Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности дошкольников».


Консультация для педагогов
«Нетрадиционные техники
в изобразительной деятельности дошкольников»
В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа.
К традиционным техникам изобразительной деятельности дошкольников принято относить такие виды художественно-творческой деятельности, как рисование (при помощи графических или простых карандашей, цветных восковых мелков, а также кисти и акварельных красок), лепка (пластилин или глина), вырезание фигурок из бумаги и наклеивание их (аппликация), создание различных конструкций и природных материалов (шишки, листья, веточки, камни и др.) Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят стереотипности.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.Сегодня педагоги и психологи часто выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Необходимость использования нетрадиционных техник в организации детей дошкольного возраста художественно-продуктивной деятельности не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных нетрадиционных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания продуктов деятельности, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия новых возможностей воспитанника.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
С целью развития творческого воображения у детей в детском саду постоянно разрабатываются варианты занятий с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Таким образом, в настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного дошкольного образования, но не все они на достаточном уровне научно обоснованы. Рассматриваемые в данной работе техники изучены и апробированы в работе с детьми. Это такие техники как:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой,
- оттиск поролоном,
- оттиск пенопластом,
- оттиск печатками из ластика,
- оттиск смятой бумагой,
- восковые мелки + акварель,
- свеча + акварель,
- печать по трафарету,
- монотипия предметная,
- кляксография,
- набрызг,
- отпечатки листьев,
- акварельные мелки,
- монотипия пейзажная,
- рисование нитками и многие другие.
        Выбор этих техник не случаен:
- во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;
- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста;
- в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.
Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник.
Разнообразные условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, позволяет интенсивнее развивать детское художественное творчество. Результат всегда успешен и благодаря этому усиливается интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения
Используется также разнообразный цвет, и фактура бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), используются листы бумаги разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно воспитанник начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Чтобы пробудить фантазию воспитанника, изобразительную деятельность следует проводить в форме увлекательной игры, где детям предоставляется как можно больше самостоятельности.
Наряду с привычными и традиционными формами изобразительной деятельности в ДОУ, которые не всегда способны вызвать у воспитанников должный интерес и способствовать развитию их творческих способностей, существует целый ряд нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Они дают возможность поддерживать интерес воспитанников к изобразительной деятельности за счет неповторяющихся заданий, применения разнообразных материалов, создание новой творческой ситуации.