Опыт работы на тему Дидактическая игра как средство развития мышления


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района, Владимирской области
детский сад №11 «Ласточка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей г. Лакинска
Обобщение педагогического опыта по теме
«Дидактическая игра как средство развития мышления у дошкольников»
Основная идея опыта: развитие мыслительных операций у дошкольников через дидактическую игру.
Воспитатель:
Королева Надежда Николаевна
Лакинск
2016
Сведения об авторе
1605915193040
ФИО: Королева Надежда Николаевна
Образование: среднее профессиональное
Название (полное) учебного заведения, год его окончания:
Петушинский промышленно-гуманитарный колледж 2016 год
Специальность по диплому: педагог дошкольного образования
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района, Владимирской области
детский сад №11 «Ласточка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей г. Лакинска
Должность: воспитатель старшей группы
Педагогический стаж: 3 года
Стаж работы в занимаемой должности: 3 года
Квалификация: соответствие занимаемой должности
Условия возникновения, становление опыта.
В концепции модернизации Российского образования говориться, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. А это во многом зависит от педагогов-дошкольников, стоящих у истоков становления личности.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в
«Законе об образовании РФ» (ст. 14) перед педагогами назрела необходимость переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу.
О значении игры для современного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их квалификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение игры, истинно
детской деятельности, и её активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Предпосылками или условиями возникновения моей работы над темой
послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе дидактических игр.
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я
отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Чем старше дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем более значимой является педагогическая направленность дидактической игры для познавательной активности ребёнка.
Актуальность опыта.
В рамках требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС)[1] к структуре основной образовательной программы образовательный процесс в ДОУ строится по двум основным направлениям деятельности взрослых и детей – это совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей. Организованная воспитателем игровая деятельность является одной из форм непосредственно образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим большое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры происходит развитие памяти, воображения, мышления, эмоций, воли, характера ребёнка (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихомирова, А. П. Усова и др.).
Исследования А.П. Усовой, Ф.Н. Блехер, Е.И. Родионовой, В.А. Аванесовой указывают на значительную роль в умственном воспитании и обучении дидактической игре.
Умственное воспитание, отмечает Н.Н. Подяков  – это, прежде всего, развитие активной мыслительной деятельности  [19], так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII веке у таких педагогов как И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман. Стремясь сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям они использовали разнообразные игры. Дидактическое направление игр представлено в педагогике Ф. Фребеля. Он придаёт игре большое воспитательное значение в обогащении речи, развитии мышления, воображения. Именно игру Ф. Фребель считал основой воспитания детей в детском саду. Им разработаны различные дидактические игры для детей. В детских садах, работающих по системе М. Монтессори, Ф. Фребеля основное место отводится дидактическим играм и упражнениям. Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, мышление. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. Вопросы теории и практики дидактических игр разрабатывались Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. В исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Таким образом, не смотря на достаточность освещения развития мышления детей дошкольного возраста, и роли в данном развитии дидактических игр, данная проблема остается актуальной, т.к. умственное развитие, в основе которого лежит именно процесс мышления, присутствующий и в других познавательных процессах, является залогом дальнейшего успешного школьного обучения.
Ведущая педагогическая идея
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является, создание
эффективных условий для активизации познавательной активности у детей с
использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности , посредством дифференциации и индивидуализации процессов воспитания,
развития и обучения детей дошкольного возраста.
Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.
Теоретическая база опыта
Познавательная активность относится к достаточно широко изученным
проблемам в философии, психологии, педагогике.
Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме можно сделать вывод о том, что
дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).
Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И.Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л.С. Выготский, С. А. Шмаков и др.С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность».
В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение
должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.
Французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире. К.Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни. К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений
Игра не потеряла своей значимости и в современном процессе воспитания, развития и обучения детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.
Очень хорошо и полно, на мой взгляд, особенности познавательной
активности описаны в работах Г. И. Щукиной.
