Статья на тему: Профессиональная подготовка в условиях требований рынка труда


Статья Москалевой Н.В.
Профессиональная подготовка в условиях требований
современного рынка труда.
В сложившейся экономической ситуации вопрос о профессиональной подготовке молодых специалистов становится более чем актуальным и злободневным.
С изменением глобальной политической и экономической ситуации стало очевидно, что единственный способ выживание страны - это усиление ВПК, сельскохозяйственный рывок и очередная масштабная индустриализация. Проблем на пути восстановления сельскохозяйственного и промышленного комплексов России бессчетное множество, однако, уже сейчас в конце 2016 года, очевидно, что положительные изменения в модернизации сельского хозяйства и ВПК идут заметными темпами. За 3-4 года Россия сократила затраты на закупки продуктов питания за рубежом почти в 2 раза. За 10 лет Россия увеличила экспорт продукции в 6 раз — с 3 млрд. долларов в 2005 году до 20 млрд. долларов по итогам 2015 года.  Достаточно бурное развитие аграрного сектора России не только обеспечивает продовольственную безопасность, приносит стране дополнительный доход за счет долларового экспорта, но также помогает в целом российской экономике справиться с кризисом. Быстро набирает обороты, восстанавливая былые достижения, и отечественное станкостроение. Сегодня станки российского производства совсем не уступают импортным аналогам, а некоторые даже превосходят их. Доля российских станков с числовым программным управлением (ЧПУ) на внутреннем рынке увеличится с 10 до 33%. Таким образом, в России запущены долгожданные структурные изменения в экономике, а вот с кадровым средним специальным и профессионально-техническим квалифицированным персоналом, который и должен непосредственно выступать авангардом индустриализации страны имеются существенные проблемы. Операторы станков с ЧПУ, а тем более наладчики и программисты данного оборудования, по сути, являются «вымирающим классом». Утеряны многие технологии, но хуже всего – по естественным причинам уходит кадровый состав, способный оказать положительное влияние на возрождение производства в станкостроении и тяжёлой промышленности.  Совершенно очевидно, что приоритетной задачей для дальнейшего экономического возрождения и развития России является подготовка технически грамотного квалифицированного кадрового состава, способного выполнить задачи, поставленные макроэкономическими и геополитическими реалиями. Подготовка и формирование конкурентоспособных молодых специалистов является важнейшей жизненной необходимостью, без которой динамичное развитие государства невозможно в принципе.  Современные требования к молодым специалистам существенно увеличиваются. Необходимо не только глубоко и качественно освоить профессиональный предмет, но и иметь соответствующее мастерство, творческую составляющую, информационную грамотность, а также мощную психологическую подготовку. Молодёжь должна получать такое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем, образно говоря, профессиональное образование должно стать конвертируемым. Мы живём в обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять новые и более жёсткие требования к профессиональной подготовке рабочих кадров. Также не следует упускать из виду, что научно-технический прогресс движется вперёд семимильными шагами, увеличивается многозадачность и сложность оборудования, совершенствуются технологии, электроника и программные комплексы. Всё это требует от будущих специалистов не только глубочайшего знания предметной области, но также творческого, критического и новаторского подхода.
Процессы глобализации привели к возникновению и развитию мирового рынка профессий, как традиционных, так и совершенно новых. Чтобы занять на нем достойное место, среднее профессиональное образование (СПО) помимо классических задач, должно обращаться к задаче подготовки специалистов, соответствующих запросам конечных потребителей рынка труда.  В России в настоящее время существует две параллельные системы качества, одна – в образовательных учреждениях, другая на предприятиях. В реальности оказалось, что наши производительные силы не соответствуют принятым в условиях рыночной экономики профессиональным стандартам и производственным отношениям. Взаимодействие и консолидация образовательных и профессиональных стандартов и их применение должны носить обязательный характер и соответствовать требованиями международных стандартов. Механизмом решения этой задачи может являться система дуального обучения студентов, при которой теоретическая часть подготовки проходит на базе среднего профессионального учебного заведения, а практическая — на рабочем месте на предприятии. При этом работодатели смогут принимать участие в составлении учебной программы и делать заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов.  В конечном итоге из системы дуального обучения извлекут пользу все: предприятия получат кадры, которые полностью соответствуют их производственным требованиям, а молодые специалисты благодаря полученной квалификации получат стабильную и более высокую оплату своего труда.
Возникшая на современном этапе динамичность общественного производства, требует постоянного изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. Это диктует необходимость не только резкого увеличения численности специалистов, но и качества их подготовки, изменения номенклатуры профессий, непрерывного роста квалификации и развития работников. Подготовка высококвалифицированных специалистов для различных областей общественного труда - основное условие ускоренного развития экономики на уровне современных требований. Роль образования как главного фактора развития общества день за днем возрастает, при этом образование людей, их квалификация, профессиональный опыт и определяют возможности развития любого общества.