Консультация для учителей и родителей Формирование навыка чтения


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, «акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих — пониманию текста.
В каждом классе есть несколько учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат.
Предлагаемые упражнения — это различные, необычные, веселые задания со словами и текстами. Они создают положительный эмоциональный фон, обеспечивают формирование перцептивных и мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения.
Автоматизируют и «шлифуют» следующие компоненты чтения: строгий побуквенный анализ (без прогнозирования), прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;прогнозирование, опирающееся на смысл;
быстрое различение похожих по написанию слов и букв, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова, а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения.
Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание. Желательно проводить их ежедневно, допустимы варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия — 30 мин., минимальная — 5-10 мин.
Срок проведения занятий, обеспечивающий заметный положительный результат, — от трех до семи недель.
Чтение строчек наоборот по словам. Это упражнение развивает тонкость движений глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
Чтение строчек наоборот но буквам. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается).
Поочередное чтение слов нормально и наоборот.Первое слово (в названии этого упражнения) читается как обычно: поочередное; второе — справа налево: иенетч; третье — как обычно: слов; четвертое — справа налево: оньламрони т.д. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной системработать при одновременном функционировании двух противоположных установок.
Чтение только второй половины слов.Формирует навык побуквенного анализа.
Чтение «зашумленных» слов.Упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария (18 и 19-е поля Бродмана), нормальное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.
Чтение пунктирно написанных слов.
Чтение наложенных друг на друга слов.
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной.
Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.
Классификация слов на группы.
Отделение слов от псевдослов Поиск в тексте заданных слов.
Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном.
Классификация карточек со сходными псевдословами.
Чтение перевернутого текста
Восполнение пропусков букв в словах.
Восполнение пропусков слов в предложении.
Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв.
Поиск смысловых несуразностей.
Складывание слов из половинок.
Прохождение словесных лабиринтов.
Составление предложений из отдельных слов.
Чтение текста через слово.
Двукратное произнесение каждого слова.
Следующий приём создаёт условия для целостного опознания слов, стимуляции понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти. Материал для занятий включает текст и таблицу, составленную из слов, но расположенных в случайном порядке. Преподаватель (или ребёнок) читает текст вслух по одному предложению, а ребёнок должен отыскать в таблице слова, входящие в прочитанное предложение в соответствующей последовательности.
ТЕКСТЫ:
Несла Жучка кость через мост. Видит, в воде ее тень. Решила Жучка, что в воде не тень, в Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту отнять. Ту не забрала, а своя ко дну пошла.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она начала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода поднялась и можно было пить.
ТАБЛИЦА:
И видит она сколько в Вода пусти тень свою водой Решила кость что кувшине дне Галке чтобы ту ко достать дну Несла Жучка её кувшин было Пить отнять через не мост.Хотела нельзя она забрала своя Пошла дворе галка было начала Стоял на с а что камушки была Кидать поднялась накидала
Дети во время чтения теряют строку, пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове. Для преодоления таких трудностей полезен приём с «окошечком».
Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Выполнение их превращает процесс чтения, в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Большинство детей, прошедших такой тренинг, смогли достаточно эффективно преодолеть имевшиеся у них трудности с чтением.
Использованная литература:
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.-
Заика Е.В. Вопросы психологии.-1995.№6.
Румянцева Л.И. О значении ритмико-слоговой структуры слов в процессе чтения. Изв. АПН 1995г.
Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. -173,[1] с.: ил.-(Библиотека логопеда).