Рабочая программа учителя — логопеда для подготовительной логопедической группы детей с ФФНР


Рабочая программа
учителя - логопеда для подготовительной
логопедической группы детей с ФФНР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной обще- образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Пояснительная записка.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) в дошкольных образовательных учреждениях.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ФФНР, принятых в дошкольное учреждение на один год.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
образовательная программа детского сада;
«Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (М.: просвещение,1986)
Методические рекомендации Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи (М.: Просвещение, 1985) программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием .
система коррекционного обучения детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и с нерезко выраженным общим недоразвитием речи С.П. Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать»
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы.
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также в целях предупреждения дисграфии и дислексии.
Основные задачи коррекционного обучения.
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников c ФФНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ФФНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Особенности психоречевого развития детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический – слух.
Когда недостатки произношения проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных оппозиционных звуков (по акустическим и артикуляционным признакам) и сопровождаются недоразвитием фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений), это означает, что речевой дефект распространяется на всю звуковую сторону речи. Встречающиеся при этом недостатки произношения есть лишь одно из проявлений такого состояния патологии речи, которое и принято обозначать как фонетико-фонематическое недоразвитие.
Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Фонетические нарушения речи выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или движении артикуляционного аппарата – зубов, челюсти, языка, неба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов.
Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.
Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Каждый язык, как показали лингвистические исследования (Н. Трубецкой, Р. Якобсон, М. Галле и др.), располагает своей фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают, как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.
Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
Состояние звукопроизношения детей с ФФНР характеризуется следующими особенностями:
1) замена сложных по артикуляции звуков более простыми, например: звук [ш] заменяется звуком [ф], звук [ж] заменяется звуком [в];
2) нестойкое употребление звуков в речи;
3) искаженное произношение одного или нескольких звуков;
4) не дифференцированное произнесение пар или групп звуков.
Помимо нарушения звукопроизношения у детей с ФФНР недоразвита фонематическая система языка, прежде всего фонематический слух, т.е. дети не различают фонемы в потоке речи. Если нарушение фонематического слуха касается большинства фонем, то страдает понимание речи (Мама солит огурцы в почке).
У данной группы детей своевременно не формируются простые и сложные формы фонематического анализа, не сформирован фонематический синтез, и нарушены фонематические представления.
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук и т.д.. Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.
Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Н. Х. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными.
Обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ФФНР.
Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Учитель-логопед:
фронтальные коррекционные занятия,
подгрупповые коррекционные занятия,
индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
 фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
 экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
 беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
музыкально-ритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игры-драматизации.
Специалист по ИЗО:
игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Специалист по ФИЗО:
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
контроль за произношением ребенка;
выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
профилактического;
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ФФНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться то, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка недоразвитие речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.(рис. 1).
Рисунок 1.
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе
для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Ребенок с ФФНР


Педагогический коллектив ДОУ
родители


логопед

Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, методистом, заведующей и другими специалистами.
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности (табл. 1).
Таблица 1.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ФФНР.
Этапы Основное содержание Результат
Организационный Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.
Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.
Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.
Основной Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах.
Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение(при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Заключительный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных(коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи. Решение о прекращении логопедической работы с ребенком(группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.
Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ФФНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены (табл. 2).
Таблица 2.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
Система составления сетки фронтальных занятий (табл.3) подготовительной группе для детей с ФФНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:
на значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта;
установки «Образовательной программы детского сада» и «Программы воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, А.Е. Васильевой.
сведения из проекта программы для детей с ФФНР (Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина);
на систему коррекционного обучения детей ФФНР и с нерезко выраженным общим недоразвитием речи под редакцией С.П.Цукановой, Л.Л. Бетц.
психологические и возрастные возможности детей данных категорий.
Срок освоения программы – 9 месяцев.
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ФФНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.
Таблица 3.
Организованная образовательная деятельность
День недели 1 2 3
понедельник Коррекция речи и обучение грамоте Художественное творчество (рисование) Музыка
вторник Познание (ФЭМП) Коммуникация(развитие речи) Познание (сенсорное развитие/конструктивная)
среда Коррекция речи и обучение грамоте Художественное творчество (лепка/аппликация) Музыка
четверг Познание (ФЭМП) Физическая культура Коммуникация (ознакомление с художественной литературой
пятница Коррекция речи и обучение грамоте Познание - окружающий мир (социальное/ознакомление с природой) Физическая культура
. Перспективное планирование работы логопеда и воспитателя в подготовительной группе

I период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Коррекционно-логопедическая работа

Общие речевые навыки
1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата
2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.
