Этика поведения в Интернете

Этика поведения в Интернете
Методическая разработка по информатике


Автор: Мухин Валерий Владимирович, учитель математики и информатики ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446



Москва, 2010











Какие «подводные камни» таит в себе использование школьниками Интернета? Как их избежать и научиться культуре поведения во «всемирной паутине»? Ответы на эти вопросы дает данная разработка, в которой автор обобщил свой опыт обучения школьников основам информационных технологий. Материалы данной работы были использованы автором при проведении классного часа для шестиклассников, посвященного этике поведения в Интернете.
Работа может быть рекомендована учителям и родителям для проведения бесед со школьниками.
Русакова Мария Тарасовна, председатель методического объединения учителей математики и информатики.
Этика поведения в Интернете
Э
·тика  (греч.
·
·
·
·
·
·, от др.-греч.
·
·
·
·   этос, «нрав, обычай»)  философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

Современные цифровые технологии стремительно врываются в нашу повседневную жизнь. В развитых странах уже невозможно представить практически все отрасли производства, многие сферы услуг, огромный пласт досуга и развлечений, а также образования, науки и многого другого без цифровых компьютерных технологий.
Когда мы слышим эти слова, у многих сразу возникают ассоциации с компьютерами на работе, дома у детей, на прилавках магазинов, а также молодыми людьми, которые постоянно возятся с этими самыми компьютерами, все в них понимают и частенько говорят какие-то непонятные для остальных слова. За свою стремительную эволюцию, которая продолжается и в наши дни, компьютеры (старый термин ЭВМ уже уходит в прошлое) прошли становление от огромных сложных агрегатов с целым штатом сотрудников (50-е годы прошлого века) до компактных домашних и мобильных устройств, ставших, как отмечено в начале, массовым явлением, прочно вошедшим в нашу жизнь. Их изначальная функция производить арифметические вычисления никуда не исчезла, а просто стала не так сильно видна для непосвященного человека.
Кроме непосредственно вычислений, современные компьютеры решают массу других задач для своих пользователей, большей частью обычных людей. Список этих задач весьма внушителен и постепенно пополняется новыми пунктами в связи с продолжающимся бурным развитием техники и технологий.
Одной из таких задач является задача обмена информацией между двумя и более компьютерами, а как частный случай – обмен информацией между двумя пользователями, удаленными друг от друга, при помощи тех самых компьютеров. Первоначально это была задача для нужд вооруженных сил времен Холодной войны – передача приказов из командных пунктов в шахты запуска ракет стратегического назначения, которые обслуживались людьми и компьютерами. Так появились первые компьютерные сети.
На сегодняшний день во многих предприятиях, учебных и научных учреждениях, деловых центрах, торговых комплексах и т.д. имеются локальные (то есть местные) компьютерные сети, куда включены компьютеры этих организаций. Кроме этого, существуют глобальные сети, например, всемирная сеть Internet. Включая в себя миллионы компьютеров и сотни сетей меньшего масштаба, сеть Интернет предоставляет своим пользователям массу возможностей для опубликования и поиска информации. В этом многообразии значительную часть занимают возможности общения между людьми.
Среди средств общения и связи через Интернет можно выделить электронную почту, сервисы обмена мгновенными сообщениями, телефонию и организацию телеконференций, общение через форумы, чаты, сервис передачи SMS-сообщений и т.д. В современном мире коммуникация посредством Интернета давно превратились в норму повседневной жизни. Однако почти у всех перечисленных средств есть одно важное свойство, они в значительной степени могут быть анонимны. В обычном понимании такого понятия, как беседа, два или более человек находятся в поле видимости друг друга и таким образом ведут обмен высказываниями с собеседниками. Иначе дело обстоит, если беседа или дискуссия происходят через Интернет. Здесь уже не играет такой роли фактор удаленности собеседников: расстояние между людьми может составлять как несколько домов или кварталов в одном городе, так и расстояние между городами и даже странами. Таким образом, Интернет можно назвать такой средой, в которой не существует некоторых ограничений и препятствий реальной жизни.
