Конспект урока окружающий мир на тему Приручение огня 4 класс


Тема: Приручение огня
Сценарий урока
Тип урока: исследование, практическая работа
Цели урока:
* Ознакомить с разнообразием горючих полезных ископаемых, изучить их свойства и способы добычи (каменного угля, торфа, нефти и природного газа), познакомить с условными знаками.
Задачи урока:
* Развивать навыки проектной, исследовательской деятельности.
* Продолжить формирование ответственного отношения к природным ресурсам на примере охраны полезных ископаемых, прививать чувство бережного отношения к природе и чувство ответственности за свои поступки.
* Развивать экологическое мышление, внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.
* Развивать умение работать в группах. Учить рационально распределять работу, выслушивать разные версии, выбирать наилучший вариант ответа, делать выводы и умозаключения. Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки.
Планируемые результаты: личностные, предметные, метапредметные.
Познавательные УУД:
*Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
*Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников
*Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
*Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
*Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
*Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
*Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
*Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
*Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
*Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
*Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Оборудование: компьютерная презентация, коллекция полезных ископаемых (уголь, нефть, торф), физическая карта , знаки обозначения полезных ископаемых, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
Организационный момент. Самооопределение к учебной деятельности.
Читаю наизусть стихотворение А. С. Пушкина. (Слайд)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.  
- Ребята, почему я начала урок с этих слов А. С. Пушкина?
(Нам предстоит сделать какие – то открытия, мы узнаем сегодня что – то новое, может, мы будем проводить исследования или решать какую – то проблему) Что такое парадокс?
- Да, сегодня мы будем исследовать объекты природы. Кто хочет прикоснуться к науке, быть исследователем?
-Тогда какими вам необходимо быть на уроке? (Внимательными, дружными, активными, собранными.) 
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Индивидуальная работа. 1 уч-ся работает у доски
2. .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Какую тему мы изучили на прошлом уроке “ Металлы”. Проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить задания , думаю, что вы с ним успешно справитесь.
Тест. 1 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:
А) грани
Б) рубин
В) руда
3. Металлы – это:
А) соль, агат, базальт
Б) медь, алюминий, железо, олово
В) известняк, глина, песок
4. Из железной руды получают:
А) чугун, сталь
Б) алюминий, гранит;
В) бриллиант, малахит.
5. Условное обозначение месторождения железной руды:

Взаимопроверка. Оцените свою работу по контрольным ответам.
- У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки, вы молодцы. Вам можно поставить «5.»
- У кого одна ошибка, поднимите руки. Вам можно поставить «4» ?
- А у кого более одной ошибки? Вам надо ещё поработать. В конце урока сдайте ваши тесты., я их ещё раз проверю.
( Проверка индивидуальной работы. Самооценка)
Тихо звучит музыка. Учитель (вполголоса):
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Зажигаю свечку.
– Ребята, посмотрите на этот «волшебный огонек» и скажите, какие чувства он вызывает.
Ответы учащихся.
- В каких еще ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, важном и глубоком?
– В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку...
– Несмотря на то, что электрический свет сейчас есть почти везде, иногда люди не отказываются от удовольствия зажечь настоящие свечи и любоваться ими.
- Интересно, о чем же может поведать этот «волшебный огонек»? парадокс
3. Проблемная ситуация.
Сценка (с. 104)
Показ отрывка из мультфильма «Аладдин», где Джинн выходит из бутылки. (25.15-25.17)
– А кто такой Джинн?
- Джинн (араб., буквально - дух), в Коране фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Джинн — популярнейший сказочный персонаж. Часто изображается как волшебное существо, заключенное в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил его из заточения и исполняет его желания.
- Чем горючее напоминает джинна в бутылке?
Версии учеников.
– Это огонь, которого человек посадил в бутылку, и заставляет делать все, что хочет, т. е. приручил.
4. Открытие новых знаний.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Слово «приручение» записано на доске.)
– Что значит «приручить»? Выделите корень этого слова, подберите однокоренные слова
– Рука, ручной.… Сделать ручным.
– Значит, огонь можно взять в руки или как Джинна посадить в бутылку и делать с ним,
что хочешь?
(Ответы учащихся.)
- А давайте посмотрим толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.
Приручить – сделать ручным, послушным.
Цель урока определяют дети.
– Значит, мы будем говорить о том, как человек сделал огонь послушным, т.е. научился пользоваться огнём.
-Что выделяется при горении? (энергия)
– Значит, нам надо выяснить, откуда берётся энергия в хозяйстве человека
- Что такое огонь?
(Это освобождение энергии.)
– Вспомним историю, как человек приручил огонь.
Самая знаменитая из таких легенд — древнегреческое сказание о Прометее.
Легенда. Слайды
Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке.
