Конспект урока по кубановедению на тему Кубанские умельцы


Урок "Кубановедение"
по теме "Кубанские умельцы"
Цель: познакомить с народными ремёслами.
Задачи.Образовательная:
способствовать расширению кругозора учащихся о народных ремёслах.
Воспитательная:
дать первичные сведения о промыслах и ремёслах жителей Кубани;
способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;
воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.
Развивающая:
развитие речи учащихся, познавательного интереса;
развитие творческих способностей младших школьников;
формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками;
формирование умения работать в группе сверстников.
Наглядность и оборудование: предметы быта (гончарные изделия, презентация по теме урока , учебники “Кубановедение 3 класс” М.В. Мирук, толковый словарь С.И.Ожегова, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, жетоны для голосования (цветные стикеры).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Работа с пословицами.
Слайд№1.
Чтение пословиц, их толкование.
Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.
Без ремесла - как без рук.
Умному человеку и семидесяти ремесел мало.
По ремеслу и промысел.
Ремеслу всегда надо учиться:
- Какой возникает вопрос?
Учитель:
- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.
2. Словарная работа. Слайд №2
Давайте же выясним значения слова “ремесло” (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.Ремесло
1) Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом. Портновское ремесло.
III. Постановка проблемы
- Какова будет тема урока?
Слайд№3
Тема: «Кубанские умельцы»
- Какую цель мы сегодня перед собой поставим?
Слайд№4
Цель: познакомится с народными ремеслами.
Учитель. Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.
Слайд№5
Каким ремеслом занимаются эти люди?
КузнецГончар
Корзинщик
Бондарь
Соотнесите изделия труда с ремесленниками.
Корзинка (3), бочка (4), бадья (4), чашка (2), люлька (3), утюг (1), вентеря – снасти для ловли рыбы (3), ушат (4), макитра (2), подкова (1), глечик (2), вилы (1)IV. Открытие новых знаний.
Слайд№6
-Ребята, наш урок я продолжу следующей загадкой.
 Был я на копанцах,
      Был я на топанцах,
      Был на пожаре,
      Был на базаре,
      Молод был - людей кормил,
      Стар стал - пеленаться стал,
      А умер - мои кости выбросили,
      А собаки не гложут.
- Как вы думаете что это? (глиняный горшок)
- Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина? Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар)
- Где добывают глину?
Слайд№7
Учитель. Гончарное искусство – производство различных изделий из глины. Ведь глина была общедоступным материалом и для изготовления изделий требовались определённые навыки, которые можно было развить с годами. Уже за несколько тысяч лет до нашей эры люди начали изготавливать различные фигуры и посуду из глины. Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина. В основном из глины делали простую посуду, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей.
Слайд№8
Наша Станица Холмская как древний Рим расположена на семи холмах, и у нас есть свои чудеса света. Одно из них – это наши гончары. Именно холмские кручи привлекали гончарных дел мастеров, а глина у нас особенная, жирная, высокощелочная, как масло, хоть на хлеб мажь, и работали в станице семь гончаров горшколяпов: Сиверинов, Астахов, Мирошников, Кашуба, Максим и Яков Сысоевы, Харченко Афанасья Прокопьевна. Холмскую черепицу можно встретить далеко за пределами района, на крышах казачьих хат по обе стороны реки Кубань. О холмских гончарах сказано и написано не мало в книге Е.Г. Вакуленко «Народные мастера Кубани»
Об одном из них нам расскажет ваша одноклассница.
Слайд№9
Ученик. Сиверинов Владимир Ильич родился 19 декабря 1929 года в рабочей семье, кроме него ещё было две дочери. В трудные военные годы приходилось выживать, кто как мог. Посуду в магазинах трудно было купить, а готовить в чём-то и из чего-то есть было нужно. Поэтому маленький мальчик Володя очень заинтересовался посудой из глины, из которой, в принципе, можно было сделать всё, что угодно: и кринку, и кружку, и миску.
Издавна говорят, что материнское благословение –это половина успешного завершения любого дела.
В станице Холмской проживало семь гончаров. Неподалеку от семьи Сивериновых жил мастер-гончар, Володя стал просить его обучить гончарному искусству и мать этому желанию не препятствовала. Гончар не сразу сдался, но увидев в глазах двенадцатилетнего мальчика огромное желание овладеть ремеслом согласился его обучаить. В течение долгих шести лет Володя практически жил у мастера Кашубы в его доме в станице Холмской и обучался ремеслу, помогал по хозяйству, стал, можно сказать, родным. За время обучения и плакал и злился, когда что-то не получалось. Так же видел как радовался и его учитель- мастер если работа удалась.
Владимир Ильич навсегда запомнил день, когда мастер ему сказал:
-Ну вот и все, я обучил тебя всему, что сам умею, а вершин добивайся сам, ты сможешь.