Возвращаясь к примеру с людьми, ведущими разговор в реальном мире, можно назвать несколько вполне очевидных причин, по которым собеседники стараются соблюдать правила поведения и этики. Например, обиженный человек может перестать в будущем вам помогать в чем либо, если вы его обидели своим поведением и отношением; против вас, как нарушителя могут быть применены различные запреты и введены квоты; в конце концов, над обидчиком могут провести реальную расправу его оскорбленные и обиженные оппоненты, что является еще одним важным сдерживающим фактором для обидчика. Получается, что в реальной, нашей обычной жизни хамское поведение и резкие высказывая в адрес других людей могут иметь весьма ощутимые последствия.
Анонимность и бескрайние просторы Интернета для самых разных видов деятельности, позволяют человеку быть свободным и реализовать самые сокровенные желания. Увы, часто это оказываются желания оскорбить и унизить других участников общения. Ведь из-за отсутствия преграды в расстоянии и необходимости указывать свое действительное имя и другие личные данные, можно представляться кем угодно. Найти человека, занимающегося аморальной и возмутительной с точки зрения окружающих деятельностью в Интернете весьма сложно, хотя и не невозможно. Отсюда и рождается чувство безнаказанности, которое, как всем прекрасно известно, порождает чувство вседозволенности.
Люди, не сумевшие или не желающие реализоваться при помощи общепринятых способов и приемов, кем-то или чем-то обиженные на жизнь и не способные или не желающие исправить ситуацию в реальном мире, нередко отправляются на просторы Интернета оскорблять и унижать обычных, не повинных в бедах и неудачах этого человека, людей. И при этом они могут практически не опасаться за последствия своих действий в реальном мире.
Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся нарушений этики поведения в Интернете.
Общение в социальных сетях
За последние два года социальные сети стали неотъемлемой частью виртуального пространства, объединив множество людей из самых разных уголков мира. Поиск старых знакомых, друзей, родственников, одноклассников и новых знакомых, все это стало возможно в рамках одного масштабного проекта. «Одноклассники» и «Вконтакте», «Fecebook» и «MySpace», аудитории этих сайтов действительно огромны. Каждый пользователь найдет с их помощью того, кто ему нужен. Нужно всего лишь зарегистрироваться на сайте и приступать к общению с другими обитателями виртуальной Вселенной. Так было задумано разработчиками и создателями. Увы, не все пользователи с этим согласились. И получилось, что кроме поиска друзей и общения по интересам, в социальных сетях заводят фиктивные аккуанты или взламывают чужие, после чего начинают рассылать сообщения, содержащие неуместную рекламу, ссылки на сайты-обманки, Интернет-ресурсы сомнительного содержания или просто бессмысленный текст. Реклама в таком случае раздражает, на сайтах-обманках можно запросто оставить свой пароль от странички злоумышленникам, с разнообразных сайтов, «рекомендуемых» авторами сообщений, высок риск зацепить вирус, троян или неприятную шутку.
Отданный по незнанию или невнимательности пароль (метод называется термином «фишинг», при котором пользователь, сам того не зная, вводит свои данные на сайте, внешне похожем на оригинальный сайт, думая, что он является подлинным) в руках злоумышленников позволяет дальше производить рассылку рекламы и ссылок на фишинговые сайты друзьям и знакомым пользователя-жертвы, тем самым доставляя неудобство участникам социальной сети и, зачастую, компрометируя свою жертву.
Хамство в сети
Существует в Интернете особая категория пользователей, с которыми лучше никогда не встречаться. Нет, это не мошенники или злобные хакеры, хотя с этими тоже лучше не сталкиваться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете.
Как показывает практика, больше половины сетевых хамов являются детьми, скучающими в Интернете или не ладящими со сверстниками. Однако случаются и вполне взрослые профессиональные Интернет-скандалисты, для которых довести виртуального собеседника является своего рода искусством. Встретить сетевых хамов можно в любом уголке Интернета: в чатах, в аське, в социальных сетях, на сайтах знакомств, на форумах и по электронной почте. Любители «потравить собеседников» в виртуальном пространстве есть практически на каждом ресурсе. Необходимо уметь отличать их от нормальных собеседников, дабы не тратить время и нервы впустую.
