Программа постинтернатного сопровождения Взгляд в будущее











Программа постинтернатного сопровождения воспитанников-выпускников
«Взгляд в будущее»








Разработала:
Социальный педагог А.В. Шурикова


2015г.
Паспорт программы постинтернатного сопровождения
«Взгляд в будущее»
МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Яйский детский дом «Колокольчик».

Наименование программы:
«Взгляд в будущее»

Основания для разработки программы: 
Организация  постинтернатного   сопровождения  выпускников детского дома.

Актуальность:
Жизнь детей-сирот в условиях учреждения, лишенных родительского внимания и любви, приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в слабой приспособляемости выпускников детских домов к самостоятельной жизни, психологическим трудностям по созданию семейных отношений и сложностям при их адаптации к современным условиям. Опыт работы с выпускниками детского дома показывает, что необходима специально организованная помощь - подготовка к самостоятельной жизни, осуществляемая внутри учреждения, и последующее попечение молодых людей в начале их самостоятельной жизни.

Цель и задачи программы:
Создание наиболее эффективной системы  постинтернатного   сопровождения  выпускников, направленной на защиту их прав и интересов, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение.

Исполнители программы:
директор детского дома, заместители директора, воспитатели, педагоги, медицинские работники, воспитанники.

Объекты сопровождения:
Воспитанники и выпускники учреждения МКОУ « Яйский Детский дом «Колокольчик».

Объем финансирования:
Бюджетные и внебюджетные средства по годовой смете.


Ожидаемые результаты:

Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
Развитие межличностного общения (коммуникативная компетентность);
Подготовка к самостоятельной жизни (жизненное самоопределение);
Профессиональная самореализация;
Активизация гражданской позиции.

Этапы и сроки реализации программы развития:
поисковый 2015-2016 – выявление перспективных направлений развития детского дома и моделирование его нового качественного состояния; разработка нормативно-правовой базы; создание базы данных динамического наблюдения за состоянием образовательного процесса; повышение квалификации педагогического и медицинского составов;
основной 2016-2017 – отслеживание перехода детского дома в режим развития (мониторинг результатов работы, проведение работы по реализации мероприятий, осуществление контроля за реализацией программы: внесение корректировок в программу развития);
заключительный 2017-2018 - проведение мониторинга: здоровьесберегающая деятельность, физическое развитие воспитанников, психолого-педагогическое направление, обеспечение условий безопасности, информационная культура, социально-педагогическое сопровождение, профессиональная компетентность воспитателя, эффективность и действенность управления детским домом, финансово-хозяйственное обеспечение.




На основе выявленных проблем педагогический коллектив в ходе работы над программой развития разработал древо задач:
ДРЕВО ПРОБЛЕМ









































































ДРЕВО ЗАДАЧ









































Пояснительная записка.
Актуальность разработки программы подготовки воспитанников к будущей профессии и сопровождения выпускников-воспитанников обусловлена следующими факторами:
повышение значимости оценки качества воспитания в детском доме;
повышение функции оценки качества реализации программы как основополагающей в системе управления детским домом;
построение системы оценки качества воспитания по направлениям мониторинга;
формирование оценочной культуры у всех участников воспитательно-образовательного процесса;
получение оперативной, точной и объективной информации о текущем состоянии воспитательно-образовательного процесса и перспективах его развития;
мотивирование педагогов, сотрудников на повышение качества профессиональной деятельности.
В основу программы включены мониторинговые исследования по направлениям. Взято определение А.Н. Майорова: мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированных на информационное обеспечение управления. Эта программа способствует решению задач развития детского дома, которая может переходить из одного качественного состояния в другое.
Программа направлена на решение цели воспитания – формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Социально-психологический портрет выпускника-воспитанника детского дома.
Проблемы постинтернатной адаптации.
Отделяясь от родителей и начиная самостоятельную жизнь, любой человек имеет «начальный капитал» это здоровье, образование, социальный статус, умение строить отношения с людьми, способность к эмпатии, ответственное отношение к себе и другим, социальные навыки и многое другое. Все это дает человеку семья.
В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в жестко регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями.
Покидая детский дом, они оказываются неготовыми к жизни. Если спросить любого воспитанника, что бы он хотел иметь после выхода из детского дома, он ответит: «Свой дом, хорошую любящую семью или близкого человека».
Все воспитанники с нетерпением ждут момента, когда им предстоит покинуть детский дом. Однако после того, как они покидают учреждение, у них начинаются проблемы, так как они:
ведут иждивенческий образ жизни (нигде не работают и не учатся) в первый год 17,8%, «от случая к случаю» 42,5 % выпускников;
страдают от алкогольной зависимости 27,9%, часто употребляют алкоголь 52,2%;
совершают правонарушения в первый год 20,7%; оказываются вовлеченными в преступную деятельность до 39,8 % выпускников
Это происходит из-за того, что большинство выпускников детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все блага без особых усилий, поэтому выпускники испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными.
Выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом) Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами, у выпускников отсутствует обычный страх перед тем, что деньги могут закончиться или завтра будет нечего есть. Жить по предлагаемым обстоятельствам становится нормой. Они начинают покупать дорогие вещи, которые потом либо обменивают на всякую ерунду, либо просто теряют. Довольствуясь малым в быту, они приобретают дорогие, чаще всего ненужные им вещи (сотовые телефоны, плейеры, телевизоры, компьютеры, ноутбуки), поскольку желание иметь выше понимания того, что имеющийся доход не позволяет им это приобрести.
В любой ситуации общения на работе, с соседями, в транспорте и пр. они способны критично и резко высказать все, что думают о людях, обстановке, самой ситуации, даже небольшие недоразумения могут стремиться разрешить с помощью драки и агрессивных выпадов (это может иметь особенно драматичное проявление во взаимоотношениях с противоположным полом, работодателем).
Уровень ответственности выпускников необычайно низок они чувствуют себя ответственными только перед «своими детдомовцами». У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель прожить день. Часто они могут проспать и не пойти на работу, а затем просто сидеть дома, так как не знают, как им дальше быть.
Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. Они привязчивы, даже навязчивы, доверчивы и не искушены в сложностях взаимоотношений людей. Чаще всего люди, повстречавшие ребенка-сироту, начинают его искренне «спасать» Приспособившись к участливому взрослому, выпускник начинает потреблять, ставить перед взрослым цели и задачи реализации своих желаний. И взрослый становится «донором». Если же со временем взрослый начинает понимать, что что-то не так, выпускник принимается его шантажировать и, саботируя отношения, требует «положенного пайка».
Нередко выпускницы выходят замуж за выпускников этого же детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто просто живут компанией, организуя «детский дом» там, где они живут.
Для преодоления этого требуется осознанный системный подход к воспитанию самостоятельности. Педагогам детского дома необходимо уметь мотивировать воспитанников будущих выпускников к развитию социальной компетентности, формировать у них навыки, необходимые для независимого проживания, развивать способность видеть жизненную перспективу и умение принимать ответственные решения. Необходимо научить их ставить цели и отвечать за их реализацию, давать больше самостоятельности, или поясняя, какой результат может последовать за каждым шагом, или предоставляя полную самостоятельность. В разговорах, общении, совместных делах необходимо стремиться нацеливать выпускников на то, что все нужно уметь преодолевать самим, что любые действия человека имеют последствия и только он ответственен за результат.
Работа в детском доме направлена на формирование:
позитивного отношения к людям;
потребности в труде как образе жизни;
способности делать выбор, умения принимать решения и нести за них ответственность (активная жизненная позиция);
способности жить в социальном пространстве (ориентироваться в законах, знать права и способы их реализации, быть готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей как гражданина).

