СПРАВКА по итогам обзорного контроля «Организация образовательной деятельности по введению ФГОС в образовательную деятельность»


СПРАВКА
по итогам обзорного контроля
«Организация образовательной деятельности по введению ФГОС в образовательную деятельность»
(использование информационно – технического, учебно – лабораторного, наглядного оборудования и оборудования для урочной и внеурочной деятельности)
Согласно плану внутришкольного контроля на 2015–2016 учебный год проведен обзорный контроль по отслеживанию эффективности использования информационно – технического, учебно – лабораторного, наглядного оборудования и оборудования для урочной и внеурочной деятельности учителями 1–4 классов.
Объект: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС в МБОУ Школе № 121 г.о. Самара.
Предмет: информационно – техническое, учебно – лабораторное, наглядное оборудование и оборудование для урочной и внеурочной деятельности, поставленное в МБОУ Школу № 121 г.о. Самара в рамках модернизации учебного процесса.
Цель: проанализировать эффективность использования информационно – технического, учебно – лабораторного, наглядного оборудования и оборудования для урочной и внеурочной деятельности, поставленного в МБОУ Школу № 121 г.о. Самара в рамках комплекса мер по модернизации образовательного процесса.
С этой целью была проведена следующая работа:
Посещение уроков в 1-4 классах (в течение 2015-2016 учебного года)
Беседы с учителями начальных классов
Изучение документации (поурочные планы, планы урочной и внеурочной деятельности, журналы).
Участники контроля: заместитель директора по учебно-воспитательной работе О.А. Швецова, руководитель МО учителей начальных классов Герасимова И. А., учителя начальных классов
Результаты контроля:
С 2010 по 2016 гг. в рамках комплекса мер по реализации ФГОС за счет федерального бюджета в школе установлено и введено в действие новое инновационное оборудование.
Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса по ФГОС в МБОУ Школе № 121 г.о. Самара
В рамках введения ФГОС наша школа получила новое оборудование группы компаний «Active Education». Это интерактивные доски, принтеры, система контроля и мониторинга качества знаний «PROClass», документ-камера, модульная система опытов и экспериментов, цифровой микроскоп и др.
Оборудование было получено в рамках введения ФГОС НОО в следующем объёме:
№ Наименование Количество
1.  Транспортно-зарядная база 1
2.  Устройство беспроводное 1
3.  Внешний портативный оптический привод 1
4.  Модульная система (Д-Link) 1
5.  Пилот 1
6.  Ноутбук для учителя 1
7.  Доска интерактивная 3
8.  Проектор 3
9.  Принтер 3
10.    Комплект инструментов чертёжных 3
11.    Картинный словарь 39
12.    Магнитная азбука «Буквы русского алфавита» 39
13.    Набор звуковых схем (раздаточный) 39
14.    Школьное пособие «Касса слогов демонстрационная» 5
15.    Школьное пособие «Азбука подвижная» 6
16.    Школьное пособие «Набор цифр, букв, знаков» 15
17.    Набор геометрических тел для учителя 3
18.    Набор деревянный «Геометрические тела» 18
19.    Набор «Магнитная математика» 3
20.    Набор «Части целого на круге» 3
21.    Модель «Часы» демонстрационные» 36
22.    Циферблат часовой учебный 18
23.    «ТИКО» Конструктор для объёмного моделирования «Арифметика» 18
24.    «ТИКО» Конструктор для объёмного моделирования «Геометрия» 18
25.    Конструктор металлический 18
26.    Программно - методический комплекс «Академия младших школьников» 3
27.    Программно - методический комплекс «Мир музыки» 3
28.    Программно - методический комплекс «Фантазёры» 3
29.    Программно - методический комплекс «Учимся изучать историю» 3
30.    Компас школьный 15
31.    Коробка для хранения насекомых с лупой 39
32.    Гербарий «Для начальной школы» 3
33.    Система контроля качества знаний.
