Доклад по теме Развитие связной речи дошкольников в игровой деятельности средствами казахского фольклора


«Таран ауданы әкімдігінің «Май балабақшасы» МКҚК
ГККП « Майский детский сад» акимата Тарановского района»
Доклад
«Развитие связной речи дошкольников в игровой деятельности
средствами казахского фольклора».
Преподаватель государственного языка: . Баймухамбетова Ж.С.



2016– 2017 оку жылы
2016 – 2017 учебный год.
Развитие связной речи дошкольников в игровой деятельности
средствами казахского фольклора.

"Родное  слово является основой всякого  умственного  развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский
Дошкольное  детство - короткий, но важный период становления личности.  В эти годы ребенок приобретает первоначальные  знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер, развивается связная речь.  А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в  жизни человека. Без речевого окружения ребенок  никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг  связей ребёнка с окружающим миром  и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники и взрослые.  Поэтому овладение родным языком  является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развить связную речь помогают различные формы казахского фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности  казахский фольклор вызывает желание повторить, запомнить, что способствует развитию связной монологической речи дошкольников.
Работа по формированию связной речи проводится в образовательной деятельности и режимных моментах.
При работе с малыми формами казахского фольклора следует учитывать основные принципы:
- фольклорный материал подбирается исходя из его доступности, он должен быть интересен и понятен для детей;
- учитывается речевой уровень детей;
- необходимо активное включение в деятельность всех детей.
В работе используются такие виды казахского фольклора, как скороговорки, пословицы, поговорки, казахские национальные игры, потешки, дидактические игры, сказки. Особое место в работе уделяется жанрам «сказка» и «былина», так как именно эти фольклорные жанры наиболее способствуют развитию монологической связной речи.
Пересказ – это одна из наиболее сложных форм рассказывания для детей. При пересказе литературных произведений дети передают содержание небольших сказок, как знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. В работе мной используется пересказ по серии опорных картинок, схем. Сначала читается сказка, затем выделяется главное в сказке, после второго прочтения дети расставляют опорные картинки в нужном порядке, затем самостоятельно пересказывают произведение.
Также в работе используется такой приём по развитию речи, как рассказ по опорной картине. Для начала, дети учатся отвечать, на вопросы по содержанию картины, анализируя увиденное, обращая внимание на персонажей, их действия, а затем составляют короткий рассказ сначала все вместе, затем самостоятельно.
Положительное влияние оказывает составление рассказа по частям (последовательно). Дети рассказывают друг за другом по 2-3 предложения. Во время такого приёма удаётся спросить большее количество детей.
Так же большую роль в развитии связной речи играет использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности (разыгрывание сказок по ролям, кукольный театр), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В развивающую среду, включающие элементы казахского фольклора, входят: тематические книжные выставки, куклы в казахских и национальных костюмах.
Таким образом, применение данных методов и приёмов позволяет добиваться высокой эффективности в работе по развитию связной речи, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка и в последующие годы обучения в школе.