Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику Г.С.Меркина

уро-
ка
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Характеристика видов
деятельности учащих-ся или виды учебной деятельности.
Виды конт-роля, изме-рители.


Планируемый результат освоения материала.
Домашнее зада-ние.
Дата



План.Факт

1.
О литературе, читате-ле и писателе.
1.
Изучение нового материала.
Работа с учебником, беседа, выразитель-ное чтение.
Текущий.
Знать: автор и герой художественном произведения. Уметь: аргументировать свою точку зрения.
Прочитать статью о мифе с. 8-10.


2.
«Пять веков»
1.
Изучение нового материала.
Составление тезисных планов статьи учебни-ков.
Текущий.
Знать: понятие мифа. Уметь: выполнять художественный пересказ.
Подготовить со-общение о Про-метее.


3.
Мифы о героях. «Про-метей»
1.
Комбини-рованный.
Составление цитатно-го плана, беседа, вы-разительное чтение.
Фронталь-ный.
Знать: отличительные особенности мифа и сказки. Уметь: анализировать и делать собственные выводы.
Составить цитат-ный план мифа о Прометее.


4.
Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид».
1.
Комбини-рованный.
Сообщение учителя, беседа, работа с ил-люстрациями.
Текущий, групповой.
Знать: значение образ-ных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии. Уметь: владеть монологической и диалогической речью.
Прочитать миф и составить его тезисный план.
Оформить стенд
«Герои мифов».


5.
«Дедал и Икар».
1.
Внекласс-ное чтение
Выразительное чтение, беседа.
Текущий контроль.
Совершенствование навыков пересказа.
Прочитать «Все-
мирный потоп»


6.
Из славянской мифологии. «Всемирный потоп
1.
Внекласс-
ное чтение
Выразительное чтение
Беседа.
Фронталь-
ный.
Совершенствовать навы-
ков пересказа.
Прочитать А. С. Пушкин «Стан-ционный смот-ритель.


7.
Былички и бывальщи-ны.
1.
Изучение нового ма-териала.
Выразительное чтение
Беседа.
Текущий.
Совершенствование на-выков работы с книгой.
Напишите собст-венную бываль-щину.


8.
Устное народное творчество. Предания.
1.
Изучение нового ма-териала.
Выразительное чтение
сообщения учителя.
Текущий.
Знать: что такое преда-ние. Уметь: готовить сообщение.
Подготовить рас-сказ «Предания родного края».


9-10
Сказки. «Сказка о мо-лодильных яблоках и живой воде».
2.
Повторите-льно- обо-бщающий.
Самостоятельная ис-следовательская работа с текстом и иллюстрациями, заполнение таблицы, слово учителя, беседа.
Фронтальный.
Знать: содержание сказки. Уметь: давать характеристику героям, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа
1.Пересказать текст.
2.Стр.75-76 воп-росы и задания.


11.
Древнерусская литература. «Сказание о бел-городских колодцах».
1.
Изучение нового ма-териала.
Рассказ учителя, рабо-та с учебником ком-метированное чтение.
Индивидуаль-ный.
Знать: сказание как летописный жанр. Уметь: выполнять художественный пересказ.
Прочитать «По-весть о разоре-нии Рязани Ба-тыем».


12.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Нравственнаяпроблематика повести.
1.
Изучение нового ма-териала.
Самостоятельная ис-следовательская ра-бота с текстом, соста-вление плана повести, пересказ.
Текущий.
Совершенствование навыков работы с книгой.
Составить план повести, подго-товить художест-венный пересказ эпизода сраже-ния.


13.
М.В.Ломоносов-гени-
альный учёный,теоре-
тик литературы,поэт,
гражданин. «Стихи,
сочинённые на доро-
Ге в Петергоф»
1.
Изучение
нового ма-
териала.
Составление плана статьи учебника,выра-
зительное чтение, бе-
седа.
Групповой.
Совершенствование навыков конспектирования.
Выучить стихо-творение наи-зусть.


14.
Жанр баллады в твор-
честве В.А.Жуковско-го. «Светлана».
1.
Изучение нового ма-териала.
Выразительное чте-ние,беседа,словарная
и лексическая работа.
Текущий.
Знать,что такое баллада.
Уметь составлять ассоциативные ряды.
Выразительное
чтение.


