Доклад воспитателя Активные формы работы с родителями


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 1 РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Доклад
«Активные формы работы с родителями»
к мастер-классу «Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
на районное методическое объединение по теме «Инновационные образовательные технологии в ДОУ»
Воспитатель 2 квалификационной категории:
Долженко Л.В.
2015 г.
«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Современному обществу нужна мобильная и креативная личность, умеющая действовать в нестандартных ситуациях, принимать решения и нести за них ответственность, отвечать за себя и окружающих, пытающаяся стать лидером, личность, способная освоить социальный мир, и его предметы, отношения, исторические формы, нормы человеческих взаимоотношений. Первые исполнители нового социального заказа государства – родители и детский сад, именно здесь начинается их партнёрство.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить дополнить их воспитательную деятельность. Однако, передавая ребенка в детский сад, родители сдают и свои обязанности воспитания, в дальнейшем жизнь детей, педагогов и родителей протекает параллельно. В раздевалке часто можно услышать один и тот же вопрос мамы или бабушки: «Что Ты сегодня кушал, ты все съел?» Но происходит это еще и потому, что вопросы педагогики, психологии, возрастные особенности развития детей им, скорее всего, просто неизвестны. Поэтому моя задача разъяснить, убедить в важности и необходимости совместной работы, заинтересовать, выстроить единые методы в воспитании, общении взрослых и детей. Помимо традиционных форм работы с родителями (собрания, беседы, консультации), я провожу «дни открытых дверей». В условиях «открытого» детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Родители, наблюдая жизнь группы «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей, и тогда, вместо претензий к педагогу, у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания. А это – первые ростки сотрудничества . А если проще –создание таких условий, где бы у всех участников воспитательного процесса (родители , педагоги, дети) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах. Общаясь с родителями, я не скрываю своих сомнений, прошу советов, помощи, всячески подчеркиваю уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем, мой педагогический такт не позволяет опуститься до панибратства и фамильярности. Своим примером вызываю родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами и трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги. Если возникают проблемы по воспитанию детей, мы выносим их обсуждение на родительские собрания, но за круглым столом и в неформальной обстановке, где можно доказательно разъяснить необходимость совместной деятельности, проигрывания проблемных ситуаций, где родители ищут правильное решение или способы выхода из нее.
Например, собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей». На этом собрании родители делились на три группы «Добрые родители», «Активные родители», «Строгие родители», где внутри группы каждый высказывался, почему он выбрал эту группу и приводил свои аргументы. Идеи разрешалось дополнять другим участники игры.
Моя цель была сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения. Помогала родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей. (Пример, возникла такая проблема…). В конце игры организовали выставку рисунков родителей «Познакомьтесь - это я!», где родители рисовали своего ребенка.
На следующем собрании, моя и родителей задача была помочь ребенку овладеть средствами самовыражения во взаимодействии с окружающим его миром . И началась совместная деятельность родителей и детей «Дорога для Колобка». (Пример – дети показали сказку «Колобок». У сказки грустный конец и мы решили его изменить. Работа закипела, и получился замечательный коллаж, где родители с детьми использовали приёмы лепки, рисования, аппликации.). В результате совместной деятельности родители научились развивать творческие способности своего ребенка, эмоционально обыгрывать различных сказочных персонажей, получили стимул пополнять словарный запас детей, работать над выразительностью речи.
Совместная деятельность с детьми и родителями происходит в разнообразных формах, я стараюсь обхватить все направления детского развития: оздоровительного, познавательного, социального, и эстетического.
Более подробно я остановлюсь на формах работы с семьей по развитию творческих, художественных способностей детей. Уже давно доказано: изобразительное творчество имеет неоценимое значение для формирования социальной компетенции у детей, так как оно напрямую связанно с духовно-нравственным развитием.
Сейчас я работаю в 1 младшей группе, где использую много интересных форм работы с родителями. А начала с проведения конкурса «Сенсорика», где включила родителей в совместную деятельность, это форма работы даёт возможность продемонстрировать творческие возможности семьи. Пособия по сенсорике показали, что родители обладают большими талантами: они умеют мастерить, вышивать, шить, вязать, рисовать и многое другое. (Выставка поделок)
Авторитет родителей в глазах детей и в моих глазах значительно вырос, а родители почувствовали гордость за свою семью, за то, что детский сад нуждается в них. Родители стали помощниками, советчиками, экспертами в вопросах, оформлении группы, стали активно помогать изготавливать декорации к сказке «Репка». С нашими родителями мы решили, что 2 года вполне подходящий возраст, чтобы дети стали маленькими актёрами. И постарались сделать так, чтобы сказка была всегда рядом с ними. Мама Полины М. - Оксана Николаевна, сшила замечательные, яркие костюмы цыплят. С её легкой руки появилась замечательная мама-Квочка. Папа Полины М. - Евгений Александрович - сделал грядку засаженную репкой (Фото). Семья Паши Б.- О. сделала декорации к сказке «Репка» (Фото). А появлением в сказке подсолнухов, мы благодарны семье Никиты Плотникова. Костюмы героев сказки, родители изготовили своими руками. (Фото). Наш красивый праздник закончился совместным чаепитием. (Фото). Естественно эти декорации я буду использовать и в дальнейшей работе.
