Сценария классного часа Сталинградская Битва


Сценарий классного часа «Сталинград» для учащихся 8 класса

Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой материалы для проведения классных и внеклассных мероприятий по теме «Великая Отечественная война. Сталинградская битва». Для участия в данном мероприятии ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать какими для нашей страны были первые месяцы войны, понимать историческое значение победы. Новые исторические факты о Сталинградской битве, ее героических защитниках, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, песни военных лет, военные фотографии расширяют кругозор детей, воспитывают уважительное отношение к истории нашей страны, создают благоприятную почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.
Классный час «Сталинградская битва – 70 лет великой победе».
Цель: развивать творческие способности; воспитывать чувство долга перед родным городом, чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.
Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Оформление: фотографии военного Сталинграда, презентация..Классный час
«Сталинградская битва – 70 лет славной победе»
Организационный момент. Обозначение темы.
На доске написаны пословицы: В бою за отчизну и смерть красна. С родной земли умри, но не сходи.
Учитель: - Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
- Эти пословицы придумали русские люди в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы вспомним те героические для нашей страны дни, узнаем о великой битве на реке Волге – Сталинградской битве, славной победе, которой недавно исполнилось 70 лет. Поговорим о значении победы в этой битве для нашей страны.
-1-ый ведущий: Мы не забыли тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за Победу, - миллионы человеческих жизней. Мы храним благодарную память о тех, кто защищал и спас нашу Родину от фашистского порабощения.
2-й ведущий. Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.
3-й ведущий. В августе 1942 года Сталинград был мирным городом: девушки в летних платьях, школьники - в коротких штанишках, парни загорелые, переполненные людьми трамваи... Как будто бы и не было минувших месяцев войны.
1 –й ведущий. Но война сразу напомнила о себе в день первой разрушительной бомбежки. Сталинград из глубокого тыла стал передовой. Да еще какой!
Ученики поочередно читают стихотворение.
1 - й.
Мы поднимались и в атаку шли,
Рвались навстречу пламени и ветру,
Чтобы пройти хоть метр своей земли,
Но падали, не сделав и полметра.
2 - й.
И пятый раз с командою «Вперед!»,
Блестя штыками, поднималась рота,
Но бил упрямо вражий пулемет
Из амбразуры маленького дота.
3 - й.
И вдруг за дымным валом человек
Навстречу доту яростно метнулся,
И пулемет, придушенный навек,
Струей огня последней захлебнулся.
2-й ведущий. История человечества не знает больше такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какое проявили воины и жители Сталинграда. Боли шли за каждую улицу, за каждый дом.
3-й ведущий. Война была тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.
Учитель: Потерпев поражение под Москвой, летом 1942г. фашисты стремились выйти к Волге, захватить Кавказ, Кубань и отрезать их от Москвы и центральных районов России. И конечно, они по-прежнему пытались уничтожить Советскую Армию и закончить войну быстрой победой.
Ученики:
1. Грозным было лето 1942г. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге. Показ слайдов . 2. 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда. Под Сталинградом развернулось упорное сражение. С обеих сторон в битве участвовало свыше 2 миллионов человек, до 26 тысяч орудий, более 2 тысяч танков. Ежедневно до 1000 фашистских самолетов бомбили Сталинград.
3. От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
4 . В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал СТАЛИНГРАД.
5. Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром.
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,
Он защищал СТАЛИНГРАД.
Учитель:
« Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» - так поклялись бесстрашные защитники города. Показ слайда .Дети слушают фрагмент из песни Б. Окуджавы «И значит нам нужна одна победа»:
Учитель:
Жители города покинули Сталинград. Те, кто не смог уйти, прятались в подвалах домов. Женщины и подростки строили оборонительные сооружения, работали на заводах наравне с мужчинами.
Ценой огромных потерь гитлеровцам удалось 13 сентября ворваться в Сталинград, но советские войска продолжали защищать город. Бои шли на улицах и в цехах заводов, в жилых домах. Показ слайда
Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству..О героях Сталинградской битвы.
1 ученик:
Примерами героизма стали подвиги простых солдат, офицеров, мирных жителей.
Подвиг снайпера Пётра Гончарова. В боях под Сталинградом он уничтожил 445 фашистов. Показ слайда . Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях после Сталинградской битвы. Погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года.
10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)
2 ученик:
ЯКОВ ФЕДОТОВИЧ ПАВЛОВ
Не только сталинградцам известен подвиг защитников дома Павлова, но и всему миру. Обыкновенное четырехэтажное здание горстка советских воинов превратила в неприступную крепость. 58 дней группа воинов под командованием сержанта Якова Павлова отстаивала свою крепость от врагов. Их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов. Показ слайда .3 ученик:
Все бойцы были удостоены правительственных наград, а сержанту Якову Федотовичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Интересный факт: на оперативной карте немецкого командующего Сталинградской группировкой генерала Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость. Показ слайда
4 ученик:
МАТВЕЙ МЕФОДИЕВИЧ ПУТИЛОВ Показ слайда . В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба Матвей Мефодиевич Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной ему раздробило обе руки. Истекая кровью, он дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.
5 ученик
МИХАИЛ ПАНИКАХА Показ слайда .Героический подвиг совершил Михаил Аверьянович Паникаха. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попавшей пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Паникаха уничтожил танк врага и его экипаж.
6 ученик:
Особо необходимо отметить подвиги, которые совершали медицинские сестры. Это большей частью были девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия. Показ слайда
7 ученик:
Наташа Качуевская, добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.
Учитель:
Беспримерное мужество потрясло даже гитлеровских вояк, считавших себя сверхчеловеками. Ефрейтор Гельман писал своей невесте:
«Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки - и мужчины и женщины». В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России.
