. И я вам сегодня предлагаю сходить в поход. Не просто поход, а математический поход. Где мы с вами отдохнём и повторим пройденный материал.
-А как мы себя будем вести на природе?
-А что мы возьмём с собой в поход?
-А игрушки?
А давайте мы с вами напоследок поиграем с ними.
Игра «Волшебные цифры».
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
д з л ц р б я ч м к т
(д- дом, з – звёздочка, л- лисица, ц –цветок, р- роза, б –бабочка, я –яблоко, ч- человек, м- машина, к - квадрат, т – треугольник).

Д+ц = т- р = р+з= к-ч=
Л+б * м к- я * л

Повторение и закрепление пройденного материала.
-Итак, собрали всё, что нам необходимо для похода и пошли все вместе, дружно.
(Дети встали, маршируют на месте, поют песню «Вместе весело шагать», идёт показ слайдов о природе).
-И вот мы с вами пришли на место где разобьём свой лагерь. ( на доске нарисован берег реки, палатки, в реке плавают рыбы).
-А где мы разобьём лагерь, вы отгадайте.
Течёт, течет, не вытечет.
Бежит, бежит, не выбежит.
(река).
-И вот мы разбили лагерь, поставили палатки.
- А чем мы сейчас будем заниматься отгадайте.
В воде она живёт
Нет клюва, а клюёт.
(рыба).
-Мы сейчас с вами будем рыбачить.
На какой реке мы с вами живём?
Какую рыбу мы можем с вами поймать?
Итак, взяли удочки и бежим рыбачить.
( Дети выбегают по одному к доске, снимают с доски рыбку и выполняют задания).
а.) расположи числа в порядке возрастания;
б.)поставь знак +, - ;
в.) задача;
г.) задача.
(Ребята читают задачу.)
- Повторите условие задачи, вопрос. Начертите схему на доске. Решение, ответ дети записывают в тетрадь с комментированием.
- Наловили много рыбы, почистили её, повесили котелок, в котором будет вариться уха. А теперь нужно развести костёр. А чтобы его разжечь, надо выполнить задание.
Найдите сумму чисел 3 и 5, 4и 2, разность чисел 10 и 1, 8 и 4.
- И вот костёр разгорелся. И пока вариться уха, давайте поиграем на берегу реки. (Повторение состава чисел. 8 это 1 да ещё и т.д. )
(составьте пример на сложение. 2 детей читают пример с названием компонентов, 2 детей составляют 2 примера на вычитание с названием компонентов).

Физминутка. (игра с камушками).

- Итак, уха у нас готова, мы её поели. И теперь после вкусного обеда пойдёмте отдыхать в палатки ( Работа в парах постоянного состава (дети работают стоя на ногах)).(Решают примеры счёт в пределах 10).
- Мы с вами на природе хорошо отдохнули и пора возвращаться домой. Мы сразу пойдём домой или ещё что-то должны сделать? (убрать мусор, потушить костёр).
- Чтобы затушить костёр мы должны с вами провести исследование.
( 1, 2, 3.
10, 8, 6.)
Нужно уловить закономерность и продолжить ряд чисел (Дети работают в парах, затем выходят к доске и объясняют).
-Идём домой под музыку, и поют песню «Вместе весело шагать».



4. Рефлексия урока.
С каким настроением вы вернулись домой?
Понравилось ли вам в походе?
Что понравилось?
Чем мы с вами занимались в походе?
Учитель оценивает работу учеников на уроке.














