Рабочая программа по русскому языку 2класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеатнинская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
методическим объединением
учителей классов
Протокол №1 от 27.08. 2016г
________(Л.А. Самигуллина )
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Большеатнинская СОШ»
_________ ( Г.Э. Сабирзянова)
29.08.2016г «Утверждаю»
Директор МБОУ «Большеатнинская СОШ»
_____________ Г.И.Рахимзянова
Приказ № от 31.08 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
для 2Б класса
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Сабирзяновой Алии Шайдулловны
2015-2016 учебный год
1. Планируемые предметные результаты.
В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы предметные знания и умения, предусмотренные программой
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения,
К концу обучения во втором классе обучающиеся должны знать:
—названия и порядок букв русского алфавита;
—признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
—правила переноса слов;
—признаки предложения и текста;
—правила речевого этикета.
К концу обучения во втором классе обучающиеся должны уметь:
—использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
—вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
—различать устные и письменные формы общения;
—каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40-50 слов без пропусков и искажений;
—проверять написанное, сравнивая с образцом;
—проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение,
находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
—обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
—писать заглавную букву в именах собственных;
—писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30-40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
—правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; слова с е проверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
—различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
—находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
—проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
—выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданнуютему;
—находить в предложении главные члены;
—определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
—определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
—письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему;
—писать изложение текста в 40-55 слов с использованием вопросов.
Предметные результаты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Обучающийся научится:
ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
различать устные и письменные формы общения;
составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять внимание, терпение к собеседнику,
уважение к чужому мнению;
понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).
ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
понимать преимущества звуко-буквенного письма;
осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
передавать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость —с помощью букв а, о, э, у, ы);
разграничивать две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных, непроверяемых ударением;
верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
употреблять прописную букву;
правильно писать слова с удвоенными согласными;
правильно писать слова с непроиз носимыми согласными;
уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарями, понимать их назначение;
иметь представление о единообразном написании слова.
Лексика
Обучающийся научится:
формировать ценностное отношение к слову;
расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
составлять двусторонние модели слов;
формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.
Обучающийся получит возможность:
научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
называть части слова;
выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
различать предлоги и приставки;
находить суффикс в слове, определять значение, которое придаёт слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
понимать принцип единообразного написания морфем;
составлять слова с предложенными морфемами.
Морфология
Обучающийся научится:
определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.
Обучающийся получит возможность:
научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Обучающийся научится:
находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
определять число имён существительных.
Обучающийся получит возможность научиться:
верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).
ГЛАГОЛ
Обучающийся научится:
находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
определять число глаголов.
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
на практическом уровне изменять глаголы по временам.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Обучающийся научится:
находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
образовывать имена прилагательные от других частей речи.
СИНТАКСИС
Предложение
Обучающийся научится:
выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
составлять предложения разных типов.
Текст
Обучающийся научится:
озаглавливать текст;
определять тему и главную мысль текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
составлять план текста на основе памяток, образцов;
составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).
2. Содержание учебного предмета
Мир общения
Собеседники Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык - самое удобное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи.
Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы.
Культура устной и письменной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.
Слово, предложение и текст в речевом общении Различия функции слова и предложения.
Типы предложений по цели высказывания и по интонации.
Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
Главный помощник в общении - родной язык Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений.
Звуки и буквы. Слог. Ударение Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов.
Роль гласных и согласных звуков в речи.
Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания.
Понятие орфограммы.
Звук «и» и буква «и» Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова.
Звук «э» и буква «э» Слова с буквой э в начале и в середине слова.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме Парные и непарные по мягкости-твёрдости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука. Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щнСохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм слов сданными буквосочетаниями.
Слог. Перенос слов Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов.
Ударение. Ударный слог
Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическимсловарем.Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме
Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями
Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. Развитие навыков работы с орфографическим словарём.
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме
Парные по звонкости-глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов.
Слова с удвоенными согласными
Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными.
Контрольная работа. Работа над ошибками Непроизносимые согласные Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака.