Программное обеспечение к системе контроля и мониторинга 1
34.    Микроскоп цифровой 7
35.    Документ – камера 1
36.    Нетбуки для школьников 13
37.    Модульная система опытов и экспериментов.
Программное обеспечение модульной системы 5
1
По итогам проверок, проведённых администрацией школы, все учителя начальной школы работают с поступившим оборудованием в системе. Доступ к оборудованию имеют все учителя начальной школы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Из 12 кабинетов, в которых занимаются учащиеся 1–4 классов, в 4 имеется полное компьютерное оборудование, что составляет 100 % от необходимого.
В нижеприведённой таблице приведён перечень компьютерного оборудования в 1-2 классах.
Учителя 1-4 классов регулярно используют информацию из сети Интернет, электронные дидактические материалы для подготовки к урокам, внеурочным занятиям; активно используют на уроках компьютер как средство обучения и используют ИКТ-технологии. Широко используется компьютер, который обеспечивает взаимодействие всех составляющих автоматизированного рабочего места педагога и ученика; предназначен для поиска, обработки, хранения и визуализации информации, результатов образовательной деятельности обучающихся, сбор банка данных, формирование портфолио; используются электронные программы (электронные учебники) и ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) на этапе подготовки учителей к урочной деятельности (поурочное планирование - на уроках русского языка, математики, окружающего мира), при изучении нового материала; при актуализации опорных знаний; при закреплении учебного материала, изученного на уроке; используют на этапе физминуток.
Интерактивное многофункциональное устройство коммутируется с компьютером и предназначено для визуализации и тиражирования на печатных носителях.
Интерактивная доска проста в использовании. Учителя проводят уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и другие с применением интерактивного комплекса.
Электронная доска SMART Board помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.
На своих уроках учителя широко используют:
демонстрацию на экране с помощью проектора; демонстрации, в том числе и интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;
демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;
демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;
самостоятельная работа одного учащегося;
тестирование;
Дети быстро усвоили приёмы работы с доской.
Почему мы со всей серьёзностью подходим сегодня к вопросу использования учителями начальных классов компьютерного оборудования и применения ИКТ?
В первую очередь – это требование времени, одно из обязательных требований ФГОС НОО.
Сегодня школа имеет основную образовательную программу начального общего образования, которая содержит подпрограмму по формированию универсальных учебных действий, следование данной подпрограмме обязательно для всех учителей начальных классов.
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием:
общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ;
источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.
Внесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволит учителям начальных классов:
формировать соответствующие позиции планируемых результатов;
с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования
при освоении разных умений;
осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов.
Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также входит в содержание внеурочной деятельности школьников.
Всему этому необходимо научиться прежде самим учителям. Специфика ИКТ-компетентности сказывается в том, чтобы учителя сами обладали достаточным уровнем профессиональной ИКТ-компетентности.
В ходе контроля осуществлён мониторинг требований к компьютерной грамотности учителей начальных классов в рамках реализации ФГОС. В основу опроса положен критерий: как часто или в системе пользуются учителя практическими приёмами, обозначенными в таблице.
