Статья на тему О роли презентации в активизации познавательной деятельности учащихся в изучении химии


О роли презентации в активизации познавательной деятельности учащихся в обучении химии
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении. Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.
Среди различных методов обучения и активизации познавательной деятельности учащихся немаловажная роль отводится наглядным методам. Это связано с превалирующей ролью образной памяти в процессе усвоения изучаемого материала. Образная память обеспечивает длительное хранение впечатлений и включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую и слуховую. Более 80 % всей информации человек получает при помощи зрения.
В современном мире овладения информационной культурой всё большее значение приобретают такие средства наглядности как мультимедийные программные продукты.
Компьютерная презентация – это один из типов мультимедийных продуктов. Презентация позволяет превратить объяснение нового материала в активную форму познания. С помощью презентации ученики могут без особых временных и материальных затрат со стороны учителя вовлекаться в различные виды деятельности (игровую, познавательную, трудовую, общение). При этом усвоение знаний идёт в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации знаний. Всё это способствует решению одной из главных задач обучения – развитию личности ученика.
Презентация может применяться на уроках различных типов и на различных этапах урока.
Компьютерная презентация позволяет
сообщать большое количество информации с проверкой понимания самого существенного;
осуществлять связь теории с практикой, с выходом на уровень переноса;
прорабатывать учебный материал по степени его значимости (что запомнить, что проработать в ознакомительном плане, что необходимо уметь объяснять);
добиваться прочности, осознанности и глубины знаний на основе принципа непрерывного повторения того материала, который должен быть прочно закреплен в долговременной памяти;
повышать уровень наглядности урока;
повышать внимание учащихся и степень их заинтересованности изучаемым материалом, повышать познавательную активность учащихся.
Однако для получения положительного результата необходимо помнить о некоторых принципах составления и применения презентаций:
Сценарий презентации строится на основании содержания урока. Содержание определяется программой и должно опираться на текст учебника. Слайды презентации должны содержать только основные моменты лекции (основные определения, схемы, анимационные и видеофрагменты, отражающие сущность изучаемых явлений).
Общее количество слайдов не должно быть менее 10 и не должно превышать 20 – 25 слайдов.
Презентация должна не только регулировать наглядность урока, но и планировать виды деятельности детей на уроке. Для этого правильно сформулированные вопросы и задания ученикам рекомендуется размещать на слайде. Это сэкономит время прочтения вопроса и ответа на него.
Содержание слайда не должно появляться на экране одновременно. Постепенное появление различных объектов дает возможность анализировать схемы, уравнения, фиксировать внимание на каждом отдельном символе. Соотнести действия урока и появление объектов слайда можно, используя анимацию (режимы «вход», «выход», «движения по траектории»).
Не стоит перегружать слайды различными спецэффектами, иначе внимание обучаемых будет сосредоточено именно на них, а не на информационном наполнении слайда.
Настраивать анимацию лучше на нажатие левой клавиши мыши. Использовать одновременное или последовательное появление объектов анимации целесообразно только в том случае, если они используются для представления одного процесса или явления.
Желательно, чтобы из урока в урок работали презентации, построенные по одному принципу. И тогда дети будут знать, что заголовки и подзаголовки учитель выносит, например, на белый свиток, а вопросы и задания записываются на объекте голубого цвета. Информация, которая должна быть перенесена в тетрадь – находится на объекте, например светло-зелёного цвета и т.д.
Управляющие кнопки должны находиться всегда на одном и том же месте. Это же относится и к элементам слайда. Если стандартные его части: заголовок, элемент «вопроса и задания», рисунок или кинофрагмент будут иметь постоянный размер и положение на экране, при смене слайдов не будет возникать ненужная «рябь», от которой устают глаза.
Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Шрифт на слайде определяется исходя из того, что текст должен читаться с самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.
Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположение текста, заголовков, картинок, использование  рамок, заливки и пр. обеспечивает  единый стиль в оформлении.  Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной. Это достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.
Время беспрерывного просмотра презентации для учеников 8-11 классов не должно превышать 25-30 минут ( требования СанПин)
Использование компьютерных презентаций в изучении химии Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при обучении химии эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.
Уроки изучения нового материала.
При проведении традиционных уроков в кабинете химии учителю приходится излагать учебный материал на доске, пространство которой ограничено. Расписание в школах, как правило, составляется так, что друг за другом следуют классы разных параллелей. Поэтому учителю приходится тратить много времени на оформление доски к следующему уроку.
Преодолеть эти трудности ему помогут возможности компьютера.
К уроку готовится презентация в программе Microsoft Power Point. Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью медиапроектора. Это способствует лучшему восприятию, а следовательно, и усвоению материала, так как записи сделаны четко, логически стройно, а также красочно, сопровождаются рисунками, схемами, таблицами, уравнениями химических реакций, которые ученик должен записать в тетрадь. К этим записям можно вернуться в любое время, повторяя их неоднократно. Мультимедиа-презентация позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействует более чем на один орган чувств. Ее можно использовать для фронтальной, парной, групповой и индивидуальной работы. Если презентация создаётся не к отдельному уроку, а по теме в целом, то обеспечивается возможность быстрого просмотра необходимых слайдов при повторении материала, актуализации знаний, необходимых школьникам для изучения нового, обеспечивается комплексность изучения темы.
