Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Юные исследователи природы»


Название учебного объединения - «Юный исследователь природы»
Форма: экологический кружок
Вид деятельности: познавательная деятельность
Направление воспитания - эколого-биологическое
Возрастной диапазон детей - 10-12 лет
Формы организации образовательного процесса - индивидуальная, групповая, коллективная
Методы изучения программы - практический, поисково-исследовательский, аналитическая деятельность.
Цель: Формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру. Развивать индивидуальность творческого потенциала ученика.
Задачи: 1. Расширить знания детей о животном и растительном мире.
Сформировать познавательный интерес к изучению родной природы. 
Сформировать практические и исследовательские умения и навыки для изучения и охраны природы.
Развивать творческие способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира. 
Развивать память и речь, умение последовательно излагать материал.
Развивать любознательность и познавательный интерес к занятиям, активность и самостоятельность в познании природы.
Совершенствовать умения и формировать навыки работы с живыми объектами.
Воспитывать любовь к Родине, природе родного края, ко всему живому. 
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Юные исследователи природы» являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее Стандарт).
Новизна: Программой предполагается проведение большого количества практических и исследовательских работ в природной среде.
Актуальность: В современном обществе утрачивается единство человека с природой. Дети часто не могут отличить ворону от галки, сосну от ели, шмеля от пчелы. Они не знают деревья и кустарники, которые встречаются им в городе или растут во дворе их дома. Данная программа поможет детям увидеть мир, который их окружает, познакомиться с ним, научиться наблюдать за ним, совершить много маленьких, но интересных открытий. Не далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь школьникам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив её господствующей
ныне психологии потребления. Педагогическая целесообразность Одной из основных задач экологического образования и воспитания детей является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения и навыки, направленные на охрану родной природы. Поэтому в основу программы входит изучение растительного и животного мира нашей местности, воздействие человека на природу, правил поведения в природе. Важно, чтобы ребёнок хорошо знал природу своего родного края, растительный и животный мир, редких и исчезающих животных и растений своей местности, понимал важность изучения и сохранения всего живого, мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. В процессе занятий создаются условия для общения ребёнка с природой и посильной деятельности, направленной на её защиту и охрану. Последовательность содержания материала основана на сезонных изменениях в жизни животного и растительного мира родного края. В программе курса большое место занимают вопросы охраны природы и окружающей среды, элементы исследовательской деятельности, практическая работа, направленная на защиту и бережное отношение к родной природе.Цель: Формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру.Задачи:  1. Расширить знания детей о животном и растительном мире.
Сформировать познавательный интерес к изучению родной природы. 
Сформировать практические и исследовательские умения и навыки для изучения и охраны природы.
Развивать творческие способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира. 
Развивать память и речь, умение последовательно излагать материал.
Развивать любознательность и познавательный интерес к занятиям, активность и самостоятельность в познании природы.
Совершенствовать умения и формировать навыки работы с живыми объектами.
Воспитывать любовь к Родине, природе родного края, ко всему живому. 