Если вы замечаете, что вам хамят или нарываются на грубость, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя на форуме/сайте.
Интернет-розыгрыш и киберунижение
Каждый человек хотя бы раз в жизни оказывался объектом розыгрышей со стороны своих друзей или просто знакомых. Многие и сами не прочь пошутить над близкими людьми, заставив поволноваться или почувствовать себя неловко, спровоцировать на смешные действия. Розыгрыши и шутки – это весело, интересно и очень бодрит, а главное, дает возможность расслабиться и лучше узнать своих знакомых. Поэтому многие люди любят дурачить окружающих не только 1 апреля, но и круглый год.
Интернет-технологии открывают широкие просторы для розыгрышей: здесь можно писать друг другу самые невероятные глупости, не боясь, что тебя вмиг раскусят по выражению лица. Можно даже притвориться другим человеком и рассказать разыгрываемому человеку какую-нибудь смешную историю, вовлечь и заставить действовать. Однако, следует помнить о том, что многие люди не любят сюрпризы и розыгрыши. А даже если любят – иногда шутки заходят слишком далеко, и тогда смех порождает слезы, причем и в буквальном смысле этого выражения.
Грань между розыгрышем и унижением бывает незаметной. То, что одному человеку может показаться смешным, другого собьет с толку, расстроит, разозлит и даже унизит. В Интернете черта между розыгрышами и издевательствами слишком тонкая, и следует быть особенно осторожными, решившись «подшутить» над кем-то. Виртуальное пространство, несмотря на то, что современные люди проводят в нем зачастую целые сутки, остается виртуальным, а значит – не реальным, размытым, тем, что нельзя пощупать. В Сети сложно понять интонации «собеседника» или друга по переписке, разобраться, говорит человек серьезно или шутит, а если шутит – делает это по-дружески или является агрессором. Иногда развлечения даже приводят к трагедиям.
Дело в том, что любой, даже невинный розыгрыш (настоящий! Смешная шутка, а не оскорбление!), в Интернете легко может превратиться в издевательство. Возможности Сети таковы, что опубликованное шутливое видео, до которого, казалось бы, никому нет дела, в мгновения ока, за несколько часов, может стать хитом на Youtube, а значит – достоянием общественности. С шутливым сайтом, сделанным на бесплатном хостинге, может случиться то же самое.
Лучший совет, который можно дать, отвечая на вопрос «как не переступить грань в интернет-розыгрышах?» – не увлекайтесь интернет-розыгрышами.
Рекомендации по общению в чате
Общение с другими людьми является неотъемлемой частью Интернета. Именно поэтому icq, чаты и форумы стали так популярны. Каждый пользователь использует Сеть не только как источник информации, но и как средство коммуникации, поэтому крайне важно использовать его с умом. Безграничность Интернета позволяет разговаривать в режиме онлайн с любым человеком, находящимся в любой точке планеты. Однако технические средства не являются залогом приятного разговора. В Интернете, как и при личной встрече, необходимо соблюдать нормы поведения и уметь поддерживать интересный разговор. В чате правила общения отличаются от этики повседневной жизни. Поэтому их важно знать, чтобы невольно не оттолкнуть собеседника. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по общению в чатах:
1) Не стоит использовать в своих сообщениях только заглавные буквы. Нужная в этом случае клавиша Caps Lock прослыла в Интернете любимицей у блондинок и заранее настраивает людей негативно. Также многих раздражают сообщения в стиле «ПрИвЕтИк», когда большие и маленькие буквы чередуются. Следует использовать заглавные буквы по назначению.
2) Нельзя забывать о знаках препинания. Многие пользователи считают, что при общении в Сети не особо важно соблюдать правила правописания. Отчасти это правда, но иногда такой подход серьезно затрудняет понимание между людьми. Например, отсутствующие знаки вопросов на конце предложения, забытая запятая в стиле «казнить нельзя помиловать» и другое. К тому же, надо понимать, что если ваш собеседник окажется учителем русского языка, то беседа между вами не заладится.
