Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию мелкой


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию мелкой моторики руки во внеурочное время.
Выполнила воспитатель ГПД
Беккер Ксения Владимировна
2016
Актуальность проблемы
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали … разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – дело в том, что при использовании клавиатуры, а не обычной ручки-карандаша при письме, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание. 
Анализ недостатков в процессе профессиональной деятельности
В условиях профессиональной деятельности выявляется, что у многих детей на первой ступени обучения, возникают трудности, именно по причине слабо развитых моторных функций.
Анализ недостатков в результатах педагогической деятельности, выявил недостатки в обучающем процессе:
1. многие дошкольники не подготовлены к обучению в школе по причине слабой моторики пальцев и кистей рук;
2. учащиеся недостаточно хорошо владеют навыками работы с инструментами;
3. недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания приводит к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности;
4. необходимость в правильной и своевременной диагностике причин в каждом индивидуальном случае.
Для выявления актуальности проблемы проконсультировалась со школьным психологом. Психологом было проведено мониторинговое исследование развития мелкой моторики руки первоклассников.
Результаты представлены в таблице
Учебный год Общее число первоклассников Уровни развития мелкой моторики
рук
Высокий Средний Низкий
2012-2013 73 19% 68% 13%
2013-2014 76 25% 61% 14%
2014-2015 80 25% 59% 16%
Анализируя данные можно сделать следующие выводы:
- процентное соотношение детей со средним уровнем развития мелкой моторики колеблется в пределах от 54 до 68%;
- увеличивается низкий уровень, высокий уровень развития мелкой моторики уменьшается, в среднем 1/5 часть детей, поступающих в первый класс - уже нуждаются в помощи.
Возможные причины недостаточного развития моторики:
1. Ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития.
2. Недостаток домашнего воспитания, родители не уделяли должного внимания развитию моторики руки.
Возникают противоречия
1. Противоречия возникают между требованиями новых стандартов и недостаточным уровнем развития и подготовки учащихся;
2. Противоречия между требованиями Программы «Технология», и медленным освоению детьми со слабо развитой моторикой компетенций, необходимых им для успешной реализации своих возможностей;
3. Противоречия между содержанием программных требований и недостаточность одного урока труда в неделю для их реализации.
Данные выводы подтверждают наличие остроты проблемы в формировании у первоклассников умений мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка, школьная программа рассчитана на подготовленных детей. На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему слабо развитой моторики у детей младшего школьного возраста, как одной из причин неуспеваемости при обучении
Цельодного из направлений моей работы в ГПД – способствовать развитию мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня.
Задачи:
1)Внедрить в программу наиболее адекватных методов и приёмов обучения каждого учащегося, дифференцированной организации,
2)способствовать освоению детьми компетенций, необходимых им для успешной реализации своих возможностей в дальнейшем обучении и в жизни в целом,
3) Разработать программы совместно с психологом для специальных, индивидуальных и групповых занятий с детьми,
4)создать благоприятную атмосферу для учащихся, по средствам самообразования, повышения профессионального мастерства.
Задачи обучающимся:
1.Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов;
2. Усвоить элементарные правила и овладеть технологическими приемами ручной обработки доступных материалов;
3.Уметь комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
4. проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
5.планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.
Ожидаемые результаты
Передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания делают процесс обучения комфортным и результативным для учителя и ученика процесс обучения:
1.объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс для решения проблем;
2.дифференцированность организации деятельности,
3. полноценное соединение знаний и практических умений и навыков;
4. сформированые у школьников умения и стойкого навыка самостоятельно учиться и принимать решения;
5. обеспечение эффективности социализации учащихся; коммуникативность и коммуникабельность;
6. снижение числа учащихся начальной школы со слабой моторикой, и как следствие - повышение качества обученности детей.
7. создание единой системы деятельности педагога, логопеда и психолога.
8. совершенствование педагогической деятельность с целью повышения качества работы по формированию мелкой моторики у детей.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания. Современная школа, обеспечивает доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширяет активность социализации личности.
В расписании ГПД, два раза в неделю, стоит кружок «Очумелые ручки», на котором дети осваивают различные технологические приемы в нетрадиционных формах. В работе с детьми я использую дифференцированный, индивидуальный подходы. Каждый месяц посвящен работе с каким-либо подручным материалом, выполняя в разных техниках поделки. Детям предлагается в начале месяца материал для работы, несколько вариантов возможных поделок (от простого к сложному). Ребята стараются самостоятельно оценить свои возможности и выбрать технику выполнения и тему работы. В дальнейшем ребята выполняют работы под моим руководством. В конце каждой недели организуем выставку своих работ, которые приурочены к какому-нибудь празднику, времени года или событию в жизни школы.
Система занятий курса «Очумелые ручки»
Сентябрь Работа с природным материалом
«Лесные обитатели»
«Осенний букет»
«Золотая осень»
Октябрь Изготовление поделок из салфеток, двусторонней бумаги
«Пионы в вазе» (коллективная работа)
«Роза в горшочке»
«Гиацинт»
«Крокусы»
Ноябрь Изготовление поделок из ватных палочек и дисков
«Лилии»
«Букет роз»
«Снегирь», «Синичка»
Декабрь Изготовление поделок из ваты, гофрированной бумаги, цветной бумаги
«Зимний пейзаж»
«Еловая ветка»
«Снежинки»
Январь Изготовление поделок из фетра, ниток (изонить)
«Сердце из фетра»
«Узоры в технике изонить»
«Валентинка в технике изонить»
Февраль Изготовление поделок из шерстяных ниток, двусторонней бумаги.
Открытка «Рубашка»
Открытка к 23 февраля (в технике квиллинг)
«Снегирь на ветке»
«Валентинка» (в технике квиллинг)
Март Изготовление поделок из гофрированной бумаги, ватных дисков, бумаги
«Открытка маме»
«Розы для мамочки»
«Подснежники»
Апрель Изготовление поделок из журналов и газет
«Панно с цветами»
«Рамка для фотографии»
«Корзинка»
Май Изготовление поделок из пластмассовой посуды
«Открытка к 9 мая»(квиллинг)
«Веер»
Творческая итоговая работа

Заключение
Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей и школой. К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкиваются только перед школой. Дефекты речи ребёнка заметить проще, но многие не знают, что проблема эта связана со слаборазвитой моторикой мелких мышц руки. Возникает необходимость в специальных, коррекционных индивидуальных и групповых занятиях.
Благодаря рассмотренным формам и механизмам работы произойдёт единение детей, родителей и учителей, возникнет радость от совместного труда. Очень важно, чтобы дети по окончании школы не просто освоили некий набор теоретических знаний, а умели им пользоваться в жизни. Главное, чтобы ребята за время обучения в школе научились учиться дальше, потому что человеку, который хочет быть успешным, необходимо постоянно учиться и развивать творческое мышление. Творческое мышление – это мышление, связанное с преобразованием и применение знаний, внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.