Критерии готовности ребёнка к школе.

Критерии готовности ребёнка к школе

1. Необходим определённый уровень интеллектуального развития. Ребёнок должен не только иметь хороший запас знаний, но иметь представление об окружающем мире и уметь ориентироваться в нём. Недостаточно заучивания информации, необходим навык логического мышления, развитие памяти и психики. Малыш должен понимать, чего хотят от него учителя и родители!

2. Ребёнок должен быть физически здоров. Часто болеющим детям трудно справиться со школьной нагрузкой, поэтому их не стоит отдавать в школу с 6 лет. Вам надо закаливать своего малыша, укреплять его здоровье. Помните о том, что ему предстоит стресс, ведь учёба в школе – это не игры в детском саду!

3. Психологическая и эмоциональная готовность. Критерий подразумевает хорошее состояние нервной системы, психическую стабильность, а также желание идти в школу, что очень важно, ведь если ребёнок не хочет учиться, все ваши усилия будут напрасны. Наличие желания – огромный стимул для учёбы, залог успеха!
Не пытайтесь стимулировать малыша с помощью обещаний типа: будешь хорошо учиться – купим тебе дорогую игрушку, пойдешь в школу – у тебя будет красивая форма. Ребёнку должны быть интересны школьные предметы, новые друзья.

4. Социальная адаптация, то есть способность к общению со сверстниками и учителями, умение слушать, быть внимательным в течение всего урока. Ребёнок может обладать высоким интеллектуальным уровнем, но быть не подготовленным социально. В этом случае лучше отдать малыша в школу на год позже, иначе ему будет трудно учиться.


Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная подготовка состоит из двух частей. Необходима, во – первых, сумма навыков, то есть способность к обучению, и, во – вторых, определённый объем знаний.
Ребёнок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи между предметами и явлениями. Необходимо развитие речи, памяти и мелкой моторики, то есть умения хорошо владеть ручкой и карандашами.
Будущий первоклассник обязан иметь определённый кругозор: знать свой адрес, название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место работы. Дошкольник должен уметь перечислять месяцы и дни недели, знать последовательность и основные признаки времён года, различать основные виды деревьев, цветов и животных.

Можно условно выделить 3 основные задачи, стоящие перед будущим первоклассником. Он должен:

знать о жизни своей семьи;
обладать достаточной информацией об окружающем мире и уметь ею пользоваться;
уметь анализировать сказанное, делать выводы, высказывать собственные мысли.

Ребёнок должен не только обладать определённой суммой знаний и использовать их, но и задавать вопросы, если информации недостаточно. Нужно уметь находить сходство и различие предметов и явлений, выделять главное.
Важно умение правильно говорить, составлять предложения, чётко формулировать мысли. Будущий первоклассник должен уметь рассказать о своей семье, о том, что он делал вчера, о прочитанной книге. Конечно, от него не требуется пространного рассказа с эпитетами и причастными оборотами. Но грамотно составить односложные предложения без слов – паразитов он уже в состоянии. При этом малыш должен выделять в рассказе главное и второстепенное.
Сенсорное развитие дошкольника предполагает способность исследования предметов, определения их геометрической формы.
В результате подготовки к школьной жизни вырабатывается умение концентрироваться, не отвлекаться на посторонние предметы, а также переключаться с одного вида деятельности на другой.
Дайте ребёнку задание и проследите, сможет ли он не отвлекаться от дела в течение 10 – 15 минут. Если сможет, то это хороший показатель. Но учтите: задание должно соответствовать уровню знаний малыша и быть ему интересно, то есть необходима увлекательная игра, тогда у ребёнка будет стимул.

Трудности, с которыми ребёнок может столкнуться в школе при изучении различных предметов:

Письмо. Письмо отнимает у детей больше всего времени и сил. Нужно научиться писать: во-первых, красиво, во-вторых – правильно. Это требует огромного внимания и усидчивости. Поэтому лучше заранее настроить ребёнка на такую работу. Совершенно не обязательно, чтобы малыш в течение 45 минут сидел и выводил буквы. Время от времени просите ребёнка несколько раз написать какую-нибудь закорючку, а затем покажите букву и попросите переписать её.
ВНИМАНИЕ! Не уделяйте много времени выполнению определённого задания. Ваша задача – научить ребёнка учиться. Развивайте его мелкую моторику, для этого достаточно простых упражнений.

