Статья Преемственность в работе детского сада и начальной школы


Мы сегодня рассмотрим очень значимую и актуальную тему
« Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни ».Вы знаете, насколько важна подготовка детей к школе, особенно в наше время, так как с каждым годом растут требования образовательных программ.
(слайд 2)
Свое выступление хочу начать словами В.Сухомлинского «Творение человека- высшее напряжение всех духовних сил.Это и жизненная мудрость , и майстерство, и искусство.»
(слайд 3)
План:
1. Место ДОУ в системе образования. Значение преемственности в работе ДОУ и школы.
2. Нормативно-правовая база.
3. Содержание преемственности в работе ДОУ и школы.
4. Показатели готовности ребенка к школе.
5. Сотрудничество семьи, ДОУ и школы.
6. Направления преемственности дошкольного и начального образования
6. Педагогические ситуации.
7. Практическое занятие
(слайд 4)
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования , предъявляемые к ребенку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.
Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе является наличие преемственности в работе д/с и школы, которая может быть определена – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
На вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? учителя часто отвечают так: « читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи, составлять рассказ, пересказывать, писать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, к детям предъявляют завышенные требования . В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».
Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
(слайд5)
Под преемственностью понимают как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода ,связь между различными ступенями, элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Именно с выходом государственных образовательных стандартов начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
(слайд 6)
Задачи
На дошкольной ступени формировать:
*Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
*Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
*Развитие инициативности, любознательности , произвольности, способности к творческому самовыражению.
*Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности.
*Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
(слайд 7)
Задачи
На ступени начальной школы формировать:
*Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
*Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная коммуникативная, деловая);
*Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
*Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
*Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Необходимо заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы :- совместная деятельность детей;
-совместная деятельность взрослого и детей;
-самостоятельная деятельность.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.
Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Точки соприкосновения деятельности детского сада и школы должны опираться на три направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход , который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе.
На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" подчеркивает, что именно преемственность - одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели содер-жания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования.
Проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко - педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка - важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.
2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.
– В современных законодательных актах признано, что преемственность -необходимое условие всего образовательного процесса.
(слайд 8)
На экране дан перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности.
Нормативно – правовая база
 Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
 Государственный образовательный стандарт начального общего образования ДНР на 2015-
2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015);
 Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.
 Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”
 Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДНР на 2015-2017гг.
 Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”
(слайд 5)
Задачей д/с в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.
Цель и задачи общественного дошкольного воспитания /семья, ДОУ, школа/ определены общими целями воспитания с учетом специфики возраста детей. Какие же цели воспитания?
/цель-идеал – всестороннее развитие личности, стратегическая, тактическая задача, отражение в воспитании интересов ожиданий различных социальных групп, развитие способностей, духовных потребностей личности/.
Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе:
*Условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе.
создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности.
сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.
естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.
2. Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая , с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников. Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.
Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.
Общими чертами занятия и урока должны быть:
1. программность содержания;
2. четко организованная временная регламентация;
3. руководящая роль педагога;
4. использование научнообоснованных методов и приемов.
Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе.
Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:
-школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития коллективизма.
-в школе происходит формирование высоких гражданских чувств /патриотизм, чувство долга/.
-в школе продолжается работа по эстетическому воспитанию.
-в учебно-воспитательном процессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности
Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/с и школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности.
Педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по этим направлениям: 2 части – содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.
Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:
Посещения д/с, школы
Участие в пед.советахВзаимное консультирование
Совместное проведение родительского собрания
Организация конференций
Изучение программ воспитания и обучения и т.д.
Вторая часть плана – ознакомление детей со школой включает: посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного, актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед.
Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.
3. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в д/с и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен.
Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.
Задача д/с состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, соответствующей требованиям современного школьного обучения.
Подготовка детей к школе предполагает:
Такую организацию воспитательной работы в д/с, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.
Специальную подготовку по усвоению тех учебных предметов, которые будут осваиваться в начальных классах школы.
Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.
Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.
В содержании общей готовности выделяются нравственно-волевая, интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлении связи ДОУ и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.
Содержание нравственно-волевой готовности определяется требованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным, управлять своим поведением. Выполнение этих требований осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы в д/с и семье.
Итак, показатели нравственно-волевой готовности к школе:
1. Наличие таких черт поведения, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность.
2. Умение ребенка строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами культуры общения.
3. Сформированность отношения дошкольника к труду: желание трудиться, чувство удовлетворения от выполненной работы, уважение к труду окружающих.
Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда, активизации способностей к познавательной деятельности.
Показатели интеллектуальной готовности:
1. наличие достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире.
2. определенный уровень развития познавательной деятельности.
3. овладение элементами учебной деятельности / четко выполнять указания, уметь осуществлять контроль за своим поведением/.
4. высокий уровень развития речи: четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли.
Показатели физической готовности:
1. хорошее состояние здоровья, закаленность, определенная выносливость, работоспособность организма.