Слово и его значение
Что рассказало словоСлово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей). Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его значения).
Имена собственные и нарицательные Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные).
Слова с несколькими значениями Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)Омонимы, их роль в речи.
Слова, близкие по значению (синонимы) Синонимы, их роль в речи.
Слова, противоположные по значению (антонимы) Роль антонимов в речи.
Устойчивые сочетания слов Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.
Тематические группы слов Распределение слов по тематическим группам.
Контрольная работа. Работа над ошибками Состав слова Как собрать и разобрать слово Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Наблюдение за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах.
Правописание безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова.
Приставка Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову.
Правописание разделительного твёрдого знака.
Суффикс Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т.п.).
Окончание Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.
Части речи Что такое части речи Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов.
Имя существительное
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов - грамм).
ГлаголГлагол как часть речи, Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное#
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по числам. Роль прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи.
Предлог
Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов.
Предложение. Текст
Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные члены
предложения - подлежащее и сказуемое.
Текст, определение текста, типы текстов. Записка как вид текста, её особенности, письмо как вид текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности.
Повторение изученного за год
№ Название разделов Всего часов Контрольные диктанты Контрольное списывание
1 Мир общения 14ч 1
2 Звуки и буквы. Слог. Ударение 58ч 1 3
3 Слово и его значение 28ч 1 1
4 Части речи, состав слова 28ч 1 5 Предложение. Текст 8ч Всего 136 3 5
3. Календарно- тематическое планирование.
Формы урока:
1. Структура урока усвоения новых знаний: (Освоения новых знаний ОНЗ)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
5. Структура урока контроля знаний и умений
 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
 7. Структура комбинированного урока.
Основные виды учебной деятельности:
-беседа, тестирование, коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
№ Кол-во часов Тема урока Дата Приме
чание
Календ. Факт. Раздел "Мир общения" (14 часов).
1 1 Мир общения. Собеседники.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ
1.09 2 1 Письменная речь.
Для чего нужна письменная речь? Правильно записывать имена собственные. Грамотно оформлять предложения на письме.
2.09 3 1 Условия письменного сообщения.
Оформление на письме предложения. Правильность написания парного согласного, безударного гласного в корне слова. 5.09 4 1 Слово, предложение и текст в речевом общении
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
5 1 Слова с непроверяемым написанием.
Понятие «слова с непроверяемым написанием». 7.09 6 1 Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка .Как оформить предложение на письме? Оформление предложений на письме. Разграничивать слово и предложение. 8.09 7 1 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Какие бывают предложения? Различение предложений по цели высказывания и по интонации. 9.09 8 1 Восклицательные и невосклицателные предложения.
Что такое знаки препинания? Различение предложений по типу высказывания, осознание постановки знаков препинания в конце предложении. 14.09 9 1 Основные свойства текста. Входная контрольная работа
Зачем нужен заголовок? Понимать, что должен отражать заголовок текста, научиться озаглавливать текст. 15.09 10 1 Последовательность предложений в тексте. Творческий диктант.
Для чего нужен текст? Показать смысловую связь предложений в тексте. Деление текста на предложения. 16.09 11 1 Три вида текста.
Какие бывают тексты? Дать представление о разных типах текстов, показать, что выбор типа текста обусловлен целью автора. 19.09 12 1 Главный помощник в общении – родной язык.
Для чего нужно владеть речью? Создание наглядно-образного представления о структуре языка. Показать необходимость владения языком для успешного общения. 21.09 13 1 Богатства языка.
Функции языка – возможность выражать мысли, получать информацию, вызывать у людей добрые чувства. 22.09 14 1 Текст. Контрольное списывание №1 «Грибы».
Правильно писать безударные гласные в корне слова, парные согласные, знать, какой должна быть речь. 23.09 Раздел "Звуки и буквы. Слог. Ударение." (58 часов).
15 1 Гласные и согласные звуки.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. 26.09 16 1 Алфавит. Роль алфавита.
Для чего нужен алфавит? Закрепление знаний об алфавите. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
28.09 17 1 Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи.
Осознание разницы в работе органов речи при образовании гласных и согласных звуков. 29.09 18 1 Соотношения «звук-буква» в словах.
Сформирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и написании.
30.09 19 1 Правописание безударных гласных, парных согласных.
Как писать безударную гласную? Развитие орфографической зоркости учащихся при определении «ошибкоопасных» мест: написание букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных звуков ( в конце слова). 3.10 20 1 Звук [й’] и буква Й.
Различие гласного звука [и] и согласного звука [ й’]. 5.10 21 1 Перенос слов с буквой Й в середине слова.
Что такое перенос слова? Перенос слов с буквой й. 6.10 22 1 Перенос слов. Закрепление.
Записывание слов с буквой й, выполнение деления для переноса. 7.10 23 1 Звук [э] и буква Э
Произношение и записывание слова с буквой э. 10.10 24 1 Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Различие парных согласных звуков. Систематизация знаний детей о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. 12.10 25 1 Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.
Как на письме обозначать твердые и мягкие согласные? Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я. 13.10 26 1 Волшебный мягкий знак.
Для чего нужен мягкий знак? Навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме 14.10 27 1 Перенос слов с мягким знаком. Предупредительный диктант.
Правила переноса слов с мягким знаком. 17.10 28 1 Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё,Ю, Я, И.
Навык употребления гласных букв для обозначения твердости и мягкости предшествующих согласных. 19.10 29 1 Обозначение мягких согласных звуков на письме.
Навык употребления гласных букв для обозначения твердости и мягкости предшествующих согласных. 20.10 30 1 Две функции букв Е, Ё, Ю, Я, И.
Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных звуков на письме. Две функции букв Е, Ё, Ю , Я, И. 21.10 31 1 Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.
Навык обозначения мягкости согласных звуков на письме. Умение различать две функции букв Е, Ё, Я, И, Ю. 24.10 32. 1 Обозначение мягких согласных звуков на письме.
Навык орфоэпически верного произношения слов. 26.10 33 1 Повторение изученных орфограмм.
Навык классифицировать слова по заданному признаку.
Контрольное списывание №2 27.10 34 1 Работа над ошибками. Правописание жи-ши.
Что такое шипящие согласные? Вспомнить понятие «шипящие согласные звуки». 28.10 35 1 Правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.
Навык правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ. Развитие речи учащихся при изменении слов – названий предметов по числам 7.11 36 1 Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Навык правописания буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 9.11 37 1 Правописание буквосочетаний. Учимся писать изложение.
Развитие речи детей при подготовке к изложению текста и написании изложения. 10.11 38 1 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.
Формирование умений орфографически верно записывать эти буквосочетания 11.11 39 1 Повторение изученных орфограмм: буквосочетания с шипящими согласными звуками.
Навык написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 14.11 40 1 Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,ЧН,ЧК, ЩН.
Навык написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН.
16.11 41 1 Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН.
Навык написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН.
17.11 42 1 Слог. Перенос слов. Картинный диктант.
Для чего нужно делить слова на слоги? Правила деления слов на слоги.
18.11 43 1 Закрепление. Слог.
Навык деления слов на части для переноса. Развитие внимания детей при нахождении неверных вариантов переноса слов, при нахождении еще не изученных правил. 21.11 44 1 Ударение.
Что такое ударение? Показ смыслоразличительной функции ударения. Показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении с людьми. 23.11 45 1 Ударный слог. Контрольное списывание №3.
Навык нахождения ударного слога в словах. Показать особенность буквы Ё. 24.11 46 1 Работа над ошибками. Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е.
Умение находить в словах буквы безударных гласных звуков. Умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова. 25.11 47 1 Родственные слова.
Родственные слова – что это? Смысловая связь родственных слов, развитие речи учащихся при составлении текста на заданную тему. 1.12 48 1 Смысловая связь в родственных словах.
Обращение внимания на смысловую связь родственных слов. 2.12 49 1 Правописание безударных гласных.
Развитие умения подбирать проверочные слова. 5.12 50 1 Безударные гласные, непроверяемые ударением.
Показ отличия алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением. 7.12 51 1 Написание непроверяемых безударных гласных.
