Конспект открытого занятия внеурочной деятельности Умелые ручки тема Зову тебя Россиею


Открытое занятие
внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 4 классе
«Зову тебя Россиею…»
Герасимова Юлия Михайловна,
учитель изобразительного искусства
МОУ «Липицкая СОШ»
Цель:Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
1.Формировать у детей чувства любви к своей Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2.Формировать представления о России как о родной стране.
3.Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами художественно-эстетического воспитания: музыка, художественное творчество, художественное слово.
4.Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение истории и культуры России.
Оборудование: презентация «Зову тебя Россиею», музыкальные файлы с народной музыкой, Цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия:
Деятельность учителя:
1.Дорогие ребята, с чего обычно люди начинают день, занятие?
(дети отвечают)
Конечно же с приветствия. А вы знаете, как приветствовали друг друга наши предки?
Одно из самых известных приветствий дошедших до нас в неизмененном виде - гой еси. Это пожелание здоровья славянину.
Гой-наверное самое древнее русское слово, слово имеющее значения связанные с жизнью и живительной силой. В словаре Даля гоить – «говеть, жить, здравствовать»
«Гой еси, добрый молодец», во всех славянских былинах так приветствуют тех кому желают добра и здравия.
Интересен и тот факт, что издревле славяне всегда приветствовали уважаемого человека низким поклоном до земли, вместе с тем прикосновение к земле (поцелуй) служил обрядом получения от земли силы и благодати. Знакомых и друзей встречали поясным поклоном, а вот незнакомцев по-разному, но чаще всего прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз.
Я предлагаю вам сейчас поприветствовать друг друга со словами гой еси и поклоном в пояс и поклоном земным поприветствовать наших гостей.
2.Сообщение темы:
А сейчас послушайте пожалуйста песню. (звучит песня из кинофильма «Вечный зов» «Гляжу в озера синие.»)
Как вы думаете, для чего я дала вам послушать эту песню?
Сообщение темы занятия «Зову тебя Россиею»
Сегодня ребята у нас завершающее занятие по проекту «Зову тебя Россиею…» Работу над проектом мы закончили, и я предлагаю Вам немного поиграть.
Вы умеете разгадывать кроссворды? Сейчас мы это и проверим.
(на доски карточки с перевернутыми буквами, расположенными в виде кроссворда)
Итак, первый вопрос. Это предмет является частью женского русского народного костюма. (сарафан)
Второй вопрос. Эта постройка являлась жилищем небогатых жителей древней Руси. (изба)
Вопрос третий. Это дерево называют «Русской красавицей». (береза)
Вопрос четвертый. Славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. (Коляда)
Дети исполняют «колядки».
Уж как шла коляда из нова городаМы искали коляду у Ивана во дворе
На Ивановый двор, на пяти столбах
На пяти столбах, на семи верстах.
Уж, ты батюшка Иван шелковая борода,
Шелковая борода, позлащёна голова.
Ты не режь, не ломай,
Подавай весь каравай.
Надеюсь каждый из вас запомнит эту песню навсегда и научит ей своих детей.
А у нас следующий вопрос. Какое чувство испытывает человек, проживая на территории своей родины? (счастье)
Знаете ребята, счастье можно не только испытывать , его можно сделать своими руками и подарить. Я сейчас говорю о птице счастья. Наши предки изготавливали из дерева птицу счастья. По приданию считалось, именно эта птица приносит в дом счастье. Ее вешали в центре комнаты и своими «полетами», она оберегала домашний очаг. Такую птицу ,ребята, можно изготовит из бумаги. И я предлагаю вам сейчас это сделать.
(дети изготавливают птицу, звучит народная музыка)
А сейчас я предлагаю вам, ребята, представить нашим гостям наш проект и продукт нашего проекта.
(дети защищают проект)
Разрешите представить творческий проект 4 «В» класса Липицкой школы «Зову тебя Россиею». Это наш коллективный проект. Спросите, почему мы создали именно с таким названием? Да потому что мы задумались.
Любишь ли ты свою Родину?, свой край?, свою землю? Как можно ответит на этот вопрос, если ты мало что знаешь об этом. Как можешь ты заметить красоту родного края, если даже не подозреваешь об его истории. Как можешь стать бережным, если не знаешь, какое значение всё это богатство имеет для твоих собственных предков.
Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Именно поэтому мы сочли необходимым создать наше проектное изделие
Гипотеза которую мы выдвинули звучит так:
Любовь к родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Стать ближе к истокам своего народа можно, изучая его историю и культуру.
Объектом исследования стала Культура русского народа.
Продукт нашей проектной деятельности:
Коллективное панно «Зову тебя Россиею…»
 Цель проекта: создание коллективной работы в любом из видов декоративно-прикладного творчества на тему «Зову тебя Россиею…»
В начале работы над проектом учащиеся нашего класса разбились на четыре группы:
«Корреспонденты» - проводили опрос среди учащихся
«Костюмеры»-собирали информацию о русском народном костюме
«Архитекторы»- собирали информацию о народном жилище
«Культуроведы» - собирали информацию о быте и фольклоре россиян.
Опрос проводился по следующим вопросам:
Как называется древнее русское жилище?
Какие элементы русского народного костюма ты знаешь?
Какие русские народные праздники , песни и сказки ты знаешь.
Итоги опроса показали, что лишь немногие учащиеся нашей школы обладают высокими знаниями об истоках россиян.
Копилку собранной информации мы назвали «Горой самоцветов», ведь только с драгоценными камнями можно сравнить знания о родине, и сложили в нее следующие сведения: особенности русского народного костюма, жилища и народных праздников.
Потом мы приступили к разработке идеи по выполнению самого панно. Поступили различные предложения: нарисовать красками, сделать аппликацию, создать панно в технике живопись шерстью или слепить из пластилина.
Выполненная гуашевыми или акварельными красками работа. Возможности красок велики, они способны передать всю красоту России . Но для нас эта техника оказалась не очень интересной
Работа выполненная в техники «аппликация» способна передать фактуру многих материалов, красоту ткани Но данную технику поддержали совсем малое количество учащихся нашего класса.
«Живопись шерстью».Данная техника очень интересна, молода по своему происхождению. Работы, выполненные в этой технике фактурные и необычные. Но данная техника требует больших финансовых затрат, и наши навыки в этой технике не так велики.
Лепка из пластилина.Данная техника многим очень близка. Из пластилина можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный радости и приключений. Современный пластилин богат своей цветовой палитрой и способен передать изделие не только на плоскости, но и в объеме. С барельефом, как с одним из видов скульптурного рельефа мы знакомились на уроках изо.
И все- таки мы сомневались в выборе техники и решили провести еще один опрос среди учащихся нашей школы. Им предстояло ответить на вопрос, к которому были даны следующие варианты ответов:
Какая техника исполнения творческое работы вам нравится больше?
- рисунок красками
- аппликация
-«шерстяная акварель»
-лепка из пластилина.
Результаты опроса дали, следующие показатели. За рисунок проголосовали 10 учащихся нашей школы, за аппликацию – 7 человек, за «шерстяную акварель» - 4 человека, за лепку из пластилина – 21 человек.
Выбор был сделан. Работу выполнили в технике «барельеф из пластилина».
Для изготовления работы нам понадобились: пластилин, доска для лепки, стеки, фото рамка.
В процессе создания панно были использованы следующие приемы работы с пластилином: раскатывание колбаски, раскатывание конуса, ритмичное сдавливание, сплющивание, оттягивание.
Технологическая карта
1.Создание элементов панно в виде русской избы.
2.Создание элементов панно в виде образов русского человека.
3.Создание элементов панно в виде представителей русской природы.
4.Оформление фона панно.
5.Сборка элементов на панно.
Оценка выполненной работы.
        По окончании работы мы оценили качество её выполнения. Получилось хорошо, чисто, аккуратно. В целом получилось прекрасное изделие, которое будет украшать стены нашей школы, радовать глаз всех учащихся , учителей и гостей нашей школы и напоминать нам всем о красоте нашей великой Родины.
Общие выводы в работе над проектом
все учащиеся нашего класса в процессе работы приобрели новые знания по истории и культуре нашей Родины. Мы научились работать с компьютером, в сети Интернет. В ходе работы мы научились: работать в группе и индивидуально, задавать вопросы, вести беседу, извлекать полезную информацию. А также, мы получили огромное удовлетворение, видя продукт собственного труда. Но и конечно, важно то, что мы научились сопереживают событиям истории, ценить то, что было добыто нелегким трудом предков и обязательно будем беречь и сохранять традиции своей Родины.
-Посмотрите ребята. На доске осталась одна не открытая буква, если ее открыть, то из выделенных слов сложится слово Россия. Открываем букву Я. Но это не просто буква, это слово. И вот вам вопрос. Кем же являюсь я, и каждый из нас по отношению к России. РОССИЯНИНОМ.
(под музыкальный фон звучит стихотворение)
БЕРЕГИТЕ РОССИЮ
Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.