Г. И. Щукина определяет познавательную активность как интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции. Далее она рассматривает следующие ступени развития познавательной активности посредством игры: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих условий.
Любознательность и элементарный познавательный интерес не является врожденными качествами, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем
любознательность, а тем более – познавательный интерес. Однако миновать
стадию любопытства в развитии интереса невозможно.
Таким образом, в основе моего опыта лежат научные идеи относительно дидактических игр советских и зарубежных авторов С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А. Валлона и др., работы по, психолого-педагогическим особенностям проведения дидактических игр, которые описаны Акшиной А., Жарковой Т., с учетом примерной основной образовательной программы «Мир открытий», под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой нашего детского сада - «Программа воспитания и обучения в детском саду».
Технология опыта
Цель педагогического опыта - определить наиболее эффективные условия для развития познавательной активности дошкольников в процессе
дидактических игр.
Педагогические задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
-определить теоретические предпосылки исследования проблемы дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;
-познакомиться с передовым педагогическим опытом использования
дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности
дошкольников;
-посмотреть на практике применение дидактической игры как средство
активизации познавательной активности дошкольников;
-выделить наиболее эффективные условия для развития мыслительных операций дошкольников.
Методы проводимого исследования, работы с детьми:
- Теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
- Практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный методы, диагностика.
Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.
В план работы с детьми группы включены разнообразные дидактические игры на развитие мышления: настольно-печатные, словесные и разнообразные дидактические игрушки. Игры проводятся, как на занятиях, так и вне их; а так же часть игр доступны детям для самостоятельной игровой деятельности.
Игры проводятся фронтально, с подгруппой, а так же индивидуально с детьми.
В работе с детьми используются такие дидактические игры как: парные картинки; различные мозаики; наборы кубиков от 4 до 9 штук; игры типа «Сложи узор»; игры с элементами моделирования; дидактические игрушки-шнуровки с составлением узора; игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); игры на группировку по свойствам; игры на воссоздание целого из частей такие как «Танаграм» и пазлы.
Приведем примеры настольно-печатных дидактических игр, имеющихся в группе.
Игра «Собери большую семью». Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми  раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи.   
«Найди маму малышу». Детям предлагаются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и соответственно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
 «Назови одним словом». Перед дошкольниками раскладываются картинки, воспитатель просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
«Что лишнее?». Подбирается серия картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Детям предлагают найти лишнюю картинку. Обязательно спрашивают, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
Набор игр в «Уголке развивающих игр» разнообразен и постоянно меняется (примерно 1 раз в 2 месяца) (приложение 1).
С детьми группы так же проводятся и словесные дидактические игры. Например, «Найди лишнее слово». Воспитатель читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.
Игра «Скажи мне наоборот». Детям предлагают: «Я буду говорить слово, а вы скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький». Используем следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий и т.д.
Игра  «Угадай». Воспитатель предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Он дает детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
Воспитателем и родителями изготавливаются дидактические игры на развитие мышления воспитанников группы. Например, дидактическая игра «Кто чем питается?», изготовленная на основе спичечных коробков. С внешней стороны коробков наклеены изображения животных; во внутренней выдвижной части – продукты питания для животных (приложение 2). Детям предлагается накормить животных той пищей, которую эти животные едят (правильно соединить части коробочки). Помимо развития мышления, памяти у детей развивается мелкая моторика руки.
Так же воспитателем группы изготовлена дидактическая игра «Цветик-Семицветик», предполагающая разнообразные варианты использования в работе с детьми. Из плотного картона вырезана середина цветка и 7 цветных лепестков. На каждом лепестке имеются бумажные кармашки для вставных картинок. Так же из картона вырезаны силуэты банок для компота, варенья, кастрюли и цветные крышки для них (приложение 3).
Игра может быть использована в работе с подгруппой детей до 7 человек или индивидуально, в 4-х различных вариантах, имеющих постепенное усложнение заданий.