При проведении данных уроков компьютерная презентация может включать: -нужный видеофрагмент; - моделированную промышленную установку; - моделированный сложный химический эксперимент; - опорные схемы; - таблицы; - процесс образования молекул веществ в пространстве и т. д.
Примером такого урока может являться урок учителя химии Соколовой О.Е. на тему «Металлы». http://www.it-n.ruЛабораторные и практические работы.
При проведении ученического эксперимента в виде лабораторных работ, которые применяются для изучения нового учебного материала, когда выполнение опытов представляет собой опасность для здоровья детей из-за токсичности или взрывоопасности применяемых веществ, а также в случаях сложности оборудования, нехватке его или необходимых реагентов можно прибегнуть к использованию видеофрагмента или к выполнению виртуального эксперимента, которые можно использовать самостоятельно или включить в содержание презентации.
Что касается практических работ, которые применяются в процессе усовершенствования знаний и формирования экспериментальных умений и навыков учащихся, то виртуальные практические работы целесообразно использовать при подготовке учащихся к выполнению реальных практических работ на уроках, предшествующих выполнению практических работ или при домашней подготовке к ним.
Используя моделированный эксперимент или видеозапись реального эксперимента, учащиеся имеют возможность прервать его по необходимости или повторить ту его часть, которая плохо усвоилась, была не понята. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету. Моделирование химического эксперимента на базе компьютерной технологии ни в коем случае ее заменяет традиционные практические и лабораторные работы, предусмотренные школьной программой по химии, а лишь дополняет экспериментальную часть обучения.
Уроки закрепления, применения знаний.
Данные уроки можно проводить в занимательной форме, отвечая на вопросы викторины, решая кроссворды, ребусы, познавательные задачи, участвуя в увлекательной командной игре-соревновании. И здесь на помощь приходит презентация. Примером такой игры является урок, разработанный учителем химии Осиевской И.А. «Восхождение», в ходе которого в занимательной форме повторяются и закрепляются знания о классах неорганических соединений (8 класс). http://www.it-n.ruНа уроке повторения темы «Главная подгруппа V группы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева» можно воспользоваться презентацией-викториной учителя химии Черемисиной Н.К. http://www.it-n.ruКомпьютерное тестирование.
При проведении уроков-зачетов, контрольных работ, повторительно-обобщающих уроков, при корректирующем контроле, при подготовке к ЕГЭ и ГИА очень эффективно компьютерное тестирование. Необходимость объективного измерения уровня знаний привела к созданию тестов в форме заданий с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных. Тогда показателем индивидуального уровня знаний учащихся может служить число верных ответов на вопросы программно-валидного и критериально-ориентированного теста. Программная валидность теста означает охват тестом основных элементов знаний с учетом их важности и значимости в данном курсе. Большое количество грамотных и прекрасно выполненных тестов-тренажёров мы находим в копилке учителя химии Баженова А.А. http://www.it-n.ruВнеклассная работа.
При проведении различных внеклассных мероприятий по химии, в начале или при окончании изучения курса могут быть использованы презентации, содержащие занимательную информацию, интересные вопросы и задания, весёлые и юмористические случаи из истории химии. Интерес у учащихся вызывает презентация учителя Черемисиной Н.К. «Весёлая химия». http://www.it-n.ru
Составление электронных презентаций учащимися может быть одним из видов домашнего задания. По заданию учителя ученики создают презентацию из 10 слайдов по конкретной теме с соответствующими комментариями к каждому слайду. При создании ученической презентации допускается отступление от заведенного правила – презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы.
Работая над презентацией, учащиеся осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа обучающихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий – это помощь учителю. Активное привлечение детей к совместному творчеству по созданию презентаций обеспечивает и развивает их познавательную, информационно-коммуникационную и рефлексивную деятельность. Такое сотворчество позволяет выйти на новый уровень межличностного взаимодействия в системе «учитель — ученик — родитель». Разнообразие в формах и методах использования компьютерной презентации способствует поддержанию устойчивого интереса школьников к химии, прочному и более полному усвоению учебного материала, успешной реализации межпредметных связей, развитию умения работать в коллективе.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
уроки с применением компьютерных презентаций помогают решить важные дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию как к изучаемому предмету, так и к учению в целом;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Список использованных источников
Аспицкая А.Ф., Кирсберг Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 356 с.
Журавлёва С.В., Каусова И.Л. Использование компьютерных презентаций в изучении химии. [Электронный ресурс] – URL: festival@1september.ru, 24.09.2009
Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Просвещение, 1997. - 238 с.
Нечитайлова Е.В Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. – 2005. - №3. - С. 13-15.
Платонова Т.И. Об использовании электронной презентации на уроке // Химия в школе. - 2007. - №9. - С.25-29.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 72 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики. [Электронный ресурс] – URL: http://www.myshared.ru/slide/50221/#Баженов А.А. Тесты-тренажёры. [Электронный ресурс] – URL: http://www.it-n.ruОсиевская И.А. Игра. [Электронный ресурс] – URL: http://www.it-n.ruСоколова О.Е.Презентация к уроку. [Электронный ресурс] – URL: http://www.it-n.ruЧеремисина Н.К. Весёлая химия. [Электронный ресурс] – URL: http://www.it-n.ruЧеремисина Н.К. Викторина. V группа, главная подгруппа Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. [Электронный ресурс] – URL: http://www.it-n.ru