План — конспект урока по информатике на тему В мире кодов (5 класс)


План-конспект урока по информатике.
Содержательная линия: Информация и информационные процессы.
Тема урока: В мире кодов.
Класс: 5
Цель урока:
-определяет понятия: код, кодирование информации, декодирование информации.
-кодирует и декодирует слова.
-приводит примеры кодирования и декодирования информации.
Задачи урока:   Обучающая:
Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
Отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.
Развивающая:
Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»
На примере выполнения задания на ЭВМ формировать умение логически мыслить
Воспитывающая:
Воспитывать культуру общения, усидчивость
Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других
Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры.
Форма проведения урока: индивидуальная и групповая.
План урока:
1.Организационный момент. (2мин.)
2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала (актуализация знаний, активное целеполагание). (10мин.)
3.Изучение нового материала. (10 мин)
4. Закрепление знаний, умений (15 мин.)
5.Подведение итогов.(8мин.)
6.Рефлексия.(5мин.)
Ход урока.
1.Организационный момент.(приветствие, проверка посещаемости).
2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Актуализация знаний: (учитель опрашивает учащихся по цепочке)
Давайте вспомним основные определения и понятия, которые мы изучили на прошлых уроках:
1) системы счисления - это...
2) виды систем счисления...
3) перевод из десятичной в двоичную...
4) перевод из двоичной в десятичную...
Активное целеполагание. (прием демонстрация множественности смыслов.)
Демонстрация множественности смыслов.
Учитель задает следующие вопросы:
Что вы понимаете под понятием код?
Составьте словосочетание со словом кодирование?
Какие ассоциации возникают у вас со словом декодирование?
Как вы думаете каким образом эти слова относятся к нашему уроку? Давайте попробуем поставить цели нашего урока.
Варианты ответов учеников:
1.знать понятие код, кодирование, декодирование.
2.где применяются эти понятия.
3.как кодируется и декодируется информация.
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя сопровождается презентацией :Код — это система условных знаков для представления информации. Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих). На экране слайд 8. Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет).В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают  буквы и  могут читать.
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.Всем хорошо известны следующие дорожные знаки (слайд 9)А что же мы кодируем с помощью этих знаков?
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.А индекс какого населенно пункта приведен последним? (Слайд 12) В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111
4. Закрепление знаний и умений
Музыкальные ноты тоже являются способом кодирования информации. Многие считают, что у них нет музыкального слуха, поэтому не поют, не играют на музыкальных инструментах. Но сейчас с помощью информационных технологий каждый может создать свою музыку. Давайте попробуем это сделать. Перед вами лежат листочки с нотами, вам необходимо по ним написать свою музыку. С помощью чего мы сможем её воспроизвести? (учащиеся дают свои варианты ответов). Вы обратили внимание на новую программа, которая установлена на компьютере? (MIDISCAN)? Теперь с помощью этой программы мы воспроизведём музыку. А те у кого есть музыкальные инструменты, могут сделать это ещё и дома.
После проделывания данной работы учащиеся совместно с учителем придумывают критерии оценивания, затем делятся на пары и оценивают друг друга.

Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.
1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:  12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15. (Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон)
Устно:  (Слайд 16)
4 .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из  каждого данного слова: а) колос, мебель, таракан; б) молоко, нерест, таракан; в) кора, лото, боксер; г) баран, рана, банщик; д) монета; лошадь, короваДемонстрируется 15 слайд.Учитель:  закодируем слово загадка. Учитель:  а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами. 14  16  19  12  3  1

Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить. учитель акцентирует внимание учащихся на слайд 18,  Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева?  (Backspace)А какая клавиша удаляет текст, написанный справа?   (delete).Открыт документ со следующим заданием.а) соловей, потолок; б) змея, рама; в) пуговица, молоток, лава; г) укор, бузина, тина; д)поворот, пороша, канава
Во время выполнения задания, учитель помогает учащимся, так как еще не у всех достаточно навыка с работой на клавиатуре. Если есть учащийся, который достаточно быстро выполнил задание, то учитель назначает его своим помощником, и он тоже помогает  одноклассникам.После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы.
5. Подведение итогов.
Учащиеся оценивают себя и обосновывают свои оценки.
6. Рефлексия.
Учащиеся на листочках дописывают фразы:
Я узнал…
Я чувствовал…
Я приобрёл…
Было трудно…
Мне больше всего удалось…
Я получил от этого урока…
Я думал…
Я недоволен, потому что…