Разработка медиа-проекта Осень — прекрасная тихая тайна


Псковский областной институт повышения квалификации работников образования
Итоговая работа слушателей курсов «Организация, планирование и осуществление коррекционно-логопедической работы на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода»

Медиа-проект «Осень прекрасная – тихая тайна»

Разработали и провели: Комар Л.Л.,
Заверткина Д.М.,
Степанова Е.А.
Псков
Задача современного образования состоит не просто в сообщении знаний, но и в превращении их в инструмент творческого освоения мира. Одним из механизмов реализации этой задачи является исследовательское обучение. Такой подход ставит целью активизировать обучение, передать школьникам инициативу в организации своего учебного познания.
Рассматривая процесс обучения как специально организованную деятельность, направленную на максимальную коррекцию дефектов учащихся и усвоение ими определенных знаний, умений навыков, необходимо говорить об использовании в работе с детьми с ОВЗ коррекционно-развивающей модели. Эта модель подразумевает обучение детей с ОВЗ, «…ориентированных на развитие компенсаторных механизмов личности ребенка, обеспечивающих ему усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации»1. Проектная деятельность подразумевает совместную деятельность не только учитель-ученик, но и привлечение других участников учебно-воспитательного процесса: сурдопедагог, воспитатель. Использование технологии проектирования позволяет превратить участников коррекционной деятельности в субъекты деятельности, развивает коммуникативные навыки, положительно мотивирует, реализует коммуникативно-деятельностный подход в коррекционной работе.
Медиапроект «Осень прекрасная – тихая тайна» предполагал через изучение материала об осени, раскрытие образа осени через призму изобразительного искусства, литературу, исторические факты, через собственное восприятие воспитанниками. Выбор темы проекта определялся его актуальностью (сроки проведения проекта выпадали на сентябрь-октябрь, тематика соответствовала календарно-тематическому планированию по вышеназванным учебным предметам).
Проект можно отнести:
по доминирующей деятельности обучающегося к творческому,
покомплексности к межпредметному,
по характеру контактов согласно квалификации А.И. Савенкова (степень самостоятельности обучающегося при реализации проекта) к 1 типу.
Формой продукта проектной деятельности была: речевая конференция.
Оценивая проект необходимо отметить достаточно высокую самостоятельность работы над проектом (в соответствиями с психофизическими возможностями обучающихся с ОВЗ), актуальность и значимость темы, тема была полностью раскрыта, решение проблемы были оригинальны и неоднообразны, для обучающихся с нарушениями слуха артистизм и выразительность выступления были высокими. Содержание проекта было раскрыто, использование наглядности, технических средств было разнообразным, правильно распределенным и использованным в соответствии с требованиями в работе с глухими и слабослышащим детьми (зрительный ряд был аннотированным, аудиоряд (речевые и неречевые звучания) воспринимался с ЗУА).
Реализованы все ключевые компетенции проектного метода: рефлексивные, поисковые, оценочная самостоятельность, работа в сотрудничестве, коммуникативные.
Актуальность выбранной формы творческого проекта заключается в следующем:публичное обсуждение идей и их реализации; привлечение ребят к проектной деятельности; выработка психологической уверенности в себе; развитие и умение преподнести себя и свою работу с учетом своих речевых возможностей.
Цели:
Образовательные:
углубление знаний и развитие познавательных интересов учащихся;
овладение эффективными методами самостоятельной учебной и исследовательской работы индивидуального и в составе группы;
выявление и развитие способностей и склонностей учащихся.
Воспитательные:
повышение самооценки и представление возможности для самореализации учащихся;
воспитание чувства патриотизма, гуманизма.
Развивающие:
развитие коммуникативных способностей обучающихся;
получение навыков самопрезентации и презентации своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технических средств;
развитие творческих способностей учащихся;
развитие организационных навыков (отбирать материал, планировать деятельность и т.д.).
Возраст учащихся. Авторами и исполнителями проектастали учащиеся 6-10 классов.
Время работы над проектом. Проект был запланирован и реализован в сентябре – октябре в рамках проведения предметной Декады МО учителей предметников гуманитарного цикла.
Этапы работы над проектом (5 «П»)
Проблема (план предметной Декады включал в себя создание творческих проектов, тематика была определена в ходе анкетирования обучающихся).
Проектирование (планирование): разработка положения и критериев создания презентаций с учетом особенностей детей с ОВЗ, определение темы творческих работ, руководителей.
