Презентация Использование современных образовательных технологий в учебном процессе


«Использование современных образовательные технологий в учебном процессе» Байдукова Ольга Лукинична, учитель истории МАОУ СОШ № 63 Развитие образовательных процессов: ключевые слова Технология Общепринятая точка зрения Парадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований.Современное образование развивается в контексте перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной. Я знаю, что…! Я знаю, как …! Ключевые понятия в обучении Системно-деятельностный подход Чему учить?(Обновление содержания образования) Как учить? Ради чего учить? (Ценности образования) (Обновление технологийобучения) Универсальные учебные действия Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные Современные образовательные технологии «Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.Образовательная технология –совокупность наиболее рациональных способов организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. Педагогический словарь Цель Процесс Результат (сформированность УУД) Критерии, составляющие сущность образовательной технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);отбор и структура содержания (что);оптимальная организация учебного процесса (как);методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего);учёт необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! Поэтому результатом образования должны быть не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни. А учит ли этому традиционная школа? А учит ли этому традиционная школа? Решение жизненных проблем Это нас жизнь ставит в ситуацию затруднения и проверяет на прочность. Мы ставим цель: «Чего мы хотим добиться в жизни?» Мы обдумываем варианты решения и пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)Мы, получив результат, сравниваем его с целью. Мы делаем вывод – добились своего или нет. Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников.2. Учитель объявляет новую тему.3. Учитель объясняет новую тему.4. Учитель организует закрепление знаний учениками. В традиционнойсистеме образовательногопроцесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Переход на новые образовательные стандарты требует изменение роли участников педагогического процесса. Ученик Получает готовую информацию Осуществляет:поисквыборанализсистематизацию ипрезентациюинформации Транслируетинформацию Новое качествообразования Новый образовательныйрезультат Компетентности и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся Самое главное в жизни – это собственный опыт. Вальтер Скотт Если не знаешь куда плыть,никакой ветер не будет попутным. Сенека «Нельзя человека научить на всю жизнь,его надо научить учиться всю жизнь!» педагогическая истина преподаватель является не только источником информации для школьников, а, прежде всего, организатором работы по извлечению этой информации. Его задача: научить ученика учиться. При новой дидактической модели образования У каждого ученика уже есть свой личный опыт, свои интересы, способности … Ребенок учится лучше и научится ́большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям, его возможностям, когда в процессе активной деятельности он может использовать имеющийся у него личный опыт. Из чего же складывается качество знаний. 1.Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков (ЗУН).2.Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально - нравственные ориентации.3.Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.4. Стабильность здоровья учащихся.5.Удовлетворённость учителя своей работой.Все эти составляющие можно реализовать через эффективное использование современных образовательных технологий. Традиционное понятие «урок» по – прежнему остается главной формой организации учебного процесса. Но …. урок сегодня – это урок, направленный на формирование и развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИй (УУД). «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». А. Дистервег Современные образовательные технологии Сотрудничество Урок Разноуровневое содержание образования УМК ИКТ Компетентностно-деятельностный подход в образовании Нужно помнить: уровень сформированности учебной деятельности = уровеню развития личности. Эффективным станет урок, учитывающий постулаты: словесные средства обучения - 10 – 20 % (слышит ученик); наглядные – 50 % (видит); практические – 90 % (делает сам). Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего в соответствии с ФГОС. Подготовка к уроку Жестко придерживается структурируемого конспекта урока Работает по сценарному плану урока, свобода в выборе форм, способов и приемов обучения. Основные этапы урока Акцентирует внимание на объяснении и закреплении учебного материала. Акцентирует внимание на самостоятельной деятельности обучающихся (более половины времени урока). Главная цель деятельности учителя Успеть выполнить все, что запланировано. Организовывает деятельность детей: по поиску и обработке информации;- обобщению способов действия;постановке учебной задачи и т.д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности для детей) Формулировки: спишите, сравните, найдите, выпишите и т.д. Формулировки: проанализируйте , докажите, сравните, выразите символом, создайте схему, выберите решение, оцените и т.