3) Правила правописания не очень актуальны в Интернете и по другой причине. Так называемый «олбанский» язык стал едва ли не официальным языком Рунета. Люди специально пишут слова с ошибками, многие слова даже имеют фиксированное «неправильное» написание. К сожалению, нередко на просторах форумов и чатов можно встретить вот такой девиз участников: «Искуства арфаграфии падобна кун фу..Настаящый мастир никагда ни пользеца им без надабности!». Несмотря на популярность этого явления, начинать знакомство со слов «превед какдила» не стоит. Хотя бы потому, что ваш собеседник может оказаться не из числа поклонников подобных выражений.
4) Следует писать предложения полностью, прежде чем отправлять собеседнику. Разорванные фразы могут запутать, кроме того, читать такой текст весьма неудобно. Кроме того, во многих чатах действует ограничение на отправление сообщений по времени, а icq и вовсе может принять частую отправку предложения по частям за деятельность спамера и отключить вас.
5) Не злоупотребляйте повторами. Даже если собеседник не заметил ваше сообщение, не нужно повторять одно и то же несколько раз. Если после отправки двух одинаковых сообщений пользователь вам не отвечает, вероятно, он занят или отошел.
6) Сообщение не должно быть перегружено смайликами. Выражение эмоций в графическом виде – прекрасное изобретение. Но когда в сообщении смайликов больше, чем букв, читать это становится сложно.
7) Не показывайте свою переписку другим пользователям без согласия собеседника. Приватные разговоры поэтому и называются приватными, что их не видит никто кроме участников беседы.
8) Ни в коем случае не принимайте сомнительные файлы от незнакомых людей и не запускайте у себя на компьютере. Ссылка на фотографию должна содержать на конце соответствующее разрешение, например jpg, gif или png. Файл exe с большой долей вероятности может оказаться вирусом или трояном.
И все же, общение в Интернете – это живой процесс, подстраивающийся под собеседников. Он сугубо индивидуален для всех, и при попытке завести беседу с незнакомым человеком главное – быть вежливым.
Использование символики в общении
С самого начала общения люди использовали символы для того, чтобы передавать информацию и свои мысли другим. В настоящий же момент под понятием символ мы понимаем представителя некоторого предмета, свойства или отношения и используем его для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). (Большая Советская Энциклопедия)
В Интернете символика часто используются как и в реальном мире: для сигнализирования, предупреждения, опознавания своих и чужих, пропаганды и т.д. Кроме этого, символика нередко становится средством самовыражения на просторах Сети. Человек, который хочет, чтобы на него обратили внимание, старается подбирать себе узнаваемый, запоминающийся и интересный символ, в роли которого нередко используется небольшая картинка. На различных форумах и чатах ее называют аватар или аватарка. По аватару человека узнают и часто запоминают. Однако на практически любом форуме в разделе правил присутствует пункт, регламентирующий содержание аватара.
Приведем выдержку из правил регистрации на популярном битторрент трекере rutracker.org (бывший torrents.ru), касающихся использования аватаров:
- Содержание: недопустимы насилие, угрозы (на демографической, национальной, религиозной или политической основе), сквернословия (ненормативная лексика, обзывания, грубость и т.д.), разврат (порнография), дискриминация в любых проявлениях, пропаганда наркотиков, коммерческая реклама и рекламные тексты, имитация званий/рангов этого ресурса, намеренная схожесть с аватарами членов администрации, а также изображения провокационного толка, в том числе с использованием нацистской символики.
- Анимация: сильно мигающие аватары запрещены (степень мигания определяется администрацией).
На других ресурсах сети правила в общем схожи с приведенными. Связано это с тем, что форум посещают разные люди. В связи с этим неизбежны ситуации, когда кому-то из участников интернет-сообщества будет неприятно или даже оскорбительно содержание либо смысл аватара другого человека, если не вводить общие ограничения, которые и помещаются в правила данного интернет-форума либо чата.
Будьте внимательны и вежливы к другим участникам общения, не портите отношение к себе установкой неподобающей символики.