Отличительные особенности 
Основное место в программе отводится экскурсиям в природу для проведения наблюдений и изучения растительного и животного мира в естественной среде обитания. Организационно-педагогические основы обучения Данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю (1 час) с общим охватом 35 часов.  Возраст детей от 10 до 12 лет. Работа с детьми опирается на знания детей, полученные в начальной школе, самостоятельно добытые из энциклопедий, познавательной литературы и при непосредственном общении с природой. Учитывается уровень подготовки учащихся, направленность их интересов, состояние здоровья. Ожидаемые результатыВ конце учебного года воспитанники будут:- знать видовой состав растений и животных своей местности, а также занесённых в Красную книгу России и Воронежской области,- уметь распознавать и определять наиболее распространённые растения,- иметь представление об основных природных сообществах,- понимать необходимость охраны растительного и животного мира,- получат навыки наблюдения за объектами живой природы, исследовательской деятельности, - расширят представления о взаимосвязи животного и растительного мира,- уметь пользоваться справочной, дополнительной, научно-популярной литературой- у детей будут развиты такие качества, как целеустремлённость, наблюдательность, настойчивость, старательность, трудолюбие, коммуникативность. Формы и способы проверки результата Для определения образовательного результата используются следующие способы: - тестирования;- анкетирование;- защита проектов и исследовательских работ;- интеллектуальные игры;-викторины, конкурсы. Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (защита проекта, реферата,Тематический план
Название темы Кол-во часов Теория Практика
Введение. 1 1 Осенние явления в природе. 2 1 1
Осень – грибная пора. 2 1 1
Жизнь растений осенью. 2 1 2
Жизнь животных осенью. 3 1 2
Конкурсно-игровая программа «Удивительный мир природы». 1 1 -
Зима в природе. 2 1 1
Растительный мир зимой. 2 1 1
Животный мир зимой. 3 2 1
Весенние изменения в природе. 2 1 1
Растения весной. 4 2 2
Животные весной. 3 1 2
Луг природное сообщество живых организмов.  2 1 1
Жизнь пресного водоёма.  2 1 1
Лес как природное сообщество живых организмов. 2 1 1
Конкурсно-игровая программа «В гостях у природы». 1 1 -
Итоговое занятие. 1 1 Итого: 35 19 16
Содержание темТема 1. Введение. 1 час.Знакомство с планом и содержанием работы объединения. Вводный инструктаж. Техника безопасности.Тема 2. Осенние явления в природе. 2 часа (теория - 1 час; практика - 1 час)
Приметы осени. Фенологические периоды осени, их характеристика. Погода осенью. Роса. Иней. Первый заморозок. Изменения в природе после первого заморозка.
Практическая работа. Экскурсия. Экскурсия: «Приметы осени». Наблюдение за погодой. Фенологические наблюдения. Ведение дневников наблюдений, календаря погоды. Тема 3. Осень - грибная пора. 2 часа (теория - 1 час; практика - 1 час)Грибы. Шляпочные грибы. Строение шляпочных грибов. Грибница. Плодовое тело гриба. Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Составление памятки «Ядовитые и несъедобные грибы». Первая помощь при отравлении грибами. Значение грибов.Практическая работа. Экскурсия. 
Экскурсия в парк «Грибы, растущие в городе».
Тема 4. Жизнь растений осенью. 2 часа (теория - 1 час; практика - 2 часа)Изменение в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, её причины, листопад и его причины. Распространение плодов и семян. Растения, цветущие осенью. Подготовка растений к зиме.Практическая работа. Экскурсия. 
Экскурсия: «Мир осенних красок».
2) Оформление коллекции осенних листьев «Краски осени». Оформление коллекции плодов и семян. Сбор и гербаризация позднецветущих растений. Определение дикорастущих и культурных растений, цветущих осенью.Тема 5. Жизнь животных осенью. 3 часа (теория - 1 час; практика - 2 часа)
Осень – переходная пора. Пауки. Расселение пауков. Насекомые, их подготовка к зиме. Места зимовок. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Подготовка птиц к отлёту. Отлёт птиц. Звери: линька, запасы на зиму, сон, спячка.Практическая работа. Экскурсия. 
1) Экскурсия в природу: «Наблюдение за поведением пауков, насекомых, птиц». Наблюдение за поведением пауков. Определение и распознавание насекомых, работа с коллекциями. Наблюдение за птицами. Определение и распознавание птиц.
2) Экскурсия «Сбор кормов для зимней подкормки птиц».Тема 6. Конкурсно-игровая программа «Удивительный мир природы». 1 час.
игра «Поле чудес»
Тема 7. Зима в природе. 2 часа (теория - 1 час; практика - 1 час)Фенологические периоды зимы, их характеристика. Погода зимой. Снег в природе. Свойства снега. Структура снега. Снежный календарь. Снежинки. Образование снежинок. Форма снежинок. Иней. Изморозь. Значение снега.Практическая работа. Экскурсия.  Экскурсия в природу «Приметы зимы». Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды. Изучение свойств снега. Измерение глубины снега. Чтение снежного календаря. Изучение разнообразия форм снежинок.Тема 8. Растительный мир зимой. 2 часа (теория - 1 час; практика - 1 час)Жизнь растений под снегом. Зимне-зелёные растения. Ягоды под снегом. Вечнозелёные растения леса. Ель и сосна. Биологические отличия сосны и ели. Деревья зимой. Приспособление растений к зимним условиям. Зимние портреты деревьев.Практическая работа. Экскурсия. 
