Конспект урока внеклассного чтения «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк»
Тема: Внеклассное чтение. Литературные стихи – сказки.
Проводится после чтения раздела V.
Цель урока: 
формировать умение читать по ролям, участвовать в драматизации;
формировать умение иллюстрировать художественное произведение с помощью Lego конструктора;
создать условия для применения обобщённой системы знаний полученной в результате изучения раздела.
Задачи:
Развивать умение читать выразительно, работать в группе;
Развивать ассоциативное внимание, память, мышление, творческие способности учащихся, навык работы с Lego конструктором;
Прививать любовь к чтению, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения.
Воспитывать бережное отношение к вещам, окружающему миру.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные: 
развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, целенаправленной познавательной деятельности, уважение к окружающему миру, развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД: 
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией книг;
уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: 
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
ориентироваться на развороте книг;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.
Коммуникативные: 
развиваем умение слушать и слышать учащихся класса;
выразительно читать и пересказывать текст;
уметь работать в группе; толерантному отношению к партнёру по группе;
адекватно воспринимать успехи соперников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Lego конструктор.
Наглядный материал:
презентация, выполненная в программе Power Paint;
выставка книг «Стихи и сказки - миниатюры»;

Подготовительная работа:
Учитель:
Фронтальная работа: развитие и отработка навыков чтения в результате изучения раздела.
Подготовка групповых заданий. 
Учащиеся:
Групповая работа: деление на группы.
Индивидуальная: - чтение книг стихов и сказок – миниатюр, один стих на выбор учат наизусть.
Ход урока:
Учитель: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке по внеклассному чтению «Литературные стихи - сказки».
Учитель: - Сегодня мы побываем в фантастическом городе сказок, встретимся со знакомыми героями стихов, повторим виды сказок, будем работать с Lego конструктором. А помогут нам в этом конкурсные задания. Оцениваться индивидуальная и групповая работа на уроке будет не баллами, а количеством молодильных яблочек. Итак, чтобы урок удался, давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи. В добрый путь.

Актуализация знаний.
Учитель: - Сегодня наша работа будет проходить в группах-командах, по которым мы разделились накануне.
- Посмотрите на выставку книг.
- Какие сборники стихов вам знакомы?
Какие поэты написали эти стихи?
Что вы можете рассказать об авторе, прочитав его стихи?
- Какое стихотворение вам больше всех понравилось? Кто его автор?
Почему?
Развитие умений. Чтение стихов.
1. Конкурс чтецов.
Кто вы
·учил стихотворение наизусть?
Дети читают наизусть стихи из книг Ю. Владимирова «Чудаки»,
М. Бородицкой «Последний день учения», С. Маршака «Вчера и сегодня»,
А. Барто «Вам не нужна сорока?», Г. Сапгира «Чуридило» и другие.
2. Беседа после чтения стихотворения:
Что необычного в этом стихотворении?
Что сказано автором оригинально?
Кому мы сочувствуем?
Кто вызывает улыбку? Жалость?
Почему автор решил рассказать эту историю? Чему он удивляется?
Близко ли стихотворение к сказке? Чем?
Давайте вспомним, на какие виды по способу написания делятся сказки?
Учащийся: - По способу написания сказки могут быть авторскими и народными. Авторские сказки создали и записали авторы, народные сочинил народ. Народные сказки передавались из уст в уста, а потом были записаны авторами. Такие сказки называются народными в авторской обработке.
Учитель: - На какие группы делятся сказки по содержанию?
Учащийся: - По содержанию сказки могут быть волшебными. В них присутствуют волшебные предметы, творящие волшебство. Бытовые сказки рассказывают о жизни людей. В сказках о животных главные герои животные.
Учитель: - Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. Поработаем в группах.
Задание 1. Викторина.
Отгадайте, кто они и откуда?
Задание 2. Выбери правильное описание.
1.Драматическое или музыкальное произведение малой формы.
2.В искусстве  произведения малых форм, а также искусство их создания.
3. Короткое, небольшое по размеру произведение, короткая сказка.
А что это? Правильно сказка – миниатюра. Сегодня мы вспомним с вами сказки - миниатюры.
3. Работа с текстами сказок – миниатюр.
Задание 3. Найди пару.
«Все спали, и только соловей пел - Для кого ты стараешься? – спросила у соловья бабочка. – Ведь тебя никто не слышит. - А ты? Я пою для тебя! – улыбнулся соловей. С тех пор появились ночные бабочки».
«И весь день там лягушонок скакал за ветром и махал прутиком. Кто – то думал: он отгоняет пчёл. Кто – то думал: он пугает птиц. Но он никого и ничего не пугал. Он был маленький. Он был чудак. Просто скакал в горах и пас ветер.»
«Смело двинулся поросёнок вслед за другом. Но едва от берега отошёл – стал воду глотать.»
4. «В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А - самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха)».
А) Г. Юдин «Букварёнок»
Б) В.Хмельницкий «Соловей и бабочка»
В) М. Пляцковский «Неразлучные друзья»
Г) Геннадий Цыферов «Про чудака лягушонка»

Чудо! Чудо! Чудеса!  Голубые небеса, Чудо-речка, Чудо-сон – Чудеса во всём!
Сотворите чудо своими руками. Попробуйте пересказать с помощью Lego конструктора одну сказку – миниатюру.
4. Подведение итогов.
Учитель: - Что мы делали?
- Какое умение формулировали?
- Какой теме был посвящён наш урок?
Ученик: - Наш урок был посвящён теме «Литературные стихи - сказки».
Учитель: - Чему мы научились на уроке?
Ученик: - Мы закрепляли умение определять виды сказок по способу написания и содержанию.
Учитель: - С какими необычными стихотворениями мы сегодня встретились?
- Почему эти стихотворения называют стихи – сказки?
Учитель: - Выберите лицо человечка, которое бы отражало ваше настроение, полученное на уроке. (Детям выдаются разные по эмоции смайлики).
- Кто на уроке вам помогал?
Учитель: - Ребята, у вас получились прекрасные творческие работы. Как в литературных и в народных сказках ваши работы закончились победой добра над злом. Не зря говорят, сказка ложь - да в ней намёк, добрым молодцам урок.
15