Выпускнику, оказавшемуся на пороге самостоятельной жизни, необходима помощь и поддержка педагогов в период адаптации к самостоятельной жизни. Профессионально построенное общение и работа с выпускником могут стать основой его успешной адаптации. Для построения эффективной работы нужно понимать характерологические и личностные особенности выпускников детского дома, испытывающих значительные трудности при формировании жизненного плана, от наличия которого зависит успешность жизнеустройства и социальной адаптации. В значительной степени это связано с тем, что у детей-сирот не формируется целостный образ прошлого: в памяти сохраняются отрывочные впечатления, при этом практически нет ранних воспоминаний
«Это можно отнести к "феномену осознания", наблюдаемому у детей, воспитывающихся вне семьи, феномен "отчуждение своего опыта", когда отдельные прожитые эпизоды не становятся событиями их жизни, не присваиваются и не входят в их психологический опыт. Если они и остаются в памяти ребенка, то лишь как формальные знания о том, что и как надо делать, но не как событие его личной жизни, в котором концентрируются его переживания.
Все это связано с условиями жизни детей в детском доме и закладывается в тех отношениях ребенка со взрослым, которые характерны для детского дома:
частая сменяемость взрослых в детском доме, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка, дробит его жизнь на кусочки.
педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» (В.И. Слободчиков) позиции взрослого в семье.
групповой подход к детям и отсутствие индивидуальных контактов со взрослым, который влечет невыделённость своего «я» и его неосознанность.
жесткая регламентация всех действий ребенка в детском доме, не оставляющая возможности выбора и минимальной персональной ответственности за свои действия.
В условиях детского дома даже самые хорошие воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не становятся источником жизненного смысла самого ребенка, не порождают его собственных стремлений и осознанных переживаний. Переданные воспитанникам знания и образцы поведения остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения. В результате осознание собственного опыта оказывается нарушенным и отдельные эпизоды не становятся для них событиями».
В результате при вступлении выпускников детского дома в самостоятельную жизнь их опыт остается разрозненным и бедным по содержанию. Недостаточный опыт приводит к сложностям в построении собственной жизни, к отсутствию планов на будущее. У выпускников снижена познавательная активность, отсутствует инициатива, для них характерна ситуативность в поведении и избирательность в привязанности к людям, причем их привязанности не стойки.
Выпускники, не имевшие позитивного опыта семейной жизни, имеют очень приблизительные представления о взаимоотношениях в семье, с трудом налаживают семейную жизнь. «У них нет устойчивого представления о том, что такое семья, и, следовательно, нет реалистичного моделирования будущей семьи. Их отношение к семье ситуативно, оно обусловлено состоянием "здесь и сейчас". Представления о социальной роли жены или мужа носят поверхностный характер, не отличаются глубоким пониманием прав и обязанностей супругов, родителей, взаимной ответственности перед членами семьи и обществом. С одной стороны, девушки-сироты тяготятся одиночеством, но, с другой стороны, наличие другого человека рядом не спасает от этого чувства и не решает проблему недоверия к окружающим людям. У многих девушек-сирот прослеживается иждивенческая позиция по отношению к будущему супругу ("Он должен зарабатывать деньги, помогать по хозяйству, воспитывать детей, заботиться обо мне" и т.п.). Следовательно, девушки ожидают, что муж создаст такие условия, в которых жена будет заниматься тем, что ей нравится, не задумываясь о материальных проблемах и бытовых обязанностях. Важно отметить, что девушки-сироты хоть и говорят о понимании, поддержке, любви, но не могут объяснить, что это значит. Часто объяснения сводятся к материальной поддержке, помощи по хозяйству. В представлениях о взаимоотношениях в будущей семейной жизни у девушек-сирот отсутствует эмоциональная составляющая». Для выпускников детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерны: бедная гамма эмоций, эмоциональная поверхностность, стереотипность эмоциональных проявлений, склонность к быстрой смене настроения, к страхам, повышенная тревожность.
Для них также характерны определенные особенности общения.
«Во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, существуют трудности в организации благоприятных условий для их жизни и самочувствия. Растущий в условиях учреждений интернатного типа ребенок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его общение не развито, контакты поверхностны, нервозны и поспешны он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок очень рано начинает занимать негативную позицию по отношению к другим. В семье всегда есть фамильное "МЫ" чувство, отражающее причастность именно к своей семье». Это дает ощущение защищенности ребенку.
«В закрытом учреждении у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается "Мы" закрытого учреждения. Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на "Своих" и "Чужих", на "Мы" и "Они". От "Чужих" дети стремятся получать свои выгоды. У них особая нормативность по отношению ко всем "Чужим" и "Своим" детдомовцам. Младшие учатся этой позиции у старших. Внутри своей группы дети, живущие в детском доме, могут жестоко обращаться как со своими сверстниками, так и с младшими по возрасту. Эта позиция формируется из-за многих причин, но, прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании и эмоционально нестабильного положения. У детей из детского дома масса проблем, которые неведомы ребенку из обычной семьи. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей вызывают сложные чувства и выступают в их сознании как "Они", что развивает между ними сложные конкурентные, негативные отношения» (там же).
Таким образом, выстраивая общение с выпускниками, следует учитывать, что при взаимодействии со взрослыми они склонны занимать подчиненно-отчужденную позицию. В отношении со сверстниками характерно формирование сложных конкурентных негативных отношений.
В своей работе педагогу необходимо знать, что выпускники часто испытывают недоверие к людям и им трудно строить отношения с незнакомыми людьми. У них долго не налаживаются дружеские связи. Выпускники испытывают потребность в опеке, но, выстроив безопасные отношения с помогающими взрослыми, неосознанно пытаются манипулировать ими.
Неразвитый социальный интеллект также является большой проблемой, приводящей к наличию у выпускников проблем. Они часто не знают элементарных вещей: как правильно позвонить по телефону, как планировать собственный бюджет, как правильно заполнить квитанции, как получить ту или иную справку, написать заявление, как строить отношения с коллегами по учебе или работе и прочее. Не обладая необходимыми социальными навыками, они не могут сами устроиться на работу, получить необходимые документы для учебы, работы. Устроившись на работу и не наладив взаимоотношения в коллективе, часто бросают ее. В связи с низким уровнем развития необходимых социальных навыков они нередко становятся жертвами махинаций или оказываются соучастниками преступлений.
Все это является заботой социального педагога, психолога, воспитателя, которые по своим функциональным обязанностям организуют работу с выпускниками-сиротами.

Направления работы с выпускниками-воспитанниками:
социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях
Содержание деятельности:
диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
диагностика развитости «социальной сети» выпускника.
Определение социального статуса выпускника проводится в ходе бесед и тестирования, а также путем изучения документов. Чтобы определить проблемы, которые ему предстоит решить, социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, об условиях жизни выпускника до выхода из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Затем составляет индивидуальный план совместной с выпускником работы с целью оказания ему помощи в трудоустройстве, жизнеустройстве и прочее.
Социально-педагогическое консультирование.
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.
Индивидуальное консультирование оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.
Содержание деятельности:
оказание помощи в затруднительных ситуациях;
совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, «социальной сети» (составление индивидуального плана реконструкции «социальной сети»);
составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
Социально-профилактическая работа.
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой «социальной сети», если таковая отсутствует;
оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
социально-правовое просвещение выпускников;
профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
профилактика межличностных конфликтов.
Социальное воспитание.
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.
Содержание деятельности:
работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
работа над реконструкцией и поддержанием «социальной сети».
Работа, связанная с защитой прав и интересов выпускников.
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах
Содержание деятельности:
решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
представительство в правозащитных и административных органах;
оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Представительство интересов выпускников в правозащитных и административных органах важная функция, которую выполняет социальный педагог. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права детей-сирот, обозначенные как в международных актах, так и в отечественных и региональных законодательных актах. Социальный педагог занимается жилищными проблемами выпускника, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.
Содержание воспитательной работы по подготовке выпускников-воспитанников.

















Теоретической основой программы является ориентация управления на самообразовательный процесс, на создание условий для раскрытия, реализации и развития потенциала личности воспитанника, педагога, сотрудника, медицинского работника, администрации на основе программы прогнозирования развития личности воспитанника, программы развития детского дома и других программ. Периодическое отслеживание этих программ позволит сравнить прошлые результаты с настоящими и спланировать ожидаемые результаты. Управление процессом реализации программы развития детского дома на основе программы мониторинговых исследований и анализа позволит оценить изменения, происходящие в воспитательно-образовательном процессе детского дома, устранить причины выявленных недостатков, прогнозировать пути развития детского дома.