№ Содержание вопросаОтветп/п данет1 Владеете форматированием текста (изменение темы и цвета шрифта, выравнивание текста, межстрочные интервалы) в MS Word? + 2 Владеете приемами редактирования текста (внесение правок в текст, внесение сносок в текст) в MS Word? + 3 Используете параметры абзаца текста (отступы и интервалы) в MS Word? + 4 Умеете изменять параметры страницы в MS Word? + 5 Владеете созданием таблиц различной структуры в MS Word? + 6 Умеете вставлять рисунки в текст MS Word? + 7 Умеете вставлять в текст MS Word объекты других приложений офисных программ
(диаграммы, таблицы, схемы, рисунки, графики, фотографии)? + + 8 Умеете пользоваться поисковой системой, находить нужную информацию в Интернете? + 9 Умеете работать с электронной почтой: создать ящик, отправить письмо, получить письмо и т. д.? + 10 Умеете создать простую презентацию в MS Power Point? + 11 Умеете создавать таблицы различной структуры в MS Excel? + + 12 Умеете выполнять вычисления по простым формулам в MS Excel? + + 13 Умеете строить различные диаграммы в MS Excel? + 14 Используете ли возможности интерактивной доски на своих уроках? + 15 Используете возможности мультимедийного оборудования на своих уроках? + 16 Имеете компьютер дома? + 17 Проходили ли курсовую подготовку по современным ИТ? + 18 Прошли обучение по современным ИТ в своей школе (организован педагогический ликбез по ИТ и т. д.)? + 19 Используете современные ИТ на уроках? + 20 Используете современные ИТ для оптимизации педагогического труда (конспекты, + планы, сведения и т. д)? 21 Используете возможности сети Интернет для повышения качества педагогического + труда? 22 Используете современные ИТ при проведении внеклассных мероприятий? + 23 Используете современные ИТ для участия в заочных Интернет- конкурсах, + олимпиадах, проектах? Выводы:
По итогам обзорного контроля было выявлено следующее:
Использование современного оборудования (информационно – технического, учебно – лабораторного, наглядного, оборудования для внеурочной деятельности) его эффективное применение в образовательном процессе позволяет учителю:
обеспечить наличие мобильной, интерактивной образовательно-воспитательной среды через использование интерактивных средств обучения (интерактивных обучающих программ);
применить особые формы подачи информации, доступной каждому ученику, группе учащихся (печатные тексты, аудиозаписи, фрагменты фильмов и др.);
дает возможность проиллюстрировать естественно - научный процесс или явление;
провести эксперимент с помощью аналоговых, компьютерных и цифровых ресурсов;
позволяет обеспечить самостоятельность обучающихся при изучении нового материала;
провести автоматизированный контроль знаний по определенной тематике или курсу в целом (с помощью тестов, тренажеров);
создает условия для использования электронных образовательных ресурсов;
возможность реализовать функцию взаимодействия с окружающим информационным пространством.
Эффективное применение современного оборудования в образовательной деятельности обеспечивает учащемуся:
свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам и возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации;
возможность прямого доступа к учебно-лабораторному оборудованию;
возможность проведения экспериментальных исследований;
возможность представить результаты обучения в виде презентаций;
достижение личностных, предметных, метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования.
В целом, эффективное применение современного оборудования в образовательной деятельности позволяет оптимизировать образовательную среду и повысить качество образования:
меняется среда обучения (от практико-ориентированной к системно - деятельностной), в урочной и внеурочной деятельности ярко проявляются цели формирования метапредметных результатов; наблюдается повышение интеллектуального потенциала обучающихся;
увеличивается процент учащихся, участвующих в различных предметных, творческих конкурсах и повышается их результативность;
занятия в традиционных предметных кружках сменяются проектно-исследовательской деятельностью;
реализуется новая позиция учителя – содействие развитию, самостоятельному получению знаний;
обеспечивается исполнение социального заказа родителей и обучающихся;
значительно меняется школьная инфраструктура.
Рекомендации:
Администрации школы в целях дальнейшего совершенствования работы учителей начальных классов в данном направлении необходимо продолжить контроль и отслеживание, а так же информационно-методическую поддержку по использованию оборудования и его применению в образовательной деятельности по реализации ФГОС.
Учителям начальных классов:
- продолжить работу по использованию современного оборудования в образовательной деятельности для оптимизации образовательной среды и повышения качества образования в рамках реализации ФГОС
- овладеть механизмами ориентировки младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирования способности грамотно применять их (ИКТ-компетентность).
Максимально использовать все возможности имеющихся современных средств обучения и воспитания.
Заместитель директора по УВР _________________О.А. ШвецоваРуководитель МО
учителей начальных классов _____________________И. А. Герасимова