Неписаные правила электронной почты
Практически все пользователи Интернета пользуются или используют сервисы электронной почты. Для многих это весьма удобное средство общения, а для кого-то просто насущная необходимость: на многих форумах и сайтах, например, при регистрации требуется указывать адрес электронной почты для подтверждения регистрации и других функций.
Итак, пожалуй, главная проблема, связанная с электронной почтой, это проблема спама. Спам – это навязчивая и ненужная реклама или просто информационный мусор. Письма со спамом могут нести в себе вполне безобидное содержание, могут быть откровенно направлены на мошеннические цели тех, кто их рассылает, но одно очевидно – спам отвлекает людей, раздражает, а при большом числе писем или массовости рассылки может повлиять на работу сервиса электронной почты в целом. Также среди большого числа бесполезных писем несложно просмотреть какое-нибудь важное и ожидаемое письмо.
Важная составляющая написания электронных писем – это указание темы письма. Тема позволяет понять смысл полученного письма, отсеять от спама и обратить на это сообщение внимание среди всех писем в почтовом ящике. В теме следует внятно и по возможности очень коротко описать направленность сообщения. Не следует писать в теме письма, например, одно единственное слово «Привет!». Письмо с такой темой может быть с большой долей вероятности расценено как спам самим пользователем, либо, например, какой-нибудь специальной программой по отсеву спама из входящих писем.
Примеры тем электронных писем: «По поводу совещания в конце недели», «Билеты к экзамену по химии», «Новый сайт нашей школы», «Инструкция по сборке самолета», «Расписание на завтра» и так далее.
Несколько слов о составлении текста письма. Необходимо писать по возможности грамотно и по делу. В начале текста приветствие, затем идет передаваемая информация, а конце текста письма принято подписываться. Подпись показывает аккуратность и вежливость отправителя и в электронной почте часто влияет на опознавание автора письма, хотя адрес ящика отправителя виден получателю.
И, наконец, иногда люди допускают ошибки следующего вида. Электронная почта позволяет вместе с письмом пересылать один или несколько файлов, «прикрепленных» к сообщению. Это может быть картинка, в содержании которой нет ничего плохого для получателя. И тема письма указана, и текст сообщения тоже имеется. В чем же дело? Дело в том, что эта картинка может иметь внушительный информационный размер, а получатель на момент получения может не являться счастливым обладателем высокоскоростного доступа в интернет, что делает иногда затруднительным и продолжительным скачивание этой картинки для последующего просмотра.
Из этой ситуации есть как минимум два выхода:
1) уменьшать размеры и «вес» данных, тех же картинок и фотографий для передачи с электронной почтой, и
2) размещение этих данных на специализированных сервисах в интернете, например, онлайн фотоальбомах, с последующим сообщением ссылки на эту информацию тем, для кого это нужно или интересно.