4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Звукопроизношение
1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [H]-[H’], [B]-[B’], [П]-[П’], [T]-[T’].
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).
Слоговая структура слова
1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).
Языковой анализ и синтез
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы],[Э].
3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).
4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).
5. Подбор слов на заданные звуки.
6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T], [B]-[B’],
7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
8. Знакомство с понятиями : «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».
9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).
10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)
11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н,В.
12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Грамматический строй речи

1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.
2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.
3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.
7. Согласование числительных два и пять с существительными.
Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:
1. «Осень», « Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Овощи».
«Фрукты», «Сад – огород»,
«Человек», «Одежда», « Обувь», « Головные уборы», «Игрушки», «Продукты питания», «Посуда» .
Связная речь
1. Составление простых распространённых предложений.
2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучение составлению описательных рассказов.
4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Мелкая моторика
1. Работа по развитию пальчиковой моторики.
2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
5. Печатание пройденных букв в тетрадях.
II период обучения
(декабрь, январь, февраль, март)
Коррекционно-логопедическая работа

Общие речевые навыки
1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Слоговая структура слова
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).
Языковой анализ и синтез
1. Знакомство со звуками:[К]-[Кь],[ С]-[Сь], [Х]-[Хь],[ З]-[Зь],[ Б]-[Бь], [Д]-[Дь], [Г]-[Г’],[ Ш], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], и буквами К, С, Х, З, Б, Д, Г, Ш, Я,Ж,Л,Е, Ё, Р.
2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).
3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).
4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.
5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».
6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
а) раздельное написание слова в предложении;
б) точка в конце предложения;
в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.
8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.
9. Обучить послоговому чтению слов.
Грамматический строй речи
1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3. Согласование существительных с числительными.
4. Образование названий детёнышей животных.
5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).
6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам:
«Домашние животные», « Домашние птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».
2. «Зима. Зимние забавы», , « Дикие животные», « Зоопарк»,
«Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап», «весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам»
Связная речь
1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.
3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.
Мелкая моторика
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).
4. Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.
5. Составление букв из элементов.
6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
III период обучения
(апрель, май)
Коррекционно-логопедическая работа

Общие речевые навыки
1. Продолжить работу над речевым дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Слоговая структура слова
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных.
2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).
Языковой анализ и синтез
1. Знакомство со звуками: [Й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф],[Ф]. Знакомство с буквами: Й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю.
2. Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.
3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.
а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);
б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю.
6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.
Грамматический строй речи
1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).
4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.
5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).
Лексика
«Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. Деревья», «Животные и насекомые весной».
«Наша Родина. День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», «Весенние с/х работы», «Лето. Цветы».
Связная речь
1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
5. Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.
Мелкая моторика
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).
4. Составление букв из элементов.5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
Календарный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Месяц,
№ недели Тема занятия Дикция, интонационная выразительность речи. Формирование фонематического восприятия Обучение грамоте. Лексико-грамматический строй речи. Связная речь.
Сентябрь
1-2 неделя Обследование речи детей 3 неделя
Понятие о речи
Составление описательного рассказа о фруктах и овощах по схеме и опорным словам
Понятие о предложении и о слове
Повествовательная интонация предложений
Составление схемы предложений.
( без предлога) Составление простых предложений по картине и опорным словам
Слова, называющие предметы Вопросительная интонация предложений Одушевленные и неодушевленные имена существительные 4 неделя
Слова, называющие действия
Составление предложений по схеме
Пересказ рассказа «Белочка»
Слова, называющие признаки
Составление простого распространенного предложения. Согласование прилагательных с существительными.
Понятие о звуке. Звук У. понятие о гласном звуке. Протяжное и отрывистое произнесение звука У. Выделение звука У из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции Дательный падеж существительных муж. рода ед. ч.Винительный падеж существительных жен. рода с окончанием –у. Глаголы с приставкой у-.
Октябрь
1 неделя Буквы У,у.
Восклицательная интонация
Чтение и письмо букв У,у. Составление и чтение схемы предложения с предлогом у. .Раздельное написание предлога и слова Предлог у.
