Формы психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ


Семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно  здесь он получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества.    Если в семье появляется ребенок с ОВЗ на помощь таким родителям приходят специалисты в областях коррекционной педагогики и нейропсихологии, направлена на максимально возможную адаптацию и развитие детей с ОВЗ.     Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Поэтому целью психологической работы с родителями в нашей школе, становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком. Достижение этой цели требует выявления и развития сильных, ресурсных зон функционирования таких семей, опираясь на которые они могут "повернуться лицом" к миру без чувства вины, стыда и отверженности. Таким образом, задачей психологической работы с родителями детей с ОВЗ  является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов этих семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей.   Как правило,   чаще всего, педагоги используют традиционный метод работы с родителями – метод нравоучений или «лекционный». Многолетняя практика показывает, что такие методы весьма не эффективны. Поэтому встала необходимость расширения форм взаимодействия с семьей.
Формы работы психолога с родителями
Традиционные Нетрадиционные
1.     Участие психолога в классных,общешкольных родительских собраниях.
2.     Индивидуальные консультации родителей
3.     Лекции
4.     Посещение семьи 1.     Родительские тренинги
2.     Дискуссии
3.     Психологические разминки
4.     Круглые столы
5.     Устные журналы
6.    Практикумы
7.    Родительские вечера
8.    Родительские чтения
9.    Родительские ринги
10.    Родительские собрания в активных формах
11.     Выпуск информационных бюллетеней, буклетов, памяток
  
Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями  являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей и воспитателей. На таких собраниях-тренингах  родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают  профессиональную  психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.  Несомненно, психологическая работа, ориентированная на гуманизацию отношений психолога и родителя, построенная на принципах партнерства, открывает перед участниками широкое поле возможностей.    На таких собраниях-тренингах используются элементы следующих методов: дискуссии, игры, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ  поступков детей и родителей, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций, анализ видео- и аудиоматериала.   Благодаря  различным формам взаимодействия между родителями, педагогами, специалистами, удается создать родительское сообщество, которое в настоящее время не просто выполняют свои семейные функции, но и становится соучастником коррекционно-развивающего учебного процесса.