Первый вариант игры «Собери «Цветик-Семицветик» напрвлен на составление цветка из отдельных элементов. Вариант «Собери «Цветик-Семицветик» и вставь предметы (посуды, одежды, игрушки, овощи и т.д.)» предполагает задание собрать «Цветик-Семицветик», а затем вставить в кармашки картинки, на которых изображены предметы, которые можно обобщит по определенному признаку. Дети называют изображенные предметы и слово, их обобщающее. Игра может быть использована как заключительная часть занятия или как индивидуальная работа.
Вариант «Свари компот (суп, варенье)». Перед началом игры детям раздаются картинки. «Цветик-Семицветик» собран. Воспитатель кладет посреди «Цветика» силуэт банки для компота (для варенья, кастрюли). Дает задание: «У кого какой компот? Назовите и вставьте картинку в кармашек! (ответы детей зависят от того какие картинки раздал воспитатель: вишневый, яблочный, ананасовый и т.д).
Вариант «Времена года»: на середину «Цветика-Семицветика» воспитатель кладет картинку зимы(весны, лета, осени). Детям раздаются предметные картинки, относящиеся к тому или иному времени года. Дети должны вставить в кармашки такие картинки, которые относятся к той, что положила воспитатель на середину «Цветика-Семицветика».
С родителями группы проведены родительские собрания на темы: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста», «Играем дома с ребенком» (приложение 4).
В ходе перечисленных родительских собраний родителей знакомили с особенностями развития мышления детей старшей группы, был рекомендован перечень дидактических игр, в том числе и словесных, проведен практикум по их применению.
Результативность опыта.
С целью проверки результативности проделанной работы мною был проведен констатирующий эксперимент, направленный на сравнение уровня развития мышления у детей группы «Улыбка» и другой группы детей такого же возраста «Маленькая страна».
Для проведения экспериментального исследования уровня развития мышления у детей пятого года жизни был выбран так называемый стандартизированный комплекс психодиагностических методик, предложенный Р.С. Немовым [16].
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах определить уровень развития у ребенка отдельного качества или свойства. В нашем случае – мышления.
Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического (наглядно-образного) и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Поэтому, диагностируя детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление[16].
Так для диагностики образно-логического мышления детей 4-5 лет использованы методики «Нелепицы» и «Что здесь лишнее?» [16, с.98-102].
При помощи методики «Нелепицы» оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира. Процедура проведения методики: вначале ребенку показывают картинку, в которой имеются несколько нелепых ситуаций с животными (приложение 5). Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов по данной методике представлена в табл. 5.
Таблица 5
Оценка результатов по методике «Нелепицы»
баллы обоснование уровень
10 за отведенное время ребенок заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел объяснить, что не так, исказать, как на самом деле должно быть Очень высокий
8-9 ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть Высокий
6-7 ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть Средний
4-5 ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть 2-3 ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, и не объяснил, как должно быть Низкий
0-1 ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц Очень низкий
Четыре и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Методика «Что здесь лишнее?» призвана исследовать умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (приложение 6), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится так же 3 минуты.
Оценка результатов методики «Что здесь лишнее?» представлена в табл.6.
Таблица 6
Оценка результатов методики «Что здесь лишнее?»
баллы обоснование уровень
10 ребенок решил поставленную перед ним задачу за
время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними Очень высокий
8-9 ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин
до 1,5 мин Высокий
6-7 ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин Средний
4-5 ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин 2-3 ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин Низкий
0-1 ребенок за 3 мин не справился с заданием Очень низкий
Рассмотрим методики оценки наглядно-действенного мышления «Обведи контур» и «Пройди лабиринт».
Детям показывают рисунок (приложение 7) и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания (см. табл. 7).
