Показатели речевого развития детей дошкольного возраста

Показатели речевого развития
Возраст
Фонетическая сторона речи
Грамматический строй речи
Лексическая сторона речи
Связная речь

3-4 года
Ребенок может заниматься звукоподражательными упражнениями (кваква, пи-пи-пи, ду-ду-ду и т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи

Активно употребляет грамматические формы. Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки). Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей животных, выделяет признак предметов (форма, цвет, величина), согласовывает глагол во времени с существительным, понимает назначение предлогов, пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей)
Отражает и речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения и т.д.

Ребенку свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать neрecкaз сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помощью вопросов взрослого и продолжить ее. Умеет рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы. Способен поделиться увиденным и пережитым.
Вычленяет индивидуальные обращения к нему. Показателем является инициативная речь

4-5 лет
В большинстве своем произносит четко все звуки родного языка. Восприимчив к ритмико - слоговой структуре слов. Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе: ветру, водичке, жукам, насосу и др. Может варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и стихи. Различает слово, звук
Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения. Словотворчество является нормой

Выделяет и предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает. Умеет подбирать к предмету соответствующие действия. Способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда)
Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления


5-6 лет






Способен произносить трудные звуки, речь отчетливая. Использует средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении

Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи. Активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать. Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже, употреблять сложноподчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи
Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)

Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие, события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности

Возрастные нормативы речевого развития детей

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
34 года
45 лет
56 лет
67 лет

Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель

Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги;

Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу
Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу



РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

34 года

45 лет

5б лет

67 лет


Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок

Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки


РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Раздел грамматики


Возраст детей


34 года
45 лет
56 лет
67 лет

Морфология
Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за
Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать
Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные
Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными

Словообразование
Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук)
Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в им., род. падежах (котята котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных
Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу)
Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова

Синтаксис
Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении
Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью
Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений












15