Формирование потребности в обращении к орфографическому словарю при написании слов с непроверяемым написанием. 8.12 52 1 Правописание слов с двумя безударными гласными. Зрительный диктант.
Формирование умений проверять слова с двумя безударными гласными. 9.12 53 1 Слова с двумя безударными гласными.
Активизация навыков работы с орфографическим словарем. Развитие мышления при прогнозировании содержания текста по его заглавию. 12.12 54 1 Самостоятельная работа. Безударные гласные звуки.
Проверка уровня усвоения темы «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме» 14.12 55 1 Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Как отличить звонкие и глухие согласные? Различие между звонкими и глухими согласными звуками. Пояснение, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова – это орфограмма. 15.12 56 1 Парные согласные.
Продолжение формирования представлений о единообразном написании слов. Показ важности орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи. 16.12 57 1 Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.
Показ разных способов подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой. 19.12 58 1 Непарные по звонкости-глухости согласные.
Выяснение , почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо. 21.12 59 1 Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.
Нахождение и проверка парных по звонкости-глухости согласных в середине слова. 22.12 60 1 Контрольный диктант. Мороз не страшен. №1 23.12 61. 1 Работа над ошибками. Способы проверки парных согласных в середине слова.
Активизация словарного запас при подборе проверочных слов. 9.01 62 1 Слова с удвоенными согласными.
Сформулирование представлений о словах с удвоенными согласными. 9.01 63 1 Правила переноса слов с удвоенными согласными.
Закрепление умения правильно писать слова с удвоенными согласными. Развитие речи при составлении рассказа по рисунку.
11.01 64 1 Правописание слов с удвоенными согласными. Проверочная работа.
Определять слова, в которых есть удвоенная согласная.
12.01 65 1 Непроизносимые согласные.
Использование словарных слов с непроизносимыми согласными. 13.01 66 1 Причины появления непроизносимых согласных в словах.
Причины появления непроизносимых согласных в словах. Умение распознавать изученную орфограмму. 16.01 67 1 Разделительный мягкий знак.
Систематизация знаний учащихся об употреблении разделительного мягкого знака. Развитие фонематического слуха детей при восприятии слов с разделительным мягким знаком и без него. 18.01 68 1 Две функции мягкого знака в словах.
Две функции мягкого знака в словах. Умение использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных звуков. 19.01 69 1 Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме.
Умение различать две функции ь: показатель мягкости согласного звука и разделительный. 20.01 70 1 Написание объявления.
Для чего нужны письма? Развитие речи учащихся при написании поздравительного письма. Показать, из каких частей должно состоять письмо. 23.01 71 1 Звуки и буквы. Слог. Ударение.
Контрольное списывание №4
Проверка и систематизация основных знаний по изученному материалу. 25.01 72 1 Работа над ошибками. Звуки и буквы.
Корректировка орфографических навыков. Систематизация изученных орфограмм 26.01 Раздел "Слово и его значение" (28 часов).
73 1 Различие в функциях: называть ряд однородных предметов или единичный предмет.
Ценностное отношение детей к слову. Расширение словарного запаса учащихся словами разных тематических групп. 27.01 74 1 Правописание имён собственных.
Представление детей об основном назначении (функции) имен собственных. 30.01 75 1 Слова с несколькими значениями. Работа со словарями.
Определение многозначных слов и обосновывание своего мнения. Прививать навыки работы с толковым словарем. 1.02 76 1 Многозначные слова. Работа со словарями. Письмо по памяти.
Определение конкретного значения многозначного слова в речевом употреблении. 2.02 77 1 Роль слов с переносным значением.
Понимание роли слов с переносным значением в речи. 3.02 78 1 Омонимы.
Углубление знаний о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению. Роль омонимов в речи. 6.02 79 1 Синонимы, их роль в речи.
Углубление знаний о словах, близких по значению. Различие слов-синонимов 8.02 80 1 Роль синонимов в речи.
Выработка навыка коммуникативно оправданного использования синонимов в речи. Знакомство с синонимами – словами речевого этикета. 9.02 81 1 Слова, противоположные по значению (антонимы).