Составление описательного рассказа о ягодах по плану и опорным словам
Звук А Произнесение звука А с постепенным усилением и ослаблением голоса Выделение звука А из ряда гласных, слогов, из состава слова (начало, середина, конец) в ударной позиции. Винительный падеж одуш. сущ-х муж. рода ед. числа с окончанием –а. Множ. число имен сущ-х с окончанием –а. Глаголы прошедшего времени жен. рода. Буквы А, а Повествовательная, восклицательная и вопросительная интонация при произнесении звука а Чтение схем сложных предложений с союзом а. Чтение и письмо букв А,а. Составление сложных предложений с союзом а 2 неделя
Звуки и буквы А,У.
Восклицательная интонация
Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы.
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов ау, уа.
Составление загадок о грибах.
Звук О
Интонационное произнесение звука О
Выделение звука О из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового ряда аоу. Несклоняемое существительное пальто
Буквы О,о.
Произнесение звука О с изменением высоты голоса. Повествовательная и восклицательная интонация при чтении.
Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа аоу. Чтение и составление схемы предложения с предлогом о Предлог О
3 неделя Звук И
Произнесение звука И с постепенным усилением и ослаблением голоса. Выделение звука И из состава слова, анализ звукового ряда типа аоуи. Родственные слова. Притяжательные прилагательные с окончанием –и. многозначность слова кисти.
Составление описательного рассказа «Осень» по плану, опорным словам и картинкам.
Буквы И,и.
Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация.
Соотнесение слова и схемы.
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа ауои. Составление предложений с однородными членами с союзом и
Звук Э Произнесение звука Э с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. Выделение звука Э из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Образование сложных слов. 4 неделя Буквы Э,э. Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа аэуо. Составление описательного рассказа о себе или о друге.
Звук ы Произнесение звука ы с постепенным усилением и ослаблением голоса. Выделение звука ы из состава слова. Анализ звукового ряда типа оыуа. Множ. число сущ-х с окончанием –ы. Согласование прилагательных с сущ-ми. Согласование числительных с сущ-ми Буква ы Произнесение звука ы с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе Обозначение буквой звука ы в схеме слова Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа аоуы Ноябрь
1 неделя Звуки и буквы ы-и Дифференциация звуков ы-и Дифференциация звуков ы-и. Подбор слов к схеме. Составление описательного рассказа « Моя любимая игрушка»
Гласные звуки и буквы Беззвучное артикулирование гласных звуков Выделение гласных из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова. Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Ритмический рисунок слов. Слоговой анализ 2-х и 3-х сложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове. Составление и чтение слоговых схем 2 неделя Понятие об ударении Произнесение слов с ударением. Произнесение ряда слогов с переносом ударения. Выделение ударного гласного звука в слове, соотнесение слова и слоговой схемы. Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения Составление описательного рассказа о посуде по плану.
Звуки М, Мь. Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый Выделение звуков М, Мь из состава слова. Диф-я М-Мь. Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов ам,ма. Составление предложений по заданной теме. Буквы М, м Интонация повествовательная, восклицательная, растерянности при произнесении слова мама Слоги типа ам, ма. Слово мама. Большая буква в начале предложения. Чтение. 3 неделя Звуки В,Вь. Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы-ви. Выделение звуков В,Вь из состава слова. Анализ слогов типа ва, ву. Образование сложных слов. Образование глаголов с приставками в-, вы-. Пересказ рассказа « Как я готовил борщ».
Буквы В,в.
Слоги типа ва. Большая буква в именах людей.
Предлог в.
Буквы В,в. Чтение и составление схемы предложения с предлогом в. Составление предложений по схеме. Объединение предложений в рассказ. 4 неделя. Звуки Н,Нь.
Постепенное понижение и повышение высоты голоса при произношении слогов. Выделение звуков Н,Нь из состава слова.
Слова антонимы. Составление описательного рассказа об одежде по плану.
Звуки Н,Нь.
Буквы Н.н Звуковой анализ слогов типа ан, на. Слоги типа ан, на. Чтение и составление предложений с предлогом на. Предлог на. 5 неделя Звуки П,Пь.Понятие глухой согласный звук.
Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы. Произнесение слогов с изменением высоты голоса.
Выделение звуков П,Пь из состава слова.