15.
Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина.
1.
Изучение нового ма-териала.
Слово учителя, выстав-ка книг, сообщения уч-ся.
Индивидуаль-ный.
Знать: период Пушкина в Царскосельском лицее.
Уметь: выступать с подготовленным сообщением на определённую тему.
Выразительное чтение стихотво-рения «Зимнее утро».


16.
А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.
1.
Изучение нового ма-териала.
Слово учителя, выра-зительное чтение, бе-седа по тексту.
Текущий.
Знать: двусложные размеры, понятие об антитезе.
Уметь: определять их самостоятельно.
Подготовить эк-скурсию по выставке репро-дукций зимних пейзажей.


17.
О создании романа «Дубровский». Изоб-ражение русского барства. Дубровский старший и Троекуров.
1.
Изучение нового ма-териала.
Рассказ учителя с эле-ментами беседы,ком-ментированное чтение глав.
Фронтальный опрос, прове-рка знаний содержания романа.
Знать: понятие роман как один из эпических жанров литературы.
Уметь составлять план событий.
Прочитать главы 2-4. Озаглавить.
Подготовить пе-ресказ от лица А.Г.Дубровского
«В уездном суде


18.
Осуждение в романе произвола и деспотизма, защита чести и независимос-ти личности.
1.
Практиче-ская рабо-та.
Работа с текстом, ком-ментированное чте-ние, аналитическая беседа.
Оценка уме-ния анализа художествен-ного текста.
Совершенствование навыков анализа прочитанного.
Составить план 6 главы.Подгото-вить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубро-вского».Вырази-тельное чтение гл.8.


19.
Протест В.Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
1.
Практиче-ская рабо-та.
Работа с текстом, ком-ментированное чте-ние, анализ глав.
Оценка отве-тов уч-ся на поставленные вопросы.
Развитие навыков работы с текстом.
Выразительное чтение глав 9-11.Озаглавить главы 11-16.


20.
Романтическая любовь Владимира и Маши. Композиция. Сюжет.
1.
Изучение нового ма-териала.
Работа с текстом, беседа по вопросам.
Индивидуаль-ный опрос.
Знать: понятия «сюжет», и «композиция».
Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа.
Читать главы 17-19.Подготовить рассказ «Маша и Дубровский».


21.
Развязка романа «Дубровский».
1.
Урок сове-ршенство-вания зна-ний, уме-ний, навы-ков.
Аналитическое чтение, беседа по вопросам.
Оценка уме-ний уч-ся ана-лиза текста.
Развитие навыков приведения примеров,подбор аргументов, формулирование выводов.
Подготовка к сочинению.


22.
Р\р.Сочинение по ро-ману А.С.Пушкина.
1.
Совершен-ствование ЗУН.
Составление плана, написание сочинения.
Индивидуаль-ный.
Знать: методику дейст-вий при написании творческой работы.
Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.



23.
А.С.Пушкин «Станци-онный смотритель».
1.
Внеклас-сное чте-ние.
Слово учителя, беседа по прочитанному, дис-куссия на тему.
Коллектив-ный. Индиви-дуальный.
Знать: содержание текстов, историю создания.
Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.
Н.В.Гоголь «По-весть о том, как поссорился Иван Иванович с Ива-ном Никифоро-вичем».


24.
М.Ю.Лермонтов. «Па-рус», «Тучи». Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М.Ю.Лермонтова.
1.
Изучение нового ма-териала.
Рассказ учителя с эле-ментами беседы, вы-разительное чтение, анализ стихотворений.
Индивидуаль-ный.
Знать: биографические факты, содержание и тему стихитворений.
Уметь: анализировать поэтический текст и делать выводы.

Выучить стихот-ворения наи-зусть.


25.
Р/р. Конкурс чтецов.
1.
Повторение.
Чтение наизусть, анали стихотворений.
Контрольный. Индивидуаль-ный.
Знать: понятия«антите-за», «метафора»; мотивы лирики поэта.
Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.
Выполнить тест по лирике поэта.


26.
Н.В.Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба».
1.
Изучение нового ма-териала.
Лекция, беседа,работа
с текстом, демонстра-ция.
Текущий.
Знать: содержание повести, участвовать в диалоге по прочитанному про-изведению.
Составить устный рассказ «Образ времени и человека».


