Методическая разработка: Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов.


Областное казенное учреждение социального обслуживания «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»
Методическая разработка на тему:
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов.
Разработал:
старший мастер
производственного обучения
Шалдырван М.И.
2017 г.
(слайд 1)
Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов.
29850898093«...Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые  вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое  знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К. И. Чуковский
0«...Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые  вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое  знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К. И. Чуковский

(слайд 2)
Разные источник дают следующие определения: «Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.» «Самообразование педагога– это целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.»
(слайд 3)
Модернизация современного образования, внедрение новых образовательных стандартов, нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.
Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
(слайд 4)
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, какому-либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенности психологии и педагогики.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие педагоги обращают внимание на мнение администрации и коллег о своей педагогической деятельности.

•Общественное мнение.  Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно.
(слайд 5) Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование педагога многогранно и многопланово.
(слайд 6) Основными направлениями в системе образования педагогов являются:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам образования и воспитания;
- изучение учебной и научно- методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ и педагогических технологий;
- ознакомление с передовой практикой;
- повышение общекультурного уровня.
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п).
(слайд 7) Как правильно сформулировать тему:
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в СПРЦ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
• Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач СПРЦ;
• Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи СПРЦ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства педагога.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал.
Темы можно сформулировать по схемам:
ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО –ТО
Например,
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у обучающихся».
«Использование индивидуальных заданий как средство формирования творческих способностей у обучающихся».
«Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности преподавания».
(слайд 8) Содержание работы по самообразованию
1 этап – организационно – ознакомительный.
Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
2 этап – основной.
Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап – заключительный.
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.
По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ).
Предполагаемый результат и формы его представления.
(слайд 9) Форма завершения самообразования может быть представлена:
1. Консультация для педагогов по теме самообразования.
2. Выступление на заседании педагогического совета. 3. Проведение открытого просмотра.
4. Выступление по итогам работы и обмену опытом. 5. Составление подробной информации по проблеме. 6. Изготовление пособий.
7. Советы и рекомендации по проведению воспитательной и образовательной работы.
8. Составление перспективного плана работы с обучающимися
9. Организация выставки работ обучающихся или педагога по теме самообразования. 10. Творческий отчет.
11. Оформление передового педагогического опыта. 12. Публикация. 13. Дидактический материал с обоснованием и описанием.
Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
Важно помнить, что план самообразования педагога — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с обучающимися.
(слайд 10) Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
Важно помнить, что самообразование педагога — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с обучающимися.
Самообразование дает положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Это способствовует формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога. (слайд 11)