Визитная карточка учебного проекта на тему История слова ГОРИЗОНТ


Учебный проектПо русскому языку и литературеДля 5 классаЭнциклопедия одного словаАвтор проекта: Юрасова Наталья Николаевна Краткая аннотация проектаЛюбое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку.Осип Мандельштам Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла. Николай Заболоцкий Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Лев Николаевич ТолстойКраткая аннотация проекта Краткая аннотация проектаАктуальность Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса и формирование языковой компетентности.Краткая аннотация проекта Краткая аннотация проекта Противоречия:традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные учебные предметы, вызванное стремлением дать учащемуся более обстоятельные знания по той или иной дисциплиненарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционном обучении приводит к перегрузке учащихся, нарушает стабильность обучения и усложняет содержание изучаемого предмета необходимость формирования представления о целомнеобходимость«учить учиться», т.е. самостоятельно находить и отбирать нужную информацию, обрабатывая ее в соответствии с поставленными целями и задачами.Краткая аннотация проекта Краткая аннотация проектаТип проекта : творчески-исследовательскийПредмет: русский язык Класс: 5Приблизительная продолжительность: 2 неделиОбъект исследования: словоОригинальность: проведение эксперимента над словом и составление плана исследования, что способствует развитию не только речи, но и психических процессов: мышления, воображения, внимания Краткая аннотация проекта Цели проектаОбразовательная: Получение системных знаний о лексико – грамматической структуре словаВоспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, культуру речевого общения; формировать навыки работы в коллективе.Развивающая: развивать критическое мышление, умение наблюдать и анализировать, лингвистические способности учащихся. Краткая аннотация проектаОбразовательные стандартыПроект ориентирован на овладение следующими пунктами обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку: Краткая аннотация проектаОбразовательные стандарты Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Развитие навыков говорения (связноеразвернутое монологическое высказывание на литературную тему); Умение работать в микрогруппах, умение сотрудничать В рамках формирования коммуникативной компетенции Краткая аннотация проектаОбразовательные стандартыВ рамках формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции Углубление знаний о русском языке, о пластах языка Углубление знаний о языке как форме выражения национальной культуры Повышение уровня орфографической, пунктуационной и речевой грамотности Совершенствование навыков владения правильным литературным языком в предложенной ситуации. Краткая аннотация проектаОбразовательные стандартыВ рамках формирования информационно-технологической и исследовательской компетенций Развитие умений наблюдать, осуществлять информационный поиск, анализировать информацию и преобразовывать ее, структурировать; применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; Совершенствование способов получения информации и ее воспроизведение в электронном виде Совершенствование умений пользоваться ИК-технологиями. Краткая аннотация проектаОбразовательные стандартыВ рамках формирования гражданской компетенции Формирование бережного отношения к родному языку, к национальным традициям, в числе которых – милосердие, сострадание, уважение к старшим Формирование глубокого понимания неразрывной связи русского языка с национальным характером, национальным самосознанием и его выражение в литературе Понимание неотделимости русского языка от языка произведений великих писателей. Чтотакоеслово?Основополагающий вопрос Что такое слово и его лексическое значение? Как "рождаются" слова? Какие слова мы называем однокоренными? Кто такие "друзья-синонимы"? Почему антонимы - "враги"? Что такое фразеологизмы? Проблемные вопросы Учебные вопросы1. Как научиться работать с разными типами словарей? 2. Как определять параметры работы со словом и находить в словарях информацию о нем? 3. Как составлять комплексное представление о слове? Ожидаемые результаты обученияПосле завершения проекта учащиеся приобретут:умение самостоятельно осваивать, пополнять и интегрировать информацию навыки сотрудничества и самоорганизацииумение решать личностные и социально значимые проблемы умения и навыки использования ИКТ Ход работы над проектомhttp://www.calameo.com/read/004113068702dcaca14e7 Ход работы над проектом1 ступень: стартовая презентация учителя 2 ступень: исследование объектов; работа в группах3 ступень: создание презентации; электронная публикация4 ступень: защита презентацииПромежуточная работа: консультации для родителей и учащихсяhttp://www.calameo.com/read/004113068702dcaca14e7 Ход работы над проектомВЫБОР СЛОВАСОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ СЛОВАРЕЙЗНАКОМСТВО СО СЛОВАРЯМИИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНИ СЛОВА В ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВИТОГИ РАБОТЫ Продукт проекта Презентация учащихся Публикация http://www.calameo.com/read/004113068702dcaca14e7Ход работы над проектом Источники (учебные пособия)Капинос В. И. , Сергеева Н. Н. , Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1994.Ладыженская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно. – М., 2009.Львова С. И. Уроки словесности. – М., 2000.Максимов В. И. Практикум по курсу «Стилистика и литературное редактирование». – М., 2004.Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. – М., 1980.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М., 2006.Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2004. Источники (сеть Интернет)http://www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeriodIzd/index.htmhttp://www.ucheba.ru/prof/285.htmlhttp://slovari.299.ru/word.php?id=29939&sl=ojhttp://rus.1september.ru/article.php?ID=200601708 Спасибо за внимание!