Таблица 7
Оценка результатов методики «Обведи контур»
баллы обоснование уровень
10 ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии прямые и точно соединяют углы фигур. Очень высокий
8-9 на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур Высокий
6-7 на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно Средний
4-5 на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не
вполне точно. 2-3 на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно Низкий
0-1 на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно Очень низкий
В методике «Пройди лабиринт» детям показывают рисунок лабиринта и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева внизу, а выход – вверху (приложение 8). Нужно помочь мышке через лабиринт добраться до сыра. Необходимо сделать следующее: взяв в руку карандаш, двигая им по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая карандаш, не касаясь стенок лабиринта.
Оценка результатов представлена в табл. 8.
Таблица 8
Оценка результатов методики «Пройди лабиринт»
баллы обоснование уровень
10 задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта Очень высокий
8-9 задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1 -2 раза дотронулся палочкой до его стенок Высокий
6-7 задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок Средний
4-5 задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок. 2-3 задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок Низкий
0-1 задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено Очень низкий
Все задания, которые я предлагала детям воспринимались ими как игра, не превышали 5-7 минут (максимум 3 минуты), не требовали от детей высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами, что соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностике детей дошкольного возраста [16, с. 58-60].
Нужно отметить, что наибольшее затруднение у детей вызвала методика «Нелепицы». Дети находили в среднем 4-6 нелепиц. В основном детьми не была найдена нелепица – «шляпка у гусыни». Не вызвало никаких затруднений выполнение методики «Что здесь лишнее?»; в целом ребята справились с заданием быстро и точно. Основной ошибкой при выполнении методик «Обведи контур» и «Пройди лабиринт» было то, что дети очень спешили и, хотя, задания было выполнены достаточно быстро, детьми было допущено много недочетов. Поэтому, несмотря на то, что время выполнения заданий соответствовало очень высокому и высокому уровню, уровень выполнения был снижен.
Результаты выполнения всех методик представлены в приложении 9.
Результаты экспериментального исследование уровня развития мышленияВ констатирующем эксперименте были задействованы дети шестого года жизни двух групп: экспериментальная группа «Улыбка» (ЭГ) в количестве 24 человека; контрольная группа «Маленькая страна» (КГ) в количестве 24 человека. Без различий по возрасту: старший возраст испытуемых ЭГ составил 5лет 7 месяцев; КГ – 5лет 6 месяцев.
Выявлены результаты по каждой из методик и общий уровень развития мышления детей экспериментальной и контрольной групп.
Результаты исследования уровня развития наглядно-образного (образно-логического) мышления у детей экспериментальной группы представлены в табл. 9.
Таблица 9
Уровень развития наглядно-образного мышления у детей ЭГ
«Нелепицы» «Что здесь лишнее?»
Оценка элементарных образных представлений об окр. мире, логических связях и отношениях в этом мире Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения
уровни кол-во в % уровни кол-во в %
ОВ 0 ОВ 91,7%
В 41,7 В 8,3%
С 50,0 С 0
Н 8,3 Н 0
ОН 0 ОН 0
Преобладающий уровень - С Преобладающий уровень – ОВ
Условные обозначения: ОВ-очень высокий
В-высокий
С-средний
Н-низкий
ОН-очень низкий
Представим полученные результаты в виде диаграммы (см. рис. 5).

Рис. 5. Развитие наглядно-образного мышления у детей ЭГ
Из приведенных в табл. 9 и на рис. 5 данных видно, что по результатам методики «Нелепицы», направленной на оценку элементарных образных представлений об окружающем мире, логических связях и отношениях в этом мире, в ЭГ преобладающим является средний уровень (50% воспитанников), также 42% детей имеют высокий уровень. Исследование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения с помощью методики «Что здесь лишнее?» выявило очень высокий уровень развития данных операций у детей ЭГ (91,7%). Обобщая результаты двух методик, можно констатировать, что у детей ЭГ «Маленькая страна» уровень развития наглядно-образного мышления – высокий.
Проанализируем результаты выполнения методик детьми контрольной группы «Маленькая страна» (см. табл. 10, рис. 6).