д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и индивидуальная. Нестандартное ведение урока Иногда используется Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут 2 педагога, урок проходит при поддержке тьютора или в присутствии родителей. Образовательная среда Создается учителем (выставки работ обучающихся) Создаются обучающимися Результаты обучающихся Предметные+++++Нет портфолио Предметные, метапредметные, личностные.+++++Создайте портфолио Оценивание Основная оценка – оценка учителя++++Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ. Ориентир на самооценку, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения каждого ребенка («приращение»). Оценка промежуточных результатов обучения. Характеристика изменений в деятельности учителя на уроке (в соответствии с ФГОС в помощь новичку): Кейс-технологии как способ формирования универсальных учебных действий "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда".Конфуций Определение кейса Кейс (от лат. casus- запутанный, необычный случай). Кейс (от англ. case - случай). Кейс (от англ. case - чемодан). Кейс Чемодан Запутанныйслучай Содержимое Проблема Суть кейса: Учащиеся получают пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Методы кейс-технологии: Метод инцидента (самостоятельный поиск информации);Метод разбора деловой информации (проблема + информация для обработки);Метод ситуационного анализа (текст с описанием ситуации и задача, требующая решения). Какие умения развивает кейс-технология? Кейс-метод развивает: Аналитические умения (классифицировать, выделять существенную информацию, анализировать её);Практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);Творческие умения (творчество в решении проблемы);Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);Социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.) Традиционный урок1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителем3.Объяснение темы учителем4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками2.Актуализация учениками своих знаний3. Поиск решения проблемы учениками4.Выражение решения,5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)Цель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми Работа с учебником Регулятивные УУДУчиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.Составлять план.Работая по плану, сверять свои действия с целью.Определять степень успешности выполнения своей работы.(Из программы формирования УУД) * Технология проблемно-диалогического обучения – это сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Лена: На юге жарко. Миша: А как же Южный полюс? Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно?РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений Урок объяснения нового материала Урок «открытия» знаний Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалогПознавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. «Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока» Эффективные приемы и формы работы с учебником Самостоятельное ознакомление учащихся с правиломПоиск в учебнике ответов на вопросы учителяПользование справочным материалом учебникаСамостоятельная работа учащихсяРабота с чертежами, схемами, таблицамиЧтение текстаНахождение в тексте ответа на вопросСоставление планаСочинение по рисункуЧтение по ролямНахождение отрывка к рисункуЧтение сносокНахождение слов на заданное правило Формирование учебных навыков при работе с учебником Ориентирование в учебникеВосприятие заданияВыполнение заданияРабота с текстомВыполнение заданий с ориентированием на условные обозначенияРабота со словарёмРабота с дополнительной литературой Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой. Работа с текстом учебника «Задай вопрос». Во время работы над текстом ученики получают задание составить к нему вопросы. В 6 классе начинаем с того, что составляем в месте вопросы к абзацу. Они начинаются со слов «Что…? Когда..? Где..?» В 7 классе вопросы составляют самостоятельно, начиная со слов «Почему?»В 8 классе составляем вопросы уже по всему параграфу. Чтобы время на уроке не затягивалось, количество вопросов и время на их составление необходимо ограничивать. Я считаю, что хороший вопрос составить не так-то просто. Постепенно с детьми, устанавливаем «стоимость вопросов»:1. Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов, начинающиеся со слов: «Кто? Что? Когда?», оцениваются в 1 балл.2. Вопросы, направленные на репродукцию процесса, начинающиеся со слов: «Как? Каким образом?» оцениваются в 2 балла. 3. Вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей, начинающиеся со слов: «Почему? В чем причины?», оцениваются в 3 балла.. В 9 классе такую работу можно давать и домой, заранее предупредив, что вопросы в конце параграфа можно использовать лишь в качестве образца. В 10-11 классах ориентировать учащихся на составление вопросов, требующих анализа, синтеза с ранее изученным материалом. Они начинаются со слов: «Что общего? В чем особенности? Сравните… Докажите…» Умение задавать вопросы помогает им и при написании рассуждений, учит их «организовывать» текст. Причем, это умение важно как при написании рассуждения по русскому языку на ЕГЭ, так и при написании эссе по обществознанию. Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде. Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость, социальную значимость. Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия ! Конструктор задач ( Б. Блум, Л.