Несклоняемое существительное пианино Составление описательного рассказа об обуви по плану.
Звуки П,Пь. Произнесение ряда слогов с постепенным увеличением силы голоса пах-пых-пух. Звуковой анализ слогов типа ап, па. Буквы П,п. Слоги типа ап,па. Слово папа. Чтение и составление схем предложения с предлогом по. Предлог по. Родственные слова к слову путь. Декабрь
1 неделя Звуки Т,Ть.
Звуки Т,Ть Выделение звуков Т,Ть из состава слова.
Дифференциация звуков т-ть. Звуко-слоговый анализ слов Том, Тим. Соотнесение слова и схемы. Согласование числительных и существительных. Глаголы наст. времени ед. и множ. числа.
Образование глаголов с приставкой от-. Составление описательного рассказа о головных уборах по плану.
Буквы Т,т Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа Том. «Превращение» слов: Том-Тим-там; тут-тот-вот. 2 неделя Звуки К.Кь
Восклицательная интонация в стихотворении Выделение звуков к,Кь из состава слова.
Предлог к. Схема предложения с предлогом к.
Составление описательного рассказа «Зима» по опорным картинкам и словам.

Звуки К,Кь
Буквы К,к. Звуко-слоговый анализ слова кап. Звуковой анализ слов типа мак Образование сущ-х с суффиксами –ок,
- ек,- ик. Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ка и дополнение их до целого слова. Чтение. Письмо слогов типа ак, ка; слов типа кит 3 неделя Звуки С,Сь
Работа над дикцией: словно в сказке, как во сне, падает на землю снег. Выделение звуков с, сь из состава слова. Дифференциация звуков с-сь.
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Родственные слова (снег).
Составление и пересказ рассказа «Воробушек» по серии сюжетных картинок.
Звуки С,Сь. Звуко-слоговый анализ слов типа сани, Сима, сваи. Деформированные предложения. Образование сложных слов. Буквы С.с Составление из букв разрезной азбуки слогов типа са, слов типа сук. Преобразование слов сук-сок-сом. Чтение. Письмо слогов типа са. Предлоги с,со. 4 неделя Звуки Х,Хь
Звуки Х,Хь. Интонация перечисления: Художник Хрюша нарисовал петуха, хомяка, муху. Выделение звуков х,Хь из состава слова. Дифференциация звуков х-хь.
Анализ слогов ха, хи. Звуко-слоговый анализ слов типа мох, уха. Предложный падеж имен сущ-х в форме множ. числа. Составление рассказа «Празднование Нового года»
Буквы Х,х Восклицательная и повествовательная интонация при чтении текста. Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ох, ха и дополнение их до целого слова. Письмо слогов типа ха; слов типа ухо, муха. Чтение. Звуки К.Кь-Х,Хь. Буквы К,Х. Дифференциация звуков К,КЬ-Х,Хь. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами по схеме. Родительный падеж сущ-х ед. числа с предлогом без. Январь
2 неделя Звуки З,Зь. Работа над дикцией: Зоиного зайку зовут Зазнайка. Выделение звуков з-зь из состава слова. Дифференциация звуков з-зь. Соотнесение слова и схемы. Звуко-слоговый анализ слова коза. Родственные слова (коза). Составление и пересказ рассказа «Нелепица» по картинке.
Буквы З,з Составление из букв разрезной азбуки слогов типа за, зво и дополнение их до целого слова. письмо слов типа коза, звон. Правописание безударных гласных (коза). Чтение. Предлоги за, из-за. Звуки С.Сь-З.Зь.
Буквы С-З. Заучивание стихотворения И.Кузьмина. Дифференциация звуков С,Сь-З.Зь. Дифференциация букв С-З.слова с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение. 3 неделя Звуки Б,Бь. Работа над дикцией: Белые бараны били в барабаны. Выделение звуков Б,Бь из состава слова. дифференциация звуков Б-Бь. Звуко-слоговый анализ слов бусы, бант. Образование относительных прилагательных. Предлог без. Согласование прилагательного белый с сущ-ми. Глагол бежать с разными приставками. Составление описательного рассказа о домашних животных по плану.
