Методические рекомендации по организации работы с проблемными детьми


ПРОЕКТ
«Поколение NEXT»
(направлен на решение проблемы социальной адаптации подростков)
Экибастуз - 2017
Содержание
Информационная карта проекта «Поколение NEXT»
Механизм реализации проекта
Индикаторы оценки результативности проекта
Приложение№1. План мероприятий по реализации проекта
Приложение №2. Рекомендации
Приложение №3. Список детей
Приложение №4. Дневник наблюдения
0175260
При огранке каждого камня требуется проявлять величайшую чуткость, чтобы найти самую красивую огранку. Так следует поступать и по отношению к душе каждого человека, ибо в той или иной степени, но в этом мире все мы – гранильщики алмазов...
Симон Джекобсон
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
№ п/п Наименование показателя Информация по проекту
1. Название проекта ««Поколение NEXT»»
2. Актуальность проведения Проект направлен на решение проблемы социальной адаптации подростков, в том числе совершающих правонарушения, безнадзорных детей, других категорий подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. На сегодняшний день по городу Экибастузу детей, состоящих на учете ОДН -58, 70 подростков на ВШУ, более 170 подрстов из числа «группы риска».
Подростки с дезадаптацией, как правило, не имеют необходимых навыков для достижения успеха в учебной деятельности, дополнительном образовании и других видах деятельности в свободное время. Незанятость таких детей приводит к тому, что они занимаются антисоциальными видами деятельности, подвергают опасности себя и окружающих.
Проект предполагает работу с подростками на основе игровых, личностно-ориентированных и КТД технологии в условиях ОДК «Кайнар» и города в целом.
3. Адресность (целевые группы) - подростки в возрасте 14-15 лет, состоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних, внутришкольном учете за совершение правонарушений, прогулы, а также дети с серьезными нарушениями в сфере социальной адаптации, склонные к антисоциальному поведению, воспитанники клубов творчества по месту жительства.
4. Цель и задачи Цель проекта: организация социально- реабилитационного проекта для подростков, на основе качественной организации досуга и наставничества.
Задачи проекта:
- организовать занятость подростков;
- организовать социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации подростков, включая тренинговую программу, знакомство с возможностями самореализации в сфере досуга и творчества.
5. Ожидаемый результат
(изменения в социуме), в том числе с отражением следующих показателей:
- медиаплан реализации проекта (информационное сопровождение: публикации в печатных и электронных СМИ);
- наличие совместных мероприятий с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;
- привлечение добровольцев. Подростки, склонные к правонарушениям пройдут программу социальной адаптации. По результатам проекта будет зафиксирован прогресс в их адаптированности к обществу, выражающийся в росте коммуникативных навыков, снижению уровня агрессивности, снятию с внутришкольного учета, как не требующих постоянного контроля.
Информация о реализации проекта будет регулярно публиковаться в Интернет-ресурсах (сайты отдела образования, управления образования, ОДК «Кайнар»). Пресс-релизы о начале и завершении проекта будут разосланы в местные, областные и республиканские СМИ.
Для реализации проекта будет привлечено не менее 20 добровольцев Детско-юношеской организации «Жас Ұлан», Школы омбдусменов.
Проект будет осуществляться в партнерстве четырех органов: Прокуратура города, УВД, Отдел образования, Отдел спорта
6. Гипотеза Повышение уровня социально-
психологической адаптации, приведет к снижению уровня дезадаптации, снижению правонарушений, а также суицидальных действий у подростков.
7. Сроки проведения Проект рассчитан на 6 месяцев. С 1 апреля по 1 октября 2017 г.
8. География реализации проекта город Экибастуз.
Количество участников, вовлеченных в реализацию проекта и деятельность организации Непосредственные участники проекта (подростки, попавшие в трудные жизненные ситуации).
В реализацию проекта также будут вовлечены родственники «трудных» подростков, представители их школьного окружения, специалисты и добровольцы. Общее количество участников проекта составит 60 человек.