Поиск информации: работа обучающихся параллельно с консультацией учителей- предметников, сурдопедагогов, воспитателей.
Продукт: создание речевого материала и визуального ряда.
Презентация
Работа над проектом осуществлялась как на уроках, так и во внеурочное время, подготовка презентации и заключительный этап – во время защиты подготовленных проектов.
Поисковый этап и доработка проекта по замечаниям, полученным во время презентации – во время внешкольной самостоятельной работы учащихся в библиотеках и интрнете.
Предполагаемые приращения
Новое содержание. Новыми для наших обучающихся стали:
информация об осени в ключе межпредметных связей и личных переживаний обучающихся по теме «Осень прекрасная – тихая тайна»,
новая форма проведения речевого праздника.
Новые практические приемы:
умение работать в коллективе;
организовывать и планировать свою работу;
проводить поиск и отбор необходимой информации вразных источниках;
обрабатывать эту информацию; проводить презентацию своей работы.
Развитие навыков:
1. Самостоятельность работы с источником информации.Любое исследование связано с поиском и отбором информации, но эти навыки важны не только для научных исследований. Любое творчество начинается с процесса анализа существующего опыта и его проекций на свое произведение, т.е. связано с работой над источниками. В данном проекте мы использовали такие источники как художественную, научно-популярную литературу, информацию представляемую библиотекой, речевой материал на занятиях по РСВ и ФПр, интернет.
2. Самостоятельность принятия решений. В ходе работы над проектом учащимся приходилось выступать в разных социальныхролях: исследователей, сценаристов, а это требовало принятия самостоятельных решений по отбору, систематизации и оформлению как художественных, так и речевых материалов. Самостоятельность учащихся не исключает участие преподавателей, а лишь меняет их роль. Учителявыступали не в качестве носителей и передатчиков знаний, а роли консультантов и координаторов работы.
3. Коммуникативность. Одной из задач проекта сталоразвитие навыка деловой коммуникации для подготовки, реализации и защиты своей работы. Данные навыки необходимы на всех этапах проекта: подготовки и реализации (распределение задач между членами одной малой группы), на этапе оценивания (формирование единого мнения группы), на этапе защиты (распределение обязанностей в группе по подготовке и реализации презентации).
4. Самостоятельная мыслительная деятельность. Выполнение проекта немыслимо без развития навыков самостоятельной мыслительной деятельности его участников. В ходе работы учащимся необходимо было: добывать и обрабатывать информацию; сравнивать данные разных источников; обзор исторических событий, даты которых выпали на осень, в ключе произведений А.Ахматовой.
Расширение кругозора. Работа над проектом была связана с проработкой ряда источников художественной, научно-популярной литературой, интернет-ресурсов - все это способствовало расширению кругозора участников проекта.
V . План-календарь работы над проектом
Этапы Содержание работы Сроки Исполнители Продукт этапа
Вводный этап
1. Установочное заседание: цели, задачи . и сроки проектной работы. Проведение анкет. сентябрь Педагоги МО гуманитарного цикла, дефектологов (сурдопедагогов) План
2. Выдача устных и письменныхрекомендаций участникам проекта (разработка положений и критериев оценки презентаций) сентябрь Педагоги МО гуманитарного цикла, дефектологов (сурдопедагогов) Положение, критерии оценивания презентаций
Поисковый этап
3. Экскурсии в парковую зону, в музей-заповедник Пушкинские Горы, в зооград
г. Пушкинские Горы 13-15 октября Педагоги МО гуманитарного цикла, классные руководители 4. Сбор и систематизация материала всоответствии с темой проекта Сентябрь-октябрь Учащиеся-участники проекта Буклет «Мы в Пушкинской осени»
4. Консультационные занятия:
Руководители проекта (учителя-предметники, сурдопедагоги) октябрь Речевой материал для презентации
Обобщающий этап
5. Оформление результатовисследовательской деятельности в виде медиапродукта октябрь учащиеся-участники проекта речевые и визуальные ряды в виде мультимедийных прентаций
6. Репетиционно-консультативныезанятия: оформление выступлений учащихся. октябрь  учащиеся-участники проекта Заключительный этап
9. Презентация проекта Октябрь
Учащиеся-участники проекта
Педагоги МО гуманитарного цикла, классные руководители
Жюри презентации
10. Подведение итогов и анализвыполнения работы По итогам проекта были достигнуты следующие цели:
Обучающиеся самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников;
Приобретали коммуникативные умения (работа в группах);
Развивали исследовательские умения.
Материалы, подготовленные по итогам работы над проектом: 
Медиа-проект «Осень – тихая тайна»,  подготовленныйучастниками проекта.
 Речевая газета, буклет «Мы в пушкинской осени»
Сборник тексов-выступлений