Буквы Б,б. Повествовательная, восклицательная интонация при чтении текста. Составление из букв разрезной азбуки слов бусы, бант, кабина. Письмо слов типа бобик, кубики, изба. Чтение. Звуки П,Пь-Б,Бь. Дифференциация звуков П,Пь-Б,Бь. Дифференциация букв П-Б слова с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Работа над деформированными предложениями. 4 неделя Звуки Д,Дь Работа над дикцией: дед Данила делил дыню, дольку – Диме, дольку – Дине. Выделение звуков Д,Дь из состава слова. дифференциация звуков Д-Дь. Звуко-слоговый анализ слов дубок, диван. Образование сложных слов. Продолжение и пересказ рассказа «Цыпленок» по серии сюжетных картинок.
Буквы Д,д. Составление из букв разрезной азбуки слов типа дом, дубок, посуда. Письмо слогов типа да, слов дом, дымок. Правописание безударных гласных (дома). Чтение. звукиТ,Ть-Д,Дь Дифференциация звуков Т,Ть-Д,Дь. Дифференциация букв Т-Д правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение. Февраль
1 неделя. Звуки Г,Гь Выделение звуков Г,Гь из состава слова. Дифференциация звуков Г,Гь. Звуко-слоговый анализ слов гуси, Ганс. Слова –антонимы. Спряжение глагола мочь. Пересказ рассказа «Грач».
Буквы Г,г. Интонация перечисления при чтении текста Составление из букв разрезной азбуки слов: книга, бумага, магазин. Письмо слогов типа га; слов гном, гамак, нога, бумага. Чтение. Родственные слова (гусь). Звуки К,Кь-Г,Гь. Дифференциация звуков К,Кь-Г.Гь. Дифференциация букв К-Г. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение. 2 неделя Звук Ш.
Работа над дикцией: Даша под душем моет шею и уши.
Выделение звука Ш из состава слова. звук Ш – твердый.
Образование относительных прилагательных.
Составление рассказа по 2-м случайным предметным картинкам. Игра «Логический поезд».
Звук Ш. Вопросительная, повествовательная и восклицательная интонация. Звуко – слоговый анализ слов шуба, мышка. Камыш. Образование падежных форм сущ-х и прилаг-х множ. числа (шаловливые мышата) Родственные слова (мышь). Буквы Ш,ш. Интонация перечисления при прочтении текста. Составление из букв разрезной азбуки слова шуба. Преобразование слов: кошка – мошка – мушка – пушка – пышка – мышка. Чтение. Правописание предложения Это наша Машка. 3 неделя. Звуки С-Ш. Буквы С-Ш. Работа над дикцией: Саша шапкой шишку сшиб. Дифференциация звуков С-Ш. Дифференциация букв С-Ш. чтение. Согласование числительных и существительных. Составление и пересказ рассказа о папе по плану.
Буква Я в начале слога. Буква Я гласная. Слог Я, слово Я. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разр. азбуки слов Яша, Яна. Письмо слов Яша, Яна. Предложение Яна видит Яшу. Родственные слова (яблоко). Притяжательные прилагательные. Многозначность слова язык. Буква Я после согласных. Буквы А-Я. Обозначение мягкости согласных буквой Я.дифференциация А-Я. Составление из букв разрезной азбуки слов Катя, Вася и предложения: У кошки котята. Чтение. Притяжательные прилагательные. 4 неделя. Звук Ж.. Работа над дикцией и интонацией: Жутко жуку жить на суку. Выделение звука Ж из состава слова.
Звук Ж – твердый. Звуко-слоговый анализ слова пижама. Существительные уменьшительно-ласкательного значения с суффиксом –ок-. Составление рассказа по
2-м случайным предметным картинкам.
Буквы Ж,ж. Составление из букв разрезной азбуки слов жук, сижу, вижу; предложения: Жук видит жабу.
Чтение. Предлог между. Март
1 неделя.
Звуки Ш-Ж.
Буквы Ш-Ж
Дифференциация звуков Ш-Ж. Дифференциация букв Ш-Ж.. Слова с пропущенными буквами. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. правописание слогов ши-жи. Письмо слогов ши-жи. Чтение. Составление и пересказ рассказа о маме.
Звуки Ж-З.
Буквы Ж-З. Работа над дикцией: Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. Дифференциация звуков З-Ж. Дифференциация З-Ж.. Слова с пропущенными буквами. Чтение. Предложный падеж имен существительных ед. числа. Звук Л. Работа над дикцией.