Технология внутриучрежденческого мониторинга
качества реализации программы развития детского дома































Программа призвана содействовать повышению эффективности работы педагогического коллектива через механизм оценивания:

Механизм оценивания
Выделяются показатели, составляющие воспитательно-образовательную направленность по направлениям деятельности детского дома.
Определяются временные промежутки мониторинга (по полугодиям, году).
Проводятся исследования по показателям, вычисляется индивидуальный уровень, балл, %, количество единиц.
На основании полученных данных индивидуального среднего строится график мониторинга (гистограммы, круговые диаграммы, таблицы, рельефные диаграммы, графики и т.д.).
Заполняется групповая (общая) таблица показателей воспитанников, педагогов, медицинского персонала, сотрудников, администрации.
Вычисляется групповой (общий) средний балл (ГСБ):
ГСБ = сумма всех ИСБ
общее количество воспитанников,
сотрудников, педагогов, медицинских
работников, администрации
На основании данных таблицы строится групповой (общий) график мониторинга.
Проводится анализ полученных данных.
Сравнение данных по годам в динамике.
Общими принципами проведения мониторинга являются:
целостность и разносторонность изучения объекта;
оперативность;
приоритет управления;
соответствие целей мониторинга средствам его организации;
научность;
прогностичность.
Условия проведения мониторинга:
системность и продолжительность во времени;
сравнимость показателей;
объективность и измеряемость показателей;
дифференциация и интеграция показателей;
комфортность.
Этапы проведения мониторинговых исследований:
Первый – подготовительный:
постановка цели и выстраивание целей (целеполагание);
определение объекта и выявление его типичных особенностей;
установка сроков проведения;
изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта;
определение показателей измерений;
подбор методик и инструментария проведения мониторинговых исследований.
Второй – диагностический:
использование наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирования, метода социометрии, сравнения, анализ документации, оценка и самооценка;
деятельность по распознанию состояний, изменений, происходящих в объекте отслеживания;
Третий – аналитико-прогностический:
систематизация полученного материала (схемы, графики, таблицы и т.д.);
анализ имеющихся данных;
выводы, заключения;
разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
Для оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса, реализации программы развития детского дома создается Служба мониторинга (приказ, Положение о Службе мониторинга).
Объекты мониторинговых исследований: воспитанник, выпускник-воспитанник, воспитатель, медицинские работники, педагогический коллектив, коллектив сотрудников, педагогический процесс, информационная среда (материальная база, сохранность, возобновляемость основных фондов, целевое использование для обеспечения воспитательного процесса, финансовые и материальные ресурсы – источники пополнения бюджета, динамика, размеры, классификация, периодичность, размеры дополнительных ресурсов), обеспечение условий безопасности.
Служба мониторинга осуществляет информационно-аналитическое обеспечение управления. Предметы ее деятельности:
уровни воспитанности, характеристики реализации программы развития и программы мониторинговых исследований, программы прогнозирования развития личности воспитанника, гантт-графика, выполнение годовых планов групп, используемые методы;
ресурсы;
результаты (сопоставления, корреляция, зависимости) и оценка (определение эффективности, оценка рисков и ограничений, определение перспективности процесса) качества, эффективности решаемых задач;
проведение экспертизы педагогической целесообразности программ, мероприятий.
Служба мониторинговых исследований проводит замеры в области педагогических, социологических, социальных, психологических, здоровьесберегающих, экономических показателях в соответствии с утвержденным планом работы Службы.
Структура Службы опирается на механизм оценивания и содержание мониторинговых исследований:

Содержание мониторинговых исследований
Характер информации
Ответственные за:


сбор
обработку
хранение, накапливание

1.Данные об итогах успеваемости по четвертям, полугодию, году
воспитатели
Воспитатели, заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР

2. Данные о результатах оценки социально-психологической адаптации воспитанников.
Педагог-психолог, воспитатели, социальный педагог
Педагог-психолог
Педагог-психолог, заместитель директора по УВР

3. Данные по результатам характеристик физического развития и функционального состояния
Медицинские работники, руководитель физического воспитания
Врач, руководитель физического воспитания
Врач, заместитель директора по УВР

4. Данные по результатам тестирования психофизиологических показателей
Педагог-психолог, воспитатели
Педагог-психолог, заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР

5. Данные по результатам мониторинга психоэмоционального состояния
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог

6. Данные по результатам участия воспитанников в районных, областных, российских конкурсах, фестивалях, выставках
Педагог-организатор, воспитатели
Педагог-организатор
Заместитель директора по УВР

7. Данные по результатам тестирования воспитанников в рамках физического здоровья
Медицинский работники, руководитель физического воспитания
Руководитель физического воспитания, врач
Заместитель директора по УВР

8. Данные по результатам контроля за обеспечением условий безопасности
Заместитель директора по УВР, заместитель директора по АЧХ, воспитатели
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР

9. Данные о результатах изучения информационной культуры в детском доме
Заведующий библиотекой, воспитатели
Заведующий библиотекой, заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР

10. Данные по результатам изучения профессионального и жизненного самоопределения воспитанников-выпускников
Социальный педагог, воспитатели
Социальный педагог, заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР

11. Данные о результатах уровня профессионального мастерства педагогов
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР, директор
Заместитель директора по УВР

12. Данные по результатам диагностики эффективности и действенности управления детским домом
Директор, заместитель директора по УВР
Директор, заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР

13. Данные по результатам оценки состояния финансово-хозяйственного обеспечения детского дома
Главный бухгалтер, заместитель директора по АХЧ, директор
Директор
Заместитель директора по УВР


Получение результативности реализации
программы на основе мониторинга:
с помощью мониторинга возможно корректирование управленческой деятельности и повышение качества управленческих решений;
педагогический мониторинг позволит получить на основе методов, включенных в программу мониторинговых исследований, многомерные данные, обеспечивающие глубокий и качественный анализ педагогических процессов и явлений, обработку и хранение информации с широким использованием компьютерной техники и математической статистики и вывести воспитательно-образовательную систему на новый качественный уровень, заложенный в PEST-анализе и логико-структурной матрице;
освоение диагностических методик, овладение многофакторным анализом педагогических, психологических, физиологических, социальных, физических показателей в решении целей программы мониторинговых исследований;
формирование системных ценностей воспитательно-образовательного процесса;
координация отдельных воспитательно-образовательных программ;
организация повышения квалификации кадров, аттестации, социальной защиты;
наличие контроля за реализацией программы постинтернатного сопровождения, за реализацией концепции детского дома;
наличие оперативной точной и объективной информации о текущем состоянии воспитательно-образовательного процесса и перспективах его развития;
повышение уровня воспитанности;
изучение особенности педагогической работы воспитателей, повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
получение материала для подведения итогов учебного года;
выявление причин успехов и недостатков в воспитательно-образовательном процессе;
определение основных тенденций дальнейшего развития;
формирование цели и основных задач на новый учебный год, направленных на развитие детского дома;
на основе мониторинговых исследований выявляется и оценивается результативность воспитательно-образовательного процесса, состояние безопасности в детском доме, финансово-хозяйственной, экономической деятельности, соответствие фактических результатов поставленным задачам, выясняются причины отклонений и намечаются пути достижения поставленных целей, осуществляется постоянное совершенствование мониторинга, как исследовательского метода.
В соответствии с гантт-графиком и планом мониторинга проводится опрос, анкетирование, изучение, результаты которых обсуждаются и сообщаются на совещаниях при директоре, при зам. директора по УВР, административном совете, педсовете, малом педсовете, ПМПК. Принимается решение, выстраивается система коррекционной работы.
Сильные стороны
Слабые стороны

положительная динамика адаптации вновь прибывших воспитанников;
обогащение детей опытом через вхождение в социальную среду, реализация себя как личности, проявление инициативы социальной активности: профпробы в УПК, «Домашний очаг», коммунарский сбор, производственные бригады (работа на пришкольном участке по выращиванию овощей);
организация ведущих видов деятельности (коммуникативной, трудовой, познавательной, нравственной, патриотической, безопасности воспитанников и т.д.);
создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребенка на положительные действия и поступки;
обеспечение гарантий социальной защищенности, построение гуманных отношений в коллективе;
привлечение детей к совместному социальному творчеству, поддержка и стимулирование социально значимых инициатив ребенка: посещение кружков, секций, клуба «Город мастеров», КТД;
сочетание в жизнедеятельности детского дома массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;
выполнение ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996г.:

воспитанники имеют трудности в адаптации в постинтернатный период:
дети не готовы к жизни в семье, имеют не правильное представление о жизни в семье;
слабая взаимосвязь педагогических работников и будущих родителей;
недостаточная работа педагогов детского дома по формированию готовности воспитанника в преобразовании своего социального опыта;
слабое пробуждение активной позиции детей.

Возможности
Ограничения и риски

сотрудничество с МОУ «Яйская средняя общеобразовательная школа № 1», МОУ ДОД «Районная детская школа искусств № 51», МОУ «Яйский детский и юношеский клуб физической подготовки»;
открытие мастерской для мальчиков на базе детского дома;
тесное сотрудничество с УПК по приобретению воспитанниками первичных профессиональных навыков.
слабая педагогическая поддержка воспитанников в период адаптации;
низкая мотивация стремления воспитанников в профессиональных пробах по выбору будущей профессии;
недостаточный перечень интересуемых профессий по профессиональным пробам в УПК;
нарушение ст. 80 Семейного кодекса «Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей.









Аналитическое обоснование программы.
SWOT-анализ состояния воспитания на момент разработки программы:
SWOT – АНАЛИЗ
Психологическое сопровождение

Сильные стороны
Слабые стороны

реализация программы:
«Самовоспитание личности»,
«Развитие внимания, воображения, мышления»,
«Семья + Я» (в рамках коммунарского сбора),
общая пропускная способность кабинета составила 1685 человек;
организована работа информационных уголков:
«Педагогу на заметку»;
«Для тебя».
педагог-психолог вовлечен в работу объединения «ДАР», обеспечивающее оптимальные условия для образования и развития подростков групп социального риска с проблемами обучения и поведения, корректирующее работу педагогов с детьми группы риска;
организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников группы риска во взаимодействии с другими педагогами (количество воспитанников, стоящих на внутриучрежденческом учете, снизилось );
решение проблем психического, физического, нравственного, духовного и др. через ПМПК;
применение диагностических методик в компьютерной обработке (на дисковых носителях);
организована работа ППС с целью создания условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов;
решение психологических проблем через методическую работу (педсовет, методсовет, малый педсовет, конференция);
психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса строится на основе тактического и перспективного планирования;
индивидуальные консультации: %.
низкая эффективность занятий (мало методических пособий, раздаточного материала, не оборудовано место для индивидуальной коррекционной работы);
не правильное представление педагогов о месте и предназначении психолога в образовательном учреждении, нет компьютера в кабинете психолога для осуществления диагностики и индивидуальной коррекционной работы;
нет отдельного помещения для групповой коррекционной работы;
низкая адаптация воспитанников в группе (слабая групповая общность, низкая сплоченность, бедность традиций);
отсутствие цели у воспитанников и упорство в ее достижении;
нет положительных лидеров среди детей

Возможности
Ограничения и риски

пополнить кабинет необходимыми для коррекционной работы методическими пособиями;
оборудовать место в кабинете психолога для индивидуальной коррекционной работы в соответствии санитарными нормами;
переориентировать работу ППС на знакомство медико-педагогического персонала с новейшими достижениями психолого-педагогической науки и передового опыта при осуществлении органической среды, теории и практики;
повысить квалификацию педагога-психолога в КРИПК и ПРО г. Кемерово;
развитие мастерских на базе детского дома, содружество с УПК;
конкурс «Воспитатель года», «Воспитанник года», «Группа года»;
организация учебы детского актива через школу актива.

низкая мотивация воспитанников на саморазвитие;
«уход» воспитанников от решения собственных проблем;
боязнь педагогов брать на себя ответственность за решение проблем во взаимоотношениях с детьми и между собой;
низкий культурный уровень окружающего социума;
влияние на микроклимат детского дома субкультуры вновь прибывших воспитанников;
непостоянство интересов воспитанников, обман;
наличие отрицательных лидеров;
незаинтересованность детей, педагогов.




PEST-анализ:

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»
Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Политические:

-формирование гуманного отношения общества к детям, переход к педагогике сотрудничества (пакет документов психологической службы)
-становление системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребёнка
-повышение статуса психолога в среде педагогических профессий (решение комитета Минобразования РФ от 29.03.95г. №7/1)
-организация правового обеспечения деятельности психологической службы (Приказ Минобразования РФ от 22.10.99г. №636)
-Конвенция о правах ребёнка
-Дуализм педагогического процесса
Цель: Формирование психологической культуры участников образовательного процесса

Кадры:
-инспектор по защите прав материнства и детства, специалист по делам молодёжи, директор, заместитель директора по УВР, психолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор

Структура:
КРИПиПРО, методист Управления образования, районное МО психологов, административный совет, совет детского дома, «ДАР», ПМПк.

Технологии:
-«Самосовершенствования личности» Г. К. Селевко
-работы психолога в специальном образовательном учреждении;
-психодиагностики;
-мониторинга;
-консультирования;
В. П. Сазонова «Воспитание на основе потребности человека»;
-саморазвитие личности (А.А.Ухтомского)

ППС, Тематические линейки, заседание совета д/дома
Встреча с сотрудниками ПДН

Акция «Путь в никуда»

Тематические конкурсы рисунков, минисочинений

Интерактивные игры, способствующие выработке приоритетных ценностных предпочтений

Индивидуальная работа с потенциальными приёмными родит-ми

Информационный уголок

Встреча с представителями по молодёжной политике

Участие в районных и областных акциях

Акция «Помоги пенсионерам»

Акции «Привет, малыш», «Тёплый дом», «Мама, найди меня»


Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Экономические:

-бюджет детского дома

Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Технологические:



-невостребованность на рынке труда

-несоответствие желаний детей и их возможностей

-состояние здоровья

-низкая мотивация на физический труд

-неумение преодолевать трудности

-профессиональное выгорание педагогов
Цель: Содействие в приобретении воспитанниками психологических ЗУНов, необходимых для достижения успеха в жизни

Кадры: социальный педагог, педагог-психолог, руководители предприятий, представители учебных заведений, администрация УПК, заместитель по УВР, директор, библиотекарь

Структура:
Биржа труда, совхоз «Кайгат», «СИБ-ЭЛ-Яя», УПК, ПАТП, ЖД, административный совет, попечительский совет, совет детского дома, президентский совет, ДЦТ, школа искусств, ДЮКФП, школа №1, дополнительное образование

Технологии:
-Резапкиной
-стратегии индивидуального сопров-ия,
-Г. К. Селевко «Самосо-вершенствование личности»
-проведения экскурсий
-С. Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера»
-психодиагностики
-профконсультирования
ППС

Программа «Самосовершенствования личности

Индивидуальная работа

Диагностико-аналитическая деятельность

Экскурсии «Куда пойти учиться»

Психологическая игра «Ты-абитуриент»

Акция «Твоя профессия»

Конференция «Кем быть?»

Консультации со специалистами с биржи труда

Трудоустройство на время каникул

-ограниченность в средствах;

-заинтересованность администрации

-трудности в приобретении методических и практических пособий

Цель: Создание оптимальных условий для реализации коррекционно-развивающих программ

Кадры: бухгалтер, экономист, замдиректора по АХЧ, педагог-психолог, методист Управления образования

Структура: Административный совет, попечительский совет, совет детского дома,

Технологии:
-коррекционно-развивающие
-оформления кабинета педагога-психолога
-толерантного воспитания




Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Социальные:

-обострение проблемы социального сиротства

-ориентация на интересы конкретного ребёнка (Письмо Минобразования России от 26.01.2000г. №22-06-86)

-возрастание социально-психологической дизадаптации подрастающего поколения

-ответственность практической психологии в системе образования (в рамках модернизации), содействующая успешной социализации подростков, сохранению и укреплению их здоровья (Метериалы Всероссийского съезда практической психологии психологов образования, май - 2003г.)

Цель: Содействовать укреплению взаимоотношений участников образовательного процесса на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному взаимодействию.

Кадры: инспектор по защите прав материнства и детства, директор, заместитель директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, врач

Структура:
Административные совещания, Объединение «ДАР», ПМПк, медслужба, клуб «Город мастеров»

Технологии:
-коррекционной работы;
-консультирования;
Психодиагностики;
-психопрофилактики;
-диагностико-аналитической деят-ти;
-мониторинга;
-работы с вербальным поведением воспитанников в проблемных ситуациях;

Коррекционная работа по программе Г. К. Селевко «Саморазвитие личности»
Индивидуальная работа
Подгрупповая работа
Психодиагностика
Выставка рисунков «Мой мир»
Коллаж «Я+ТЫ+МЫ=?»
Акция «Скажи наркотикам «Нет!»
Информационный бюллетень «БРИЗ»
Социальный опрос
ПМПк
Объединение «ДАР»
Акция «Белая ромашка»
Конкурс плакатов «Наше будущее в наших руках»
Связь с узкими специалистами
Областные, районные акции



«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ»
Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Политические



1.Приатиртетные национальные проекты.
2.Закон об образовании.
3.Конвенция и декларация о правах ребенка.
4.Незащищенность детей.
5.Имидж педагога.
6.Привлечение внимания администрации Яйского района.
7. статья №
Профилактика безнадзорности.