Сто двадцать дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все же осталась в руках ее защитников.
Десятки тысяч соотечественников положили здесь свою жизнь за Отечество. В память о погибших воинах на Мамаевом кургане был создан мемориал воинской славы. Показ слайда .
Здесь на холме захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. Сюда каждый год и каждый день приходят люди, здесь горит вечный огонь, в память о тех, кто уже никогда не придет.
Показ слайдов 14 и 15.
Ученик читает стихотворение «Живи!»:
На Мамаевом кургане
я не разу не была.
Но соседка баба Люба,
говорит была война.
…..
Учитель:
Все содрогалось от взрывов бомб, мин, снарядов. Казалось, что все живое неминуемо погибнет в этом море огня и адском грохоте. Но советские воины выстояли. Потеряв сотни тысяч убитыми и ранеными, гитлеровцы в ноябре прекратили натиск и перешли к обороне.
Ученики:
А 20 ноября на противника обрушился мощный удар – Сталинградский фронт перешел в наступление. Фашистские войска в количестве 22 дивизий оказались в окружении.
Днем 2 февраля 1943г. в Сталинграде прозвучал последний выстрел. В плен сдалась 91 тысяча гитлеровцев, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала во главе с генерал – фельдмаршалом Паулюсом.
В битве на Волге с июля 1942г. по февраль 1943г. было разгромлено более 60 вражеских дивизий.
Гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными более полумиллиона человек.
Показ слайда .Учитель:
История войн не знала еще подобного примера окружения и разгрома такой многочисленной армии. Сталинград стал триумфом советского военного искусства и мужества советских воинов. Великая битва на Волге явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Началось массовое изгнание фашистских оккупантов с родной земли.
За массовый героизм и мужество жителей во Время Великой Отечественной войны город Сталинград был удостоен звания «Город – герой». Показ слайда .Ученики:
В феврале сорок третьего годаЗавершилась великая битва,Сталинградская битва народа,Где сломали хребет мы фашистам.
Завершилась великая битваИ в сердца нам вложила надежду,Сталинградский удар по фашистамПредвещал нам над рейхом победу.
Сталинградская битва с фашизмом -Проявление редкой отваги.Это верность народа отчизне,Наших воинов грудью атаки.
«Вы в бронзе и камне застыли
Сквозь время взирая на нас,
Вы жизнью своей заплатили,
За то, чтоб мы жили сейчас».
«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Объявляется минута молчания (звучит метроном).
Учитель:
Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь. Показ слайда
Учитель: Сегодня мы много узнали нового и интересного о сражении за Сталинград , слышали какие подвиги совершали наши земляки. Вы знаете, что скоро будет 23 февраля – День защитника Отечества. Как будущие воины, вы должны ребята уже сейчас воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть смелыми, мужественными, благородными и добрыми. От вас зависит, какая будет наша армия. И сейчас, я, бы хотела вам предоставить возможность показать свою силу, ловкость и смекалку в нескольких конкурсах.
Конкурс «Физподготовка»
1)«ЗМЕЯ».
В этом конкурсе участвует вся команда. По линии движения устанавливаются 6 кеглей. Участники команды выстраиваются в колонну, друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящему и дружно приседают. Задача команды – преодолеть расстояние от старта до поворота и обратно, огибая при этом все препятствия и не вставая в полный рост.
2)«СПАСИ ТОВАРИЩА!»
Раненого в ногу товарища нужно перенести в безопасное место (на стул, который стоит в другом конце кабинета). Принимают участие несколько желающих пар.
« О воинском долге и умении.»Учащиеся разбиваются на две команды и им раздаются конверты с разрезанными надвое пословицами на военную тему. Необходимо за определенное время составить как можно больше пословиц. (например 2 минуты).
Карточка для первой команды.
Заповедь военного дела … (двигайся скрытно и смело).
Победу дает отличная выучка …(и взаимная выручка).
Умей быть солдатом … (чтобы стать генералом).
Чтобы на войне повезло… ( надо знать военное ремесло).
Приказ свят … ( без дисциплины солдат не солдат).
Офицер … (в доблести пример).
Врага бояться … (в живых не остаться).
С родной земли … (умри, не сходи).
За край родной … (иди бесстрашно в бой).
Честь мундира … (священна для командира).
Карточка для второй команды.
Без толку стрелять … (только черта пугать).
Врага щадить … (в беду угодить).
Бей врага винтовкой … (бей и сноровкой).
Смело иди в бой … (Родина за тобой).
Бывалый солдат …(опытом богат).
Русский боец … (всем образец).
Военная наука … (не мука).
Учись показом … (а не рассказом).
Закаляй свое тело … (для военного дела).
Маскировка … (это хитрость и сноровка).
Рефлексия.
Учитель:
- А теперь, давайте еще раз назовем дату начала битвы за Сталинград.
- Вспомните , почему немецкая армия стремилась захватить Сталинград?
- Как подготовились враги к началу битвы?
- Каких героев – защитников узнала наша страна?
- Как закончилось Сталинградское сражение?
- Какое значение имела победа в этой битве для нашей страны?
7. Подведение итога.
Учитель:- Главной целью нашей сегодняшней встречи было развивать творческие способности; воспитывать чувство долга перед родным городом, чувство патриотизма и любви к своей Родине. Расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
Эта цель нами полностью достигнута. Я надеюсь, что изучение истории нашей страны на примере Великой Отечественной войны, поможет вам испытать чувство гордости за нашу Родину, уважительно относиться к старшему поколению.
Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина» (муз. А. Пахмутовой, стихи В. Бокова) в исполнении Людмилы Зыкиной