ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Секция 3. Модернизация системы дополнительного профессионального образования педагогов в условиях реформирования дошкольного и начального общего образования
Горбовская Ирина Николаевна,
методист ЦППиМСП управления
образования г.Донецка

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации работы с молодыми специалистами психологической службы с целью создания условий для успешной адаптации и профессионального роста, формированию потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Ключевые слова: молодые специалисты, Клуб молодого специалиста психологической службы «Путь к успеху», обучающиеся, наставники.

Закончив обучение в высшем учебном заведении, молодые специалисты приходят в образовательную организацию окрыленные радужными перспективами, имея за плечами только теоретическую базу. А ведь повседневная практическая работа со всеми участниками образовательного процесса сложна и многогранна. Как правило ни обучающиеся, ни родители не делают скидку на неопытность молодого специалиста, а его инновационные идеи порой не находят у них поддержки. С первого дня работы молодой специалист выполняет те же обязанности, что и педагог со стажем, и он сталкивается с трудностями практического плана: «Как составить конспект занятия? Как провести родительское собрание? Как заинтересовать обучающихся в выполнении предложенного задания?» Даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога - психолога может протекать длительно и сложно. На все вопросы поможет найти ответ педагог – наставник.
Ведь именно взаимодействие, диалог опытного педагога и креативный потенциал молодого специалиста помогут успешной адаптации начинающего работника в образовательной организации. Как же сделать так, чтобы этот диалог не превратился в монологическое нравоучение опытного наставника, в сухое авторитарное обучение. С этой целью на базе Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования города Донецка была организована работа Клуба молодых специалистов психологической службы «Путь к успеху», под девизом – «Не умеешь проигрывать – побеждай!». Работа Клуба основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Деятельность Клуба является гласной, открытой и позитивной. Члены Клуба самостоятельно определяют направления своей деятельности, стратегию профессионального, культурного и эстетического развития. В рамках работы
Клуба были запланированы и проведены следующие мероприятия. (см. Табл.1).
План работы Клуба «Путь к успеху» Таблица 1
№ п\п
Тематика мероприятия
Дата проведения

1.
Нормативное обеспечение деятельности психологической службы.
январь, 2017

2.
Конкурс по составлению методического глоссария «Шаги к успеху»
январь – март, 2017

3.
Готовность ребенка к школе. Психологический аспект.
март, 2017

4.
Творческий проект «Шаги к успеху» презентация своего первого профессионального достижения для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.
март – май, 2017

5.
Тренинг уверенного поведения при публичном выступлении «Не умеешь проигрывать – побеждай!»
апрель, 2017

6.
Самоанализ профессиональных достижений «Путь к успеху»
июнь, 2017

Все запланированные мероприятия проводились в нетрадиционной форме. На первом заседании мысленно перенестись на десять лет вперёд и презентовать себя в необычной форме, присутствующие смогли, используя игровое упражнение «Я в будущем». Порадовал морально-нравственный аспект профессионального будущего молодых специалистов. Они увидели себя успешными психологами, учителями-дефектологами, талантливыми руководителями, связывающими своё будущее с практической психологией.
Целью теоретико-презентационного этапа было ознакомление молодых специалистов с нормативно-правовой документацией системы образования Донецкой Народной Республики. Молодые специалисты получили возможность систематизировать представленную информацию при помощи составления интеллектуальной карты-схемы. Практическая работа проводилась в групповой форме. Благодаря активному взаимодействию и тесному сотрудничеству между участниками их карты-схемы отличались своей креативностью, индивидуальностью и разносторонним подходом к заданию. При планировании заседания Клуба были учтены пожелания молодых специалистов, испытывающих трудности при ведении основной деловой документации. И именно этому вопросу был посвящен практический этап. Каждый участник получил возможность проверить свои знания, исправив ошибки в образцах документов, ощутив при этом поддержку и ненавязчивую помощь опытного наставника. Презентация работы осуществлялась в коллективной форме, где любой желающий мог высказать своё мнение и задать интересующий его вопрос.
Главной методической идеей организации конкурса по составлению методического глоссария «Шаги к успеху» являлось оказание методической помощи педагогам-психологам системы образования в формировании высокого уровня их профессиональной культуры и компетентности. В глоссарий вошли термины, которые вызвали затруднение в работе педагога-психолога в период адаптации в образовательной организации. Определить победителя данного конкурса помогло онлайн-голосование.
Второе заседание клуба молодого специалиста «Путь к успеху» для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений помогло не только актуализировать им свои теоретические знания по организации и проведению психологической диагностики готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе, но и применить их на практике. Объединившись в группы под руководством методистов Центра, педагоги-психологи заполнили протоколы, итоговые таблицы и сводные ведомости по результатам обследования. Деловая игра «Выпускник дошкольного образовательного учреждения – успешный первоклассник!» помогло закрепить на практике показатели школьной зрелости ребенка старшего дошкольного возраста. Полученный методический кейс диагностического инструментария позволит молодым специалистам объективно и достоверно определить уровень психологической готовности к школе ребенка старшего дошкольного возраста.
Цель тренинга уверенного поведения при публичном выступлении «Не умеешь проигрывать – побеждай, заключалась в обучении педагогов-психологов приёмам современных психотехник, способствующих саморегуляции, развитию навыков преодоления негативных эмоциональных состояний и формированию позитивной «Я-концепции». Визуализировать свои ассоциации в форме образов и обозначить свой приоритет участия в публичном выступлении помогла игра «Публичное выступление – это». Научиться управлять своим эмоциональным состоянием, исключить возможность возникновения стресса, отстраниться от тревожной ситуации и привести своё тело в состояние физической готовности к дальнейшей работе участники смогли, выполнив релаксацию «Храм тишины». В упражнении «Переубеди меня» педагоги-психологи выделили положительные и отрицательные стороны участия в публичном выступлении и получили возможность отстоять свою точку зрения в форме дебатов. Увидеть недочёты оратора в момент работы с аудиторией помог юмористический видеоролик «10 ошибок публичного выступления». В заключение тренинга каждый участник вывел собственную формулу победы, которая помогла ему ощутить себя «Суперфиналистом»!
Итоговое заседание Клуба молодого специалиста психологической службы «Путь к успеху» было проведено в форме выпускного бала. В мероприятии приняли участие педагоги-психологи образовательных организаций города. Интерактивная форма проведения мероприятия дала возможность каждому молодому специалисту не только окунуться в мир сказки, но и стать ее активным участником, так как в своей профессиональной деятельности педагогу-психологу приходится работать с тонкой душевной материей – чувствами людей, их внутренним миром и миром фантазий. Выпускники клуба молодого специалиста психологической службы «Путь к успеху» презентовали свое первое профессиональное достижение: проведение Дней психологии, развивающие занятия по арт-терапии, нестандартные формы работы с детьми по профилактике адаптационного кризиса.
Таким образом, совместные мероприятия, в которых молодой специалист является не только слушателем, но и активным участником помогают им обогатить свой практический опыт, формируют мотивацию к потребности в постоянном развитии и самосовершенствовании и просто создают базовое чувство эмоционального комфорта и уверенности в своей профессиональной реализации.
Список литературы:
1.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. - Донецк, 2015.
2.Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг. - Донецк, 2015.

3.Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.-СПб.:Питер,2009.
4.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развитие,1997
5.Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - Донецк, 2015.