Комплексное занятие по музыкальному воспитанию в старшей группе Музыкальная страна


Конспект комплексного занятия по музыкальному воспитанию детей в старшей группе.
Тема: «Музыкальная страна»
Программное содержание:
Познакомить детей с музыкальной профессией – дирижёр (роль дирижёра в оркестре)
Продолжать учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, обогащать и активизировать словарный запас
Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Формировать умение детей петь эмоционально, весело, точно передавать мелодию, четко произносить слова, петь легким звуком, мягко заканчивать музыкальные фразы;
Развивать у детей умение различать характерные черты жанров музыки и передавать их в движениях: ритмичный марш, поскоки по кругу, хороводный шаг;
6. Развивать музыкальные способности детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных:
- петь попевку разными тембрами голоса;
-ритмично и слаженно играть в оркестре, группировать инструменты по звучанию, внешним характеристикам;
-эмоционально передавать игровые образы;
7. Воспитывать у детей сотрудничество и сотворчество в совместной музыкальной деятельности.
8. Воспитывать интерес к музыкальной деятельности.
Материал:
-Презентация
-Музыкальные шумовые инструменты: ложки, бубен, маракасы, румбы, кастаньеты, колокольчики
-Воздушный шар с письмом
-Волшебная птица
-Игрушка-петрушка
-Маски к игре «Кот и мыши»
-Коробка- сюрприз
- магнитофон
- аудио кассета
Музыкальный репертуар:
- Марш, танец и песня на усмотрение музыкального руководителя
- «Наш оркестр» Е. Железнова
- песня «Раз снежинка» И.ОлифировойРаспевка «Солнечные зайчики»
- Музыкальная игра «Кот и мыши»
- Музыкальное приветствие «Если добрый день с утра»
- Речевка «Песенка»
Словарная работа: Обогащение словаря: «дирижёр», «жест», «мимика». Активизация словаря: «маракас», «румба», «кастаньеты», «оркестр».
Организационный момент:
(Дети парами под музыку входят в зал.) Приветствуют гостей: «Здравствуйте, гости!»
М.Р: А теперь мы с вами подарим друг другу хорошее настроение
Игра «Если добрый день с утра»
Текст: Если добрый день с утра.
Поиграть пришла пора.
-Здравствуй, здравствуй, милый друг!
Становись-ка в круг.
Ход занятия:
В зал влетает шар с письмом (обращает внимание на письмо)
М.Р.:
Вопросы:
1.Ребята, вы слышали о музыкальной стране?
Рядом с вами, вы поверьте, есть волшебная страна.
Где она? Здесь, в этом зале, та, что сразу не видна.
Здесь лисица с зайцем дружит, гномы водят хоровод.
Здесь русалка в море кружит, здесь ликует всё, поёт.
2. Как вы думаете, кто живет в этой стране? ( ПЕСНИ, ТАНЦЫ, ПЛЯСКИ, ВЕСЁЛЫЕ ИГРУШКИ)
М.Р.: «Дорогие ребята, в нашей стране пропали все краски, а вместе с ними радость и веселье. Спасите нас!»
3. Ребята, что же делать? Конечно, нужно обязательно прийти на помощь, когда просят о помощи.
Вокруг себя повернись, в музыкальной стране очутись! (слайд №1)
М.Р.: Вот мы и в музыкальной стране, а вот и карта, чтобы мы не сбились с пути. (рассматриваем карту, определяем движение по дорожкам)Сначала нам надо пройти по музыкальной дорожке. Здесь мы встретим трех неразлучных друзей: марш, песню и танец. Только мы их не увидим, а можем лишь услышать и определить, что звучит: если зазвучит марш – все дети будут энергично маршировать друг за другом, когда услышите веселую польку- выполним танцевальное движение….., а если вам встретится знакомая песня, все встанем в дружный хоровод и пройдем танцевальным шагом. Все запомнили задание, тогда в путь.
1.Упражнение «Жанровая дорожка»
(упражнение повторяется 2 раза, звучит волшебный колокольчик и на экране появляется изображение части волшебной страны – дорожка)( слайд №2) С первым заданием мы спешно справились, наш путь лежит на полянку музыкальных сказок.
Петрушка: Как же не везет Петрушке, разбежались погремушки.
М.Р.: Здравствуй, Петрушка, что ты грустишь?
Петрушка: Как я рад вас видеть, дети. Вместе с красками и весельем пропали мои весёлые погремушки, как мне быть?
М.Р.: Не волнуйся, Петрушка, я расскажу всем новую сказку и вернем твои погремушки.
Сказка «Как ложки с бубном повстречались»: (рассказ сопровождается озвучиванием на музыкальных инструментах)
« Ранним утром решили ложки пойти погулять. Идут, болтают, смеются, а навстречу им шагает грустный-грустный бубен.
-Что с тобой, дружок? – спросили ложки.
- Да, вам-то весело. Вас двое, а я один, скучаю, - ответил им бубен.
- Это горе не беда! Мы тебе поможем! Мы найдем тебе друзей!
И устроили ложки конкурс, чтобы найти друзей для бубна. На конкурс пришли инструменты со всей музыкальной страны. А какие, вы мне скажите сами.
М.Р.: Маша, назови инструменты, которые пришли на конкурс.
Ответ: На конкурс…..
М.Р.: Ванечка, какие ещё инструменты пришли
Ответ: На конкурс пришли ….