ЦЕЛЬ: Формирование
у воспитанников правовых основ и правовых норм.
КАДРЫ: директор
Социальный педагог,
Педагоги-воспитатели,
Психолог, бухгалтер,
Юрист управление образования, инспектор по охране прав детей, оперуполномоченные ПДН,
СТРУКТУРА: Педсовет, попечительский совет, совет д /дома, ПМПК, Жилищная комиссия,
Комиссия по делам молодежи, зам. директора, коммунарский сбор, домашний очаг.
ТЕХНОЛОГИИ:
Технология провидение воспитательного часа.
Технология встреч с представителями правовых структур.
Технология проведения экскурсий в воинские части и предприятия.
Технология проведение конкурсов, викторин, интерактивных игр.
Технология проведение коммунарского сбора.
Технология проведения
индивидуальных бесед.
Технология проведения консультации воспитанников.
Технология воспитания дисциплины и самодисциплины у детей детского дома.
Технология обучения правовым основам и.
нормам
Приглашение гостей на массовые мероприятия.
Подключение к сети «Интернет»

Участие воспитанников в районных и областных конкурсах и выставках детского творчества.

Участие в областных фестивалях детского творчества.

Участие в районных конкурсах чтецов.

Участие в районных выставках декоративно-прикладного искусства.

Участие в заочно-экологических и краеведческих викторинах.

Консультации.
Телефон доверия по правовым законам.

«Консультации в комитете по делам молодежи».




Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Экономические



-Рыночные отношения.

-Безработица.

Трудности с финансированием.

-Несостоятельность биологических семей

-Отсутствие денег для личного пользования воспитанников.
- Самостоятельная жизнь в условиях рынка.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития навыков к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
КАДРЫ:
Бухгалтер, кассир,
Сотрудники творческих объединений,
Директор, педагоги воспитатели, социальный педагог, медицинские работники, зам.директора.
СТРУКТУРА:
Домашний очаг.
Сеть различных творческих объединений (технические, художественные, краеведческие)
Бухгалтерия.
Профильные кружки с УПК.
Воспитательный час коррекционного направления.
Административный совет.
Президентский совет
Ярмарки достижений.
ТЕХНОЛОГИИ:
Игровые технологии
Технология проведение воспитательного часа
Технология проведения Коммунарского сбора
Технология проведения Домашнего очага
Технология проведения бизнес игры
Технология проведения КТД
Технология проведения Экономической игры

Организация «Дня открытых дверей» для привлечение спонсоров.

Участие в реализации национальных проектов.

Поиск дополнительных источников финансирования.

Договор сотрудничества с Центром занятости
По трудоустройству воспитанников летом.

Благотворительные концерты.

Участие в областном, районном смотре УПБ.

Участие в районном конкурсе сельхоз-продукции.

Ярмарки.

Сотрудничество с ООО «Кайгат» полевые агит-бригады.

Выпуск бюллетеней.


Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Социальные



-Безработица.
-Близость торговых точек ( бар, кафе)
-Асоциальные семьи.
-Дети «группы риска».
-Низкий уровень образования окружающего социума.
-Равнодушие жителей района Яя (микрорайона Совхоз)
-Специфика региона: удаление от центров, неблагополучная экология, социальное расслоение общества, узкая специализация хозяйства.
-Незаинтересованность общественных организаций и администрации поселка в жизни детского дома.

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития социальной компетентности воспитанников.
КАДРЫ:
Директор, Зам.директора, Педагоги воспитатели,
Психолог, социальный педагог,
Инспектора по охране детства,
Инспектора ПДН.
СТРУКТУРА:
Социально-психологическая служба.
Центр «Дар»
Досуговый центр.
Педсовет. ПМПК.
Служба по профилактике социального развития.
ТЕХНОЛОГИИ:
Технология проведения коммунарского сбора.
Технология проведения воспитательного часа.
Технология проведения индивидуальных бесед.
Технология проведения Домашнего очага.
Технология проведения профильных проб.
Технология профилактики девиантного поведения.
Технология проведения ПМПК.
Технология проведения сбора «Огонька»
Технология проведения консультации.

Встреча с заместителем губернатора области по социальной защиты населения Куриловым Константином Семеновичем «Я и общество».
Участие в акции «Нет-наркотикам»
Участие в акциях «Белая ромашка»
Участие детского дома в районных семинарах.
Волонтерское движение.
Организация лагеря с дневным пребыванием при детском доме.
Взаимодействие с центром занятости и социальной защиты, ОДНОВД Яйского района.
Организация санаторно-курортного лечение и отдыха за границей.
Сотрудничество с ДЦТ и ДЮКФП.
Посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».
Творческое взаимодействие с детским домом с. Вознесенка.
Анализ и обобщение опыта социально педагогической деятельности.
Трудоустройство детей.
Виртуальный банк методических наработок по социологии.
«Лагерь труда и отдыха» в школе №1.



Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Технологические



Узкая специализация поселка

Недостаточное количество предприятий.

Отсутствие рабочих мест

Низкий уровень выбора будущей профессии.

ЦЕЛЬ:
Профессиональная подготовка воспитанников.
КАДРЫ:
Социальный педагог,
директор, зам.директора, специалист по кадрам,
бухгалтер,
мастер трудового обучения, привлечение специалистов производства.
СТРУКТУРА:
Административный совет.
Попечительский совет.
Профорентационные кружки
УПК
Творческие объединения
Коммунарский сбор
Домашний очаг
ТЕХНОЛОГИИ:
Технология сотрудничества с производствами п.г.т. Яя
Технология выбора профессии.
Технология проведения коммунарского сбора
Технология проведения домашнего очага
Технология проведения воспитательного часа
Технология проведения экскурсий
Технология проведения индивидуальных бесед
Технология «Мастер-класса»
Технология проведения бизнес-игры.
Технология проведения консультаций.
Технология проведения «проф-проб».
Технология комплексного подхода по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Наставничество

Сотрудничество с предприятиями

«Один день с администрацией поселка»

Кружок «Мастер-класс»

Посещение « Центра занятости»





Факторы
Влияние на систему
Влияние на внешнюю среду

Политические



- Закон об образовании;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон о безнадзорности и безпризорности;
- Закон Кемеровской области об образовании;
- Устав детского дома;
- имидж педагога;
- приоритетные национальные проекты;
- экологическая культура поведения воспитанников в окружающей среде;
- возможность осознания себя, как гражданина.
Цель:
Формирование политической грамотности воспитанников.
Кадры:
- органы опеки и попечительства;
- взаимодействие с центром социально-психологической помощи воспитанникам;
- уполномоченный милиции;
- прохождение курсов в ИУУ по работе с детьми группы риска.
Структура:
- Президентский совет;
- Министерства;
- введение должности замполитов;
- попечительский совет;
- создание отряда дисциплины и поряжка.
Технологии:
- технология здорового образа жизни;
- технология убеждения;
- технология требования;
- технология обучения умения ориентироваться в системе политических взглядов и отношений;
- технология КТД Иванова;
- технология Селевко Г.К.» Общение и сотрудничество»;
- технология конференции по общему планированию;
- технология разрешения конфликтной ситуации;
- технология воспитания сознательной дисциплины;
- технология метода проекта;
- обмен технологиями, взаимное обогащение с другими детскими домами;
- диагностико-технологическое управление группой;
- технология Щурковой.
- общее собрание;
- представительство в родительском комитете школы;
- подключение к сети Интернет;
- экспресс-информационная поддержка каждого успешного проявления в деятельности педагога;
- участие воспитанников в районных и областных викторинах, выставках рисунков;
- организация операции « Скворечник»;
- Цикл воспитательных часов:
- « Идея в мраморе»,
« Быть гражданином»,
Неприкосновенность
«Я» и «Другого»,
« Справедливо ли государство»
« Хорошо ли моим домашним со мною».



















Логико-структурная матрица:

Цель: Формирование психологической культуры участников образовательного процесса

SWOT-анализ
(эффективность влияния коррекционных программ

(раскрытие потенциала воспитанников

(проявление воспитанниками толерантности

(успешная адаптация воспитанника в группе

(распределение групповых ролей на основе позитивного потенциала, рост лидеров позитивной социальной направленности

(сплочение коллектива на основе позитивных установок

(достижение коллективом высокого уровня развития

(наличие банка диагностических методик, актуальных на данный момент

(повышение эффективности психологического обследования



(личностный рост воспитанников

(эффективное педагогическое руководство коллективом

(повышение психологической компетентности участников образовательного процесса

(эффективное и своевременное разрешение личностных и межличностных конфликтов, противоречий

(умение педагогами эффективно использовать психологические методы и приёмы

(установление в коллективе оптимального психологического микроклимата
-нежелание самосовершенствоваться

-увеличение числа изгоев

-негативные личностные установки воспитанников

-рост агрессивности в среде подростков

-рост числа воспитанников, входящих в асоциальные группировки

-почитание воспитанниками неформальных лидеров асоциальной направленности

-подавление личности

-процветание подростковой преступности

-неэффективное и несвоевременное использование диагностических методик

-неэффективность коррекционных программ

-«уход» воспитанников от решения проблем


-попустительство педагогов

-манипулирование, как неэффективный метод взаимодействия

-искажённое представление воспитанников о жизни в семье

-изначально идеализированное представление о детях у потенциальных приёмных родителей

-негативный опыт общения ребёнка из детского дома и приёмных родителей

-материальная выгода приёмных родителей

-психологическая неподготовленность приёмных родителей

-психологическая несовместимость предполагаемых приёмных родителей и детей

Задачи:

I.Содействовать повышению психологической компетентности воспитанников.

II.Повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

III.Содействовать повышению психологической компетентности педагогов.

IV.Способствовать повышению адаптивных возможностей воспитанников и потенциальных родителей в ситуации интеграции приёмной семьи.

SWOT-анализ



Результаты:
1.
-повышение психологической компетентности воспитанников;
-снижение количества дезадаптивных проявлений в поведении воспитанников;
-снижение количества воспитанников, находящихся на внутриучрежденческом контроле, контроле ПДН;
-динамика личностных установок воспитанников;
-установление позитивного микроклимата в коллективе детского дома;
-проявление лидерских качеств, групп, ориентированных на значимые общественные ценности;
-гармоничная интеграция воспитанников в социум (постинтернатная адаптация);
2.
-пополнение банка диагностических методик
-эффективность взаимодействия объединения «ДАР»
-реализация ПМПк
3.
-повышение психологической компетентности педагогов;
-умение педагогов эффективно использовать психологические приёмы и методы в работе с воспитанниками;
-реализация программы ППС по теме «Педагогическая ответственность в решении проблем во взаимоотношении с воспитанниками, коллегами.
4.
-повышение количества воспитанников, интегрированных в приёмные семьи;
-снижение количества возвращённых из приёмных семей воспитанников.
Мониторинг

Углубленное индивидуальное и групповое психологическое обследование в соответствии с годовым планом



Действия:

1.1.Создать оптимальные условия для эффективной индивидуальной коррекционной помощи воспитанникам.

1.2.Содействовать повышению адаптационных возможностей воспитанников.

1.3.Содействовать преодолению, предупреждению дезадаптивных периодов жизни подростка.

1.4.Способствовать формированию позитивного психологического климата в детском доме, выявлению и личностному росту лидеров, ориентированных на общественно значимые ценности.

Мониторинг


Референтометрия


Методика «Психологический микроклимат в классе»
(эффективное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

(желание ребёнка жить в семье

(увеличение людей из числа потенциальных приёмных родителей, проявляющих интерес к проблеме социального сиротства


(правильное представление воспитанников об особенностях воспитания в семье

(обретение воспитанниками смысла жизни

(успешное самоопределение воспитанников


2.1.Скорректировать систему диагностических методик для организации и выявления психического развития воспитанников.

2.2.Создать банк индивидуальных данных воспитанников для эффективной индивидуализации образовательного маршрута.

2.3.Содействовать координации совместных действий специалистов для оказания своевременной и эффективной психолого-медико-социально-педагогической помощи воспитаннику, педагогу.

Анализ соответствия методического обеспечения кабинета и содействия условий решению психологических проблем

Анализ эффективности коррекционно-развивающего сопровождения

Анализ эффективности работы объединения «ДАР»



3.1.Оказать психологическую поддержку педагогам в воспитании подростков.

3.2.Содействовать обеспечению деятельности педагогических работников детского дома научно-методическими материалами и разработками в области психологии

Анализ запроса педагогов,

внутриучрежденческий контроль



4.1.Оказать психологическую поддержку воспитанникам для подготовке к заботе в приёмной семье.

4.2.Содействовать повышению уровня родительской компетенции приёмных родителей через «педагогические гостиные», Школу приёмных родителей.

Стандартизированное интервью для родителей (модификация В. Н. Ослон)
Анкета для родителей и ребёнка «Семейные роли» (модификация А. В. Черникова)
Анкета для детей «Моя семья»



Цель:
Осуществление деятельности по социально-педагогической поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Ежегодный отчет о достижениях воспитанников детского дома.
Мониторинг удовлетворенности выпускников реализацией жизненных планов.
Анкетирование всех членов социального процесса.
SWOT-анализ.
PEST-анализ.
Полугодовые анализы проделанной методической работы.
Отчеты методической работы.
Данные по итогам года.
+ обогащение детей опытом через вхождения в социальную среду, проявления инициативности, социальной активности: проф-пробы в УПК, Домашний очаг, Коммунарский сбор, производственные бригады.


Задачи:
- формировать твердую жизненную позицию в выборе будущей профессии.

+ сформированность стойкой жизненной позиции
+ успешное обучение в школе
+ повышение мотивации стремления воспитанников в профессиональных пробах по выбору будущей профессии
+ привлечение детей к социальному творчеству, поддержка и стимулирование социально значимых инициатив ребенка
+ сформированность навыка трудовой деятельности, самообслуживания


- создать условия для формирования личности, способной к самореализации и самоопределению в социуме.




- воспитывать навык работоспособности и организованности в трудовой деятельности.




РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучать детей умению сажать и обрабатывать огород, выращивать овощи.
Навыки самообслуживания.
Развитие устойчивой мотивации к непрерывному обучению в учебных заведениях.
Сформированность ценность трудиться, организовывать свое время и свой труд.
Выработка опыта трудовой деятельности и умение трудиться на подворье.
6. Воспитывать культуру общения, поведения, быта, одежды, деловую и эстетическую культуру

+ Умение детей и желание трудиться в коллективе и индивидуально выращивать овощи.
+ Сформированность навыка самообслуживания.
+ Положительное отношение к учебе и желание непрерывно обучаться в учебных заведениях.

- Не желание учиться и обучаться в учебных заведениях.
- Навык «приспособленчества»
- Отсутствие навыков учебной деятельности, низкий уровень школьной подготовки.

Действия:
- развивать устойчивую мотивацию к профессиональному самоопределению.
- сформировать имидж элитных заведений для успешных детей.
- модернизировать «Коммунарский сбор».
- организовать проф.пробы на базе УПК.
- создать банк методик изучения проф. пригодности воспитанников.
- создать инициативные группы для организации успешного воспитания и самореализации воспитанников.
- модернизировать систему работы направления «Домашний очаг».
- оборудовать мастерскую для мальчиков к 2009 году.
- взаимодействие с центром занятости и социальной защиты населения Яйского района.
- посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».
- организация лагеря с дневным пребыванием на территории детского дома.
- принять участие в слетах, конкурсах, мероприятиях районного и областного масштаба.
- выступать инициатором и организовать «интересные встречи и приемы»с администрацией поселка и с интересными известными личностями.
- выпуск бюллетеней для улучшения дружеского отношения окружающего социума и привлечение общественных организаций и администрации поселка к жизни детского дома.

Данные успешности воспитанников в учебных заведениях.

Место в рейтинге учебного заведения в области и России.

Отчет по посещаемости кружков.
Данные по годам.

Мониторинг удовлетворенности выпускников реализацией жизненных планов.

Отчет о проделанной работе.

Полугодовой анализ о методической работе в самореализации воспитанников.

Анкетирование и опрос к организации «Домашнего очага».

Анализ материально технической базы.

Отчет, анализ, swot-анализ, PEST-анализ.

Мониторинг успешности воспитанников.

SWOT-анализ, PEST- анализ, отчеты о проделанной работе.

Мониторинг достижений воспитанников детского дома.
Анкетирование всех участников социального проекта.

Ежегодный отчет о достижениях воспитанников детского дома.

«Соц-опрос», Полугодовой отчет о методической работе детского дома.

Эмпирические наблюдения.

Социальный опрос населения.

Место в рейтинге детских домов.

SWOT-анализ.

Анализ проведения мероприятий в данном направлении.

Творческий отчет о методической работе в этом направлении.
+ повышения процента успеваемости и посещаемости кружков и проф. пробы в УПК

+ своевременная правовая помощь и поддержка социально не защищенных детей

+ привлечение детей к совместному социальному творчеству, поддержка и стимулирование социально значимых инициатив воспитанниками

+ участие в конкурсах выставках викторинах областных фестивалей.

+ желание детей трудиться на подворье и на огороде

+ обогащение детей опытом через вхождение в социальную среду, работу на приусадебном хозяйстве.

- недостаточный перечень интересующих профессий в проф. пробах в УПК

- отсутствие интереса детей к элитным учреждений

- неумение детей сопоставлять свои возможности с требованием учебных заведений



Мониторинг уровня социальной адаптации воспитанников и выпускников-воспитанников:

Направление - Психолого-педагогическое сопровождение.
Цель – качественная оценка психического развития ребенка, его регуляторной, аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей.
Задачи:
выявить изменения, происходящие в психологическом развитии личности подростка;
предупредить негативные тенденции в развитии личности воспитанника;
оценить эффективность коррекционно-развивающих воздействий.

Критерии
Показатели
Параметры
Инструментарий

1. Пропускная способность кабинета
Количество воспитанников и педагогов, охваченных:
- консультативной работой
- коррекционными занятиями
- диагностикой
В единицах
Анализ документации

2. Распределение воспитанников по группам психического здоровья
- первая группа (здоровые дети);
- вторая группа (дети с легкими астеническими реакциями);
- третья группа (дети с субклиническими отклонениями в виде патохарактерологических реакций);
- четвертая группа (дети с пограничными нервно-психическими нарушениями)
В %
Анализ документации

3. Уровень умственного развития
- индуктивное мышление и чутье языка;
- способность к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными понятиями;
- комбинаторные способности;
- развитость основной мыслительной операции;
- уровень развития практического математического мышления;
- индуктивное мышление;
- пространственное воображение;
- внутренний план умственных действий
Уровни: очень высокий, высокий, средний, низкий
- Методика ГИТ – 5-6 кл.;
- Тест умственного развития Амтхауэра – 7 кл.;
- Методика ШТУР – 8-9 кл.

4. Уровень учебной мотивации
- личностный смысл в учении

- Уровни: оч. Высокий, высокий, средний, сниженный, низкий
- Методика изучения мотивации в обучении


- способность к целеполаганию

- Уровни: оч. Высокий, высокий, средний, сниженный, низкий
- Методика изучения мотивации в обучении


- преобладание мотивов

В %

- Методика изучения мотивации в обучении


- стремление к достижению успеха (избеганию неудач)
- возможное проявление той или иной категории мотивов
- Методика изучения мотивации в обучении


- реализация мотивов в поведении
- реализуется, реализуется редко, не реализуется
- Методика изучения мотивации в обучении

5. Распределение по типам темперамента
Количество сангвиников, холериков, флегматиков, меланхоликов
В %
Характерологический опросник Айзенка для подростков

6. Уровень сформированности эмоционально-личностных качеств личности
- самооценка





- Уровни: высокий, средний, низкий




- Изучение общей самооценки /опросник Г.Н.Казанцевой/
- Методика изучения самооценки личности воспитанника 8-9 кл.


- агрессивность

- Уровни: высокий, средний, низкий
- Опросник Басса-Дарки



- тревожность
- Уровни: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий
Диагности тревожных состояний у детей 8-12 лет (5-6 кл.)
- Шкала тревожности /адаптированная Е.И. Роговым/ - 7-11 кл.

7. Уровень социально-психологической адаптации
- Адаптивность (дизадаптивность)
- Лживость
- Принятие (непринятие) себя
- Принятие (непринятие) других
Эмоциональный комфорт (дискомфорт)
- Внутренний (внешний) контроль
- Доминирование (ведомость)
Эскапизм (т.е. уход от проблем)
Уровни: низкий, средний, высокий
Опросник СПА

8. Умение воспитателя создать благоприятный психологический климат в группе
- методы мотивации и стимулирования;
- поддержание приемлемого поведения воспитанников;
- методы воздействия при нарушении дисциплины;
- воспитательное взаимодействие;
- педагогический такт воспитателя
3 – владеет полностью;
2 – использует часто
1 – использует частично;
0 - не использует
Оценка, самооценка

9. Профессиональное самоопределение старших подростков
- Мотивы выбора профессии







В %







- Опросник «Мотивы выбора профессии»





- Интересы и склонности

В %

- Опросник «Определение профессиональных интересов»


- Распределение по типам профессиональной направленности
В %
- Методика ДДО Е.Л. Климова

10. Реализация плана профилактической работы с воспитанниками группы риска
Степень реализации
В %
Анализ документации



Направление - Социально-педагогическое сопровождение.

Цель – изучение состояния социально-педагогической деятельности, направленной на социальную успешность личности воспитанника.
Задачи:
изучить проблемное поле социальной жизни воспитанников;
изучить статусное распределение воспитанников;
определить уровень защиты прав и интересов воспитанников, воспитанников-выпускников;
выявить уровень постинтернатной адаптации воспитанников-выпускников;
отследить реализацию социальных проектов;
оценить уровень результативности выполнения плана профилактической работы.

Критерии
Показатели
Параметры
Инструментарий

1. Статусное распределение воспитанников
- количество детей-сирот;
- количество детей, оставшихся без попечения родителей
Единицы
Анализ документации

2. Защита прав и интересов воспитанников, воспитанников-выпускников
- наличие документов, необходимых для жизнеустройства
В %



Анализ документации




- состояние жилья воспитанников


-закрепленное жилье - %;
-поставлены на льготную очередь - %;
-не имеют жилья - %;
-решается вопрос в жилищной комиссии - %
Анализ документации



- обеспечение воспитанников пенсиями и алиментами
В %
Анализ документации

3. Постинтернатная адаптация
- готовность к выбору профессии











































Высокий уровень – характеризуется глубокими и полными знаниями о мире профессий, информированностью о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека, наличием
личных жизненных планов, адекватной самооценки, проявлением самостоятельности в планировании, владением основными общетрудовыми умениями и приемами профессиональной деятельности по выбранной профессии
Средний уровень – характеризуется определенными знаниями о мире труда в жизни человека, недостаточно четким пониманием цели своей жизни, не полной информированностью о требованиях профессии и индивидуальным качествам человека, наличием мотивов выбора профессии, частичной сформированностью личных жизненных планов, не всегда адекватной самооценкой, владением общетрудовыми умениями и основными приемами профессиональной деятельности по выбранной профессии.
Низкий уровень – характеризуется пониманием необходимости труда в жизни человека, поверхностными знаниями о мире профессий, слабой информированностью о требованиях профессии к индивидуальным качествам человека, нечетким представлением о смысле и цели жизни, отсутствием мотивов в выборе профессии, неустойчивой сферой профессиональных интересов, начальными элементами личных жизненных планов (или их отсутствием), неадекватной самооценкой, практически отсутствием самостоятельности, неуверенностью в своих силах, неразвитостью ценных ориентаций.
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б.Успенский)









































- жизнеустройство воспитанников-выпускников:
*количество обучающихся воспитанников;
*количество работающих воспитанников;
*не работают и не учатся;
*находятся в местах лишения свободы, под следствием.
Единицы










Анализ документации














- успеваемость воспитанников-выпускников, обучающихся в учебных заведениях.
Средний балл

Анализ журналов успеваемости





- мотивация дальнейшего жизнеустройства
Высокий уровень – высокая степень мотивации в приобретении интересной профессии, начать самостоятельную жизнь, создать собственную семью. Ценности имеют осознанный характер и дифференцированную структуру в соответствии с моделью воспитанника-выпускника. Практически полностью сформированы личные жизненные и профессиональные планы.
Средний уровень – характерно создание собственной семьи, «нужная работа» отходит на второй план, частичная сформированность жизненных планов.
Низкий уровень – практически отсутствует представление о собственной жизни (семейной, профессиональной, бытовой), отсутствует способность принимать самостоятельные решения, не обладают навыками организацией свободного времени.
Анкета


4. реализация социальных проектов.
- гостевой режим;
- количество воспитанников, определенных в приемную семью, под опеку.
В %

Анализ документации

5. Результатив-ность работы с воспитанниками группы риска.
- проблемное поле социальной жизни воспитанников



- количество воспитанников, состоящих в КДН;
- количество воспитанников, состоящих на внутриучрежденческом учете;
Анализ документации







- выполнение плана профилактической работы.
В %
Анализ документации


Прогнозируемые результаты:

В результате данной работы воспитанники должны:
освоить:
- требования к составлению личностного профессионального плана; правила выбора профессии;
осмыслить:
- понятия о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических возможностях личности в связи с выбором профессии;
- понятия о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значения профессионального самоопределения, творческого потенциала человека;
осознать:
- уменьшение количества случаев отчисления воспитанников из профессиональных учебных заведений;
- снижение уровня неудовлетворенности выбором профессии.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Костина Л.М. Методы диагностики тревожности [текст], - СПб.; Речь, 2005 – 198 с.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [текст]. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с., ил.
Настольная книга практического психолога [текст]: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы); Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов [текст]. – М.: Вако, 2006, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика [текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с. (Педагогическое мастерство).
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) [текст] / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [текст]. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [текст]. – М.: Новая школа, 2001. – 320 с.
Педагогический вестник, выпуск 14 (2001), тематический выпуск: Педагогический мониторинг: понятие, организация, результат [текст].
Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие [текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 384 с.
Административное управление воспитательным процессом [текст] / сост. Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2006. – 250 с.
Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой [текст], Москва 1996.
Авторы: В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер Педагогическая экспертиза школы [текст]./ М.; Центр «Педагогический поиск», 2000 – 160 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [текст]: Учеб. Пособие: В 2 кн. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения [текст]. – 480 с.: ил.
Зверева В.И. Как сделать управление школой успешным? [текст] – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием [текст]. – М.: АРКТИ, 2003. – 168 с.: ил.
Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов [текст] / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2004 – 160 с.
Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе [текст]. Изд. 2-е, допол. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. (Серия «Сердце отдаю детям».)
Ж. «Воспитательная работа в школе» [текст], № 2, 2007г., стр. 120-125.
Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: Методическое пособие. Часть I. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении [текст] / Под научной ред. Э.М. Казина, Н.А. Заруба; Ред. Коллегия: О.А. Никифорова, А.И. Федоров, Т.А. Фральцова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003 г. – 147 с.
Шалавина Т.И., Кочкина Л.С. Методика личностного и профессионального самоопределения детей-сирот: Методическое пособие. [текст]. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – 132 с.
Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. [текст]. – М.: Генезис, 2007. – 176 с.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации [текст] / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н. А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 128 с.
Журнал «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» (методика) [текст], № 3 , 2007 г., стр74-77.
Педагогический мониторинг в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие [текст] / Авт.-сост.: Т.А. Фральцова, Г.А. Вертохвостова,. – Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2002. – 94 с.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. [текст] / М.: Центр «Педагогический поиск»», 2005. – с. 47-48.
Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже десятилетий [текст] – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2001.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки Ф.Р. и Ф.П. [текст] // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006 – с. 208
Гапиахметов И.Р., Ланда Б.Х. Комплексному мониторингу показателей здоровья – законодательную основу. // Выступление на конференции «Здоровье населения РФ. Проблемы законодательного обеспечения». [текст] – М.: Комитет по образованию и науке Федерального собрания РФ, 2005.
Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка [текст] – 2003. - № 1. – с. 2.









Недостаточная психологическая компетентность участников образовательного процесса

Недостаточная психологическая компетентность воспитанников

Низкая эффективность интеграции потенциальных родителей и ребенка

Неправильное представление педагогов о месте психолога в образовательном учреждении

Недостаточная эффективность психологического сопровождения

Недостаточно знаний закономерностей возрастных и физиологических изменений подростков


Низкие адаптационные возможности у 50% воспитанников


Искаженное представление у воспитанников о жизни в семье (организация быта, обязанности, права и т.д.)


Недостаточно методических пособий


Сплочение неформальных групп на основе асоциальных мотивов


Недостаточное количество раздаточного материала


Нет глубины в применении психологических приемов и методов для организации оптимального микроклимата группы


Психологическая неподготовленность потенциальных родителей к приему детей из детского дома в семью


Отсутствие реальных жизненных целей у 68% воспитанников


Мало развивающих игр и игрушек



Недостаточно разработан материал по психолого-медико-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса


У 83% воспитанников проявляются девиации в поведении


ДРЕВО ЗАДАЧ


Осуществлять деятельность по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Создать условия для формирования личности, способной к самореализации и самоопределению в социуме

Воспитывать навык работоспособности и организованности в трудовой деятельности

Формировать твердую жизненную позицию в выборе будущей профессии

Развивать устойчивую мотивацию в непрерывному обучению с целью добиться 100% окончаний учебных заведений воспитанниками детского дома

Модернизировать систему работы направления «Домашний очаг»

Обучить 95 % детей умению сажать, обрабатывать огород, выращивать овощи

Научить 100 % детей навыкам самообслуживания

Ввести в годовой план 2016 г. конкурс «Проф-шоу»

Сформировать ценность трудиться, организовывать свое время, свой труд

Создать инициативные группы для организации успешного воспитания и самореализации воспитанников к 2016 году

Создать кружок «Экономика в семье» с целью воспитания умению разумно тратить деньги, планировать расходы в соответствии с доходами

Сформировать имидж элитных учебных заведений для успешных детей

Модернизировать коммунарский сбор

Оборудовать мастерскую для мальчиков к 2016 году

Разработать программу сотрудничества с учебными заведениями и предприятиями р.п. Яя для формирования потребности у воспитанников в получении образования.

Воспитывать культуру общения, поведения, быта, одежды, деловую и эстетическую культуру

Вырабатывать опыт трудовой деятельности и умение трудиться на подворье

Создать банк методик изучения профессиональной пригодности воспитанников

Пересмотреть работу сотрудничества с УПК по приобретению воспитанниками первичных профессиональных навыков

Психолого-педагогическое сопровождение

Повысить адаптивные возможности воспитанников и потенциальных родителей в ситуации интеграции приемной семьи

Повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения воспитанников

Содействовать повышению уровня психологической компетентности педагогов

Содействовать повышению психической компетентности воспитанников

Оказать психологическую поддержку педагогам в случае эмоционального выгорания

Создать оптимальные условия для эффективной индивидуальной, коррекционной помощи воспитанникам

Оказать психологическую поддержку воспитанникам для подготовки к заботе приемной семьи

Скорректировать систему диагностических методик для организации и выявления психического развития воспитанников

Содействовать обеспечению деятельности педагогических работников детского дома научно-методическими материалами и разработками в области психологии

Содействовать повышению адаптационных возможностей воспитанников

Содействовать повышению уровня родительской компетентности приемных родителей через педагогические гостиные

Создать банк индивидуальных данных воспитанников для индивидуализации образовательного маршрута

Содействовать преодолению, предупреждению дезадаптивных периодов жизни подростка

Содействовать эффективной координации совместных действий специалистов для оказания своевременной и эффективной психолого-педагогической помощи воспитаннику, педагогу

Способствовать формированию позитивного психологического климата в детском доме, выявлению и личностному росту лидеров, ориентированных на значимые ценности в современном обществе

Разработать программу ППС по теме «Проблема педагогической ответственности

Качество воспитания


Качество результата


Педагогический процесс

Воспитанник

Воспитатель

Внешняя коммуникативная
сеть

Внутренняя среда

Организация

Политика

Ценности и приоритеты

Стратегия развития

Управление

Мониторинг
и оценка

Материально-техническая база

Внутренний мониторинг
(проводит воспитатель, ШМС, клуб «Оптимист»)

Внешний мониторинг
(зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, врач)

Текущий инспекционный мониторинг

Контрольная диагностика (полугодовая, годовая)

Педагогическая диагностика: наблюдения, тесты, диагностика, сравнение, оценка, самооценка, анализ, анкета.

Анализ управления, социализации, психолого-педагогической деятельности на уровне программы развития

Анализ воспитательно-образовательного процесса, уровня воспитанности, социализации

Сбор и обобщение материалов
.
Выявление проблем

Консультационная работа

Подготовка материалов на ПМПК

Коррекция, решение проблемы на уровне воспитателя, клуба «Оптимист», ШМС

Подведение итогов: педсовет, малый педсовет, методический совет, административный совет

Информация членам педагогического коллектива, воспитанникам, органам детского самоуправления, родственникам.



Заголовок 1 Заголовок 215