Конспект внеклассного мероприятия по физике для 8 класса Чаепитие сточки зрения физики


ПЛАН-КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫЧаепитие с физикой
(внеурочного мероприятие)
Методический анализ изучаемой темы:
Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике.
Глубина содержания материала определяется учебником «Физика 8 класс» Перышкин А,В. (М.: Просвещение, 2010)
На предыдущих уроках учащиеся изучили основные законы фазовых переходов (плавление/кристаллизация; парообразование/конденсация)
Классы параллели разбиваются на группы (всего 5-6 групп), группам дается задание придумать название командам, нарисовать эмблемы и плакаты, подготовить сообщения в стихах, связанные с тепловыми явлениями и чаепитием.
Цель:
обучающая: обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления», на примере тепловых процессов, сопровождающих чаепитие; формирование представления о процессе научного познания.
развивающая: совершенствование интеллектуальных способностей и мыслительных умений учащихся, совершенствование навыков работы в коллективе
воспитательная:
- воспитывать личную ответственность учащихся в усвоении теоретических знаний;
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- способствовать формированию творческого мышления;
-расширение кругозора учащихся
-эстетическое воспитание школьников, через традиции чаепития
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ
Оборудование: проектор, компьютер, самовар, наборы для чаепития, угощение
План :І. Организационный момент: Вступительное слово, объявление цели , правил проведения, выбор состава жюри(1 мин)
ІІ. Викторина
ІІІ. Рекламная пауза. (8 мин)
ІV.Эвристическая беседа(2мин)
V. Итоги викторины.(1,5 мин)
Ход мероприятия
І. а ) Организационный момент. Создание психологического настроя.
б) Мотивация
Трава пахучая да кружка кипятка,
Бурлящая и на пару крутая
С плантаций чайных древнего Китая
Шагает по Руси через века.
С мороза и в жару друзей пои,
А чай не пар, ведь он костей не ломит.
И мы гоняем русские чаи,
II.Викторина
В процессе викторины команды должны ответить на вопросы при помощи: 1)сигнальных карточек, за правильно показанную карточку команде начисляется балл.
2) Устно командам предлагается объяснить процесс или сделать дополнение к ответу ( в виде сообщения), что также вознаграждается баллом.
3) Ответ записывается на листочках.
Также оценивается лучший стол (сервировка, аккуратность)
(Баллы можно выдавать в виде конфет- команда набравшая большее количество баллов выигрывает)
1 вопрос
Слайд №2 Готовим воду
Какая вода подходит для кипячения:
1)Дистиллированная или 2) очищенная фильтром?
1)Свежая или 2)раз закипевшая?
Для кипячения необходимо брать воду свежую и очищенную фильтром. Дистиллированная вода вымывает из организма соли, кипяченую воду ранее называли мертвой водой.
слайд №3
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник -
Сам заварит, сам нальет. (самовар)
Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри, – такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре В.И. Даля. В нем указано назначение самовара – нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Вот как размышлял писатель В. Кравцов: «У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас – без самовара».На Руси ни одно чаепитие не обходилось без самовара
Задача Сколько нужно сжечь березовых дров, чтобы вскипятить воду 2 л. Начальная температура 10 0С
Сейчас используют вместо самовара электрический чайник
слайд №4 Командам предлагается написать ответы на листочках.
Почему почти все чайники имеют блестящие поверхности?
1) Как вы думаете, почему, ставя его, кипятиться, чайник закрывают крышкой?
2)А почему чайник ставим на горячую поверхность так, чтобы эта поверхность была снизу.
Чайник имеет блестящую поверхность, для того, чтобы отражать за счет излучения энергию внутрь чайника и быстрее нагреваться. Жидкости согреваются за счет конвекции, тепло передается струями жидкости, поднимающимися вверх
Слайд №5
Командам предлагается дать ответы кто быстрее:
Почему появляется шум?(пузырьки с воздухом и паром, попадая в холодные слои схлопываются)
Почему неполный чайник перед закипанием воды «шумит» сильнее, чем полный? ( в неполном чайнике больше воздуха , создается резонанс)
Почему при кипении вода булькает?(пузырьки разрываются на поверхности воды)
Посмотрим, что происходит с температурой при кипении? (температура не изменяется)
До какой температуры будем нагревать воду? (до 100С)
Всегда ли вода кипит при температуре 100 градусов? (зависит от внешнего давления)
Слайд 6
Почему мы видим пар, вырывающийся из носика чайника (мы видим капельки сконденсировавшейся воды)
Слайд 7 Заварим чайку
В каком чайнике лучше заваривать чай? (Лучше всего выбрать керамический чайник, он дольше сохраняет тепло)
Для чего чайник ополаскивают перед завариванием? (для того, чтобы его согреть его)
Слайд 8 Музыкальная пауза
Учащимся предлагается прослышать музыкальные отрывки, отгадать исполнителя и песню)Слайд 9 Разливаем чай
Разливаем чай аккуратно, особенно в стаканы. Почему?(при нагревании стекло расширяется, внешняя и внутренняя стороны расширяются в различной степени и стекло трескается)
Зачем ручка у чашки? (теплопроводность стекла не велика, поэтому ручка не будет сильно охлаждаться)
Слайд 10
Я случайно капнула из носика чайника на руку кипяток. Ощущения было почти такое, как если бы мне укололи руку иголкой. (Ответ с сигнальной карточкой)
А как вы думаете что, сильнее обжигает: 1)пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или 2)брызги самой кипящей воды?
(пар, так как его внутренняя энергия больше)
Слайд 11 Осторожно не обожгись! (учащиеся записывают ответы на листочках - за каждый верный способ балл)
Назовите способы позволяющие остудить чай. (Использовать подстаканник, положить ложку-отведение тепла за счет теплопроводности; перелить в блюдце, дуть- испарение, помешивать ложечкой-конвекция)
Слайд 12-13
Объяснение способов, позволяющих остудить чай
Слайды 14-18 Шуточная викторина
От команды вызывается смельчак, который должен дать ответ на поставленный вопрос
Чаепитие - общение