Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»
ГО «Посёлок Агинское»
Забайкальского края



Концепция
духовно-нравственного воспитания
учащихся МОУ «АСОШ № 4»

заместитель директора по ВР
Скороход ЛЮ





ГО «Посёлок Агинское»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в МОУ «АСОШ № 4» разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
За последние годы существенно деформировалась система духовного воспроизводства общества и, прежде всего, в результате кризиса социальных институтов культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования.
Осмысление противоречивого опыта реформ в России приводит к необходимости постановки вопроса о духовной безопасности страны, ибо без человека, его душевного здоровья, умственных и нравственных сил, само понятие «жизнь» теряет смысл.
Возрождение российского общества возможно только при формировании у подрастающего поколения высоких моральных качеств. Проблемы обеспечения воспитания российской молодёжи остаются актуальными.
Актуальным на сегодняшний день становится и создание воспитательного пространства школы, в центре которого личность ребёнка, семья, учреждения дополнительного образования, внешняя среда, влияющая на развитие детей, внутренняя среда школы, разнообразные формы и типы развивающих уроков, годовой цикл мероприятий, ученический и педагогический коллектив, освоение новых технологий воспитательного процесса.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России. Школа является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.
Разрабатывая концепцию духовно-нравственного воспитания в МОУ «АСОШ № 4», мы учитывали основные тенденции в развитии современного российского общества.
Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема духовно-нравственного оздоровления: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только совместными действиями педагогического, ученического и родительского коллективов при условии системного подхода. Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем.
В связи с этим работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование воспитательной системы.
После тщательного исследования выработалась общая точка зрения о том, какой хотят видеть школу ученики, педагоги и родители. Будущее школы обсуждалось на ученической конференции, на родительских собраниях, на педагогическом совете, на заседании методического объединения классных руководителей. Именно такой совместный поиск, в котором дети и взрослые участвовали на равных, позволил каждому осознать свой вклад, почувствовать ответственность за будущее школы.
























Национальный воспитательный идеал

Национальный воспитательный идеал  высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

На основе внедрения компетентностного подхода в экологической школе межкультурных коммуникаций в условиях трансграничья способствовать воспитанию и развитию высоконравственного ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Личностная культура
Способствовать формированию готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию «становиться лучше», реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;
Способствовать формированию нравственных ценностей: честности, доброты, искренности, милосердию и др.;
Способствовать развитию у учащихся самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
Способствовать умению открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
Способствовать формированию способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;
Способствовать формированию трудолюбия, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;
Способствовать формированию осознанию ценности человеческой жизни.

Социальная культура
Способствовать формированию у учащихся национальных духовных и нравственных ценностей;
Способствовать формированию чувств личной ответственности за Отечество;
Способствовать развитию готовности солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
Способствовать развитию чувств патриотизма и гражданской солидарности;
Способствовать формированию сознательного личностного, профессионального, гражданского и иного самоопределения и развития в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
Семейная культура
Способствовать формированию отношений к семье как к основе российского общества;
Способствовать формированию и привитию ценностей и традиций российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
Способствовать формированию бережного отношения к жизни человека, продолжение рода

Базовые национальные ценности

В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий»:
1. Патриотизм  чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан  богаче и счастливее. Патриотизм  это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
Любовь к России;
Любовь к своему народу;
Любовь к своей малой родине;
Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны, возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, забота личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:
Свобода личная и национальная;
Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
Справедливость;
Милосердие;
Доброта;
Честь и честность;
Достоинство.
3. Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык, сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Гражданственность основана на ценностях:
Служение Отечеству
Правовое государство;
Гражданское общество;
Долг;
Закон;
Правопорядок;
Межэтнический поликультурный мир.
Свобода совести и вероисповедания;
4. Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. Школа является светскими учреждением, поэтому ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В  культурологическом контексте школьники усваивают системные представления о:
Вере в Бога, духовности, религиозной жизни человека;
Религиозных организациях;
Святости и благочестии
Ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
5. Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, членов семьи объединяют ценности:
Любовь и верность;
Здоровье, благополучие и достаток;
Почитание и уважение родителей;
Забота о старших и младших;
Забота о продолжении рода;
6. Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, прививая учащимся:
Познание и истину;
Креативность и инновационность;
Уважение к труду
Целеустремленность и настойчивость;
Трудолюбие;
Бережливость
Творчество и созидание
7. Природа и искусство. Мы вправе гордиться своей страной, её славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя уникальные природные и культурные ландшафты можно, приобщая учащихся к ценностям:
Жизнь;
Родная земля;
Красота;
Гармония
Нравственный выбор
Духовный мир человека
Смысл жизни
Эстетическое развитие
Этическое развитие
Заповедная природа
Эволюция
Планета Земля
Экологическое сознание
8. Человечество. Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий её устойчивости. У учащихся необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через привитие ценностей:
Планета Земля;
Мир во всем мире;
Многообразие культур и народов;
Прогресс человечества;
Международное сотрудничество

5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

принцип нравственного примера педагога;
принцип социально-педагогического партнёрства;
принцип индивидуально-личностного развития;
принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
принцип социальной востребованности воспитания.
6. Направления воспитательных программ

1. Урочная деятельность. Интеграция воспитательных программ, задач воспитания в содержание учебных предметов, используя принципы научности, системности, последовательности, культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей отражается в содержании обучения и оказывает влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.
2. Внеурочная деятельность (культурные практики). Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздниках, викторинах, выставках, дискуссиях, играх и т.д., в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной внеурочной деятельности является культурная практика  организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики). Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные полезные дела и т.д.  организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Социальная практика формирует социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие педагоги и школьники, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. - субъекты гражданской деятельности.
Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности.
4. Семейное воспитание Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития учащихся.
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства школы призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

7. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся
В Законе «Об образовании», ст. 7, п.4.2., сказано, что Федеральные государственные образовательные стандарты «включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям». Таким образом, система требований к основным образовательным программам, включающим в себя программы воспитания и социализации обучающихся, есть важный норматив, фиксируемый в Федеральном Законе. Требования к условиям воспитания и социализации школьников должны быть реализованы в школе, так как она позиционирует себя в едином федеральном воспитательном пространстве.
В числе таких требований:
наличие культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества;
наличие социально-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие;
создание (наличие) эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
наличие эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
наличие школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
работа школы с семьей, систематическое привлечение родителей и прародителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ воспитания и социализации обучающихся;
взаимодействие школы при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями, традиционными российскими религиозными организациями, армией, органами охраны правопорядка;
взаимодействие школы при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности;
интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности в рамках программ воспитания и социализации обучающихся;
направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, края, России;
педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России

15