М.Р.: Как вы думаете, какой инструмент может стать другом бубну, почему? Вызываю ребенка к столику с инструментами.(Характеристика инструментов: румба, у ней есть металлические пластинки, которые при ударе похожи на звучание бубна)
Хоровой ответ: Румба похожа на бубен, у неё есть такие же металлические пластинки.
М.Р: Андрей попробует нам поиграть на румбе. Да, румбу можно встряхивать, а можно ударит по ладони. Хорошо.
М.Р: Аня, а как играют на бубне, покажи. Одинаково или по - разному мы играем на этих инструментах? Сыграйте вдвоем, мы послушаем, как звучат оба инструмента.
М.Р.: Ребята, что мы можем сказать про эти инструменты? (Они похожи по внешнему виду, звучанию и способах игры) Хоровой ответ.
М.Р.: Молодцы, для бубна мы нашли друга.
М.Р.: Какой инструмент может стать другом ложек? Почему? (кастаньеты – они сделаны из дерева, как и ложки и похожи по звучанию, маракасы – их звук хорошо сочетается со звучанием ложек) (разбор аналогичный)
М.Р.: Молодцы, ребята. Правильно справились с заданием. Назовите новых друзей ложек и бубна.
Петрушка: А для моих погремушек найдется друг?
Дети: Маракас.
Петрушка: Да у нас целый оркестр с вами получается,
Инструменты мы возьмем,
Весело играть начнем.
(дети берут инструмент по желанию, пробуют играть)
Петрушка: Стойте, вы играть не умеете!
М.Р.: Чтоб нам слаженно сыграть, дирижера бы позвать.
Петрушка: А кто такой дирижер?
Выслушивает ответы детей.
М.Р.: Есть такая профессия – дирижер, это человек. Который руководит оркестром.(слайд с дирижером №3)
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, внимательно послушайте.
Дирижёр суров на вид,
Спиной он к зрителям стоитПалочкой взмахнул своей
Как волшебник – чародей
Указал, кто начинает,
И когда оркестр вступает,
Где ударные звучат,
Колокольчики молчат.
Краткая беседа по стихотворению и презентации:
Что делает дирижер? (руководит оркестром, дирижирует) (слайд №4,5) есть такое выражение : дирижирует оркестром.
Сейчас мы с вами посмотрим, как работает дирижёр.
(Видео с записью работы дирижёра)(№6)
М.Р.: Чем дирижирует дирижер? (жест, мимика) Дирижёр во время своей работы использует лицо : меняет настроении в соответствии с музыкальными частями, показывает движениями рук, головы какой инструмент начинает, а какой замолкает (слайд № 7). Предложить детям прорепетировать.
Кто самый главный в оркестре?
Петрушка: Какая ответственная профессия. Неужели мы не сыграем в оркестре, ведь у нас нет дирижера?
М.Р.: Конечно сыграем! Сегодня дирижером нашего оркестра буду я, а вы моими музыкантами. Кого называют музыкантом? Чтобы дружно сыграть в оркестре встаньте так, чтобы одинаковые инструменты оказались рядом.
Первыми начнут ……., а затем, когда я взмахну двумя руками, заиграет весь оркестр.
Вот в ожиданье замер зал,
И оркестр заиграл!
Игра в детском шумовом оркестр: «Мы не просто так сидим»
М.Р. Вот затихли инструменты, раздались аплодисменты!
Петрушка: Спасибо, ребята, и погремушки мои нашли, и сказку интересную рассказали. Приходите ко мне в гости ещё. До свидания!
М.Р.Вот и полянка сказок вновь стала цветной,(слайд №8)
Поспешим на поляну песен.
М.Р.: Музыкально – речевое упражнение на дикцию, силу и высоту голоса.
- Если с песенкой дружить, будем весело мы жить! ( с разной силой голоса)
М.Р: Здравствуй, жар-птица, ты споешь нам свою песню?
Птица: Нет, она исчезла вместе с красками, теперь у меня нет песни..
М.Р.: Не волнуйся, мы с ребятами подарим свою песню и ты сможешь петь её вместе с нами.
Птица: Я буду очень рада.
М.Р: Сначала нам надо разогреть свой голосок.
«Солнечные зайчики»
Исполнение песни
(картинка расцвечивается- 3 фрагмент) (слайд №9)
Птица: Спасибо вам ребята, теперь и моя песенная поляна вновь сверкает красками, значит, я снова буду петь! (картинка расцвечивается- 3 фрагмент) (слайд №9) счастливого вам пути.
Дети: До свидания!
М.Р.: Ждет вас в гости грустный кот, играть никто с ним не идет. Маски мышек мы возьмем и с котом играть пойдем (дети достают из-под стульчиков маски и надевают их)
Музыкальная подвижная игра с пением «Кот и мыши»
(звуковой эффект и картина расцвечивается)(слайд №10)
М.Р: Посмотрите, ребята, музыкальная страна красок, музыки полна.
Итог: 1. Где мы с вами сегодня побывали?
2. Что бы вы рассказали своим друзьям о путешествии в музыкальную страну? (мы помогали жителям музыкальной страны вернуть песни, краски т.д.)
3.С какой музыкальной профессией вы познакомились? Чем он занимается?
4. Кто хочет совершить путешествие по музыкальной стране в следующий раз?
М.Р.: Мне было приятно путешествовать вместе с вами, петь, играть, веселиться. А жители музыкальной страны приготовили вам сюрприз, чтобы отыскать его, закройте глаза и прислушайтесь, в какой стороне звучит колокольчик.
Упражнение «Найди звук» (определяем на слух, открываем коробку, прощаемся).