Меры профилактики профессионально-эмоционального выгорания педагога


Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
"Волжский промышленно-технологический техникум"
Сообщение на тему:
Меры профилактики профессионально-эмоционального выгорания педагога
Подготовил: преподаватель
ОБЖ Н.В. ШушпановаВолжский ,2017
Профессия учителя, педагога, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно – исторического опыта.
В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются.
В настоящее время остро стоит проблема снижения престижа педагогического труда, его общественной значимости, ухудшения условий работы, что, несомненно, приводит к нехватке молодых специалистов в системе образования.
Испытания на эмоциональную прочность проходят не все. У многих развиваются специфичные виды профессиональных заболеваний. Одним из которых является синдром эмоционального выгорания, проявляющийся в повышенном уровне тревожности, и низком уровне стрессоустойчивости, и как следствие, – развитии психосоматических заболеваний: болезней сердца, кишечных расстройств, неврозов…
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Существуют ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия.
Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Внутренние факторы риска появления эмоционального выгорания.
Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.
Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремление все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.
Следующая особенность - это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например, поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться - принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.
Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.
Внешние факторы
Однако, одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества.
В организации работы можно выделить три момента:
Неэффективный стиль руководства: либо излишне жесткий «мужской», либо излишне мягкий «женский», нередко нечеткий и неуправляемо эмоциональный. «Мужской» стиль руководства не обеспечивает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищенности. А «женский» поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределенные требования ставят под угрозу реализацию перфекционизма, а значит - целостность собственной личности.Работа в условиях временного дефицита является еще одной угрозой для педагогов. Поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке.
Отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «МЫ» и таким образом снизить риск эмоционального выгорания. Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности.
Стадии синдрома эмоционального выгорания
1 стадия: Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.
Для работы с эмоциональным выгоранием наиболее перспективным является понимания стресса как результата взаимодействия педагога с окружающими условиями работы, а также понимание психологических механизмов оценки стрессовой ситуации и выбора стратегии совладания с ней.
Специальными способностями в этом случае будут выступать навыки преодоления различных типов ситуаций и проблем, взаимодействия с людьми, саморегуляции и т.д., словом, те, которые отвечают за успешность решения конкретных специфических жизненных проблем.
Личную эффективность можно определить как умение человека осознавать свою способность выстраивать собственное поведение, которое соответствует специфической задаче или ситуации .С самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности справляться со стрессом, используя для этого собственные ресурсы, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды.
Именно ресурсы индивида образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями. Сам факт наличия, например, эмоциональной поддержки коллег обеспечивает адаптивную функцию: придает уверенность, поддерживает его профессиональную самоидентичность, подкрепляет самоуважение. Поэтому сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.
Учитывая современную реальность системы образования, наилучшим способом борьбы с эмоциональным выгоранием является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.
Необходимая и базовая составляющая профилактики синдрома эмоционального выгорания - это личностная психологическая подготовка педагога как путем теоретического обучения основам психологических знаний, так и практическая работа, направленная на развитие устойчивости к стрессу и навыков эффективного совладания с ним.
В конечном итоге, важно понимание таких вопросов, как :
страх ошибки, страх собственного личностного и профессионального несовершенства, который может принимать разные формы.
острое реагирование на претензии родителей, даже при условии правильности действий педагога.
глубокое переживание случаев низкой успеваемости учащихся, педагогических и организационных трудностей.
С одной стороны эти личностные особенности могут положительно влиять на результат учебной деятельности, цениться и поощряться руководством. Однако обратной стороной выступает состояние крайнего напряжения, ведущего к истощению .Другим важным моментом является наличие ресурса психологической поддержки в коллективе. Только когда в коллективе установится атмосфера безопасности, возможно полноценное участие в тренингах, в содержание которых должны входить психологическая поддержка, эмпатия, актуализация творческого подхода к решению вопросов .
Социальная поддержка в группе, работающей в условиях стресса, не снижая уровня напряженности и стресса, может способствовать переводу его из неблагоприятных проявлений в благоприятные.
Способность обратиться за внешней поддержкой и принять ее - это внутренний ресурс личности, который, во многом, зависит от социально-психологической активности, направленной на формирование вокруг себя персональной сети поддержки, и готовности обратиться к ней в трудные периоды жизни.
Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания
На основании изложенных ранее особенностей стресса как источника СЭВ можно предложить общие рекомендации по предупреждению СЭВ, основанные на внимании как к частным, конкретным проявлениям стрессовых факторов, так и к основным принципам стиля деятельности, его влияния на развитие выгорания.
Первый аспект работы заключается в информировании о разрушительных последствиях стресса, основная его задача - обеспечить педагогов способностью распознавать стрессовые ситуации в профессиональной деятельности, а также пониманием своих индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон личности. Важный ресурс стрессоустойчивости - психологическая компетентность учителя, уровень его психологической грамотности и культуры. Вместе с социальным опытом она определяет конкретные формы адаптивных процессов в стрессовых ситуациях.