Самоанализ проведённого урока математики в 1 классе.
Дата: 25.02.13г
Место проведения: МБОУ «Украинская СОШ» Новодоновское отделение
Тема урока: закрепление пройденного материала.
Цель: Закрепить знания таблицы сложения, умения выполнять вычитание в пределах10, умение решать задачи. Закрепить знания состава чисел, знания читать примеры с использованием терминов «слагаемое, слагаемое, сумма». Развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Закрепить правила поведения на природе. Воспитывать у детей чувства дружбы, коллективизма, уважительного отношения к природе.
Форма урока: урок – поход.
Урок закрепления пройденного материала по теме « Состав числа 10», следующий в теме под номером 15. Место урока в разделе «Числа от 1 до 10» в 1 классе. В начале урока был положительный настрой на урок, я прочитала стихотворение. Также голос, мимика, жесты, пластика, голос настраивал на хорошую работу на уроке. Перед уроком класс был проветрен. Дети готовы к уроку. Освещение, тепловой режим соответствует нормам. Доска, карточки эстетически оформлены. В течение всего урока я осуществляла контроль за посадкой учеников. Соблюдала время, отведённое на каждый этап урока. Я выбрала нетрадиционную форму урока так как, это урок закрепления пройденного материала. А такие уроки у нас обычно проходят в нетрадиционной форме. Учащиеся 1 класса лучше усваивают материал в игровой форме. Доска оформлена в соответствии с темой урока. На доске нарисован мелом берег реки, на берегу стоит палатка , в реке плавает рыба. Этот урок тесно связан с таким предметом как окружающий мир. Для того, чтобы закрепить правила поведения и уважительное отношение к природе, Были показаны слайды с природой. Я загадывала детям загадки. На уроке я опиралась на знания детей природы нашего края. Дети сказали, на какой реке мы живём, какая рыба ловится у нас. Учащиеся на уроке повторяют правила поведения в походе (убрать после себя мусор и потушить костёр). Были соблюдены все этапы урока. Перед учащимися были поставлены цели и задачи урока. Были выбраны различные формы, виды, методы и средства обучения. Для того, чтобы воспитывать у детей чувства дружбы, коллективизма проводилась групповая, исследовательская работа. Также дети все вместе под музыку пели песню «Вместе весело шагать». Использовала различные виды проверки (взаимопроверка, самопроверка). . Один вид деятельности плавно сменялся другим видом деятельности. Так как это дети 1 класса, и они быстро устают, проводила физминутку, использовала элементы здоровьесберегающих технологий (игра с камушками), дети работали сидя на паласе, стоя на ногах, бегали к доске. Нагрузка на память и мышление соответствовала возрасту детей. Дети не были перегружены. Каждый этап плавно урока плавно переходил в следующий. Между этапами урока была логическая связь. На уроке мною применялся дифференцированный подход. Сильным детям давался материал повышенной сложности. Например, читают задачу, чертят схему на доске. Задачи записываются в тетрадь с комментированием. Более слабым, поставить в примерах знак +, -. Давались разноуровневые карточки. Учащиеся выполняли задания на заготовленных карточках, что позволяла экономить время и выполнить большой объём работы на уроке. В начале урока был психологический настрой на урок в форме стихотворения. Затем они узнали, что идёт в математический поход. Вспомнили как нужно себя вести, что нужно брать с собой. Поиграли с игрушками в устном счёте (игра «Волшебные цифры») повторили счёт в пределах 10. И затем я их плавно подвела к следующему этапу урока- повторение и закрепление пройденного материала. Дети все вместе дружно маршируют на месте и поют песню «Вместе весело шагать», а на экране идут слайды природы. Таким образом, учащиеся попадают на берег реки. Далее я загадываю им загадки. По этим загадкам дети понимают, что лагерь мы разобьём на берегу реки и будем ловить рыбу. Затем ребята бегут на рыбалку (подбегают по одному к доске, снимают рыбку и выполняют определённое задание). Располагают числа в порядке возрастания, ставят знак +,-, решают две задачи. К одной из задач на доске чертят схему задачи, записывают решение задачи с комментированием в тетрадь. Чтобы разжечь костёр ребята тоже выполняют задание, находят сумму и разность чисел. Пока уха вариться мы играем на берегу реки (повторяем состав чисел в пределах10). Далее на берегу реки мы играем с камушками (Физминутка с элементами здоровьесберегающих технологий). После того как дети поели уху они идут парами в палатки отдыхать. Там они решают примеры в пределах 10. Итак, чтобы вернуться домой дети должны убрать мусор и потушить костёр. Чтобы затушить костёр дети проводят исследования . Нужно уловить закономерность и продолжить ряд. Затем ребята под музыку снова возвращаются домой. В конце урока ребята сказали, с каким настроением они возвращаются домой, делятся своими впечатлениями о походе. Оценивают свою работу на уроке. Я словесно оцениваю работу всех учащихся на уроке. Урок закончился по звонку. Отклонений по отношению к плану урока не было. Знания, полученные и закреплённые детьми на этом уроке, говорят о том, что все учащиеся усвоили пройденный материал хорошо. Это позволяет учителю перейти к изучению следующего материала «Сложение и вычитание» (продолжение). Учащиеся в течение всего урока работали активно, показывали хорошие знания по пройденному материалу. Все поставленные цели и задачи были достигнуты.
















































































Root Entry