Презентация к уроку химии Расчеты по химическим уравнениям


@@@@@@@@@@@@@@@@@@РАСЧЕТЫпо химическим уравнениям Урок химии в 8 классе Цель: научить вести расчеты по уравнению химической реакции, зная количество вещества, массу или объем одного из исходных веществ или продуктов реакции. ? АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ N m V n Nx mx Vx nx Ⴈŷᆔŷኀŷኜŷᙨŷᚄᝰᡜᡸŷᥤŷᩐŷᩬ᭘᱄ᵌŷᵌŷ䀀               耀ǴŷϨלŷߐৄŷஸඬŷྠᆔŷŷᝰᥤŷ᭘ᵌŷᵍŸFreeform 21ึ஑ᓛ௦ˊᐚਂdzʚǯ…‡€їŀŁłᵍŃŸń셅ё셆(셑†셒F셕셖셗Řſƿǀ暙3ǁDŽNj티ǖǿ̄̿쎀ο..￰ǴŷĈŷǴŷˠŷ˼ϨӔӰŷלŷۈŷۤߐࢼࣘŷৄŷરŷૌஸತೀŷඬŷຘŷິྠႌႨŷᆔŷኀŷኜŷᙨŷᚄᝰᡜᡸŷᥤŷᩐŷᩬ᭘᱄ᵌŷᵌŷ䀀               耀ǴŷϨלŷߐৄŷஸඬŷྠᆔŷŷᝰᥤŷ᭘ᵌŷᵍŸFreeform 22֍஡ల௶ŋಢᐛਂгlǯЂ鶀ۅЃ徐‚꿈ѓ徐„꿈їƿǑǖǿ̿쎀οText Box 23ಋ૘ඳಮ§ྟྨ=ꄀⰏȀ㸀ਰ฀̀餀f拾␀߿Ȁ脀䜀Ā̀̀Ⰰ餀fюꨀฏȀ܀ऀꘀ䀏ᬀఁ䀀耀쀀䀀耀쀀䀀耀쀀퐀퀁ဃ༅Ѐ䇰ꈀ਌ࣰᔀ茀଀䣰缀老怀輆뼄؀؀뼀ᄀ＀᠀㼀ࠀ耀ᣃ뼀Ȁ吀攀砀琀 䈀漀砀 ㈀㐀牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀攀푄�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̎˅ҲᒤЌ,န$࿱܀Ѐ"¬ྟྠ:1. Написать уравнение реакцииྡ" 2ЂG㏌︀ྪЉྦрǔːϰԐּಢᐖ਀ѓHǯЂހҏїƿǿ̿쎀οText Box 25଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀준삹�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̍˅їᗢֱ,န$࿱܀Є"ĨྟྠДПо известному количеству вещества одного участника реакции рассчитать количество искомого веществаྡ"c 2cЂG㏌︀ྪcྦрǔːϰԐחಢᐗ਀ѓHǯЂࢠҏїƿǿ̿쎀οText Box 26଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!疼䍑Шэȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ఀကࣰ씀ﰂ蜃넕༅ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇഀĀĀ∀ༀഀ䓰鼀ЏЀꀀᔀ䄄㬄㠄 㨀㸄㬄㠄䜄㔄䄄䈄㈄㸄 ㈀㔄䤄㔄䄄䈄㈄〄 㴀㔄㠄㜄㈄㔄䄄䈄㴄㸄Ⰴ 㼀䀄㔄㐄㈄〄䀄㠄䈄㔄㬄䰄㴄㸄 㴀〄㤄䈄㠄 㔀㌄㸄 㼀㸄 㠀㜄㈄㔄䄄䈄㴄㸄㤄 㰀〄䄄䄄㔄Ⰴ 㠀㬄㠄 㸀㄄䨄㔄㰄䌄Ⰴ 㠀㬄㠄 䜀㠄䄄㬄䌄 㰀㸄㬄㔄㨄䌄㬄⸄ꄀ∏焀ਠ㈀܀焀耀䜀̀̀᠀찀3юꨀਏ焀Āꘀఏ퐀퀁ဃ༅Ѐꈀ਌ࣰ᠀茀଀䣰缀老쀀載뼄؀؀뼀ᄀ＀᠀㼀ࠀ耀ᣃ뼀Ȁ吀攀砀琀 䈀漀砀 ㈀㜀牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀甀樯�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̌˅ʹᕙֱ,န$࿱܀Є"ŜྟྠшПо найденному количеству вещества найти нужную характеристику искомого участника реакции (массу, объем, или число молекул).