Техналогическая карта по экологии на тему Зимующие птицы


Конспект НОД в младшей группе «Зимующие птицы»
ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение применять полученные ранее знания на практике.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к миру птиц, эмоциональную отзывчивость.
2. Активизировать внимание, развивать память детей.
3. Развивать творческие способности.
Образовательные задачи:
1. Расширять и уточнять знания детей о зимующих птицах.
2. Закрепить в речи детей обобщающее понятие «зимующие птицы».
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к видам зимующих птиц.
Методы и приемы:
Наглядные: показ иллюстраций с зимующими птицами.
Словесные: художественное слово (загадки, стихотворение, вопросы к детям, поощрение, пояснение, обобщение воспитателя. Игровые: игровая ситуация (ворона с письмом, проблемная ситуация «Что вы знаете о птицах», дидактическая игра «Летают – не летают», «Как».Предварительная работа:
- чтение художественной литературы;
- отгадывание загадок;
- дидактические, настольно-печатные игры;
- словесные дидактические игры;
- рассматривание репродукций картин и иллюстраций, изображающих зимующих птиц;
- наблюдение за птицами во время прогулок.
Материал: игрушка ворона, ширма, письмо, картинки: сороки, вороны, воробья, синицы, снегиря, птицы на кормушке, альбомный лист с нарисованной веткой рябины, гуашь, салфетки. Словарная работа:
Пассивный словарь: ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, кормушки, ягоды рябины.
Активный словарь: зимующие птицы.
Индивидуально — дифференцированный подход:
- Дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
- Следить за осанкой детей.
Ход деятельности.
Воспитатель:
Ребята, прежде чем я вам расскажу, что мы будем делать, давайте поздороваемся.
Здравствуйте, глазки!
Здравствуйте, ушки!
Здравствуйте, ручки!
Здравствуйте, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят,
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают,
Значит, вы готовы, слушать внимательно и отвечать правильно. (Да) .Воспитатель:
Какое сейчас время года? (Зима)
Какая зимой погода? (Холодно, мороз, снег, солнышко не греет… .)
А вы мороза не боитесь? (Нет)
Хотите отправимся в лес? (Да)
Из- за ширмы появляется ворона - игрушка.
Ворона:
Кар- кар в лес они собрались, там не погуляешь, сугробы по колено намело. Помогите мне лучше с этим письмом разобраться.
Ворона отдает письмо «Задания для ребят».
Воспитатель: Интересно, что тут? Открывает письмо. Первое задание «Загадки».
Ворона: Загадки я люблю, хотите узнать про кого? Тогда слушайте внимательно.
Мы умеем все летать. Щебетать и ворковать.
Нас зимой вы пожалейте. Летом мы поможем вам.
Воспитатель загадывает загадки, а отгадки с изображением птиц ставит на доске.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Да это (снегири) .Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета.
Верещунья, белобока,
А зовут ее (сорока) .Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей) .Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка звать её. (синичка) .На дереве сидит. Кар-кар кричит
Ни кого не боится. Разбойница птица (ворона) .Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом все наши отгадки? (Птицы). А какие это птицы? (Зимующие). А почему их так называют? (Потому, что они никуда не улетают, а остаются с нами зимой) .Ворона: Правильно мы зимующие птицы. Вот вам второе задание.
«Что вы знаете о птицах».
Дети с помощью вопросов воспитателя отвечают на задание.
Воспитатель: Ребята, а это птицы домашние или дикие? (Дикие). Почему они дикие? (Они живут в лесу, людей боятся). Правильно, это дикие птицы, когда к ним подходят люди они улетают. Посмотрите повнимательней. Все ли птицы одинаковые? (Нет). Чем они отличаются? (Размером, цветом). А чем похожи птицы? (Они умеют летать, у них есть крылья, перья, хвост, клюв) .Чем питаются птицы? (Семенами шишек, ягодами рябины, крошками, жучками) .Как человек заботится о птицах? (Подкармливает, развешивает кормушки) .Воспитатель вешает на доску картину птицы на кормушке. Сколько птичек сидит на кормушке (Три). Сколько летит к кормушке? Сколько всего птичек? (Шесть, много) .Дидактическая игра «Как»
Ребенок продолжает фразу за воспитателем. «Самолет летает быстро, а синица (медленно). Птицы летом поют громко, а зимой (тихо). Птицам летом хорошо, а зимой (плохо). Летом корма много, а зимой (мало). Ворона каркает, а воробей (чирикает) .Ворона: Кар-кар, какие вы молодцы! Много о нас знаете. А сейчас пришло время поиграть.
Дидактическая игра «Летают - не летают»
Воспитатель говорит слова, если это птицы - дети хлопают в ладоши, а если другое слово- топают ногами.
Ворона: Кар-кар понравилась игра? А вы не забыли, что на улицы мороз, птицам голодно.
Воспитатель: Конечно ворона, мы помним. Ребята заранее нарисовали ветку рябины, а сейчас они дорисуют ягоды, чтобы покормить птичек.
Дети рисуют ягоды: пальцевая живопись (прием «лодки качаются»- работа одним пальцем, звучит спокойная музыка. После окончания работы рисунки вывешиваются на доске.
Ворона: Кар – кар, какие молодцы! Много ягод нарисовали, спасибо. Полечу, всем расскажу. До свидания.
Воспитатель: Птицы – это прекрасное создание природы. И мы их должны оберегать.
Чтоб от вредных насекомых.
Сады цветущие сберечь,
Всегда, в любое время года
(все вмести)
Берегите птиц друзья.