Обобщение опыта:Проектный метод обучения и критерии оценивания деятельности учащихся.


Проектный метод обучения и критерии оценивания деятельности учащихся.
В стратегии современного образования главной целью является самореализация личности, максимальное развитие способности учащихся самостоятельно анализировать и интерпретировать смысл и динамику общественной жизни на основе полученного знания для того, чтобы в будущем они могли не только ориентироваться в происходящих процессах, но и воздействовать на принятие социально значимых решений. Каждому педагогу известно, что чем интереснее учиться, тем выше качество знаний. Метод проектов как раз и создает условия для формирования устойчивого интереса школьников. позволяет развивать коммуникативные умения, креативность и любознательность, а так же другие умения XXIв. Чтобы развивать у детей эти умения и навыки , необходимо отслеживать развитие навыков общения, самоорганизации, рефлексии, навыков работы в группе, самостоятельности. Работа по оцениванию, учет различных образовательных потребностей повысит мотивацию у учащихся, поможет вовремя исправлять ошибки в обучении. Несомненно, повысится качество образовательного процесса. Нужно выбирать такие темы для проектов, которые не только бы соответствовали учебной программе, но могли бы быть интересны ребятам, развивали их творческие способности, давали социальные компетентности.
Можно сказать об основных компонентах проектной деятельности учащихся :
Выбор темы (в данном случае необходимо наличие социально значимой проблемы).
Планирование (подбор источников, составление списка литературы).
Исследование (сбор информации, аналитическая работа).
Результаты (оформление проекта).
Презентация проекта.
Проект разрабатывается согласно образовательным стандартам, соответствие которым учащиеся демонстрируют через продукты деятельности или саму проектную деятельность. Исходя из стандартов, выбирается тема учебного проекта, разрабатываются дидактические цели и направляющие вопросы, которые помогают детям спланировать и организовать свою проектную деятельность. Основополагающий вопрос и проблемные вопросы нацеливают учащихся на глубокое понимание материала, требуют от них применения мыслительных умений высокого уровня. Именно основополагающий вопрос и вопросы учебной темы определяют содержание и стратегии для всего портфолио проекта. Правильно сформулированный основополагающий вопрос (ОВ) должен опираться на интересную и актуальную для учащихся тему, требовать от них глубокого осмысления концепций, проходящих через учебные темы. ОВ может находиться в центре общественного внимания, заставляя думать, нацеливая учеников на глубокое осмысленное понимание материала. ОВ должен быть доступен для понимания учащимися.Проблемные вопросы учебной темы должны требовать от учащихся применения мыслительных умений высокого уровня, учитывать образовательные стандарты, на которых основан выбор учебной темы. Они так же должны отражать содержание того, что ученики должны изучить. Учебные вопросы нужно формулировать, опираясь на конкретные, важные концепции так, чтобы они имели четкие верные ответы, утверждённые в конкретной учебной дисциплине. Так в проекте «Пиво за и против» основополагающим стал вопрос «Как сделать правильный выбор?» Проблемные вопросы: «Как подростки относятся пиву?», «Пивной алкоголизм - что это?», «Влияет ли пиво на растущий организм?», «Есть ли альтернатива пиву?» Атак же был поставлен ряд учебных вопросов «От чего зависит наше отношение к здоровью?», «Ассертивное поведение - что это?», «Можно ли пить пиво подросткам?» и т д.
