Интеллектуальная игра на тему Племена, жившие на территории Казахстана


Интеллектуальная игра на тему: «Племена, жившие на территории Казахстана»
Цель урока: проверить знания учащихся, выявить пробелы в знании, определить лучшего знатока истории
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, карта Казахстана, контурная карта, карточки
1.«Понятийное колесо»
Запишите все, что знаете о саках.
Например:
Саки делятся на три группы

Воевали с перс. племенами Царица Томирис
Саки
О них написал Геродот Саки- тиграхауда жили в Жетысу2. «Авторский стул»
Выходит один ученик в центр кабинета, учитель или учащиеся задают ему свои вопросы.
Вопросы:
1 ученик
1. Где был найден «Золотой человек»? в Иссыкском кургане
2. Когда был сооружен Иссыкский курган? В 5-4 вв. до н.э.
3. Этот сакский город был найден археологами в 300 километрах от областного центра Кызылорда? Чирик – Рабат
4. Какой стиль получил распространение в степных районах Евразии начиная с 8 в. до н.э.? «звериный»
5. В Иссыкском кургане среди найденных посуд из глины, дерева, металла особый интерес вызвала одна посуда, назови ее? Серебряная чаша из 26 знаков
2 ученик
1. К какой культуре относятся памятники раннего железного века Сарыарки? К Тасмолинской2. Название этого народа в переводе с латинского означает «обладатели белогривых, быстроногих коней». Аргиппеи3. В каких источниках встречается название «уйсун» начиная со 2 в. до н.э.? в китайских
4. Какой город был столицей уйсунов? Чигучен5. Какой титул носил праитель уйсунов? Гуньмо3 ученик
1. Где была найдена диадема? В Каргалинском ущелье близ Алматы2. Как персы называли саков, проживавших в Жетысу? Саки-тиграхауда3. Как называл саков древнегреческий историк Геродот? Массагетами4. Как называли саков, живших в Приаралье и в низовьях Сырдарьи? Скаи-парадарайа5. из каких групп состояло сакское общество? Из трех: воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев
4 ученик
1. Какой цвет одежды носили жрецы в сакском обществе? Белом
2. Кто из древних историков описал борьбу саков против войск Александра Македонского? Арриан3. Кто напал на земли саков в 530 г. до н.э.? персидское войско во главе с Киром
4. Какой титул носил правитель гуннов? Шаньюй5. Кто объединил племена гуннов в 3 в. до н.э. ? Моде
5 ученик
1. Сколько племен входило в состав гуннов? 24
2. Великий правитель гуннов, дошедший до Европы? Аттила
3. Историк, побывавший в 448 году в ставке Аттилы? Прииск
4. Кто написал оперу «Аттила»? итальянский композитор Джузеппе Верди
5. Битва, названная историками «битвой народов», которая произошла на современной территории Франции в Галии в 451 году? Каталаунская битва
6 ученик
1. Какое племя населяло территорию Западного Казахстана в с 8 в до н.э.- 5 в.н.э.? сарматы
2. По каким данным ученые установили, что у сарматов существовало социальное неравенство? По археологическим данным
3. Где был найден второй «Золотой человек»? в Жылыойском районе Атырауской области при раскопках памятника Аралтобе4. Могильник, в котором найдены сразу три савроматских воина? Сынтас5. В каком могильнике были найдены учеными-археологами захоронение женщин-жриц? Бесоба3. Работа с картой. Показать территорию расселения племен: аргиппеи, аримаспы, исседоны, саки, сарматы, гунны, уйсуны4. «Минутку!»
У вас есть минута, для того чтобы объяснить ключевые слова сегодняшнего урока из конверта остальным участникам:
Доставать одно слово из конверта за раз.
Объяснять, не называя самого слова
Первый человек, отгадавший слово, выбирает следующее из конверта и объясняет остальным!
Курган, письменные источники, Великая китайская стена, наскальные изображения, скотоводство, земледелие, археологические памятники, ювелирные украшения, глиняная посуда, торговля, столица, правитель, история5. «Что лишнее?»
1. Гуньмо, бек, туменбасы2. Шаньюй, савроматы,
Великое переселение народов
3. «Звериный стиль», инкрустация, зернь
4. «Курганы с усами», Сынтас, Тасмолинская культура
5. Аралтобе, Иссыкский курган, Бабиш-Молда6. РАФТ
Роль – Моде
Аудитория – правителю племени дунху
Форма – послание
Тема – Гунны
Рефлексия. Закончить предложения
Я похвалил бы себя …
Особенно мне понравилось …
Сегодня мне удалось …
Я сумел …
Было интересно …
Было трудно …
Теперь я могу …