Второй аспект связан с повышением психологического благополучия личности. Как отмечал А.Г. Маклаков, психологические способности человека определяют его личностный адаптационный потенциал, который опосредован такими показателями как :
адекватная самооценкой личности как основа саморегуляции, влияющая на адекватность восприятия условий деятельности и собственных возможностей;
нервно-психическая устойчивость, уровень формирования которой обеспечивает стресс-толерантность;
конфликтность личности;
приобретённый опыт социального общения;
чувство социальной поддержки, обеспечивающее личную значимость и значимость для окружения, что, так или иначе, можно отнести к личностным и средовым ресурсам совладания и умению ими пользоваться и управлять.
Третий аспект связан с помощью в поиске наиболее адаптивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций на уровне профессиональной деятельности в целом. В этом смысле проблема эмоционального выгорания рассматривается в связи со способностью управлять собственными действиями, поступками, а также возможностями произвольного и эффективного управления собственной психоэмоциональной сферой, что является важной составляющей в профессиональной деятельности педагога.
Для педагогических работников, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.
Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» педагогов, являются:
- накопление знаний, навыков и умений.
- улучшение условий труда и отдыха.
- развитие содержания труда.
- развитие средств труда.
- развитие мотивации.
- изменение оплаты труда.
- система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.
-система улучшения психологического климата в коллективе.
Так же существует немало конкретных способов преградить путь «синдрому эмоционального выгорания»:
культивирование других интересов, не связанных с преподаванием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны руководства;
поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
открытость новому опыту;
умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за учеников и родителей, чем делают они сами);
чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с педагогической работой,
хобби, доставляющее удовольствие.
Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим педагогом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕПрофессия учителя связана с эмоциональным напряжением и частыми стрессами. Результатом этого становится эмоциональное выгорание, проявляющееся в виде тревоги, отстраненности и эмоционального истощения Следствием длительного воздействия стресса в работе педагога является эмоциональное выгорание как эмоциональное истощение и деформация личности. Этому способствует много факторов - специфика работы «человек-человек», высокий уровень эмоциональной нагрузки, требования, предъявляемые к личности педагога - гуманность и ответственность. Было установлено, что профессия педагога предъявляет высокие требования к личности специалиста, предполагая гуманность, развитую эмпатию, высокую личную ответственность, уравновешенность и терпимость, стремление к самопознанию и саморазвитию. Гуманистическое мировоззрение современного педагога подразумевает веру в положительную природу человека, высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик. Это позволяет определить идеальную систему ценностей учителя как тесно связанную с гуманистическими ценностями и самоактуализацией.
Негативное влияние эмоционального выгорания проявляется в переживании эмоционального опустошения, безразличном, негативном отношении к ученикам и коллегам, в снижении мотивации. Являясь специфической формой реакции на стресс, эмоциональное выгорание, в конечном итоге, приводит к состоянию эмоционального истощения. В соответствии с современными походами к пониманию стресса, можно выделить не только особенности непосредственной реакции на стрессовый стимул, но и проследить роль отдельных черт личности педагога, таких как самооценка, мотивация, самоуважение, позитивность и рациональность мышления, эмоционально-волевые качества.
Важную роль играют поведенческие стратегии, которые, так или иначе, использует человек для совладания со стрессовой ситуацией. Поскольку полное устранение источников стресса в работе учителя невозможно, становится очевидной важность развития способности управлять собственными действиями, поступками, а также возможностями произвольного и эффективного управления собственной эмоциональной сферой, поиска ресурсов для поддержки, что является важной составляющей профессиональной деятельности педагога, образуя индивидуальный стиль саморегуляции и самоэффективности.
Между тем, работа учителя связана и с большим количеством стрессов, большими нагрузками и зачастую, низкой материальной оценкой труда. Сталкиваясь с трудностями, которые переживают дети, учитель также может испытывать негативные чувства - подавленность, переживание несправедливости, раздражения и гнева. Следствием этого может быть эмоциональное истощение и деформация личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫКорчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - 172 с.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Эксмо, 2003. - 285 с.
Купер К.Л., Дэйв Ф. Дж., О'Драйсколл. М.П. Организационный стресс. Теория, исследования и практическое применение / Пер. с англ. - Х.: Гуманитарный Центр, 2007. - 336 с.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 286 с.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: АСТ, 2008, - 228 с.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Владос, 2004. - 325
Наследов А.Н. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии.- М.: Владос, 2010. - 462 с.
Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Владос, 2011. - 336 с
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, №3. - с.85-95.
Семенова Е.М Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. - М.: ИПП, 2002. - 224 с
Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Вопросы психологии, 2008, № 5. С. 18-21.
Фонтана Д. Как справиться со стрессом. - М.: Педагогика-пресс, 2005. -548 с.
Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. - СПб.: Питер, 2011. - 160 с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 241 с.