О нормах опубликования фото- и видеоматериалов
Как уже не раз было сказано, современные технологии встречаются повсеместно и прочно вошли в нашу жизнь. Это касается не только информационно-коммуникационных технологий, но и многого другого. К числу таких явлений можно смело отнести цифровые камеры для фотографирования и ведения видеозаписи. Качественные любительские и полупрофессиональные камеры сейчас могут позволить себе многие. Также практически в каждом современном мобильном телефоне есть небольшая цифровая камера. Поэтому часто, когда нужно сделать фотоснимок или короткую видеозапись, люди уверенно достают свой мобильный телефон. И как часто мы слышим от тех, кого собрались снимать, фразу такого рода: «Ой, не надо, не снимай(те), я не фотогеничен(а), я плохо получусь на снимках, хватит». Однако после уговоров большинство людей соглашаются на съемки.
На первый взгляд, описанная ситуация не имеет ровным счетом никакого отношения к Интернету и этики поведения в нем. Однако это не так. После окончания съемок у оператора/владельца камеры очень часто возникает соблазн поделиться своими материалами с окружающими, подчас забывая про то, что нужно предварительно согласовать этот вопрос с теми, кто запечатлен на этих фотографиях и видеозаписях. Людям может просто не понравиться, как они выглядят на этих материалах, им может быть неприятна мысль о том, что кто-то посторонний увидит их так, как они оказались запечатлены у оператора.
Поэтому перед тем, как выкладывать какие-либо материалы в свободном доступе, следует показать их тем, кто запечатлен на них, согласовать, что стоит демонстрировать, а что лучше не публиковать.
Рекомендации родителям
Юные пользователи Сети зачастую проводят куда больше времени за компьютером, нежели с реальными друзьями и на улице. Многим из них Интернет становится привычной средой обитания, где они всегда могут найти развлечения, материалы для учебы или новых знакомых. К тому же, в Сети вовсе не обязательно быть ребенком, Интернет стирает границы, существующие в настоящем мире. Любой может общаться наравне с остальными независимо от возраста и социального положения. Однако, мнение о том, что в Интернете «можно все», является в корне ошибочным, и это нужно очень хорошо объяснить ребенку, дабы избежать возможных проблем и ошибок.
Самое важное – дать понять ребенку, что Интернет реален, им пользуются настоящие люди, и все, что он сделает в Сети, будет иметь последствия. Само собой, необходимо быть вежливым и культурным при общении, не оскорблять других пользователей и игнорировать нежелательные сообщения. Не стоит писать человеку то, что не рискнул ты сказать лично. Дети должны понимать, что Интернет не отдельный мир, а лишь удобное средство общения, и, пользуясь им, необходимо соблюдать те же правила этики, что и при общении в школе. Пошутить над знакомым с помощью Сети – одно, а преследовать и запугивать его – уже преступление. Необходимо дать понять ребенку, что все его поступки за компьютером – реальны.
Кроме стандартных правил поведения существует особая сетевая этика. Так как Интернет является приватной зоной, необходимо уважать чужую анонимность. Нельзя выкладывать логи личных разговоров в общедоступных местах, публиковать фотографии людей без их разрешения и сообщать другую приватную информацию, например номера телефона, адреса или реальное имя. То же самое нельзя делать и со своими данными в интересах соблюдения собственной безопасности.
Самый распространенный пример нарушения сетевой этики детьми и подростками – это великий и могучий копипаст. Многие не понимают, что в Интернете тоже существует авторское права и собственность. Если в реальной жизни ребенок не рискнет стянуть чужую тетрадку с сочинением и сдать как свою, то скачать реферат и выдать за собственную работу сумеет каждый.
Заниматься с ребенком прививанием основ сетевой этики важно и нужно, поэтому нельзя пускать работу вашего чада с компьютером на самотек, поскольку последствия виртуальных проделок могут оказаться вполне реальными.

Список литературы и интернет-ресурсов
http://www.etika.ru/
http://www.gumer.info/
http://rutracker.org/
Зеленкова И.Л. Прикладная этика: Учебное пособие.. - Минск: Тетра Системс, 2002.
Галинская И.Л. Компьютерная этика. - М., 1986. - 12 с.
Апресян Р.Г. Гусейнов А.А Этика: Учебник для вузов. М., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2006. – 472с.









Этика поведения в Интернете

13PAGE 15


13PAGE 14- 1 -15




Заголовок 315