Расширение знаний об антонимах, обогащение речи антонимами разных частей речи 10.02 82 1 Происхождение, употребление в речи фразеологических оборотов.
Выразительные возможности фразеологических оборотов. Обогащение речи детей фразеологизмами. 13.02 83 1 Тематические группы слов
Объединение слов в группы. Определение признака для объединения слов в тематическую группу и обосновывание своего мнения. 15.02 84 1 Обобщение. «Слово и его значение»
Активизация словарного запаса и обогащение его словами разных тематических групп. 16.02 85 1 Слово как объединение морфем.
Общее представление о морфемном составе слова и о единообразном написании морфем 17.02 86 1 Морфемный состав слова
Выделение корня в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней. 20.02 87 1 Семантическая значимость корня слова
Умение выделять корень в родственных словах. Научить разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. 22.02 88 1 Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Развитие навыка правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного нахождения корня, верного подбора однокоренных слов. 24.02 89 1 Сопоставление однокоренных слов по написанию.
Формирование умения подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова. 27.02 90 1 Безударные гласные в корне слова» Контрольное списывание №5
Определение уровня усвоения детьми орфограммы «Безударные гласные в корне слова» 1.03 91 1 Безударные гласные в корне слова. Работа над ошибками.
Выполнение работы над ошибками допущенные в проверочной работе. 1.03 92 1 Правописание слов с изученными орфограммами.
Повторение правил проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные звуки в конце слова и в середине слова перед другими согласными. Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. 2.03 93 1 Приставка, её роль в слове.
Представления о приставке как значимой части слова. Работа над «Копилкой приставок». 3.03 94 1 Правописание разделительного твёрдого знака.
Правила употребления разделительного твердого знака. 6.03 95 1 Правописание разделительных Ъ и Ь. Объяснительный диктант.
Случаи употребления разделительных твердого и мягкого знаков. Научить школьников конструировать слова из данных морфем. 9.03 96 1 Значение некоторых суффиксов. Роль суффиксов в речи.
Представление о суффиксе как значимой части слова. Показ роли суффикса в передаче оттенков значения слова и образования новых слов. 10.03 97 1 Окончание, его основная функция, отличие от других частей слова.
Представление об окончании как изменяемой части слова, показ роли окончания при связи слов в предложении. Выработка правильного употребления окончаний в устной и письменной речи. 13.03 98 1 Состав слова (обобщение знаний).
Обобщение знаний о частях слова. Закрепление умений проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем. 15.03 99 1 Контрольный диктант №2 по разделу «Состав слова»
Определение уровня усвоения темы, уровня сформированности умений выделять морфемы в слове, понимания роли каждой части слова в выражении его значения. 16.03 100 1 Состав слова. Работа над ошибками.
Анализ ошибок, допущенные в контрольной работе, определение орфограмм. Повторение правил разбора слова по составу. Подбор однокоренных слов к данным. 17.03 Раздел "Части речи" (28 часов).
101 1 Части речи как группы слов, объединённых общим значением.
Представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи. Образное представление о языке как о четко организованной структуре. 29.03 102 1 Создание представления о грамматическом значении частей речи.
Показ роли слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. Развитие речи учащихся при составлении предложений по опорным словам разных частей речи. 30.03 103 1 Имя существительное как часть речи.
Введение понятия «имя существительное». Показ различия между одушевленными и неодушевленными существительными. 31.03 104 1 Существительные на вопросы кто?, что?
Расширение представлений о категории одушевленности-неодушевленности имен существительных. 3.04 105 1 Собственные и нарицательные имена существительные.
Закрепление навыка употребления заглавной буквы в именах собственных. 3.04 106 1 Собственные имена существительные. Проверочная работа.
Проверка умений различать мотивированные и немотивированные имена существительные. Развитие речи при образовании разных вариантов личных имен. 5.04 107 1 Основные семантические группы собственных имён существительных.
Формирование навыков речевого этикета при использовании личных имен. 6.04 108 1 Изменение имён существительных по числам.