27.
Образ Запорожской Сечи в повести.
1.
Совершенс-твование ЗУН.
Комментированное чтение с элементами анализа.
Фронтальный.
Развитие навыка ана-за художественного произведения.
1.Составление плана рассказа «Образ Сечи как казачьей воль-ницы».
2.Выделить в те-ксте описание пейзажей.


28.
Героизм и самоотвер-женность, верность боевому товарищест-ву и подвигам во имя родной земли.
1.
Совершенс-твование и углубление знаний.
Работа с текстом, ком-ментированное чте-ние.Беседа.
Текущий.
Умение систематизир-вать, высказывать своё мнение.
Подготовить рассказ о жизни и гибели:
1.Тараса Бульбы.
2.Подвиг и гибель Остапа.
3.Предательство Андрия.


29.
Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия.
1.
Совершенс-твование знаний и умений.
Составление плана рассказа, анализ эпи-зодов, письменные ответы на вопросы.
Коллективный
Индивидуаль-ный.
Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.
Подготовить устный рассказ по теме: 1) Тарас Бульба и его сы-новья; 2) Остап и Андрий –братья и враги.


30.
Трагедия Тараса Буль-бы.
1.
Совершенс-твование ЗУН.
Работа с книгой. Беседа
Коллективный самостоятель-ный.
Углубить навыки анализа эпического произведения.
Выучить наизусть отрывок (по выбору уч-ся


31.
Прославление боево-го товарищества, осу-ждение предательст-ва.
1.
Совершенс-твование ЗУН.
Беседа с элементами комментированного чтения эпизодов.
Коллективное творчество.
Совершенствование умений и навыков ана-лиза произведения. Умение обобщать, делать выводы.
Подготовиться к сочинению: под-бор материала, эпиграфа. Напи-сать черновик сочинения.


32.
Р/р. Сочинение по по-вести «Тарас Бульба».
1.
Контроль-ный.
Написание сочинения.
Индивидуаль-ный.
Уметь писать сочине-ния.
Дописать.


33.
Знакомство с «Пове-стью о том, как поссо-рились Иван Ивано-вич с Иваном Ники-форовичем».
1.
Внеклас-сное чтение.
Комментированное чтение повести.
Коллективный
Уметь вычленять глав-ное в произведении.
Прочитать рас-сказы А.П.Чехо-ва.


34.
И.С.Тургенев «Бирюк. Пейзаж в рассказе.
1.
Изучение нового ма-териала.
Лекция, беседа, рабо-та с текстом.
Индивидуаль-ный.
Знать: содержание по-нятия пейзаж.
Уметь: владеть различ-ными видами переска-за.
Ответы на воп-росы.


35.
И.С.Тургенев. «В до-роге».
1.
Интегриро-ванный.
Выразительное чте-ние, прослушивание романсов.
Текущий.
Уметь анализировать лирическое произве-дение.
Выучить наизусть.


36.
Н.А.Некрасов. Стихот-ворения поэта.
1.
Изучение нового ма-териала.
Рассказ учителя, выра-зительное чтение, анализ, беседа.
Коллективный
Знать: факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотво-рений.
Уметь определять те-матику произведения.
Выучить на-изусть.


37.
Р/р. Трёхсложные размеры .
1.
Изучение нового ма-териала.
Составление тезисно-го плана статьи учеб-ника.
Групповой.
Знать: дактиль, ана-пест, амфибрахий.
Проанализиро-вать данные сти-хотворения.


38-39.
Л.Н.Толстой. Повесть «Детство». Тема дет-ской открытости миру
2.
Изучение нового мА-териала. Со-вершенство-вание ЗУН.
Лекция, беседа, рабо-та с текстом.
Фронтальный и индивидуа-льный.
Знать: содержание по-вести; нравственную проблематику повес-ти; владеть различны-ми видами пересказа.
1.Подготовить пересказ статьи учебника.
2.Выразительное чтение глав по-вести.


40.
Уроки доброты Л.Н.Толстого.Рассказ «Бедные люди».
1.
Обобщаю-щий.
Беседа, составление устных высказываний на заданную тему.
Текущий.
Владение монологиче-ской и диалогической речью.
Написать сочи-нение-воспоми-нание о добрых делах.