2. овладение культурно-гигиеническими навыками, привычкой соблюдать правила личной гигиены.
Психологическая готовность включает в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.
Специальная готовность является дополнение к общей готовности, определяется наличием специальных знаний, умений, навыков.
4.Одним из важнейших условий практической реализации преемственности д/с и школы является установление делового контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:
Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.
Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
Практический аспект – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой – в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.
Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга /школы, д/с/, т.е установление всестороннего содержательного сотрудничества между д/с и школой является залогом достижения высокого уровня подготовки детей к школе.
Роль семьи в развитии ребенка.
Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей.
Достоинства семейного воспитания:
1. малое количество детей
2. атмосфера любви, психологический комфорт
3. возможность включиться в различные виды деятельности
4. возможность общения с людьми разных возрастов и опыта
Отрицательные стороны:
1. профессиональная неопытность родителей
2. отсутствие полноценного общения со сверстниками
3. наличие разных целей
Как мы видим , при всей своей универсальности семейное воспитание не обеспечивает всех условий для полноценного развития ребенка.
Поэтому семейное и общественное воспитание должны содействовать, максимально развивая ребенка и объединяя свои усилия для полноценного развития личности
Направления преемственности дошкольного и начального образования
Направления
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует
фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства». С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Работа по организации преемственности проводится педагогическими коллективами совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности обеспечит решение проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделает переход с детского сада в начальную школу безболезненным и успешным для ребенка. Взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальных классов в осуществлении преемственности происходит по трем направлениям:
Информационно - просветительское
Методическое
Практическое
(слайд 9 )Информационно -
Просветительское ------- Методическое------- Практическое
Определение общих и специфических направлений образования на каждой изданных ступеней и определение преемственных целей, сохраняющихся и
развивающихся на обоих этапах.
(слайд 10 )Направления обеспечения преемственности
(слайд 11Реализация направлений осуществляется по следующим связям.
Психологическая связь:
изучение особенностей развития детей на переходном этапе;
определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;
обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.
Методическая связь:
взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;
обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.
Практическая связь:
предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;
кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;
формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);
система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей назанятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего
первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и
изготовление игрушек детьми и тому подобное.
Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.
Задачи на современном этапе:
(слайд 12)
Развитие дошкольника
Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям
деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым
взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, очень часто приходилось видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Какой учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.
Перед учителями нашей начальной школы встал ряд проблем:
I. Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе?
II. Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей кусловиям обучения?
III. Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс?
IV. Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям наподступах к школе и далее в период школьного обучения?
V. Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности?
Исходя из названных выше проблем, в школе сложилась и вот уже успешно
действует определенная система подготовки детей к школьному обучению. Это «Школа будущего первоклассника»
(слайд 13)
Взаимодействие участников «Школы будущего первоклассника»
Важно осознавать, что самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов , что эти шаги нелегко даются и организму, и психике ребенка и потому так важно и необходимо знать особенности развития в этом возрасте. Это необходимо для определения и сохранения ресурсов первоклассника. Адаптация ребенка в школе – процесс длительный, и не всегда успешно протека-ющий.
Поэтому задача школьных специалистов – выявлять трудности в адаптации первоклассников и совместно с родителями намечать пути преодоления этих трудностей.
Между родителями и школой должна быть позитивная степень доверия, родители должны осознавать, что все мы хотим, чтобы дети были здоровы, успешны, с радостью шли в школу и хотели в ней учиться
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(слайд 14)
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
Реализация выпускника имеет большое значение:
 выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения;
 является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно- образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического
коллектива;
 модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинского работника ДОУ и родителей о желаемых результатах.
Модель выпускника 1-го класса. Универсальные учебные действия.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПЕРВОГО КЛАССА
(слайд 15)
Реализация модели с овладением УДД.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется с учётом:
а) индивидуальных возрастных особенностей первоклассников;
б) преемственности при формировании этих умений в предшкольном периоде.
К КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ПРИВЕДЕТ ТОЛЬКО НЕПРЕРЫВНОЕДВИЖЕНИЕ ПО СТУПЕНЯМ
(слайд 16 )Таким образом, реализация преемственности между дошкольной подготовкой и начальной школой в условиях внедрения Государственных стандартов начального и дошкольного образования обеспечивает создание системы непрерывного обучения в учреждении.
Главное - помочь ребенку понять собственную личность и сформировать чувство ее значения в жизни большого школьного коллектива.
Сочетание дошкольного и начального образования создает предпосылки дляреализации индивидуальности каждого воспитанника.
Объединение в комплекс двух подсистем значительно усиливает его воспи-тательные возможности, создает условия для психологически комфортного перехода ребенка из детского сада в школу.
Вопросы
1.Как Вы думаете, кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в систему взаимодействия?
Вывод:
-Администрация образовательных учреждений;
-воспитатели и учителя;
-родители подготовительной к школе группы;
-родители первоклассников – бывших воспитаников детского сада;
-специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы;
-психологические службы дошкольного учреждения и школы;
-медицинские кадры.
2. Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаетесь вы и ваши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций?
6.Педагогические ситуации .А теперь предлагаю вам рассмотреть педагогические ситуации. Попробуйте дать свои рекомендации с точки зрения готовности к школе и связи методов воспитания и обучения.
1 ситуация:
Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды. Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички». И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:
— Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!
Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.
— Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!
— Кто посмел?
— Может быть, это малыши?
Дети наперебой высказывали свои предположения.
Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.
— Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.
Воцарилась тишина.
— Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей?
Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:
— Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко. Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно. А потом. Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!
1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?
Если ребенок сам признался в своем проступке, сказал правду, надо отметить это. Однако необходимо сделать замечание ребенку за неправильное поведение и обязательно спросить, поняла ли она, за что просит прощения. Ведь дети часто просят прощения механически, не вникая в смысл происшедшего.
2. Какие чувства испытывала девочка?
Девочка испытывала чувство вины, неловкости и стыда.
2 ситуация:
Мальчик старшего дошкольного возраста — Сережа — принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга была в красивой обложке и со множеством цветных картинок.
Ребята сразу окружили Сережу, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Сережи, и порвал ее.
Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:
— Я не виноват! Не надо было Сереже так крепко ее держать, она и не порвалась бы.
— По-твоему, значит, виноват Сережа? А как вы, ребята, считаете? — обращается воспитательница ко всем ребятам.
Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:
— Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!
— Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так.
Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.
Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Сереже, взял за руку и сказал:
— Не сердись на меня. Я ведь не хотел, чтобы так случилось.
1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.
Дети решили, что необходимо извинится перед Валериком за порванную книгу.
2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?
Воспитатель прибегнула к общественному мнению, что является в данном случае – сильнейшим методом воздействия, формирующим детское поведение, но при этом она управляла мнением детского коллектива.
3 ситуация:
Как-то несколько ребят (4—6 лет, которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:
— А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)
— Зачем? — заинтересовался Вова. — Она и так воспитательница. — И после небольшого раздумья:— Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?
1. О чем свидетельствует этот разговор малышей?
Можно предположить, что педагог большую часть времени находится в подавленном настроении, психологическом дискомфорте, из-за чрезмерной нагрузки. В следствии чего, в своей практике чаще использует негативные установки, что влияет на восприятие детей.
2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?
Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Стремится, чтобы в процессе общения с детьми, чаще звучали поощрения, похвала, одобрение. Также необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, педагог обязан перестраивать свое подавленное настроение.
4 ситуация
Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.
Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее. С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.
— Ой, как красиво! — воскликнула Рита.
— А какие пышные банты! — с восторгом произнесла Наташа.
Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:
— Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!
На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями.
Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу.
1. Объясните причину возникшего конфликта.
Из данной ситуации видно, что педагог не обладает самообладанием, доброжелательностью, порядочностью, педагогическим тактом, уважением к ребенку. В следствии чего, услышав восхищения детей, решила проявить свое превосходство над ними.
2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей?
Психологический дискомфорт, огорчение и обиду.
3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?
Из данной ситуации видно, что воспитатель обладает авторитарным стилем общения, руководствуется в большинстве случаев отсутствием доброжелательности, гуманности, чуткости. Использует указ, упрек, наказание. Модель взаимодействия — учебно-дисциплинарная, о чем свидетельствует общение и отношение к ребенку. Также у воспитателя не развиты такие элементы педагогической техники, как саморегуляция, умение видеть себя и свое поведение со стороны, самоанализ своей педагогической деятельности и поведения, педагогическая этика.
5 ситуация:
Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Никитка из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.
Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Никита поднялся и с шумом пошел что-то строить.
— Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? — опросил педагог.
— А я не хочу заниматься, — ничуть не смущаясь, ответил Никита.
— Сейчас же садись на место, — строго, с возмущением сказала воспитательница. Никита вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался», — сел на свое место.
В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».
1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога.
Действия педагога были с одной стороны правильны, но с другой стороны не стоит забывать о том, что педагогу необходимо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
2. Как бы вы реагировали на поведение Никиты?
В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. В данном случае можно было попробовать заинтересовать ребенка …
3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.
Безусловно, педагогический такт не совместим с гневом. Однако в деятельности педагога могут присутствовать элементы авторитарного стиля руководства, в данном случае, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития.
7. Практическая часть
*Составить мини-занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Позна-вательно- исследовательская деятельность. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» с указанием цели, задачи , оборудования и структуры .
* Составить мини-занятие . Пересказ рассказа К .Д. Уши-нского «Четыре желаннния» и рассказыванние на темы из личного опыта.
*Составить мини-занятие по математике в подготовитель-ной группе детского сада по теме «Развитие пространстве-нно-го мышления».
*Интегрированное занятие «Экскурсия в зоопарк».
8 .Лист пожеланий
Горловская ОШ І-ІІІ ступеней №49
Доклад
«Преемственность
в работе детского сада и школы »
подготовила
учитель начальных классов
Долгая З.Н.
2017