Клава лук клала на полку, позвала к себе Николку. Выделение звука л из состава слова. Звуко-слоговый анализ слов лампа, клумба, волна. Согласование числительных с существительными. 2 неделя. Звук Ль
.
Работа над дикцией: Коля колья колет. Поля поле полет. Выделение звука ль из состава слова. Звуко-слоговый анализ слов лиса, пальма. Образование глаголов с разными приставками. Составление описательного рассказа «Весна идет» по серии сюжетных картинок.
Звуки Л-Ль. Дифференциация согласных по твердости и мягкости. Дифференциация звуков Л-Ль. Превращение слов
( замена звука л на ль). Звуковой анализ слова липа. Образование падежных форм сущ-х и прилаг-х в форме множ. числа (зеленые луга). Буквы Л,л. Составление из букв разрезной азбуки слов лак, лук, волны, лодки; предложений Лодки плывут. Волны шумят. Письмо слогов типа ал, ла; слов зал, ходули, клоун; предложения Клоун много шутил. Чтение. Три формы времени глагола класть. 3 неделя Буквы Е,е в начале слога. Буква Е – гласная. Чтение. Согласование прилаг-х с сущ-ми. Сравнительная степень прилагательных. Пересказ рассказа «Испорченная столешница» по серии сюжетных картинок.
Буква Е после согласных. Обозначение мягкости согласных буквой Е. Письмо слов лес, небо, снег; предложения Дети идут в лес. Составление предложения по опорным словам. Сложные слова. употребление глаголов надел, одел. Буквы Ё,ё в начале слога Буква Ё- гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов ёжик, даёт; предложения Ёжик даёт нам яблоко. Письмо Ёжик бежит под ёлку. Родственные слова к слову ёж. 4 неделя. Буква Ё после слгласных. Буквы О-Ё. Дифференциация согласных по твердости – мягкости. Обозначение мягкости согласных буквой Ё. дифференциация О-Ё. составление из букв разрезной азбуки предложения Тёма везёт Тому. Чтение. Составление и пересказ рассказа «Путешествие» по картинке-плану.
Звуки Р-Рь. Работа над дикцией и интонацией при произнесении чистоговорок. Выделение звуков Р,Рь из состава слова. дифференциация звуков Р,Рь. Звуковой анализ слов: Марс, Уран. Звуко-слоговый анализ слова Сатурн. Образование падежных форм прилагательных и существительных множ. числа
( красивые метеориты) Буквы Р,р. Составление из букв разрезной азбуки предложения Ракета на старте. Письмо слов типа Рекс, Шарик; предложения Мухтар берет след. Чтение. Предлог перед. Согласование числительных и сущ-х. родственные слова (друг). Апрель
1 неделя Звуки Р,Рь-Л,Ль.
Буквы Р-Л. Работа над дикцией и интонацией: У реки росла рябина, а река текла, рябила. Дифференциация звуков р,Рь-Л,Ль. Дифференциация Р-Л. Письмо предложений Река текла. Рябина росла. Чтение. Звуки Ф,Фь. Интонационная выразительность речи 9стихотворение В. Берестова. Выделение звуков Ф,Фь из состава слова. дифференциация звуков Ф,Фь. Звуко-слоговый анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин. Образование сложных слов. Буквы Ф,Фь. Составление из букв разрезной азбуки слов: фея, фиалка, фазаны, филин, фрукты. Письмо предложения Федя идет на футбол. Чтение. Деформированные предложения. Согласование прилагательных с сущ-ми. 2 неделя Звуки В,Вь-Ф,Фь.
Буквы В-Ф. Дифференциация звуков В,Вь-Ф,Фь. «Превращения» слов. Дифференциация букв В-Ф. Слова с пропущенной буквой. Проверка написания парных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение. Составление и пересказ рассказа «Будка для щенка» по серии сюжетных картинок.
Буквы Ю,ю. Дифференциация согласных по твердости и мягкости. Буква Ю - гласная. Составление слов юла, Юля, Юра, Юпик и предложения Мы – юные таланты. Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Дифференциация У-Ю. Чтение. Звук Ц. Работа над дикцией: курица волнуется, не пугайте курицу. Родит. падеж сущ-х в форме множ. числа.