41.
В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Взаимоотношения от-ца, сына,дочери в по-вести.
1.
Изучение нового ма-териала.
Работа с главами по-вести, беседа.
Текущий.
Уметь анализировать художественное про-изведение.
Прочитать3.4гла-вы. Подготовить пересказ от 3-го лица эпизодов.


42.
«В дурном обществе» Новые знакомые Ва-си.
1.
СовершенствованиеЗУН.
Пересказ содержания, выборочное чтение, записи в тетрадях.
Фронтальный.
Уметь осмыслить про-читанное, делать вы-воды.
Прочитать5,6гла-вы. Ответы на вопросы.


43.
«В дурном обществе» Тыбурций Драб-«за-мечательная лич-ность.
1.
Совершенс-твование ЗУН.
Анализ прочитанных глав.
Фронтальный.
Знать, уметь охаракте-ризовать героев пове-сти, давать оценку их поступкам.
Подготовиться к письменной ра-боте.


44.
Р/р.Обучение дома-шнему сочинению «Маруся и Соня: два детства».
1.
Совершенст-вование и углубление ЗУН.
Пересказ содержания, Записи в тетрадях, ин-дивидуальная работа по карточкам.
Индивидуаль-ный.
Формировать умения анализировать, срав-нивать,обобщать.
Написать сочи-нение.


45.
А.П.Чехов.Сатиричес-кие и юмористичес-кие рассказы. «Толс-тый и тонкий».
1.
Совершенст-вование ЗУН.
Слово учителя, ком-ментированное чте-ние.
Коллективный
Знать: сведения из би-ографии Чехова; жанр юмористического рас-сказа.
Уметь: анализировать содержание.
Составить рас-сказ от лица Тол-стого.


46.
Юмористические рас-сказы А.П.Чехова.
1.
Внеклассное чтение.
Сообщения уч-ся.
Фронтальный.
Уметь анализировать произедения.
Прочитать При-швин «Корабе-льная чаща».


47.
Мир природы и чело-века в стихотворении И.А.Бунина «Не вид-но птиц. Покорно чах-нет»
1.
Изучение нового ма-териала.
Самостоятельная ис следовательская ра-бота с текстом.
Индивидуаль-ный.
Уметь анализировать стихотворение.
Выучить наи-зусть.


48.
И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Нравствен-ный смысл произве-дения.
1.
Изучение нового ма-териала.
Работа с текстом, ана-литическая беседа.
Фронтальный.
Уметь выделять смыс-ловые части произве-дения.
Стр.81, ответы на вопросы.


49.
Проблемы взаимоот-ношений детей и взрослых в рассказе А.Куприна «Тапер».
1.
Изучение нового ма-териала.
Ответы на вопросы учителя, пересказ эпи-зодов.
Индивидуаль-ный.
Уметь анализировать прозаическое произве-дение.
Дать характери-стику героям. Нарисовать ил-люстрации к рас-сказу.


50.
Краткие сведения о С.А.Есенине. «Песнь о собаке».
1.
Изучение нового ма-териала.
Ответы на вопросы, выразительное чтение
Групповой.
Уметь выразительно читать текст.
Выучить наи-зусть.


51.
С.А.Есенин «Разбуди меня завтра рано»
1.
Урок-прак-тикум.
Самостоятельная ис-следовательская ра-бота с текстом.
Индивидуаль-ный.
Уметь анализировать стихотворение.
Подготовить со-общение о поэте по материалам урока и статьи учебника.


52.
М.М.Пришвин. «Кла-довая солнца»-сказ-ка-быль.Особенности жанра.
1.
Изучение нового ма-териала.
Сообщения учителя, работа с текстом, бе-седа, работа с терми-нами.
Коллективный
Знать: жанр «сказка-быль».
Уметь: давать характе-ристику герою.
Дочитать, подго-товить переска-зы эпизодов от лица героев.


53.
«Кладовая солнца». Человек в окружаю-щем мире.
1.
Совершенст-вование ЗУН
Рассказ учителя, ком-ментированное чте-ние, беседа.
Индивидуаль-ный.
Знать: основная мысль произведения.
Уметь: проводить со-поставительный ана-лиз героев, эпизодов.
Подготовиться к сочинению.


54.
Р/р.Отзыв на сказку-быль «Кладовая сол-нца».
1.
Урок-прак-тикум.
Написание отзыва.
Индивидуаль-ный.
Знать,что такое отзыв. Уметь писать отзыв.
Дописать.


55.
М.М.Пришвин. «Ко-рабельная чаща».
1.
Внеклассное чтение.
Выразительное чте-ние, анализ.
Групповой.
Уметь анализировать произведение.
Х.К.Андерсен «Чайник».


56.
Краткие сведения о Н.М.Рубцове. «Звезда полей».
1.
Изучение нового ма-териала.
Сообщения учителя и уч-ся, прослушивание музыкальной компо-зиции.
Фронтальный.
Уметь осмысливать прочитанное.
Выучить наи-зусть.


57.
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина»
1.
Урок-прак-тикум.
Анализ стихов, выра-зительное чтение.
Индивидуаль-ный.
Выработать умение анализировать стихо-творения.
Создать иллюс-трации к стихот-ворению.


58.
Великая Отечествен-ная война в стихотво-рениях русских поэ-тов.
1.
Изучение нового ма-териала.
Литературно-музы-кальная композиция.
Текущий.
Уметь: выразительно читать.
Выучить наи-зусть.


59.
В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской де-ревни в рассказе.
1.
Изучение нового ма-териала
Работа с учебником, комментированное чтение отдельных эпизодов.
Текущий.
Знать: факты биогра-фии писателя; призна-ки рассказа как жанра.
Уметь проводить ана-лиз отдельных эпизо-дов.
Пересказать один из эпизо-дов рассказа.Со-ставить по тексту небольшой сло-варь сибирских диалектов.


60.
Нравственные проб-лемы рассказа В.П.Ас-тафьева «Конь с розо-вой гривой».
1.
Совершенс-твование ЗУН.
Беседа по вопросам, пересказ эпизодов, анализ текста.
Коллективный
Уметь выражать своё отношение к прочи-танному, постичь нрав-ственные проблемы, затронутые в рассказе.
Подготовить рас-сказ о герое, ко-торый наиболее понравился.


61.
Р/р. Сжатое изложе-ние от 3-го лица.
1.
Контроль-ный.
Озаглавить текст, на-писание изложения.
Индивидуаль-ный.
Уметь: излагать текст с изменением лица.
Ответы на вопросы.


62.
Герой-подросток на страницах приключе-нческой литературы. Марк Твен «Приклю-чения Гекльберри Финна».
1.
Изучение нового ма-териала.
Рассказ учителя, пере-сказ эпизодов, викто-рина.
Фронтальный.
Знать: содержание произведения.
Подготовить пе-ресказ одной из глав.


63.
Том Сойер и Гекль-берри Финн. Сопоста-вительная характери-стика героев.
1.
Совершнс-твование ЗУН.
Пересказ эпизодов, чтение по ролям, бе-седа, устное словес-ное рисование.
Индивидуаль-ный.
Уметь: составлять сло-весный портрет геро-ев, оценивать и анали-зировать поступки.
Составить план рассказа.


64-65.
О.Генри. «Вождь кра-снокожих».
2.
Изучение нового ма-териала.
Слово учителя, ком-ментированное чте-ние,художественный пересказ.
Фронтальный.
Развитие умений и на-выков логического мышления.
1.Подготовить инсценирован-ное чтение рас-сказа.
2.Написать сочи-нение-миниатю-ру «Лучший по-дарок в моей жизни».


66.
Х.К.Андерсен. «Чай-ник».
1.
Внеклассное чтение.
Чтение с комментари-ями.
Групповой.
Уметь: находить в тек-сте главное.
Список литера-туры на лето.


67-68.
Джек Лондон «Лю-бовь к жизни».
2.
Изучение нового ма-териала.
Слово учителя, ком-ментированное чте-ние, беседа.
Коллективный Индивидуаль-ный.
Уметь: владеть вида-ми пересказа.
1.Выписать из текста словосо-четания, харак-теризующие ме-сто действия.
2.Начертить мар-шрут героя.


69.
Итоговое тестирова-ние за курс 6 класса.
1.
Контроль-ный.

Индивидуаль-ный.




70.
Заключительный урок.
1.
Обобщаю-щий.
Рекомендации на лето.


Список литерату-ры.











































15