Чтение. Во многих школах требуют, чтобы ребёнок при поступлении уже бегло читал. Проверка скорости чтения начинается чуть ли не с первых уроков и носит характер соревнования. Дети, у которых самая высокая скорость чтения, выходят в лидеры, их хвалят. В начальной школе, особенно в первом классе, авторитет детей целиком и полностью зависит от их успеваемости, то есть от похвалы и одобрения учителей.

Математика. Сегодня почти все дети, приходящие в первый класс, умеют считать до десяти, складывать и вычитать. Этому их будут учить в первом классе. Но со 2 класса начнётся другая математика, более сложная. С этого момента у многих детей начинаются проблемы. Причина – отсутствие социальной подготовки. Ребёнок выучил счёт под руководством родителей, но не знает, зачем ему это нужно, и не стремится узнать. Поэтому малыш овладевает новыми знаниями с большим трудом. Совсем другое дело, если малыш вовлечён в процесс познания, сам хочет узнать, что такое деление и умножение.


! Не заставляйте ребёнка зубрить! Учите его добывать информацию самостоятельно, чтобы малыш испытывал естественную потребность в интеллектуальном развитии.


Психологическая готовность

Психологическая подготовка призвана выработать у ребёнка желание играть новую роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребёнок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической подготовки.

В школе у ребёнка появится новое окружение – одноклассники и учителя. В сознании ребёнка многое изменится – школьная жизнь накладывает на него определённую ответственность. Если ребёнок чувствует эту ответственность и готов к ней, значит, он психологически созрел для поступления в школу. Такой малыш будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.



Эмоциональная готовность

Эмоциональная готовность заключается в том, что ребёнок может контролировать свои эмоции, сдерживать их во время урока. Даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться, он будет молча сидеть и слушать учителя. Отвечать на вопросы в школе тоже надо правильно: предварительно подняв руку, а не выкрикивая с места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новому поведению, ведь в детском саду и дома они могли говорить и бурно проявлять свои эмоции, когда хотели.
Эмоциональная готовность наступает с возрастом. Каждый по-разному достигает её. Один – в шесть лет, другой – в семь, третий – в восемь. Многое зависит и от родителей. Везде обращайте внимание ребёнка на то, как надо себя вести. В театре, например, не размахивают руками и не разговаривают во время спектакля. В автобусе можно поговорить с мамой, но тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Всё это вы должны постоянно объяснять малышу, если он сам не понимает. Ребёнок должен научиться контролировать поведение и эмоции в зависимости от обстановки.
К началу систематического обучения дети уже должны уметь подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, т.е. «надо» может перевести «хочу»). Зрелость эмоционально – волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например за совместной игрой со взрослыми. Проявляет ли ребёнок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает?
Умение слушаться, умение следовать определённым правилам проще всего вырабатывается в процессе игры. Вам помогут обыкновенные игры типа «Дочки – матери», «Съедобное – не съедобное», «Море волнуется», «Да и нет не говорить, чёрный с белым не носить», а также настольные игры с правилами. Ведь в этих и подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено, как определено правилами игры.
Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: «найди отличия между картинками», «запутанные дорожки», «что здесь лишнее», «что перепутал художник», «найди недостающие детали» и т.п. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребёнок откажется заниматься.


Социальная готовность

В понятие «социальная готовность» входит умение ребёнка вести себя в школе адекватно. Это означает:

способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками;
умение адекватно реагировать на замечания учителей;
умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.

Ребёнок должен обладать социальными навыками, понимать слова «нельзя» и «должен». Без этого невозможен процесс обучения.
Важно, чтобы ребёнок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал школьные принадлежности в портфель и т.д.
Если вы правильно воспитываете малыша, то специальной социальной подготовки не требуется. Незрелый в социальном плане ребёнок ещё до школы обратит на себя внимание. Он не сможет ладить с детьми, разговаривать со взрослыми (будет пугаться вопросов или, наоборот, вести себя слишком вольно, дерзить). Заметив это, нужно корректировать поведение ребёнка. Конечно, крики и обвинения только повредят. Нужно спокойное разъяснение, личный пример правильного поведения в обществе. Если ребёнок недостаточно подготовлен социально, показывайте ему, например, как ведут себя большие дети, которые ходят в школу, а как – совсем маленькие, которые не могут поделить игрушки.


Внимание! Ребёнок, предоставленный сам себе, вряд ли получит хорошую социальную подготовку. Ведь именно в семье закладываются основы его развития, как духовного и интеллектуального, так и физического, психического и социального. Поэтому больше общайтесь с малышом, играйте с ним и учите его жизни собственным примером.












УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!