Презентация к проекту Развитие речи старших дошкольников в театрализованной деятельности


ПроектТема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» Подготовил воспитатель 2 категории: Феклистова Ольга Ивановна 2015гМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».  Д. Родари
Вид проекта:Творческий, групповой.Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.Продолжительность — 6 месяцев.Развивающие технологии — ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, игровые технологии.Авторы — разработчики: воспитатели Феклистова О.И. КГУ «Малоубинская средняя школа» мини-центр «Ручеёк», Архипова Н.М., Абакумова И.С., Еремеева Ю.А., Сыпченко О.Э.,Саратова А.К.


ПроблемаУровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой педагогическое средство, нами была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое.
Цель:Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:Образовательные:Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы;Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.Развивающие:Развивать интонационный строй речи детей как средство общения;Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.Воспитательные:Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.






Актуальность:К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально - волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
Гипотеза Процесс развития связной речи детей старшей группы будет протекать наиболее успешно. Если в определенной системе использовать различные виды театрализованной деятельности.
.ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКукольный театр(бибабо, теневой, пальчиковый, настольный)Чтение книг, выставки, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, сказок-презентаций, киносказок, обсуждение.Драматизация(Игры-имитации, ролевые диалоги, игры-инсценировки, постановки спектаклей, игры-импровизации и т.д)

1 этап: Выбор темы.Задачи:Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству; Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.Проектные мероприятияДеятельность воспитателя1. Тестирование детей и анкетирование родителей2. Формулирование проблемы и постановка целиДеятельность детейОсознание проблемы2. Принятие задачДеятельность родителейАнкетирование2. Анализ

2 этап. Подготовка к проекту.Задачи:Составить план деятельности для достижения цели; Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.Проектные мероприятияДеятельность воспитателяПланирование2. Подбор информации.3. Предварительная работа. с детьми и родителями 4. Подбор атрибутов. Создание презентации«Виды детских театров».(№7)Деятельность детейЧтение сказок (№4)Просмотр мультфильмов, спектаклей, беседы3. Развитие мимики, пантомимики. (№6)4. Знакомство с театрами.Деятельность родителей1. Изготовление атрибутов, костюмов. (№3)2. Изготовление различных видов театра3. Консультация «Развитие речи детей в театрализованной деятельности (№5)

Презентации «Виды театров», «Детские театры»Виды театров Кукольный театр Чтение художественной литературы, знакомство с книгой Азбука эмоцийРадостьВосхищениеГневУдивлениеСмущениеГрусть Работа с родителями Консультация для родителей «Развитие речи детей в театрализованной деятельности». 3 этап. Реализация проектаЗадачи:1. Развитие монологической речи посредством различных видов театра ( кукольный, игры - драматизации, игры-имитации);2. Обучить детей приемам владения различными видами кукольных театров;3. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек;4. Формирование интонационной выразительности речи;5. Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека, героя и уметь выразить свое настроение;6. Развивать память и фантазию детей.



Проектные мероприятияДеятельность воспитателя1.Организация работы2. Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановкиДеятельность детей1.Неделя сказки «Колобок на новый лад» и т.д.(№9)3. Игры - имитации и импровизации (№10)4. Дидактические игры. (№10)5. Пересказ, сочинение сказок, разучивание стихов по мнемотаблицам (технологи «Сказкотерапия» и мнемотехнология ( №11- 12)7. Создание альбома «Мы артисты»;8. Разработка афиш. 9. Разыгрывание сказок при помощи различных видов настольного театра(№13):Кукольного театра (№14) Пальчиковый театр (№15)(«Колобок», «Курочка ряба», «Репка», настДеятельность родителей1.Конкурс рисунков«Мой любимый сказочный герой». (№16)2.Создание фотовыставки«Мы артисты».(№17)3.Изготовление костюмов.

Драматизация сказок «Колобок на новый лад», «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Три медведя» Игры-имитации, этюдыИмпровизация с игрушками Дидактические и развивающие игры . Пересказ по мнемотаблицам. Технология сказкотерапия. Настольный театр: «Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Макта и кошка». Пальчиковый театр Кукольный театр («Колобок», «Теремок») Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой» Фотовыставка и фотоальбом «Мы артисты» . 4 этап: Подведение итогов 1.Совершенствовать умение детей логично и выразительно драматизировать сказку;2. Закреплять умение последовательно излагать мысли. Используя в речи сложноподчиненные предложения;3. Закрепление представлений детей о театре;4. Развивать эмоциональность, раскованность, творческие способности при участии детей в театрализованных постановках. 

Проектные мероприятияДеятельность воспитателя1.Театрализация сказок. 2. Викторины «Мы любим сказки».3. Открытое занятие по развитию речи «В гостях у сказки» (№19)4. Выступление на МО «Использование сказкотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста»(№20) 5. Презентация  по итогам. Рефлексия. Деятельность детей 1. Участие в театрализованном представлении«Три медведя», «Кот, Петух и Лиса» и т.д. 2. Участие в викторине «Мы любим сказки». (17)3. Посещение различных видов театров. (№18)4. РефлексияДеятельность родителейАнализ полученной информации2. Оценка проведенной работы.3. Рефлексия

Рефлексия «На балу у Золушки» Мы посетили кукольное представление «Сказка о Попе и работнике его Балде» , шоу «Мыльных пузырей», шоу «К нам приехал цирк» Викторина «В гостях у сказки» Открытое занятие по развитию речи «В гостях у сказки» Выступление на МО «Использование сказкотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста»  Продукт проектной деятельности: 1. Альбом « Мы артисты»;2. Создание фотовыставки «Мы артисты». 3. Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»;4. Изготовление атрибутов и декораций к театрализованным постановкам5. Презентация «Знакомство с театром»;6. Театрализованная постановка «Колобок на новый лад», «Теремок», «Три поросенка», Красная Шапочка», «Кот, Петух и Лиса»7. Викторина « Мы любим сказки»;8. Афиша к театрализованной постановке «Колобок на новый лад»; «Красная Шапочка», «Кот, Петух и Лиса».19. Открытое занятие «В гостях у сказки» 10. Видео презентация проекта.



Ожидаемые результаты:1. Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;2. Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей старшего дошкольного возраста в творческую деятельность;3. Раскроется творческий потенциал детей;4. У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.

Ресурсная база проекта: Кадровые ресурсы: воспитатели, дети, родители.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста.По итогам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.Высокий уровень вырос на 17% ; Средний уровень вырос на 33%Низкого уровня не выявлено.
Результаты анкетирования родителей.В анкетировании участвовало 12 родителей (100%).Анализ результатов анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста позволил сделать вывод о том, что большинство родителей не уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. У 33 % опрошенных дома имеется уголок для развития коммуникативных способностей ребенка средствами театрально-игровой деятельности, но  67% родителей не устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления.Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами.После завершения работы над проектом мнение родителей о театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников кардинально изменилось. Многие родители создали для своих детей уголки театрализованной деятельности в домашних условиях.

Вывод Дети усовершенствовали свои исполнительские умения, развили чувство партнёрства. Научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. В своих играх стали использовать мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.В результате проделанной работы была подтверждена гипотеза  в том, что развития связной речи детей старшей группы протекает наиболее успешно, если системно использовать различные виды театрализованной деятельности.
Литература 1. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. Игры в сказкотерапии. - СПб.: “Детство-Пресс”, 2003. 2. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2003. 3. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001. 4.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. СПб.: “Детство-Пресс”, 2003. 5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников детских садов. - СПб.: “Детство-Пресс”, 2003. Проект подготовила: Феклистова Ольга Ивановна воспитатель второй категории

Спасибо за внимание !