9. Принцип работы по проекту Проект будет реализован по принципу «Равный – равному», это: устраняет барьер между подростками, делает общение неформальным; часто позволяет лучше понимать потребности и мотивацию друг друга; позволяет передавать личный опыт; мотивация оптимистически настроенного подростка может передаваться другому, делится опытом, делает совместные мероприятия эмоциональными и запоминающимися.
10. Краткое описание мероприятий проекта (форма и содержание) Набор участников проекта.
Во взаимодействии с образовательными учреждениями, Комиссией по делам несовершеннолетних будут привлечены подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию для участия в проекте. Основным критерием отбора будет являться необходимость организации занятости для подростка и её эффективность для его социальной адаптации – оценку будут давать профессиональные психологи и социальные педагоги.
Организация программы социальной адаптации.
В ходе реализации проекта для подростков будет организована программа социально-педагогического сопровождения, направленная на устранение причин асоциального поведения подростков и их устройства в различные формы занятости в свободное время.
Одной из форм адаптации подростков станет проведение тренингов, направленных на профилактику негативных явлений.
Результаты социальной реабилитации будут отслеживаться специалистами. По окончании программы будут разработаны рекомендации для специалистов образовательных учреждений и родителей по дальнейшим действиям, направленным на поддержку процесса позитивной занятости подростков.
Презентация результатов проекта.
Будет проведен круглый стол с представителями ведомств и организаций, на котором будут представлены результаты проекта. Будет осуществлен поиск путей по организации проектной деятельности на постоянной основе.
11. Ресурсное сопровождение
(организационно-управленческое,
кадровое, информационное, материально-техническое) Проект будет осуществляться в партнерстве с ОДК «Кайнар». На базе комплекса создан класс-мастерская, имеется оборудование и педагогический персонал, который будет задействован в реализации проекта.
12. Финансовое сопровождение, в т.ч.
предполагаемые дополнительные источники финансирования проекта Примерный бюджет проекта будет формироваться за счет спонсорских средств градообразующих предприятий.
13. Мониторинг результатов (доступность, результативность,
эффективность, качество) Отслеживание результативности проекта – по динамике социальной адаптации подростков-участников. Диагностику будут осуществлять специалисты ОДК «Кайнар» и психологи учреждений образования по специально разработанным индикаторам.
14. Распространение опыта, возможные перспективы развития Перспективой развития проекта является организация досуга на постоянной основе.
15 Авторы проекта Прокуратура города Экибастуза, УВД, Отдел образования, отдел спорта
Механизм реализации проекта
Іэтап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
2017 год, 1-15 апреля
1.Запуск проекта ««Поколение NEXT»».
2. Разработка и подготовка планов
3. Ознакомление всех участников проекта с планом реализации проекта
ІІ этап – ОСНОВНОЙ
2017 год, апрель
1. Апробация и широкое внедрение новых форм организациия досуга, занятости во внеурочное время
Этап состоит из четырех модулей (направлений).
( приложение №1 /план реализации)
Модуль І. «Воспитание – дело каждого и всех»
Модераторы – Прокуратура города Экибастуза, Городской отдел внутренних дел
Основная цель модуля - формирование единого подхода по вовлечению подростков в организованный досуг и занятость. Согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей.
Ключевые мероприятия:
Работа наставников из числа сотрудников прокуратуры
День участия подростков в работе УВД
Участие детей на КДН и ЗП
Семейные психологические тренинги
Познавательные экскурсии
Деловые игры
Модуль ІІ. «Точка роста»
Модератор – Отдел образования акимата города Экибастуза
Профессиональное ориентирование подростков. Комплексное психолого-профориентирование подростков на этапе его профессионального самоопределения, становления и развития: этапе выбора профессии, этапе профессионального образования. Также направлен на формирование уважительного отношения детей и подростков к своему труду и труду окружающих.
Кроме того, данный модуль предусматривает объединение молодых, амбициозных подростков, формирование стремления к успеху. Целью является создание здорового и успешного поколения. Модуль работает для тех, кто ищет новые возможности, кто открыт всему новому и интересному, кто хочет реализовать свои цели.
Ключевые мероприятия:
Респект-встречи со специалистами предприятий
Выставка фото,-видеоарта. «Будущее – начинается сегодня»
Участие в работе Трудовых Отрядов Школьников
Модуль ІІІ. «Саламат».
Модератор - Отдел спорта акимата города Экибастуза
Модуль несет в себе концепцию здоровья. Концепция здоровья - это эффективная и простая модель здорового образа жизни.
Цель: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека. Здоровье, в цепочке ценностей всегда стоит на первом месте! Именно здоровье - это базовый элемент счастья. В процессе реализации используются технологии:
Здоровьесберегающие
Профилактические
Коррекционные
Игровые
Ключевые мероприятия:
Флеш-моб акции
Марафоны по видам спорта
Респект встречи с байкерами
Семейные спортивные турниры
Досуговые мероприятия на ипподроме
Спортивные занятия в спортивных секциях, на скалодроме
Уличные виды спорта
Модуль ІV. «Равный - равному».
Модератор - Отдел образования акимата города Экибастуза (ОДК
Кайнар. ДЮО «Жас Ұлан», Школа Омбудсменов)
Принцип «Равный – равному», это: устранение барьера между подростками, здесь происходит неформальное общение; модуль позволяет лучше понимать потребности и мотивацию друг друга; также позволяет передавать личный опыт; мотивация оптимистически настроенного подростка может передаваться другому, делится опытом, делает совместные мероприятия эмоциональными и запоминающимися.
Для реализации модуля будет привлечено не менее 20 добровольцев Детско-юношеской организации «Жас Ұлан», Школы омбдусменов.
Ключевые мероприятия:
Конкурсы, фестивали
Флеш-моб акции
Арт-акции
ІІІ этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Август-сентябрь 2017 года
1. Опрос общественного мнения об эффективности проекта.
2. Чествование и награждение подростков участников, победителей соревнований и конкурсов.
3. Освещение итогов в средствах массовой информации.
4. Опрос участников «Что нам дал проект?»
Уровень эффективности реализации проекта
Максимальное развитие познавательных интересов подростков (участников проекта) поведения, их творческих способностей, умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации и социализации личности.
Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе, развитие потребности в непрерывном личностном самосовершенствовании.
Индикаторы оценки результативности проекта
№ Индикаторы Результат Методика расчета индикатора
Начальный Промежуточный Конечный
1 Доля подростков, состоящих на учете ОДН, ВШУ, группы риска охваченных проектом 100%
(всего охвачено 60) 100%
100% Расчитывается от общего числа состоящих на учете детей
2 Доля учащихся, пропускающих мероприятия по модулям 0 1-5 0 Журнал учета посещаемости мероприятий /ежедневный/
3 Доля подростков, охваченных индивидуальным трудоустройством 0 50% 70% Расчитывается доля учащихся /ОДН, ВШУ, группы риска/ по каждой школе
4 Доля родителей, удовлетворенных качеством проводимых мероприятий по проекту 10-30% 50-70% 100% Опрос-анкетирование
5 Доля подростков с позитивным отношением к окружающим 0-10% 50-70% 90-100% Наблюдение, психологический тест расчитывается от общего числа участвующих в проекте подростков
6 Уровень эмоционально-мотивационного настроя подростков в ходе реализации проекта Низкий Средний Высокий карта наблюдения
7 Уровень самостоятельной организации досуга
Низкий Средний высокий Устный опрос
8 Уровень правонарушений в период реализации проекта 0 Еженедельний мониторинг правонарушений (по отчетам ОДН, школа)
9 Доля подростков-участников, снятых с учета ОДН, ВШУ по завершению проекта 50% Расчитывается от общего числа состоящих на учете детей, которые участвуют в проекте
Приложение №1
ПЛАН
мероприятий по реализации проекта
№ п/п Совместные мероприятия Срок
Организационные мероприятия
1 Организационное собрание модераторов апрель 1 неделя
2 Подготовка списков детей – участников проекта апрель 1 неделя
3 Запуск проекта ««Поколение NEXT»» 10 апреля
Модуль №1 «Воспитание – дело каждого и всех»
Индивидуальные занятия с наставниками По отдельному графику
Экскурсии, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания июнь
День участия детей в работе ГОВД Июнь-июль
Участие детей на заседаниях КДН
июнь
Познавательные экскурсии в гг.Павлодар, Астана зона отдыха «Жасыбай»,
село Ақкөл июль
Семейные психологические тренинги /по отдельному графику/ Июнь-август
Экскурсии в градообразующие предприятия. Респект-встречи со специалистами предприятий. Июнь-август /по отедльному графику/
Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул Июнь-август
«Территория бизнеса» экономическая игра июнь
Модуль №2 «Точка роста»
«ЭКСПО глазами детей». Открытая демонстративная площадка технических достижений 1 июня
Конкурс молодежных мотиваторов «Живи по новому», «Умным быть модно» август
Танцевальный флешмоб июль
«Караоке фестиваль» июнь
Фестиваль уличной культуры июнь
Мастер-класс кружка по авиамоделированию, судомоделиованию (ОДК «Кайнар») июнь
Мастер-классы по компьютерной графике, дизайну (ОДК «Кайнар») июль
Тренинговые занятия (эффективного общения, личностного роста, разрешения конфликтов, креативности и уверенности в себе) Март -август
Участие в летней программе ОДК «Кайнар» по сменам:
Юные художники
Юные театралы
Юные танцоры
Юные певцы
КВНовское движение По отдельному плану
Участие в работе Трудовых отрядов Школьников Июль-август
Модуль № 3 «Саламат»
Работа кружков и секции /волейбол, баскетбол, футбол и т.д./ Март-май
По отдельному расписанию/
Выезд на природную зону п.Шидерты июнь
Турнир по шахматам июнь
Занятия в тренажерном зале Июнь-август
Туристический слет июль
Семейные соревнования «Толағай» по национальным видам спорта Март /каникулы/
Аква – шоу «Водные
фантазии» Март –август /по графику/
Занятия на скалодроме. Участие в туристических походах. Апрель -август
Турниры по волейболу, футболу и настольному теннису апрель-август
Организация досуга на ипподроме Июнь-июль
Участие в акции «Семейный абонемент» июль
Встреча с байкерами города июль
Спорт-time. Казахские национальные игры Июль-август
Тренировочные занятия в теннисном корте июль
Стрит воркаут. Уличный фитнес. Июнь-август
Модуль № 4 «Равный-Равному»
Экологическая акция «Посади дерево на счастье» апрель
«Все различны- все равны» танцевальный флеш-моб Июнь
Акция «Уважай старость» Апрель
Акция по ЗОЖ «Умеешь ли ты сказать «Нет!» июнь
Выставка рисунков «Портрет курильщика» апрель
КВН «За здоровый образ жизни!» июль
Флеш-моб акции по ЗОЖ:
- «Брось сигарету – возьми конфету»
- «Молодежь за здоровый образ жизни» Март /каникулы/
Неделя вежливости Май
«Равный обучает равного" мастер-классы апрель
Брейк -фестиваль август
Подведение итогов
1 Итоговый круглый стол «Результативность проекта» август
Циклограмма работы с подростками
№ Дни
недели
Меро-
приятия ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 Спортивные секции (по отдельному графику) + + + + + + +
2 Индивидуальные встречи с наставниками + + + 3 Массовые мероприятия + + 4 Посещение кружков(по отдельному графику) + + + + + + +
5 Тренинги личностного роста + + 6 Клуб выходного дня (клубы творчества по месту жительства) +
+
7 Военизированные игры для подростков. + + 8 Посещение бассейна + + +
9 Походы и экскурсии + + +