Вестник мира юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Не раз по дороге на Олимп встречал он людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей их пожалел и не побоялся облегчить их жизнь вопреки воле богов. Однажды он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием, и отдал его людям
Они кормили его сухими ветками, защищали от сильных порывов ветра. Они делились друг с другом его теплом. Вооруженный огнем, человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.
Взглянул однажды отец богов Зевс и удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.
А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.
-На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.
И стал огонь для нас другом и помощником.
- Удобно ли пользоваться костром для приготовления пищи и разогрева?
(Нет.)
- Посмотрите на рисунок на с. 104 и скажите, какие приспособления появились у людей для удобного использования огня?
(Появились печи, батареи, электрические и газовые плиты.)
- Только ли для домашних нужд необходим огонь? Где еще он используется?
(Прочитайте стр. 105 первый абзац)
-Какие символы огня вы знаете? (Олимпийский огонь, вечный огонь)
5. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
(Показываю спички и зажигалку.)
– Ребята, как вы думаете: зажигалка и спички – весь источник энергии?
Однажды сидел первобытный человек у костра, задумался о чём-то и вместо полена взялв руку чёрный камешек и машинально бросил его в костер....Что тут началось!!! Камень вдруг вспыхнул. Не ожидал человек, что камень загорится... А костёр стал греть сильнее. Смекнул человек, что лучше бросать в огонь эти чёрные камешки.
Как они называются?( каменный уголь)
Почему ими топить выгоднее?( при сгорании даёт больше тепла)
Человек рассказал об этом свое верной жене. Но та не очень-то и удивилась. И сообщила о своём открытии. Оказалось, что она недавно ходила на болото и собирала там клюкву, и не заметила, как к корзинке прилип кусочек земли с болота, а когда принесла корзинку домой, этот комочек упал и тоже загорелся.
Что это был за кусочек? (Кусочек торфа)
Кто из вас может продолжить этот список? (уч. с.105)
-Как можно назвать кам.енный уголь, торф, нефть, газ? ( Ископаемое топливо)
(Открываю схему на доске)
Ископаемое топливо
торф каменный уголь нефть природный газ
- А где же они образовались? (с. 105)
6. Исследование свойств полезных ископаемых. Работа в паре
- У кого возникло желание исследовать свойства горючих полезных ископаемых?
- Сейчас мы с вами снова окажемся в “лаборатории” и исследуем их свойства.
- Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию полезных ископаемых, таблица для записи результатов исследований.
Инструкция
1. Рассмотрите образцы. (прочитать текст)Определите состояние и цвет, их состав и свойства
2. Определите их твёрдость и прочность.
3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили? Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.
4. В графе таблицы напишите следующие характеристики: 
состояние: твёрдое, жидкое или газообразное; 
 запах: имеет запах, без запаха;
горючесть: горит, не горит
легче или тяжелее воды
Ископаемое топливо
Полезное ископаемое каменный уголь торф нефть газ
состояние твердое твёрдое жидкое газообразное
цвет чёрный коричневый
бурый чёрный бесцветный
запах без запаха без запаха резкий запах без запаха
легче или тяжелее воды тяжелее легче легче легче воздуха
горючесть горит горит горит горит
- Проверим результаты исследования. (При проверке открываю карточки со свойствами каждого полезног ископаемого)
- Что общего у этих ископаемых? (все эти ископаемые хорошо горят, а при горении дают энергию.)
- А всё ли мы узнали о полезных ископаемых?
- Ребята приготовили для нас сообщения  и сейчас мы подробнее узнаем о том, как добывают полезные ископаемые и где их применяют.
( Выступления уч-ся: рассказы, показ мест добычи горючих полезных ископаемых на карте России)
Каменный уголь
Уголь образовался из отмерших остатков растений и животных , накапливающихся в торфяных болотах.
миллионы лет назад. Добывается уголь двумя способами: подземным и открытым. Основные потребители — энергетика и промышленность.
Добывают уголь двумя способами: в карьерах (открытым способом) и в шахтах (закрытый способ).
В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки  и  комбайны  дробят пласты угля. На открытых месторождениях огромные  шагающие  экскаваторы сначала срезают верхние породы. Затем роторные  экскаваторы дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные самосвалы.
Уголь используется как: топливо, краски, резина., пластмасса, лекарство.
На карте России угольные бассейны обозначены….. Основные залежи угля находятся: Кузнецкий угольный бассейн, Печорский угольный бассейн.(карта)
«НЕФТЬ».
Нефть — горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом. Состоит из жидких углеводородов. Происхождение нефти — одна из тайн природы. Первую гипотезау происхождения нефти выдвинул Ломоносов; нефть произошла из мертвых остатков организмов, вторая гипотеза Менделеева; нефть имеет неорганическое происхождение.,.
Продукты ее переработки — бензин, керосин, дизельное топливо, мазут,
Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют « черным золотом», « кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономики всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает 1 место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений, надо более разумно их использовать. На карте нефтянные месторождения обозначенны….. Запомним самые крупные : Волго-Уральское, Западно – Сибирское. (карта)
«ТОРФ». (выступление ученика)
Образуется торф в болотах, где наблюдается недостаток кислорода и высокая влажность. Торф состоит из остатков растений. Торф — однородная масса черного или коричневого цвета. Он насыщен водой на 85—95 %. А образуется торф очень медленно - за год всего 1 мм! В старину торф называли “горючей землёй”.
Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно торф, чтобы было подспорье дровам”. Старинный способ добычи торфа: лопата.
Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.
При добыче торфа предварительно осушают торфяную залежь, очищают ее от деревьев и кустарников, измельчают и высушивают слой, а затем собирают в штабели. Торф идёт на отопление и производство электроэнергии на электростанциях. Сейчас используют в сельском хозяйстве в качестве удобрения, кормовых добавок для животных, подстилок на животноводческих фермах, в парниках и теплицах. Самые крупные торфяники находятся в Томской области и в Подмосковье. (карта)
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.
-Можем ли мы увидеть природный газ?
Природный газ прозрачный, газоообразный, следовательно, он легче воздуха.
не имеет запаха, горючее. При помощи природного газа мы готовим пищу. Так же это очень хорошее топливо. Так как газ используют в газовых плитах, ученые добавили туда вещество, чтобы при утечке газа люди могли его почувствовать. И еще газ используют в производстве пластмассы. Крупнейшим месторождением природного газа в России является Западная Сибирь.
- Бесконечны ли запасы ископаемого топлива?
(Запасы топлива не бесконечны. Ученые и инженеры продолжают искать новые виды топлива и способы его использования)
( т. с. 40 №7 ) Работа в паре
- Что заставляет людей искать новые виды топлива? Найдите три причины. Используйте слова: больше, загрязнение, запасы.
1) Требуется все больше топлива для техники.
2) Требуется топливо, которое бы не загрязняло природу.
3) Запасы многих видов ископаемого топлива истощаются.
-Что же должен делать человек, чтобы полезных ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь и охранять)
 - Как нужно беречь полезные ископаемые? (Ответы детей)
Вывод на слайде 
1. Экономно использовать.
2. Оберегать от пожаров.
3. Соблюдать правила перевозки.
4. Заменять по возможности искусственными материалами.
- Ребята, как вы можете помочь взрослым сберегать бесценные богатсва нашей земли? (Экономить свет, тепло в квартире, в школе; бережно относиться ко всему, что нас окружает)
- Теперь без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
 Знают все – человек без огняНе живёт ни единого дня.При огне, как при солнце светло,При огне и зимою тепло.Посмотрите, ребята, вокруг:Нам огонь - 
Повседневный наш друг.Но когда мы небрежны с огнём,Он становится нашим врагом.
7.  Огонь – враг. Слайд
- Огонь – это штука опасная.
Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок С.т. 40 №10
- Как следует поступать, чтобы избежать беды?
1) Не оставлять печь открытой – может возникнуть пожар (слева).
2) Не отходить от плиты во время приготовления пищи – газ может залить огонь (средний).
3) Не хранить горючие материалы дома (правый).
- Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не лейте в огонь керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.
- Как мы ответим на вопрос урока, откуда берётся энергия в хозяйстве человека? (Человек перерабатывает разные виды топлива и получает энергию)
8. Подведение итогов.
1) Игра «Крестики-нолики».
– Всё ли на уроке мы узнали о приручении огня? Для того, чтобы проверить наши знания, предлагаю игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Она называется "крестики- нолики", и условия ее известны каждому. Девочки свой правильный ответ отмечают ноликами, мальчики – крестиками.
1 5 4
6 2 7
9 8 3
1. Ломоносов говорил, что … произошла из остатков организмов. (Нефть.)
2. Жидкое топливо, полученное из нефти. (Бензин.)
3. Что из домашнего «зверька» запросто может превратиться в страшную стихию? (Огонь.)
4. Источник энергии, который не относится к ископаемым видам топлива: каменный уголь, дрова, торф, природный газ. (Дрова.)
5.Ископаевое топливо, которое добывают в карьерах и шахтах –это уголь.
6.горючая, маслянистая жидкость со специфическим запахом -духи.
7.Ископаемое топливо, которое имеет коричневый или бурый цвет, без запаха и легче воды и горит –торф
8.Газообразное ископаемое топливо без запаха в чистом виде, легче воздуха и горит – газ.
Оценивание. - Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке?
9. Домашнее задание:
Тема 23 т. 39 №2, №3
Творческая работа
– Придумать механизм, который облегчил бы работу учителя. Это механизм должен работать на источнике энергии.
(Например, «Тетрадепроверялка», которая работает с помощью электричества. Поставить массажный диван «Расслабляйка» в ФОКе , который работает с помощью потока воды. Лежит учитель на «Расслабляйке», а «Тетрадепроверялка» выполняет свою работу.)
10. Рефлексия.