Таблица 10
Уровень развития наглядно-образного мышления у детей КГ
«Нелепицы» «Что здесь лишнее?»
уровни кол-во в % уровни кол-во в %
ОВ 0 ОВ 16,7
В 0 В 66,7
С 0 С 16,7
Н 100 Н 0
ОН 0 ОН 0
Преобладающий уровень - Н Преобладающий уровень – В
16,7%

Рис. 5. Развитие наглядно-образного мышления у детей КГ
Из данных табл. 10 и рис. 5 видно, что в КГ «Маленькая страна» преобладающим является низкий уровень результатов по методике «Нелепицы» (100%). В ходе выполнения методики «Что здесь лишнее?» дети КГ показали высокий уровень (66,6%), средний и низкий - по 16,7%. Суммируя результаты выполнения двух методик можно констатировать, что у детей КГ развитие наглядно-образного мышления находится на среднем уровне.
Далее проанализируем результаты исследования наглядно-действенного мышления. Еще раз отмечу, что дети обеих групп и ЭГ, и КГ при выполнении методики «Лабиринты» допускали ошибки в виде очень большого количества касаний карандашом о стенки лабиринта, что сказалось на результатах. Возможно, дети очень спешили в результате не точно данной им инструкции. Результаты выполнения методик «Обведи контур» и «Лабиринты» приведены в табл. 11 и на рис. 7.
Таблица 11
Уровень развития наглядно-действенного мышления у детей ЭГ
«Обведи контур» «Пройди лабиринт»
уровни кол-во в % уровни кол-во в %
ОВ 75,0 ОВ 0
В 25,0 В 25,0
С 0 С 66,7
Н 0 Н 8,3
ОН 0 ОН 0
Преобладающий уровень - ОВ Преобладающий уровень – С

Рис. 7. Развитие наглядно-действенного мышления у детей ЭГ
Из приведенных данных видно, что в результате выполнения методики «Обведи контур» очень высокий уровень выполнения заданий, входящих в методику показали 75% детей, входящих в ЭГ, остальные 25% выполнили задание на высоком уровне. Однако по результатам выполнения методики «Пройди лабиринт» у детей ЭГ выявлено преобладание среднего уровня развития наглядно-действенного мышления. Поэтому суммируя результаты двух методик, направленных на диагностику наглядно-действенного мышления у детей средней ЭГ «Маленькая страна» следует констатировать высокий уровень развития данного вида мышления.
Результаты диагностики наглядно-действенного мышления у детей КГ «Улыбка» представлены в табл.12 и на рис. 8.
Таблица 12
Уровень развития наглядно-действенного мышления у детей КГ
«Обведи контур» «Пройди лабиринт»
уровни кол-во в % уровни кол-во в %
ОВ 8,3 ОВ 0
В 33,3 В 0
С 50,0 С 8,3
Н 8,3 Н 91,7
ОН 0 ОН 0
Преобладающий уровень - С Преобладающий уровень – Н

Рис. 8. Развитие наглядно-действенного мышления у детей КГ
Из приведенных данных у детей, входящих в контрольную группу с учетом того, что ими методика «Обведи контур» была выполнена преимущественно на среднем (50%) и высоком (33,3%) уровне; а методика «Лабиринты» преимущественно на низком (91,7%); можно утверждать, что у детей КГ преобладает средний уровень развития наглядно-действенного мышления.
Результаты диагностики ЭГ «Улыбка» и КГ «Маленькая страна» представим в виде сравнительной диаграммы (см. рис. 9).
Наглядно-образное мышление
Методика
«Пройди лабиринт»
Методика
«Обведи контур»
Методика
«Что здесь лишнее?»