ྡ"} 2}ЂG㏌︀ྪ}ྦрǔːϰԐ Ⴈŷᆔŷኀŷኜŷᙨŷᚄᝰᡜᡸŷᥤŷᩐŷᩬ᭘᱄ᵌŷᵌŷ䀀               耀ǴŷϨלŷߐৄŷஸඬŷྠᆔŷŷᝰᥤŷ᭘ᵌŷᵍŸFreeform 22֍஡ల௶ŋಢᐛਂгlǯЂ鶀ۅЃ徐‚꿈ѓ徐„꿈їƿǑǖǿ̿쎀οText Box 23ಋ૘ඳಮ§ྟྨ=ꄀⰏȀ㸀ਰ฀̀餀f拾␀߿Ȁ脀䜀Ā̀̀Ⰰ餀fюꨀฏȀ܀ऀꘀ䀏ᬀఁ䀀耀쀀䀀耀쀀䀀耀쀀퐀퀁ဃ༅Ѐ䇰ꈀ਌ࣰᔀ茀଀䣰缀老怀輆뼄؀؀뼀ᄀ＀᠀㼀ࠀ耀ᣃ뼀Ȁ吀攀砀琀 䈀漀砀 ㈀㐀牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀攀푄�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̎˅ҲᒤЌ,န$࿱܀Ѐ"¬ྟྠ:1. Написать уравнение реакцииྡ" 2ЂG㏌︀ྪЉྦрǔːϰԐּಢᐖ਀ѓHǯЂހҏїƿǿ̿쎀οText Box 25଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀준삹�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̍˅їᗢֱ,န$࿱܀Є"ĨྟྠДПо известному количеству вещества одного участника реакции рассчитать количество искомого веществаྡ"c 2cЂG㏌︀ྪcྦрǔːϰԐחಢᐗ਀ѓHǯЂࢠҏїƿǿ̿쎀οText Box 26଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!疼䍑Шэȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ఀကࣰ씀ﰂ蜃넕༅ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇഀĀĀ∀ༀഀ䓰鼀ЏЀꀀᔀ䄄㬄㠄 㨀㸄㬄㠄䜄㔄䄄䈄㈄㸄 ㈀㔄䤄㔄䄄䈄㈄〄 㴀㔄㠄㜄㈄㔄䄄䈄㴄㸄Ⰴ 㼀䀄㔄㐄㈄〄䀄㠄䈄㔄㬄䰄㴄㸄 㴀〄㤄䈄㠄 㔀㌄㸄 㼀㸄 㠀㜄㈄㔄䄄䈄㴄㸄㤄 㰀〄䄄䄄㔄Ⰴ 㠀㬄㠄 㸀㄄䨄㔄㰄䌄Ⰴ 㠀㬄㠄 䜀㠄䄄㬄䌄 㰀㸄㬄㔄㨄䌄㬄⸄ꄀ∏焀ਠ㈀܀焀耀䜀̀̀᠀찀3юꨀਏ焀Āꘀఏ퐀퀁ဃ༅Ѐꈀ਌ࣰ᠀茀଀䣰缀老쀀載뼄؀؀뼀ᄀ＀᠀㼀ࠀ耀ᣃ뼀Ȁ吀攀砀琀 䈀漀砀 ㈀㜀牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀甀樯�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̌˅ʹᕙֱ,န$࿱܀Є"ŜྟྠшПо найденному количеству вещества найти нужную характеристику искомого участника реакции (массу, объем, или число молекул).ྡ"} 2}ЂG㏌︀ྪ}ྦрǔːϰԐ = 1. Написать уравнение реакции По известному количеству вещества одного участника реакции рассчитать количество искомого вещества Если количество вещества неизвестно, предварительно найти его по известной массе, или объему, или числу молекул. По найденному количеству вещества найти нужную характеристику искомого участника реакции (массу, объем, или число молекул). Дано:n(H2) = 1,5 мольn(Al) – ? Решение:x моль 1,5 моль2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑2 моль 3 мольСоставляем пропорцию: x моль 1,5 моль = 2 моль 3 моль 2 ·1,5 x = 3 x = 1 (моль)Ответ: n(Al) = 1 моль Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой. А ПС Дано:n(Al2S3) =2,5 мольn(S) – ? Решение: x моль 2,5 моль 2Al + 3S = Al2S3 3 моль 1 мольx = n(S) = 3 n(Al2S3) = = 3·2,5 моль = 7,5 моль Ответ: n(S) = 7,5 моль Определите количество вещества серы, необходимое для получения 2,5 моль сульфида алюминия. ПС А Дано:m(Cu(OH)2)=14,7 гm(CuO) – ?M(Cu(OH)2) = 64+(16+1)·2 =98г/мольM(CuO) = 64 +16 = 80г/моль Решение: 0,15 моль x моль Cu(OH)2 = CuO + H2O 1 моль 1 моль m(Cu(OH)2)n(Cu(OH)2) = M(Cu(OH)2) 14.7 гn(Cu(OH)2)= = 0,15 моль 98 г/мольx = n(CuO) = n(Cu(OH)2) = 0, 15 мольm(CuO) = n(CuO)·M(CuO) = 0,15 моль·80 г/моль = 12 гОтвет: m(CuO) = 12 г Вычислите массу оксида меди (II), образующегося при разложении 14,7 г гидроксида меди (II). ПС А Дано:m(Zn)=13 гm(ZnCl2) – ?M(Zn) = 65 г/мольM(ZnCl2 =65 +35,5·2 = 136 г/моль Решение: 0,2 моль x моль Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ 1 моль 1 моль m(Zn) n(Zn) = M(Zn) 13 г n(Zn)= = 0,2 моль 65 г/моль x = n(ZnCl2) = n(Zn) = 0,2 моль m(ZnCl2) = n(ZnCl2)·M(ZnCl2) = 0,2 моль·136 г/моль = 27,2 г Ответ: m(ZnCl2) = 27,2 г Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой. ПС А Дано:m(MgO) = 6 гV(O2) – ?M(MgO) = 24+16 =40 г/мольVm = 22,4 л/моль Решение: 0,15 моль x моль 2MgO = 2Mg + O2↑ 2 моль 1 моль m(MgO)n(MgO) = M(MgO) 6 гn(MgO)= = 0,15 моль 40 г/мольx = n(O2) = Ѕ n(MgO) = 1/2·0, 15 моль=0,075 мольV(O2) = n(O2)·Vm = 0,075 моль·22,4 л/моль = 1,68 лОтвет: V(O2) = 1,68 л Какой объем кислорода (н.у.) образуется при разложении 6 г оксида магния. ПС А Дано:m(Cu)=32 гV(H2) – ?M(Cu) = 64 г/мольVm = 22,4 л/моль Решение: x моль 0,5 моль H2 + CuO = H2O + Cu 1 моль 1 моль m(Cu) n(Cu) = M(Cu) 32 г n(Cu)= = 0,5 моль 64 г/моль x = n(H2) = n(Cu) = 0,5 моль V(H2) = n(H2)·Vm = 0,5 моль·22,4 л/моль = 11,2 л Ответ: V(H2) = 11,2 л Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди. ПС А САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ВАРИАНТ 1: Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II). CuO + H2 = Cu + H2OВАРИАНТ 2: В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли. 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Рассчитайте, какая масса кислорода образуется при разложении 88 г воды.Вычислите объем (н.у.) газа, который образуется при взаимодействии цинка с раствором, содержащим 0,6 моль соляной кислоты СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.