В процессе исследовательской работы часто возникают проблемы оценивания учащихся. хотя тесты и экзамены никуда не исчезнут из системы школьного преподавания, успеваемость учащихся может заметно повыситься, если использовать данные, полученные в результате применения разных способов оценивания в преподавании, осуществлять обратную связь и оценивать работу и участие. В своей работе по проектному методу я использую метод формирующего оценивания, осуществляемого до начала и в ходе проекта. Стратегии формирующего оценивания обеспечивает учащихся и учителей информацией, необходимой для повышения успеваемости:
Хотя формирующее оценивание дает и мне как учителю, и учащимся представление об их успехах в ходе работы над проектом, на определенном этапе у меня всегда возникает необходимость сделать отчет об успеваемости учащихся по результатам отдельно взятого раздела или проекта. Учащиеся тоже хотят и должны знать, насколько успешно они справились с проектом. Такой способ оценивания постфактум, и будет итоговым оцениванием. Итоговое оценивание, например итоговые тесты, могут дать важную информацию, если посвятить какое-то время их анализу. При помощи этого можно выявить слабые области, чтобы глубже их затронуть в следующем разделе или со следующей группой учащихся. Учащиеся также могут выявить проблемные зоны и определить цели для дальнейшего обучения. Процесс оценивания должен быть интегрированным и соответствовать всем поставленным целям. Я пытаюсь составлять такие критерии оценивания работы учащихся над проектом, которые позволяют детям сравнивать в первую очередь себя самого с самим собой - на разных этапах деятельности над проектом. В дальнейшем он будет сравнивать себя с другими учащимися. Многие ученики, даже в начальной школе, смогут адекватно произвести самооценку, что поможет им не только при реализации проекта, но и в другой учебной и внеучебной деятельности. Совместно с учащимися мы разрабатываем различные варианты оценивания(критерии оценки буклета, критерии оценки презентации, листы самооценивания, листы самооценки работы в группе. ( см Приложение 7) В работе над проектами пригодятся критерии, шкалы баллов и контрольные листы которые я использую в своей работе для оценки умений и качеств XXI века. Чтобы оценить работу детей, нужно самим четко представлять, каким умениям XXI-го века мы будем учить своих учеников в рамках проектной деятельности. Каждый учитель задаётся вопросом, как узнать, чему конкретно научился школьник, выполнивший проект? И научился ли он вообще чему-нибудь? Я думаю, что оценивание в проектной деятельности играет очень важную роль - помогает учителю контролировать ход проекта, дает возможность ученикам сформировать осознанное отношение к тому, что они делают, ощутить ответственность перед собой и коллективом. Убежденность ученика в собственной ценности даст прекрасную возможность реализоваться каждому учащемся, а не только одаренным школьникам. Каждый ученик сможет раскрыть свой творческий потенциал, повысить свою самооценку. Считаю очень важным в проектной работе учащихся создание системы оценивания . Это позволяет заметить каждого ученика и его вклад в создание проекта. Здесь важно учитывать такие критерии как объективность, систематичность , наглядность Составление плана оценивания в учебном проекте помогает удерживать в центре внимания учебные цели, поэтому он разрабатывается до определения целей и задач проекта. Поскольку задачи проекта предполагают широкое выражение способов индивидуальной учебы, стратегии оценивания должны быть достаточно гибки, для того чтобы принимать различные виды ученических работ, но оставаться нацеленными на ожидаемые результаты обучения. План оценивания включает методы и средства, которые явно отражают ожидания учителя и стандарты оценки качества продуктов и действий. Он так же включает точки контроля и методы информирования учителя и удержания учеников в русле учебной деятельности по проекту. План вовлекает учеников в постановку целей проекта, управление обучением в ходе проекта и в рефлексию собственных знаний после окончания проекта. Применение разных систем непрерывного оценивания в ходе цикла обучения может дать массу ценной информации и учителю, и ученикам. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы оценить готовность учащихся и их прошлые знания .
В работе с учащимися использую следующие типы проектов:
1. Индивидуальный, исследовательский проект «Моя любимая бабушка»
Этот исследовательский проект выполняли учащиеся 7-8 классов для школьного конкурса творческих работ «Шаг в историю». Целью данного проекта стало включение в систему ценностных отношений подростка и родственников, установление связи между историей семьи и историей Отечества. Срок выполнения 2 недели. Результат работы – презентация проектов в классе, представление проектов на выставке творческих работ в ходе недели истории, награждение лучших работ дипломами (заседание ШМО. Протокол № 2 от 14.10.2010).Учащиеся школы создали много успешных индивидуальных проектов и исследовательских работ
2. Групповой исследовательский проект. «Права ребенка и их реализация в Краснощековском районе»., «Пиво. За и против». «Лишние люди, в литературе и в жизни»
Цель проектов: Обратить внимание на следующее : Осваивают ли ученики умения 21 века и развивают ли мыслительные умения
высокого уровня? Есть ли элементы проектно-ориентированного обучения? Как этот подход влияет на обучение учеников? Помогают ли методические и дидактические материалы поддерживать обучение, в центре которого находятся интересы ученика?
КУчащиеся, работая в группах, готовят презентации и проводят социологические опросы, исследуют проблему, выступают на классном часе. В работе над проектом так же используются различные варианты оценивания.
3. Творческий проект. «Интервью у предка», целью которого стала подготовка творческого текста, сочетающего собранную информацию и работу воображения. Учащиеся 7 классов, участвующие в проекте, выбрали две сюжетные линии «Мое путешествие в прошлое» и «Если бы мой предок попал в будущее». Обязательное требование к работе – максимальное соблюдение исторической закономерности.
4. Ролевой, групповой проект «Демографическая ситуация и качество жизни», выполняемый на одном уроке. В ходе урока учащиеся анализируют и обобщают информацию, предварительно полученную из разных источников, делают свои выводы, заключение о возможности применения полученных выводов к жизни в своем селе.