С. Илюшин)мыслительные операции, применяемые на урокахМодель урока Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка 1. Назовите основные части … 8. Объясните причины того, что 15. Изобразите информацию о … графически 22. Раскройте особенности … 29. Предложите новый (иной) вариант … 36. Ранжируйте и обоснуйте … 2.Сгруппируйте вместе все … 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы … 16. Предложите способ, позволяющий… 23.Проанализируйте структуру … с точки зрения … 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … 37. Определите, какое из решений является оптимальным … 3.Составьте список понятий, касающихся … 10. Покажите связи, которые на ваш взгляд существуют между … 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), которые показывают … 24. Составьте перечень свойств…, хар-щих … с точки зрения … 31. Найдите необычный способ, позволяющий … 38. Оцените значимость для … 4. Расположите в определенном порядке … 11. Постройте прогноз развития … 18. Сравните … и …, а затем обоснуйте. 25. Постройте классификацию… на основании… 32. Придумайте игру, которая … 39. Определите возможные критерии оценки … 5. Прочитайте самостоятельно … 12.Прокоментируйте положение о том, что … 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий… 26. Найдите в тексте (схеме) то, что … 33. Предложите новую (свою) классификацию… 40. Выскажите критическое суждение о… 6. Вспомните и напишите … 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20. Проведите презентацию … 27. Сравните точки зрения … и … 34. Изложите в форме … свое мнение (понимание) … 41 Оцените возможности … для … * Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Технология развития критического мышления. Критерии оценки результата Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся, которые могут быть раскрыты через следующие показатели:Оценка (Где ошибка?)Диагноз (В чём причина?)Самоконтроль (Каковы недостатки?)Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)Прогноз (Постройте прогноз).Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта. Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:находить, осмысливать, использовать нужную информацию;анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации ТЕХНИКА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ТЕХНИКА ОБРАТНОЙ СВЯЗИЦенность этого приема в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Эта формула помогает ученикам «организовывать» свой ответ.ПОПС- формула: спорные суждения дискуссии.П – позиция: я считаю что?О- обоснование: потому что?П- пример: например С – следовательно: поэтому следует…. Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия: 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов:– актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла:– получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия:– размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения. Некоторые стратегии технологии развития критического мышления Стадия «Вызов»«Понятийное колесо» Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ на уроке истории Древнего мира «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Кто такие археологиЧто такое исторические источники Как работают археологиКак находят археологические памятники Какие существуют виды исторических источников ТЕХНИКА СЖАТИЯ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. Ключевые слова.Предлагаю подобрать «ключевые слова» или «ключевые словосочетания», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Лучше всего указать их количество. Мы обычно пользуемся «славной пятеркой». Пример. При изучении темы «Восстание декабристов» выделены «ключевые словосочетания»: 1. Междуцарствие 2.Сенатская площадь3. Южное и Северное 4. Русская правда и Конституция. 5. Сибирь Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты: Фишбоун на уроке истории в 6 классеТема «Феодальная раздробленность на Руси Причины распада Древней Руси Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономической мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Раздробленность на Руси была неизбежна Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия» Значки Ключевые слова уже знал Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию +новое Конкиста – завоеваниеКолония – территория, потерявшая независимость –думал иначе Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ?есть вопросы Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары «5 строчек». (Синквэйн)Суть в том, чтобы составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую «белый» стих. 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы). СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕГЛАГОЛ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛКЛЮЧЕВАЯ ФРАЗАСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Примеры. Тема. Россия в 1900-1917 ггРоссия 2. царская, самодержавная3. воюет, подавляет, свергает 4. эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты5. сдвиг в российском обществе Тема «Деятельность людей и её многообразие» ДеятельностьАктивная целенаправленнаяпреобразовывает создает проявляетформа существования человеческого обществацелеполагание Первая строчка представляет собой существительное, как правило, ключевое слово темы урока или тему, которую задал учитель. Во второй строчке – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного. Третья строчка представляет собой 3 глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящие с данным существительным. Четвёртая – ключевая фраза, наиболее важная идея. Пятая строчка – снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора. Что можно считать творческим продуктом учебной деятельности? СхемаКластер (интеллектуальная карта)РисунокЭссеЗагадкаСтихотворение Дивергентные карты… ТЕХНИКА АКТИВНО-ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Учебный текст - средство для осуществления различных мыслительных операций учащегося. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. Государственно-монополистический вывоз Аграрныйсектор синдикат картель концерн трест ограничениерынков сбыта ограничениекоммерческойсамостоятельности строгая организационнаяструктура, полное подчинение многоотраслеваяструктура при полномсоподчинении В видезаймов Финансовыйкапитал Финансоваяолигархия В развитиеотраслей монополистический отсутствиерабочегозаконодательства накоплениепервоначальногокапитала концентрацияпроизводства Китай Продвагон Монголия Персия госбанк Продамет Продуголь Военно-промышленнаягруппа 1902-1904 частнокапиталистический мелкотоварный патриархальный Экономическоеразвитие ввоз американский прусский мануфактуры Свободнаяконкуренция Германия Англия Франция нефтедобыча машиностроение металлургия госсектор госзаказы СохранениеПомещичьегоземлевладения 1913 банковский+промышленный капитал Видымонополий многоукладностьэкономики особенностипроцессапроизводства капитал Особенности экономического развития России в начале XX в. Государственно-монополистический вывоз Аграрныйсектор синдикат картель трест ограничениерынков сбыта строгая организационнаяструктура, полное подчинение многоотраслеваяструктура при полномсоподчинении В видезаймов Финансоваяолигархия Отсутствиерабочегозаконодательства Накоплениепервоначальногокапитала Германия Монголия Англия госбанк Продамет Продуголь Военно-промышленнаягруппа 1902-1904 частнокапиталистический мелкотоварный Экономическоеразвитие ввоз прусский мануфактуры Свободнаяконкуренция Англия нефтедобыча машиностроение металлургия госзаказы сохранениепомещичьегоземлевладения 1913 банковский+промышленный капитал Видымонополий многоукладностьэкономики ОсобенностиПроцессапроизводства капитал Особенности экономического развития России в начале XX в. 1910 1916 ликвидацияпомещичьегоземлевладения полноесоподчинение коммерческаясамостоятельность хозяйственная самостоятельность Рефлексия С помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения: - практической (что сделано? что является главным результатом?), - технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.) - мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти? и т.д.). Отсроченная подсказка.В начале урока задаётся загадка, ключик к которой будет найден на уроке при работе над новым материалом. Такое вхождение в урок более эффективно, чем традиционно - школьное: «А теперь переходим к новой теме…» Пример Перед началом изучения нового материала о правлении Екатерины Второй задаю вопрос: - Почему время её правления называют «золотым веком» для русского дворянства? Учащиеся знакомятся с информацией и обосновывают ответ на вопрос. Групповая работа Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной:1) Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.2) Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.3) Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.4) Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. В конце урока должно быть обсуждение оценки работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Каждый ученик, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Тем самым ученик получает возможность не просто познавать, но и познавать самого себя. Правила для учителя: - иметь нейтралитет к .........- преодолевать конфликты и ............. без морализаторства- серьезно .......... всех участников- активизировать и ........... группу- .............. свои эмоции- ............ структурировать занятие различным мнениям споры воспринимать стимулировать Контролировать Четко Правила для учеников: высказывания должны быть ........... не разрешается говорить нескольким....... все обсуждения ведутся ..... по существу одновременно коллективно * личность развитие личности обучаемого формирование способности к активной и самостоятельной деятельности осуществление естественного, свободного развития обучаемых развитие творческих способностей Современные образовательные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса , решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Современные образовательные технологии «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем". Конфуций Следствие: при выборе технологии обучения следует руководствоваться не соображениями о ее современности и нетрадиционности, а тем, насколько она рациональна при решении данной педагогической задачи по выбранным критериям. Полезно почитать 1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27 2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании/Авторская версия/И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.3 Зимняя, И.А. «Компетенция» и «компетентность» (Извлечения из выступления)/И.А. Зимняя//Студенчество: диалоги о воспитании. 2004. № 6. С.13-144.Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Иванов Д. А., К. Г. Митрофанов. М., 2003. – 101с. 5. Коган, Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Е. Я. Коган. Самара, 2001. 6. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании/ О. Е. Лебедев //Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-127. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Д. Равен. М. 2002.