Образование сущ-х с помощью суффикса –иц. 3 неделя Буквы Ц,ц Составление из букв разрезной азбуки слов цыпленок, курица и предложения с этими словами. «рассыпанные» слова. Чтение. Составление описательного рассказа о животных жарких и холодных стран по плану.
Звуки С-Ц.
Буквы С-Ц. Работа над голосом: Лети, лети лепесток,
Через запад на восток…
Лишь коснешься ты земли,
Быть по моему вели. Дифференциация звуков С-Ц. Дифференциация букв С-Ц. слова с пропущенными буквами. Чтение. Звук и буква Й. Работа над дикцией: Март с водой, апрель с травой, май с грозой. Звук Й – мягкий. Выделение звука Й из состава слова. звуко-слоговый анализ слова зайка. Составление слов мойся, муравей, лишний, Незнайка. Чтение. 4 неделя Звуки Ль-Й. Дифференциация звуков Ль-Й. Составление из букв разрезной азбуки предложения Это мой любимый Юпик. Чтение. Деформированные предложения. Продолжение и пересказ рассказа «Рыболов» по серии сюжетных картинок.
Звук Ч. Выделение звука Ч из состава слова. звук Ч – всегда мягкий. Звуко - слоговый анализ слов чай, очки, чашка, чайник. Сложноподчиненное предложение с союзом потому что. Буквы Ч,ч. Составление из букв разрезной азбуки слов вечер, чистый, кричит и предложения Черти в печи пекли калачи. Правописание ча, чу. Письмо слогов, слов, предложения Мы пили горячий чай. Чтение. Разноспрягаемый глагол хотеть. Май
1 неделя. Звуки Ч-Ть
Буквы Ч-Т. Работа над дикцией:
Печка печет,
Речка течет. Дифференциация звуков Ч-Ть. Дифференциация букв Ч-Т. «Потерялись» слоги ЧА и ТЯ. Чтение. Составление предложения по опорным словам. Составление описательного рассказа по плану о цветах.
Звуки Ч-Сь.
Буквы Ч-С. Работа над дикцией:
Синичка, синичка –
Воробью сестричка.
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Я на волю хочу. Дифференциация звуков Ч-Сь. Дифференциация букв Ч-С. Буква «потерялась». Чтение. Звук Щ. Работа над дикцией:
Два щенка щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке. Звук Щ – мягкий. Выделение звука Щ из состава слова. звуко-слоговый анализ слов пильщик, сварщик. Образование сущ-х с помощью суффиксов –щик-,
-ищ-. 2 неделя. Буквы Щ,щ. Составление из букв разрезной азбуки слов: пещера, защита, ищу, пища. Правописание щу,ща.письмо слогов, слов, предложения Лещи у щуки ели щи. Чтение. Пересказ сказки «Муха-цокотуха».
Звуки Щ-Ч.
Буквы Щ-Ч. Работа над дикцией: лечу, скачу, ищу, верчу.
Щелк, щелк – разобью мышиный полк. Дифференциация звуков Щ-Ч. Дифференциация букв Щ-Ч. Слоги «потерялись». Чтение. Звуки Щ-Сь.
Буквы Щ-С. Работа над дикцией: Щуриться от сильного освещения. Дифференциация звуков Щ-Сь Дифференциация букв Щ-С. Математическая грамота. Чтение. Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. 3 неделя Буква Ь. Дифференциация твердых и мягких согласных на конце и в середине слова. Преобразование слов типа пень – пеньки. Составление из букв разрезной азбуки слов дверь, Игорь, деньки, огоньки. Слова с пропущенными буквами. Чтение. Составление предложений по опорным словам и картинкам и объединение их в рассказ.
Разделитель-ный Ь. Произнесение слоговых пар типа тя-тья. Математическая грамота. Чтение. Притяжательные прилагательные. Разделитель-ный Ъ. Произнесение слоговых пар типа се-съе. Чтение. Приставочные глаголы. 4 неделя. Итоговое занятие. Составление рассказа «Лето» по сюжетной картинке.
Литература.
«Программа коррекционного обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева,
Т.В. Туманова (М.: Просвещение, 1999)
«Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А. Каше (М.: Просвещение, 1985)
«Учим ребенка говорить и читать» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.
«Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» В.В. Коноваленко (М.: Гном-пресс»1998.
«Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» О.А. Степанова (М.:ТЦ Сфера 2004).
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой,А.Е.Васильевой.2010.