Знакомство с категорией числа имени существительного. 7.04 109 1 Варианты окончаний имён существительных во множественном числе.
Работа над верным употреблением имен существительных, имеющих вариативные формы окончаний. 10.04 110 1 Имя существительное. Проверочная работа.
Систематизация знаний об имени существительном. Определение уровня усвоения темы. 12.04 111 1 Глагол как часть речи.
Представление о глаголе как части речи. 13.04 112 1 Группы глаголов.
Представление о тематических группах глаголов. 14.04 113 1 Изменение глаголов по числам.
Наблюдение за изменением глаголов по числам. Развитие грамматической верной речи при трансформации предложений, связанной с изменением формы числа глагола. 17.04 114 1 Роль глаголов в речи.
Формирование представлений о коммуникативной важности грамотного сочетания слов в предложении. Развитие умения руководствоваться нормами речевого этикета: вежливого обращения к взрослому. 19.04 115 1 Наблюдение за изменением глаголов по временам без введения термина.
Наблюдение за изменением глаголов по временам. Формирование умений свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глаголов.
20.04 116 1 Роль глагола в речи .Объяснительный диктант.
Показ организующей роли глагола в образовании предложений. Обобщение имеющихся знаний о глаголе. Закрепление умения находить глаголы в речи. 21.04 117 1 Изменение глаголов по числам и по временам. Обобщающий урок.
Систематизация знаний о глаголе. 24.04 118 1 Имя прилагательное как часть речи.
Представления об имени прилагательном как части речи. 26.04 119 1 Роль имён прилагательных в речи.
Роль имён прилагательных в предложении 27.04 120 1 Изменение имён прилагательных по числам.
Определение особенности согласования имен существительных и прилагательных по числам. Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам. 28.04 121 1 Распределение имён прилагательных по тематическим группам.
Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи. Обогащение речи именами прилагательными разных тематических групп, прилагательными с синонимическими и антонимическими значениями. 3.05 122 1 Употребление имён прилагательных в речи.
Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи. 3.05 123 1 Словесные средства создания художественного образа.
Развитие образного мышления и речи детей. Показ возможностей использования слов разных частей речи в тексте. Наблюдение за словесными средствами создания художественного образа. Развитие речи при составлении загадок, рассказа по рисунку. 4.05 124 1 Предлог, его роль в речи.
Показ необходимости использования предлогов для связи в предложении и словосочетании. 5.05 125 1 Правописание предлогов.
Показ необходимости использования предлогов для связи в предложении и словосочетании. 8.05 126 1 Различие написания приставок и предлогов.
Знакомство с правилом написания предлогов с другими словами. Развитие умения использовать предлоги в речи при составлении словосочетаний, редактировании текста. 10.05 127 1 Итоговый контрольный диктант.
Систематизация знаний учащихся об изученных частях речи 11.05 128 1 Работа над ошибками. Части речи.
Выяснение причин, по которым допустили ошибки, определение необходимых действий для того, чтобы не повторить их. 12.05 Раздел "Предложение. Текст" (8 часов).
129 1 Предложение.
Наглядно-образное представление о предложении как о цепочке связанных между собой слов. 15.0 130 1 Главные члены предложения.
Понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения. Выделение подлежащего и сказуемого в двусоставных предложениях на основе вопросов. 15.05 131 1 Связь слов в предложении.
Определение связи между предложениями в тексте, задавая вопросы от одного предложения к другому. 17.05 132 1 Текст.
Активизация известных сведений о тексте. Развитие логического мышления при восстановлении последовательности предложений в тексте. 18.05 133 1 Типы текста.
Активизация знаний о трех типах текстов: описание, повествование, рассуждение. Показ обусловленности выбора типа текста целью высказывания. 19.05 134 1 Закрепление пройденного. Предложение. Текст.
Проверка уровня усвоения знаний по изученным в разделе темам. 22.05 135 1 Виды текстов. Записка, письмо, приглашение.
. Особенности построения записки, письма, приглашения. 24.05 136 1 Итоговый урок. Повторение орфограмм.
Создание положительного отношения к изученному на уроках материалу, показ его важности в повседневной жизни. 25.05