Экскурсия в парк «Зимние портреты деревьев». Изучение зимне-зелёных растений леса. Определение растений по гербарию и таблицам. Определение деревьев и кустарников по внешнему виду (силуэту, коре, расположению веток, почек, плодам, оставшимся засохшим листьям) и по молодым побегам. Определение деревьев и кустарников по гербарию и по определителю.Тема 9. Животный мир зимой. 3 часа (теория - 2 час; практика - 1 часа)1) Зимующие птицы. Оседлые птицы нашей местности. Птицы леса. Городские птицы. Кочующие птицы. Поведение птиц в зимнее время. Подкормка и охрана птиц в зимнее время. 2) Жизнь зверей зимой. Условия обитания в зимнее время. Перенесение неблагоприятных условий. Белая книга природы. Следы на снегу. Подкормка и охрана зверей зимой.
Практическая работа. Экскурсия. Экскурсия «Зимующие птицы нашего района».
Подкормка птиц. Наблюдения за птицами в процессе подкормки. Определение птиц по определителю и по таблицам.
Тема 10. Весенние изменения в природе. 2 часа (теория - 1 час; практика - 1 час)Приметы весны. Фенологические периоды весны, их характеристика. Погода весной. Снеготаяние. Ледоход. Весенний разлив рек.Практическая работа. Экскурсия. Экскурсия в природу «Приметы весны». Наблюдения за изменениями в природе, погодные изменения.Тема 11. Растения весной. 4 час (теория - 2 час; практика - 2 час).1) Сокодвижение у растений. Цветение растений. Раннецветущие древесные растения. Раннецветущие травянистые растения. Редкие и охраняемые растения-первоцветы.
Распускание почек. Первые листочки. Цветение насекомоопыляемых деревьев и кустарников. «Цветение» без цветов (хвойные растения).
Практическая работа. Экскурсия. 
1) Экскурсия в природу «Цветение растений. Первоцветы». Наблюдения за цветущими деревьями и растениями-первоцветами. Поведение насекомых у цветущих растений.
Экскурсия в природу «распускание почек». Наблюдения за деревьями, очерёдность распускания почек на деревьях.
Тема 12. Животные весной. 3 час (теория - 1 час; практика - 2 час).Первые весенние насекомые: бабочки, мухи, веснянки, шмели, жуки. Пауки. Пробуждение земноводных. Поведение земноводных весной. Икрометание. Развитие лягушки. Пресмыкающиеся. Солнечные ванны. Прилёт птиц. Поведение птиц. Гнездование. Пение птиц, его значение. Подземные жители. Звери весной. Пробуждение от зимнего сна и спячки. Лесные детёныши. Забота о потомстве.
Практическая работа. Экскурсия. 
1) Экскурсии в парк: «Наблюдения за насекомыми, пауками и птицами». Распознавание насекомых. Наблюдения за пауком крестовиком. Изучение первых весенних бабочек. Наблюдения за поведением птиц весной. Определение птиц в природе по внешнему виду и по голосам, по таблицам и определителю. 2) Экскурсия на речку. Наблюдения за лягушками и головастиками.
Тема 13. Луг природное сообщество живых организмов. 2 часа (теория - 1 час; практика - 1 час)
Условия произрастания луговых растений. Растения луга. Ярусность луга. Редкие и охраняемые растения луга. Лекарственные и ядовитые растения луга. Животные, населяющие луга. Насекомые луга. Мелкие зверьки. Птицы луга. Пищевые цепи. Хозяйственное значение лугов.Практическая работа. Экскурсия. 
