Инновационные педагогические технологии в преподавании английского языка в системе дополнительного образования детей


Белова Светлана Андреевна
Инновационные педагогические технологии в практике преподавания английского языка в системе дополнительного образования детей
Содержание педагогической технологии дополнительного образования включает комплексную организацию методов, обеспечивающих функционирование педагогов и детей в деятельности; конкретную организацию всех средств дидактики, процедур, действий участников; разработку и реализацию нового содержания образования с учетом человеческих, технических и других ресурсов.
В настоящее время 70–80% информации обучающиеся получают уже не от педагога и образовательного учреждения, а от родителей, из средств массовой информации, в процессе наблюдения за окружающей жизнью. Все это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень. Такой переход возможен лишь при использовании личностно ориентированных педагогических технологий, основывающихся на следующих направлениях модернизации традиционной системы:
- гуманизации и демократизации образовательного процесса;
- активизации и интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
- эффективности организации и управления учебно-воспитательной работой;
- методического и дидактического реконструирования учебного материала.
Приоритетом обучения должно стать не освоение обучающимися определенного объема знаний, умений и навыков, а умение учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их усваивать, связывать их с другими. Только при таких условиях у детей появится интерес к познанию.
Для достижения данной цели в системе дополнительного образования используются следующие подходы:
Личностно ориентированный подход;
Компетентностный подход;
Проектная деятельность;
Игровые технологии.
Особое внимание хотелось бы остановить на подходе с использованием игровых технологий, взятым за основу в творческом объединении «Sunrise» МБУДО ЦДОД г.Димитровграда Ульяновской области.
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.В творческом объединении «Sunrise» реализуются программы дополнительного образования для двух возрастных групп. Это дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности ученья.
В связи с этим, основной идеей дополнительной образовательной программы «Easy English» , реализуемой в творческом объединении «Sunrise» стало развитие у дошкольников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных и творческих способностей; целью данной программы – получение детьми дошкольного возраста дополнительного образования посредством обучения иностранному языку. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.
Основные принципы обучения по данной программе:
обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные.
формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
лимитировать речь педагога на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%).
системно вводить лексику: Первое занятие – 3 слова. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие формы и методы работы:
Основной формой обучения в данном творческом объединении является игра, когда любое задание необходимо превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.
Методы и приемы работы по данной программе:
1.Работа над произношением (сказки, скороговорки,  рифмовки).
2.Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).
3.Работа с картинкой (описание картинки, подвижные игры, спокойные игры, творческие игры).
4.Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен).
5.Инсценировка коротких рассказов и пьес.
7. Воспроизведение ситуативных диалогов.
8.Рассказ по картинке.
9.Изучение букв.
Для младшего школьного возраста характерны непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают играть с предметами, игрушками, проявляют интерес к неимитационным играм.В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация воспринимается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности обучающихся происходит в условно-игровом плане.
Итоги игры имеют двойное значение: как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важная роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором обучающиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
В связи с этим основной идеей дополнительной общеобразовательной программы «Funny English» реализуемой в творческом объединении «Sunrise» стало пробуждение у учащихся интереса и формирование положительного отношения к английскому языку как средству общения; формирование элементарных навыков и умений устно - речевого общения на английском языке на уровне доступном детям, учитывая их речевой опыт на родном языке и их речевые потребности; демонстрация того, что процесс овладения языком другого народа – увлекательный, но кропотливый ежедневный труд, требующий усилий со стороны ученика; развитие творческих способностей детей, их стремление к познанию окружающего мира посредством общения на иностранном языке, выражение своих мыслей на иностранном языке и воспитание гармонически развитой и образованной личности.
Например, в данной общеобразовательной программе драматизациям (театрализованным постановкам) уделяется огромное внимание. Учитывая, что ведущие методисты России и англоязычных стран рекомендуют использовать драматизации на всех уровнях обучения для максимального раскрепощения ребёнка, для устранения страха перед общением на иностранном языке, для раскрытия творческих способностей, театрализованные постановки используются на каждом этапе обучения.
Игры и игровые приемы обучения приобрели особое значение в условиях современного коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам и занимают в настоящее время прочное место в практике преподавания иностранных языков на разных уровнях.
В лингвистической игре можно имитировать ситуации общения, создавая условия для развития устной и письменной речи учащихся, что способствует развитию мотивации к изучению иностранного языка.
В программе используется множество игр и упражнений в игровой форме, которые помогут проникнуть в волшебный мир слов: изменять, отгадывать, выбирать, создавать, придумывать и находить, одним словом оживлять слова. На занятиях используются игры, в которые можно играть индивидуально или в небольшой группе: кроссворды, сканворды , загадки, ребусы и т.д. Одни игры позволят проверить умение логически мыслить, другие подготовят начинающих изучать английский язык к зрительному восприятию незнакомых слов, познакомят с типичными английскими жестами. Все игры способствуют расширению лексического запаса учащихся.
А так же используются традиционные английские игры: например, телефон (The telephone), виселица (The Hangman), обезьянка (The Monkey) и другие.
Решение использовать лингвистические игры на занятии – это огромный шаг на пути к творчеству и коммуникативности. Организация игр потребует от их участников умение совместно искать решение и работать в команде единомышленников. Чтобы поддерживать соревновательный дух в группе педагог может каждый месяц объявлять индивидуальные и командные результаты, а в конце года провести большую финальную игру.
Список использованной литературы .Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии. Материалы конференции. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. Ун-та, 1997.
Инновационные технологии в образовании: Учебно-практическое пособие/. Составитель Куклев В.А.. – Ульяновск, 2007.
Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) //Инновационное движение в российском школьном образовании. -М., 1997.
Михелькевич В.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие.- Самара, СГТУ, 2001.
Мухина И.А. Педагогическая мастерская как инновационная технология: Начальная школа/ И.А. Мухина // Педагогические мастерские. – СПб.,1997.
Повышение качества дополнительного образования средствами педагогических технологий: Материалы педагогических чтений учреждений дополнительного образования г. Магнитогорска, 2003.
Реализация инновационных педагогических технологий в условиях модернизации образования. – Новокузнецк, 2007.
Ширшова С.А. Активизация образовательной деятельности в выборе новых способов оценки обучающихся // Дополнительное образование и воспитание, №8, 2007.