Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Народные игры»











Рабочая программа
внеурочной деятельности
курса «Народные игры»






Срок реализации: 1 год

















Пояснительная записка
Перед начальной школой сегодня встала серьезная и важная проблема: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.
К сожалению, современные младшие школьники все меньше двигаются. В связи с этим большое значение приобрела проблема систематической организации отдыха младших школьников и проведение динамических перемен. Проводимые занятия положительно влияют на двигательную деятельность ребенка. Но чем можно заинтересовать детей, чем завлечь их внимание на переменах? Все это вызвало необходимость введения новых программ по организации и проведению спортивных кружков с детьми младшего школьного возраста. Большим подспорьем в решении проблемы организации отдыха младших школьников, по нашему мнению, стало проведение подвижных народных игр.
Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, традиции; представление о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, уметь проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Цель программы – создание условий для формирования активной и здоровой личности.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
задач:
повышать двигательную активность младших школьников;
формировать систему организации подвижных народных игр развивающего и воспитывающего характера;
воспитывать у учащихся стремление больше знать об играх своей Родины;
развивать творческий подход к проведению русских народных игр;
воспитывать активность у детей, чувство взаимопонимания, поддержки.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Подвижные игры (спортивные и русские народные).
Хороводные игры.
Игры в помещении.
Игры с предметами.
Программа предусматривает проведение традиционных русских народных игр. Игры проводятся в помещении школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий.

Результатом работы являются
развитие ловкости, силы, внимания, скорости;
получение знаний о народных играх;
организация активного отдыха учащихся;
решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Модель выпускника

Обучающиеся должны знать и уметь:
знать правила изучаемых игр и применять их в процессе игры;
выполнять правила безопасности при участии в игре;
проявлять творчество и активность в игре;
оказывать поддержку товарищам;
проявлять смекалку, мужество, ловкость, силу.

Для реализации программы необходимо: помещение, спортивная площадка, спортивный инвентарь.

Характеристика курса

по возрасту
6-7лет

по полу
смешанный

по продолжительности реализации
1год

по форме реализации
групповой

по виду деятельности
спортивный


Время проведения занятия 1час в неделю. Программа рассчитана на 33 занятий в год для обучающихся первого класса.

В ходе игры учитель привлекает внимание детей к ее содержанию, правилам, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Дает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.


Содержание программы
Русские народные игры (8 занятий).
Общие подвижные символические игры. Бабки. Редька. Серый волк. Первенчики. Камушки. Чижик. Волк и овцы. Коршун. Мясник и овцы. Пирожок. Вязанки. День и ночь. Кошка и мышка. Горелки. Веревочка.
Игры с мячом (5 занятий).
Лови мяч! Переброска. Подстенка. Кружок. Зевака. Лунки. Ямки. Большая лапта. Лапта втроем. Лапта с городками. Большой мяч.
Спортивные игры (5 занятий).
Волейбол, футбол, баскетбол.
Игры с разными предметами (5 занятий).
Волан. Рулетка Обруч. Ходули. Бирюльки. Кольцо. Кубарь. Волчок. Свайка. Пирамида.
Игры с камешками, шариками и палками (2занятий).
Накидка и Накатка. Отбивка. Окошки. Припрыжка, или Болото. Клетки. Подпрыжка. Кегли. Котел. Шар в лунке. Городок. Бабка с матками. Шарик с большими и малыми бабами. Шар и чашки. Городки. Столбики.
Хороводные игры (3 занятий).
Об истории хороводов. Веночки, или жених ищет невесту. Рекрутский набор. Луг – лужочек. Ясное золото. Посев льна. Овес. Просо сеяли. Расти мак. Воробышек. Заинька. Плетень.
Игры в помещении (5 занятий).
О возникновении «комнатных» игр. Дергачи. Жмурки. Жмурки с голосом. Жмурки у стены. Кто ударил? Чет – нечет. Найди жгут! Свисток. Море волнуется. Бойцы и пленники. Все в кружок!



Календарно – тематический план.


тема
содержание
дата

1
Русские народные игры (8 занятий).
Общие подвижные символические игры. Бабки. Редька.


2

Серый волк. Первенчики.


3

Камушки. Чижик.


4

Волк и овцы. Коршун.


5

повторение


6

Мясник и овцы. Пирожок.


7

Вязанки. День и ночь.


8

День и ночь. Кошка и мышка


1
Игры с мячом (5занятий)
Чижик. Коршун.


2

Мясник и овцы. День и ночь


3

Кошка и мышка. Горелки


4

Вязанки. Веревочка


5

Лови мяч! Переброска. Подстенка


1
Спортивные игры(5 занятий).
Лови мяч! Переброска.


2

Подстенка. Кружок.


3

Зевака. Лунки.


4

Ямки.


5

Большая лапта.


1
Игры с разными предметами (5 занятий)
Большая лапта.


2

Лапта втроем.


3

Лапта с городками.


4

Большой мяч.


5

Волейбол, футбол, баскетбол.


1
Игры с камешками, шариками и палками (2занятий).
Накидка и Накатка. Отбивка. Клетки.


2

Окошки. Припрыжка, или Болото.


1
Хороводные игры (3занятий).
Об истории хороводов.


2

Веночки, или жених ищет невесту.


3

Луг – лужочек. Просо сеяли.


1
Игры в помещении (5 занятий).
О возникновении «комнатных» игр. Дергачи. Жмурки.


2

Жмурки с голосом. Жмурки у стены.


3

Свисток. Море волнуется. Бойцы и пленники. Все в кружок!


4

Кто ударил? Чет – нечет.


5

Найди жгут! Свисток.





Литература.
Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе [Текст]: практическое пособие / С. А. Исаева. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48 с.
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. В. Кенеман. – М.: Просвещение, 2009. – 239 с.
Ковалько В. И. Школа физкультминуток [Текст] / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
Мартынова А. Н. Потешки. Считалки. Небылицы. [Текст] / А. Н. Мартынова. – М.: Современник, 2009. – 348 с.
Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня [Текст]: пособие для учителя / Е. М. Минскин. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
Осокина Т. И. Мир детства: младший школьник [Текст] / Т. И. Осокина. – М.: Педагогика. 2010. – 233 с.
Павлов Н. Г. 300+1 игра для детей [Текст] / Н. Г Павлов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 320 с.
Панкеев И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 2008. – 240 с.
Пичугин, С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. [Текст] / С. С. Пичугин // Начальная школа: до и после. – 2009. – № 1. – С. 26–29.
15