Экскурсия на луг «Луговые растения. Насекомые луга».  Изучение растений луга. Распознавание и определение растений по определителю, карточкам. Определение насекомых луга. Следы жизнедеятельности животных. Описание лугового сообщества. Гербаризация растений луга.Тема 14. Жизнь пресного водоёма. 2 часа (теория - 1 час; практика - 1 час)
Растения водоёма. Особенности водных растений. Основные группы водной растительности. Редкие и охраняемые растения водоёмов. Водоросли, их особенности. Животный мир пресного водоёма. Беспозвоночные водоёмов: моллюски, черви, клопы, насекомые. Растения и животные индикаторы чистоты воды. Земноводные: лягушки, тритоны. Пресноводные рыбы нашей местности. Птицы водоёмов. Взаимосвязь животного и растительного мира водоёма. Пищевые цепи. Экологические пирамиды.Практическая работа. Экскурсия. 
Экскурсия на речку. Растительный мир водоёма. Водные животные.Тема 15. Лес как природное сообщество живых организмов. 2 часа (теория - 1 час; практика - 1 час)
Условия жизни растений в лесу. Ярусность леса. Взаимодействие растений леса, влияние их друг на друга. Грибы, их значение для леса. Животный мир леса. Насекомые вредители. Птицы леса. Млекопитающие леса. Взаимосвязи животного и растительного мира в лесу. Цепи и сети питания. Лес – богатство нашего края. Охрана леса.
Практическая работа. Экскурсия. 
Мир лесных растений. Жизнь муравейника.Тема 16. Конкурсно-игровая программа «В гостях у природы». 1 час - теория.
Викторина «В гостях у природы»
Тема 17. Итоговое занятие. 1 час - теория.Подведение итогов работы объединения. Отчёты детей о проделанной работе за курс обучения. Игровая викторина «В гости к природе».  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:При объяснении теоретического материала используются иллюстрации, карточки, таблицы, натуральные объекты, экранные пособия. При проведении практических занятий сначала проводится инструктаж по ТБ и проведению работы, а затем самостоятельно, но под контролем педагога выполняется задание. В конце занятия подводятся итоги.В работе используются различные формы занятий: рассказ, беседа, игра, конкурсно - игровые программы, подвижные игры, массовые мероприятия, выставки и др. Проводятся экскурсии в природу, в краеведческий музей. Для успешного проведения занятий используется следующий дидактический материал:-тематические папки,-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,-влажные препараты,-методические разработки занятий и массовых мероприятий,-гербарии, чучела животных,-различный занимательный материал,-конкурсно – игровые программы и интеллектуально – познавательные игры.Используется демонстрация кино- и диафильмов, презентации.
Контроль
По каждой теме необходимо осуществлять «замеры», полученных негативных и позитивных знаний, эмоций, опыта, изменений желаний, мотивов, ценностей, мировоззрения. Это может быть анкетирование, опрос, наблюдение, тесты.
Занятия должны обеспечить рост результатов и качество знаний, умений, навыков, должен проявляться эмоционально-ценностный и смысловой эффект реализации программы.
Литература для детей 
Александров Ю. Советы друзьям природы. «Московский рабочий». 1977.
Беккер И.Л. Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001
Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. «Просвещение». М., 1983.
Гусев Б.В. Удивительный мир природы. «Верхнее-Волжское книжное издательство». Ярославль. 1986
Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. «Просвещение». М., 1986.
Мариковский П.И. В мире насекомых с фотоаппаратом. «Кайнар». Алма-Ата, 1983.
Литература для педагогов
Беккер И.Л. Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001.
Горощенко В.П. Природа и люди. «Просвещение». М., 1976.
Запортович Б.Б. С любовью к природе. «Педагогика». М., 1976.
Колесов А.М. Охрана животных в РСФСР. «Сельхозиздат».М., 1983
Корабельников В.А. Краски природы. «Просвещение». М., 1989.
Петров В.В. Из жизни зелёного мира. «Просвещение», М., 1975.
Петров В.В. Лес и его жизнь. «Просвещение», М., 1986.
Реймерс Н.Ф. Охрана живой природы. «Лесная промышленность».М., 1983.