Программа внеурочной деятельности Школьное лесничество


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Муромцевская СОШ №1»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора ______/Е.И. Иванова/ Директор МБОУ «Муромцевская СОШ №1»
«_____»____________2015 ______________/О.П.Голубева/
Программа внеурочной деятельности
«Школьное лесничество»
Направление: духовно-нравственное
Составитель: И.Г.Верещагина учитель биологии
МБОУ «Муромцевская СОШ№1»
р.п. Муромцево,Омской области
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Школьное лесничество» составлена на основе программы «Экомир» С.Ж. Вальтер.
Программа внеурочной деятельности «Школьное лесничество» ориентирована на духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеиителлектуальное направления внеурочной деятельности учащихся.Экологическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Полноценное экологическое образование происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для активной природоохранной деятельности. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: систему экологических знаний; экологическое мышление; культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма и др.); культуру экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Количество часов: продолжительность занятий составляет 35 часов (1 раз в неделю).
Категория участников: данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися 5-6 классов основной школы.
Основная деятельность учащихся — экскурсии, проекты, игры, участие в акциях.
Цель — создать условия для формирования экологической культуры обучающихся, осознания ими ценности экологически целесообразного, здорового безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды.
Задачи:
способствовать формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
способствовать формированию основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе, осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
способствовать формированию экологически сообразного здорового образа жизни;
способствовать организации познавательной, исследовательской и трудовой деятельности школьников.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи, связанные с необходимостью формирования у учащихся основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, на соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду (умение предвидеть, прогнозировать, умение находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора).
Оценка достижения результатов внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию у школьников следующих личностных и метапредметых универсальных учебных действий
(УУД).
Личностные универсальные учебные действия:
Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое рабочее время и управлять им;
-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Познавательные универсальные учебные действия:
владеть основами реализации проектно-иселедовательской деятельности;
проводить наблюдения под руководством учителя;
искать необходимую информацию с применением методов информационного поиска;
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
анализировать объекты с целью выявления признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;
строить логическую цепь рассуждений;
выдвигать и обосновывать гипотезы;
предлагать способы решения проблем творческого и поискового характера;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
работать в группе;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы реализации программы кружка «Школьное лесничество» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня. Приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия ученика с педагогом.
У ученика будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, поселка, области.
Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты второго уровня. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Выпускник получит возможность для формирования:
-навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.
Результаты третьего уровня. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
У ученика будут сформированы навыки:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Выпускник получит возможность для формирования:
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.
Календарно тематическое планирование
№ Дата Название тем Общее количество часов Часы аудиторных занятий Проектно-исследовательская деятельность Экскурсии
Раздел 1. Лес наш друг 4 1 3
1 Экскурсия «Для чего нам лес?» 1 1
2 Поздравление работников лесного хозяйства с профессиональным праздником. 1 1
3 Подготовка и проведение акции «Чистый бор» 1 1
4 Леса нашего края – географическое и экологическое значение в настоящем и будущем. 1 1 Раздел 2. Лес и лесное хозяйство 3 2 1
5 Компоненты лесного биогеоценоза. 1 1 6 Морфология леса 1 1 7 Экскурсия в Муромцевское лесничество 1 1
Раздел 3. Взаимосвязи в природе 4 1 2 1
8 Взаимосвязи в природе 1 1 9 Практическая работа «Живые системы и их свойства» 1 1 10 Экскурсия в парк 1 1
11 Игра «Крестики-нолики» 1 1 Раздел 4. Животные лесов Омской области 5 1 3 1
12 Животные лесов Омской области Муромцевского района 1 1 13 Следы животных на снегу 1 1
14 Определение животных по следам, экскрементам и погрызам. 1 1 15 Поведение животных 1 1 16 Групповой проект «Животные наших лесов» 1 1 Раздел 5 Лекарственные растения Омской области 3 1 2 17 Лекарственные растения Омской области 1 1 18 Определение растений при помощи определителей 1 1 19 Индивидуальные проекты «Значение лекарственных растений» 1 1 Раздел 6. Грибы лесов Омской области. 3 1 2 20 Съедобные и ядовитые грибы лесов Омской области 1 1 21 Определение грибов с помощью книг определителей 1 1 22 Индивидуальные проекты «Значение грибов в жизни человека» 1 1 Раздел 7. Птицы лесов Омской области 4 1 3 23 Разнообразие птиц родного края 1 1 24 Охрана птиц. Познавательная игра. 1 1 25 Групповой проект «Птицы наших лесов» 1 1 26 Знакомство с методами учета птиц 1 1 Раздел 8. Охрана природы 9 1 8 27 Экологический кодекс жителей Земли 1 1 28 Оформление плакатов и листовок «Сохраним природу – сохраним планету» 1 1 29 Противопожарная безопасность в лесу. 1 1 30 Подготовка акции «Сохраним лес от пожаров» 1 1 31 Акция «Сохраним лес от пожаров» 1 1 32 Озеленение поселковой и школьной территории. 1 1 33 Озеленение поселковой и школьной территории. 1 1 34 Подготовка к слету «Школьных лесничеств» 1 1 35 Итоговое занятие «Турнир знатоков леса» 1 1 Содержание программы
Раздел 1. Лес наш друг. Экскурсия «Для чего нам лес?». Поздравление работников лесного хозяйства с профессиональным праздником. Подготовка и проведение акции «Чистый бор». Леса нашего края – географическое и экологическое значение в настоящем и будущем.
Раздел 2. Лес и лесное хозяйство. Компоненты лесного биогеоценоза. Морфология леса. Экскурсия в Муромцевское лесничество.
Раздел 3. Взаимосвязи в природе. Практическая работа «Живые системы и их свойства». Экскурсия в парк. Игра «Крестики-нолики».
Раздел 4. Животные лесов Омской области. Следы животных на снегу. Определение животных по следам, экскрементам и погрызам. Поведение животных. Групповой проект «Животные наших лесов».
Раздел 5 Лекарственные растения Омской области. Определение растений при помощи определителей. Индивидуальные проекты «Значение лекарственных растений».
Раздел 6. Грибы лесов Омской области. Съедобные и ядовитые грибы лесов Омской области. Определение грибов с помощью книг определителей. Индивидуальные проекты «Значение грибов в жизни человека».
Раздел 7. Птицы лесов Омской области. Разнообразие птиц родного края. Охрана птиц. Познавательная игра. Групповой проект «Птицы наших лесов». Знакомство с методами учета птиц.
Раздел 8. Охрана природы. Экологический кодекс жителей Земли. Оформление плакатов и листовок «Сохраним природу – сохраним планету». Противопожарная безопасность в лесу. Подготовка акции «Сохраним лес от пожаров». Акция «Сохраним лес от пожаров». Озеленение поселковой и школьной территории. Подготовка к слету «Школьных лесничеств». Итоговое занятие «Турнир знатоков леса».
Список литературы
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы: Примерные программы
/ отв.ред. Т.С. Горбунова. — Омск : БОУДПО «ИРООО», 2010. — 64 с.
2.Галева Н.Л. Уроки экологического мышления. (Реализуем требования ФГОС к лич-
ностным и метапредметным образовательным результатам). — М.: УЦ «Перспектива», 2012. —416 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М: Просвещение, 2010. — 223 с.
Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по вос-
приятию природы для учителей и родителей / Перевод с англ. Е. Ламановой и Е. Ко-четковой. — Владивосток: ИСАР — Дальний Восток, 1999.
Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.
Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки. — Волгоград: Учитель, 2011. — 295 с.