В девятнадцать лет Володю призвали на службу в армию в танковые войска. Отслужив он вернулся домой. Младшие сестры, Вера и Надя, подросли, нужно было одевать и кормить их. Отец - Северинов Илья Самойлович, с войны вернулся инвалидом, долго болел, и после продолжительной болезни умер. Вся забота о семье легла на плечи Володи. Очень кстати пригодилось искусство гончара. Продажа глиняной посуды стала приносить доход, кормить и одевать семью. В наше время сказали бы: бизнесмен.
Слайд№10
-Ребята перед вами глиняная посуда, которую когда-то сделал Владимир Ильич. Она хранится в нашем школьном музее.
Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.
«Макитра»- широкий глиняный конусообразный горшок с шероховатой внутренней поверхностью для перетирания мака и других семян макогоном. В макитре подогревают кислое молоко для приготовления творога. Раньше специальные большие макитры использовались также для мытья посуды и для хранения и приготовления хлеба.
Крынка - низкий кувшин с широким горлом для кислого молока.
Из глины делали и детские игрушки, свистульки. Благодаря педагогам Холмской школы искусств, в которой занимаются наши одноклассники, восстановлено гончарное искусство, отреставрированы гончарные печи, гончарные круги, детская православная игрушка – звонница.
- Вот посмотрите она перед вами! На что похожа эта игрушка? (ответы детей)
Учитель. Самая древняя и уникальная кубанская глиняная игрушка – Полкан возраст которой 2500 лет. Рассматривая «Полкана» - игрушки, появившейся на Кубани вместе с приходом скифов, можно отметить, что очень она напоминает казака. Традиционная кубанская игрушка свой образ и название, по мнению казаков старожилов, получила от казаков-наездников. «Полкан» - «ПОЛ коня». Казак сливался с конём, был с ним одно целое. О любви казака к боевому товарищу коню о преданности друг другу коня и наездника немало примеров и рассказов. Казак без лошади как без крыльев птица. Неспроста в этой игрушке сплелись воедино и человек и конь и птица. В первой половине 19 века на спине легендарной игрушки, казаке «Полкане», появилась птица счастья –«Вольная Кубань», которой в фольклоре обращено много патриотических песен. Сам «Полкан» обозначает веру, стойкость, защиту, имеет ритуальное значение.
При рождении ребёнка в семье казака на крещение новорожденному дарилась глиняная игрушка «Полканёнок». Во время проводов в армию новобранцу дарилась игрушка «Полкан» с птицей «Вольная Кубань». Даже освятить хату можно при помощи той же керамической игрушки «Полкан», звуки которой прогоняют все невзгоды со двора; освистывается и новая хата на новоселье, и просто поднимается настроение, печаль, и беспокойство в вашей душе уступают место радости, терпимости и милосердию. . Закрепление изученного материала.
С ранних лет взрослые приучали детей к ремеслу. Девочек в казачьей семье учили шитью и ткачеству с 4-5 лет. Мальчиков учили мастерить нехитрую домашнюю мебель и утварь. А по субботам, когда сделанное отвозили на базар, дети вместе с родителями зазывали покупателей и бойко предлагали товар. Вот и сейчас мы с вами устроим ярмарку в классе.
Слайд№11
Здоровеньки гости дорогие, (Казаринов А.)
Жданные званые желанные.
Подходи, честной народ,Интересное вас ждет!Подходите, торопитесь,Наши милые друзья,Отдыхайте, веселитесь.Здесь скучать никак нельзя!
________________________
Платки, петушки,  (Емельянова Е.)Расписные гребешкиПодходите, покупайте,Честные казаки.
__________________________________
Люди! Подходите!(Задарожная А.)
Платки поглядите.
Один красный,
Другой синий,
А уж третий-то хорош,
Покупай-ка на свой грош!
________________________________________
Становитесь в ряд, (Попов В.)
Забирайте всё подряд!
___________________________________
Люди, подходите-ка! (Хомякова Е.)
Платки поглядите-ка!
_______________________________
 Мои куклы разбирай-ка! (Еременко М.)
Детям радость доставляй-ка!
____________________
Что душа твоя желает – (Лешко М.)Все на ярмарке найдешь! Всяк подарки выбирает, Без покупки не уйдешь! 
______________________
Вот так дети помогали родителям во время субботнего базара.
Итог урока:
- О каких ремёслах мы сегодня узнали?
- Что запомнилось сегодня на уроке?
Рефлексия.
- Как прошёл урок проголосуйте жетонами.
Учитель:
-Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций. Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.
В жизни своейБез излишней тревогиМы затвердили с недавней порыТо, что горшки обжигают не богиНо а не боги, Так дуй до горы.Только по той продвигаясь дороге Нам бы, казалось, усвоить пора.
То, что горшки обжигают не боги,Но обжигают их мастера.
Слайд№12
VI. Домашнее задание.
Принести изделия старинных мастеров, хранящиеся у вас дома, или иллюстрации (фотографии) изделий народных ремёсел. Рассказать из чего они изготовлены, для чего нужны.