Для того, чтобы моя работа стала более успешной, использую современные методики и новые инновационные технологии – это проектная деятельность.
На сегодняшний день, метод проектов очень распространён в школах, но и в дошкольном образовании данный метод становится популярным. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в современных условиях.
При подготовке к тому или иному мероприятию я разрабатываю проект, который реализую совместно с родителями своей группы. Например: перед Новым годом в нашем детском саду был объявлен конкурс на лучшее оформление приемной «Зимняя сказка». Мы с родителями долго думали и решили, что сделать такое оригинальное, чтобы наша группа действительно стала похожа на сказку. Мама Никиты П. - Анастасия Валентиновна, предложила и провела в группе мастер-класс по выты нанкам. И открылась мастерская «Деда Мороза» по оформлению групповой комнаты и приемной и по изготовлению поделок к новому году. (Фото )
И вот что у нас получилось!!!!!
По итогам конкурса коллектив 1 младшей группы «Сказка» был награжден почетной грамотой за 1 место в конкурсе «Лучшее новогоднее оформление приемной комнаты» и победу в номинации «Самое оригинальное и загадочное оформление приемной».
Следующий этап проекта - конкурс на лучшую новогоднюю поделку, где все родители приняли активное участие. (Фото)
Здесь родители показали свои фантазии и мастерство. Все поделки были достойны высших наград.
Третьим этапом новогоднего проекта был утренник. Праздник с Лисичкой и Снегурочкой. Дети вмести с Лисичкой и Снегурочкой играли в снежки, прятки, пели, танцевали. (Фото)
Праздник закончился совместным чаепитием родителей и детей.
Ну а детям самая сладкая награда — конфетный торт, сделанный мамой Полины М., Оксаной Николаевной. (Фото)
Сейчас готовим с родителями проект к 9 мая (Фото)
Мы планируем провести парад войск и военной техники, совместный салют и по традиции чаепитие.
Так же в нашей группе есть копилка оригинальных идей, куда родители могут положить свои идеи и предложения. Уже есть предложения на оформления летней оздоровительной компании.
Благодаря участию в конкурсах и выставках многие родители именно в детском саду могли реализовать свои давние желания и скрытые мечты.
Выставки (Фото) помогли раскрытию талантов всех: и детей и взрослых.
В старших группах использовала такую форму работы, как тематические недели. Примером может служить тематическая неделя «Минута семейной славы». Неделя началась с «Ярмарки талантов», когда из бесед с детьми, родителями выявлялись творческие семейные коллективы, что вызывало у детей интерес и желание проявить свои творческие способности. Некоторые родители сначала не видели в своей семье больших талантов, но с помощью педагогов и детей таланты находились, и с большим волнением каждая семья начала готовиться к финалу. Это было большое творческое дело, кульминацией которого стал конкурс «Минута семейной славы» (Фото).
Неделя туриста( фото) С родителями поставили задачу, познакомить детей с походными навыками и расширить знания об изобразительном искусстве, таком как, пленэр (рисование на открытом воздухе).Поход оставил у детей и мам очень много ярких впечатлений.
День футбола (фото). Нам очень повезло, что в нашей группе есть папа футболист из команды «Лесохимик», который научил ребятишек азам футбола. Мы поиграли в футбол и узнали, какие награды можно получить в этом виде спорта. И нам даже посчастливилось носить их целый день.
Проект «Дальневосточная природа» (фото). Где совместно с родителями дети знакомились и изучали природу Дальнего Востока. Родители подбирали литературу и вместе с детьми делали макеты, Которые дети представляли в группе. Не только дети узнали много нового.
В своей деятельности реализовала такие проекты как «Мы - юные экологи». Проект «Наши любимые питомцы». Проект «Мир вокруг нас», « Проект «Мой Пушкин А.С.», «Насекомые», «Цветы» (итог – бал цветов) и много-много других.
На сегодняшний день я могу сказать, что в нашей группе уже сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. И напоследок хотелось бы сказать об одном очень важном моменте в работе с родителями: каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей.