Психолого педагогическая коррекция агрессивного поведения учащихся


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская основная общеобразовательная школа»
«Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения учащихся»
Выполнила;
Маргарита Ивановна Смолина
классный руководитель 7-8- классов
с.Верх-Ича
2016 г.
Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Тенденция роста детской преступности и увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психолого - педагогических условий, предупреждающих эти опасные явления.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую,просто не знают, как справиться с их поведением.
Исследования показывают, что агрессивность достаточно стабильна во времени, и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей. Ребенок в детстве оценивавшийся сверстниками как агрессивный, став взрослым скорее всего будет оцениваться окружающими так же. Очевидно, что причины детской агрессивности зарождаются в семье, так как именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Для семей более характерными стали конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми. Это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей.
Для большинства детей характерны формы агрессии.
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).
ВИДЫ АГРЕССИИ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (человек не ставит своей целью действовать агрессивно);
ПРЕДНАМЕРЕННАЯ АГРЕССИЯ (действия, которые имеют осознанный мотив).
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
СКЛОННОСТЬ К РАЗДРАЖЕНИЮ
НЕГАТИВИЗМ
Причинами агрессивных поступков являются:
— постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и у которых «заражается» их агрессивностью. Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей;
— проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;
-унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей, учителей;
— взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых дети узнают о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный — и мне все можно»);
— сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей..
Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов
1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.
Характерные черты агрессивных подростков.
бедность ценностных ориентаций,
отсутствие увлечений,
отсутствие духовных запросов,
узость и неустойчивость интересов,
низкий уровень интеллектуального развития,
повышенная внушаемость,
подражательность,
неразвитость нравственных представлений,
эмоциональная грубость, озлобленность,
крайняя самооценка,
повышенная тревожность,
страх,
эгоцентризм,
неумение находить выход из трудных ситуаций,
преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрацией своей самостоятельности, взрослости.
Психологами установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет.
У девочек наибольший уровень проявления агрессивного поведения
отмечается в 11 лет и 13 лет.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Т. П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков — 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
3. Развитие позитивной самооценки.
4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Отдельным блоком она выделила консультационную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1—2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста — не более 40 мин., младшего школьного возраста — не более 60 мин.
В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы в контакте с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи, направленной на отреагирование проблемных ситуаций и наработку навыков саморегуляции и контроля.
Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом
Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:
1) комкать и рвать бумагу;
2) бить подушку или боксерскую грушу;
3) топать ногами;
4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
5) пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);
6) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
7) втирать пластилин в картонку или бумагу;
8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).
Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам управления собственным гневом (навыкам саморегуляции) и контроля над ним
У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки управления собственным гневом и контроля над ним, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей очень высок.
Коррекционная работа в данном направлении заключается;
1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
2) закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
3) обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.
Цели и задачи коррекционного направления работы с агрессивными детьми — научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте снять) деструктивные элементы в поведении, развить позитивную самооценку
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка. На период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, т. к. вся семья в целом нуждается в поддержке, психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем, возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.
Список литературы
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — M.: ЧеРо, 2002.
2. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л, Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / £. И. Рогов. - M., 2003.
4. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
 
P.S.
По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Психокоррекционная работа с агрессивными детьми- "Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция" Фурманов И.А.- Минск: Ильин В.П., 1996.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста- Учите управлять ребенка своим эмоциями (с пяти лет)- Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?- Научиться справляться с гневом. Специальные методики и упражнения.- Агрессивные дети- "Психологические особенности агрессивных дошкольников" Хузеева Г.Р. Смирнова Е.О. - Вопросы психологии, 1996, № 3, с. 5-14.
- "Психологические особенности агрессивных детей 5-7 летнего возраста" Колосова С.Л.
- "Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста" Истратова О.Н.
- "Агрессивные дети" Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. - Дошкольное воспитание. — 2003. — № 4. — С. 62—67.
- "Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада