Занятие с элементами тренинга Учитель в начале пути




























Занятие с элементами тренинга для молодых специалистов «Учитель в начале пути»
Цель: повышение эффективности общения учителя и учеников, как одного из условий личностного роста преподавателя.
Задачи: - актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися, - профилактика совершения ошибок при восприятии ученика, - научиться правильно интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке, - помочь разобраться с внутренними переживаниями. Материал:
Бейджи по кол-ву участников, маркеры
Презентация к занятию
2 фото ученика
2 конверта с заданиями для групп (Приложение 1)
Ѕ листа формата А4 для описания ученика – 2 шт.
Изображения поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9 Приложение 2).
Ѕ листа формата А4 по кол-ву участников
Памятки по кол-ву участников (Приложение 3)

























Содержание занятия:
Вводная часть. Слайд 1.
Ведущий. Здравствуйте, коллеги. Я рада видеть вас на нашем занятии с элементами тренинга «Учитель в начале пути».
Понимаешь, мама, я учитель...
Видишь, я вхожу, волнуясь, в класс.
Это мне решили поручить их,
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Может, в сердце боль или тревога,
Может, не везет пока в любви.
Выпрямлюсь, у школьного порога
Оставляя горести свои.
В школе правду узнавать о мире
Люди начинают по слогам.
Все равно в Москве или в Сибири
Школьный день равняется годам!
Сорок душ и восемьдесят глаз,
Очень многому мне нужно научить их!
Каждый раз вхожу, волнуясь, в класс.
Понимаешь, мама, я - Учитель...
Предлагаю вам поприветствовать друг друга, представиться и продолжить фразу: «Быть учителем значит».  
Упражнение – разминка «Быть учителем значит»
Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку.
Участники, сидя в кругу по очереди представляются и завершают предложение «Быть учителем значит» (высказывают, что для них значит их профессия).
Учитель и ученик – понятия не разделимые. Как важно учителю правильно воспринимать своего ученика, видеть не только внешнее, но и внутреннее его состояние. Научиться этому нам поможет следующее упражнение.
Упражнение «Описание ученика»
Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика. 
Участники делятся на 2 группы, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием. В конверте группы № 1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды № 2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В каждой группе выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика.
Когда участники готовы, ведущий просит их зачитать характеристики.
После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – отрицательной в первом случае и положительной –  во втором, то описания у них совсем разные. (подобный эксперимент проводил Розенталь со своими студентами.).
Ведущий. Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что, глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и, что бы ни сделал тот или иной человек, мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, (Какой можно сделать вывод?) прежде чем сформировать мнение, важно лучше узнать ученика, взвесить все факты.
Ведущий. Американский психолог А. Пиз в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду. Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения (Слайд 2 - рисунки № 1, 2).
Упражнение «Язык телодвижений»
Цель: научиться правильно интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.
На рисунке №1 изображен человек негативно настроенный против собеседника - его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.
Ведущий: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3?
Эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка» и особенно, если пуговицы или замок под горлышко. Слайд 3 - рисунки № 4, 5.
Ведущий: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одной или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый, скорее всего, коснётся кончика носа.
Слайд 4 - рисунок № 6. Ведущий: палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Думаю, вы не раз замечали жест, изображенный на рисунке №7. Что он может означать? Это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.
Слайд 5 - рисунки № 8, 9.
Ведущий: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.
На протяжении первых лет работы молодому учителю часто приходиться сталкиваться с множеством разнообразных ситуаций. Возникающие проблемы, если их вовремя не разрешать, не избавляться от них, скапливаются и множатся. Иногда для того, чтобы распутать возникший клубок проблем человеку достаточно схватиться и потянуть за нужный конец нити, чтобы лучше разобраться в себе. Но как отыскать это «ключевое слово»? В этом нам поможет следующее упражнение-тест.
Упражнение - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Цель: помочь разобраться с внутренними переживаниями. Основная идея теста: найти то ключевое слово, которое поможет распутать клубок насущных проблем человека.
Инструкция1: Возьмите чистый лист бумаги формата A4. Расположите его горизонтально. У левого края бумаги ручкой или фломастером поставьте шестнадцать точек. Рядом с каждой точкой напишите первое пришедшее на ум слово. Это должно быть существительное, желательно в единственном числе. Старайтесь никак не ограничивать свой «генератор случайных слов». Что пришло – то пришло, то и хорошо. Единственное условие – на протяжении ВСЕГО теста никакие слова не должны повторяться, как бы Вам этого не хотелось.
Инструкция2: По порядку, для каждой пары слов придумайте одно слово-ассоциацию. Здесь можно брать не только первое пришедшее на ум слово, но и второе, третье. Главное – чтобы Вы своей интуицией чувствовали, что новое слово как-то связано с исходными двумя. Помните, что все новые слова действительно должны быть новыми. Во втором списке слова не должны повторять слова первого списка. Запишите слова.
Инструкция3: У Вас осталось восемь слов.  Повторите процедуру. Повторяйте процедуру, пока не получите одно, последнее слово. Это и есть ключевое слово. Можете его обвести.
Обработка результатов
То слово, которое Вы получили в конце, и есть тот конец нити, за который Вы можете попробовать дёрнуть, чтобы распутать клубок свалившихся проблем, чтобы немного разобраться в себе. Постарайтесь запомнить все те мимолётные мысли, которые посещали Вас в процессе работы. Иногда бывает, что сразу же после получения «своего слова», человеку приходит нужная идея. Иногда следует прежде подождать минут столько-то, подумать, проанализировать ситуацию и т.д. Если в последующие один - два дня Вы будете постоянно держать в уме «своё слово», стараться прикладывать его к разным аспектам своей деятельности, то идей может возникнуть очень много. Не лишним будет записывать все возникающие идеи, чтобы потом, в спокойной обстановке обсудить их наедине с собой.
Помните, что нельзя это упражнение выполнять чаще одного раза в месяц - Вам будут мешать ненужные ассоциации, оставшиеся от предыдущего теста.

Заключительная часть. Рефлексия. - Что каждый вынес из занятия? Чему научился? - Что хотелось бы проанализировать в следующий раз?
Упражнение «Поле слов».
Цель: получить обратную связь от участников об их самочувствии, настроении.
Инструкция: У каждого из вас есть бланки, на которых написаны различные слова, обозначающие чувства, состояния, которые могли возникнуть в ходе проведения занятия. Прочитайте их все и обведите овалом те, что подходят каждому из вас на данный момент. Выбранных слов должно быть не боле 3-4. (Приложение 3)
Слайд 6. Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого учителя, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует личностному росту, прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится Если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Следуйте словам великого педагога К. Д. Ушинского и тогда профессиональный рост и признание не заставят себя ждать! (Раздать памятки – Приложение 4)
Список  литературы:
Андреева  Г. М. Социальная психология. –  М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
Пиз А. Язык телодвижений. – М.: Эксмо, 2005. – 272 с.
Картушина Е. П., Романенко Т. В. Психологический комфорт в школе: как его достичь. Акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2009 – 239 с.







Приложение 1.

Задание группе № 1 к упр. «Описание ученика»

«На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика».

Задание группе № 2 к упр. «Описание ученика»

«На фотографии Петров Иван. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».

























Приложение 2.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]











































Приложение 3.
УДОВОЛЬСТВИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ТЯЖЕСТЬ ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ ЗАГАДКА
ОТКРЫТИЕ УСТАЛОСТЬ
ГАРМОНИЯ СПОКОЙСТВИЕ УВЕРЕННОСТЬ
ТОСКА УГНЕТЕНИЕ
БЕСПОКОЙСТВО ДАВЛЕНИЕ
ДИСКОМФОРТ
ОДИНОЧЕСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
НЕУДОБСТВО РОСТ
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЗАВИСТЬ
РАДОСТЬ
ОГОРЧЕНИЕ ПОНИМАНИЕ
СОУЧАСТИЕ СПОКОЙСТВИЕ
СТАРТ ФИНИШ ЛАТАНИЕ ДЫР































Приложение 4.
Семь золотых правил для учителя.

Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
«Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).

Заповеди молодому учителю.

Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
Будь приветливым – и будешь смелым.
Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
Умей требовать и прощать.
Верь в уникальные способности каждого ученика.
Будь компетентен и будь уверенным.
Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
Претворяй процесс обучения в радость.
Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.


Памятка начинающему учителю.

Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
Комментируя оценки знаний, старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.

Советы опытных коллег молодому учителю.
Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
Рационально используйте каждую минуту урока.
Объясните ученикам цель, задачи, урока.
Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
Не спешите исправлять ошибку ученика - лучше, если её исправят учащиеся.
Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие.
Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.






































13PAGE 15


13PAGE 14615



Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Жирновска»
Волгоградской области











Занятие с элементами тренинга
для молодых специалистов




Разработала:
педагог-психолог МОУ
«СОШ № 2 города Жирновска» Волгоградской области
Тришина О. В.









Жирновск



"Учитель в начале пути"Times New Roman Заголовок 315