Методика
«Нелепицы»
Наглядно-действенное мышление

Рис. 8. Сравнительная диаграмма результатов исследования развития мышления у детей 5-6ет
Итак, в результате проведенного исследования развития мышления детей 5-6 лет экспериментальной группы «Улыбка», в которой ведется целенаправленная и планомерная работа по развитию мышления детей средствами дидактических игр, и контрольной группы «Маленькая страна» установлено, что у детей экспериментальной группы уровень развития как наглядно-действенного, так и наглядно-образного мышления выше, чем у детей контрольной группы. У детей группы «Маленькая страна» лучше сформированы образные представления об окружающем мире, логических связях и отношениях в этом мире; а так же мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В целом уровень развития мышления (как наглядно-действенного, так и наглядно-образного) у детей экспериментальной группы «Улыбка» - высокий; контрольной группы «Маленькая страна» – средний.
Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило эффективность моей работы по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр. Работа по развитию мышления дошкольников будет эффективнее при систематическом использовании дидактической игры в работе с ними.
Адресная направленность
Данный опыт могут использовать педагоги, будущие специалисты работающие с детьми дошкольного возраста, для повышения эффективности образовательной работы в дидактическом процессе различных форм и средств организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения.
Опыт направлен в помощь педагогам:
- понять значение и необходимость развития логического мышления у дошкольников;
-подобрать дидактический материал для развития логического мышления.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) // Российская газета. – 25.05.2013. - N 265.
Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольника / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1972. – 192 с.
Бозиева, С.К. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста / С.К. Бозиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. - №44. – С26-30.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 2004. -224с.
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
Забродская, О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста / О.Д. Забродская // Актуальные вопросы современной науки. – 2010. - №12. – С.180 – 193.
Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1978.- 107с.
Мухина, В. С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. – 272с.
Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Римис, 2008. - 448 с.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика 1985. - 200 с.
Рысбаева, Г.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников / Г.А. Рысбаева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014- №5-1. С.78-80.
Сеземина, Л.А. роль дидактических игр в развитии познавательных процессов дошкольника / Л.А. Сеземина // Сборник конференции НИЦ Социосфера. – 2012. - №14. – С.198-200.
Смирнова, Е. О. Детская психология / О.Е. Смирнова. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2008. – 184 с.
Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева. – М.: АРКТИ. – 2008. – 72 с.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336с.
Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1981. – 170 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 108 с.

Приложение 1
Уголок развивающих игр


Приложение 2
Дидактическая игра «Кто чем питается?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Дидактическая игра «Цветик-семицветик» и варианты ее проведения
«Собери Цветик-семицветик» «Собери Цветик-семицветик и вставь предметы (одежды, посуды, овощи и т.п.)»

«Свари компот (суп, варенье)» «Времена года»

Приложение 4
Родительское собрание в старшей группе «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Цель собрания: заинтересовать родителей в развитии логического мышления у детей.
Задачи:
1. Познакомить родителей о перспективах развивать логическое мышление.
2. Дать представление о разнообразии логических игр.
3. Дать рекомендации по использованию игр в домашних условиях.
Материалы: игры для демонстрации, памятки для родителей, анкеты.
Предварительная работа: изучить научно-методическую литературу по теме.
Ход родительского собрания.
Добрый вечер уважаемые родители.
Сегодняшнюю нашу встречу я бы хотела посвятить такой теме как – «развитие логического мышления у детей».
- Вот я бы хотела от вас услышать, что вы понимаете под словосочетанием «логическое мышление»?
Следует сказать, что логика – это рассуждение, мышление - это способность. В частности, логическое мышление – способность рассуждать.
- Как вы считаете, важно ли логическое мышление для развития детей?
Мы иногда удивляемся и задаем себе вопрос. Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз?
От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка? Оно зависит от быстроты мышления, способности рассуждать. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности у каждого ребенка отводится определенный % способностей. Остальной % этих способностей мы должны развивать сами. И поэтому от нас взрослых зависит насколько, и как будут развиты эти способности. Так как же можно развить эти способности?
Дошкольное детство – это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. И именно логическое мышление принесет свою неоценимую помощь в развитие ребёнка.
Логическое мышление – это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и повседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогает нам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия и изобретения были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению их создателей.
Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом
Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.
Я хочу познакомить вас с теми играми, которые мы используем в своей работе, и предложить для вашего внимания игры для использования дома.
Давайте начнем с небольшой разминке. Отгадайте загадку.
- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
- Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык.
Благодаря каким признакам вы отгадали эту загадку. Следующая загадка.
-Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы)
Что бы отгадать эти загадки, что вам пришлось в первую очередь делать? Размышлять.
Загадки это прекрасное упражнения для развития мышления и для знакомства с признаками предметов. Поэтому загадки очень часто используются образовательной сфере, и благотворно будут влиять на развития вашего ребенка в домашних условиях.
Но, а я хочу вас познакомить с играми, которые мы используем как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной и самостоятельной работе с детьми.
Презентация.
Слайд 2. Блоки Дьенеша – это универсальная развивающая игра.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Игры с логическими блоками позволяют:
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве.
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
Слайд 3. Игры – головоломки «Танграм», «Монгольская игра», геометрический конструктор. Где дети по схемам и без схем выкладывают различные фигуры, силуэты животных. Эти игры развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку.
Слайд 4. Такие игры, как: «Собери картинку», «Сложи узор», «Подбери заплатку». Они развивают логическое мышление интеллектуальную деятельность детей. Эти игры учат детей выделять форму предмета, цвета, учат правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
Слайд 5. Игры – картинки «Лабиринт», «Найди отличия», «Найди по схеме» - помогают ребенку действовать в соответствии с предложенной схемой.
Слайд 6. Игры с счетными палочками: формируют геометрическое представление, развивают пространственное воображение детей. Дети с большим удовольствие складывают различные геометрические фигуры, домики, пароходы, самолеты и да же фантазируют. В такие игры вы можете играть и дома, заменив счетные палочки зубочистками или спичками.
Большое количество игр на логику, внимание, память продается в магазинах и находится в свободном доступе в сети интернет.
Ну а теперь я хочу вам предложить несколько игр, которые вы можете использовать дома. Для вас я их оформила вот на таких памятках, которые я вам раздам, что бы вы могли ими пользоваться.
1. Игра «Исследователи»
Вы и ребенок «исследователи».
Выберите, какой ни будь предмет, и начинайте его изучать. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-то свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами.
Например: назовите этот предмет, скажите, зачем он нужен; каковы его основные признаки и свойства: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударит по нему, подбросить и т. д.
2. Игра «Универсальный магазин»
С помощью этой игры вы научите ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.
Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы)
Сюжет игры таков.
В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом.
Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела.
После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.
Второе задание – более сложное. Оно требует осуществления обобщенности третьей степени (когда обобщённое слово, в свою очередь, может быть включено в понятие более широкого объёма).
В данной игре овощи и фрукты входят в понятие «продукты», а музыкальные инструменты и школьные принадлежности в понятие «вещи». В конце очень важно, что бы малыш объяснил свои действия и ответы.
4. Игра «Волшебный мешочек».
В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди предложенных предметов одинаковые?
При выполнении заданий обращайте внимание на развитие речи вашего ребенка: важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему объясните задание, проверьте правильность его выполнения.
Помните, что в дошкольном возрасте длительность таких игр не должна превышать 25 – 30 минут (раздаю памятки).
И мы должны помнить с вами, уважаемые родители, что формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.
Наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что Вы узнали для себя много нового и интересного.
В заключении мне бы хотелось узнать ваше мнение о, проведённом родительском собрание. И поэтому я для вас приготовила небольшие анкеты, где необходимо в определенной строке поставить плюсик. Если у кого, то возникли вопросы, вы можете задать их в индивидуальном порядке.
Спасибо за внимание. До свидания.
Родительское собрание
«Игра с ребенком в жизни вашей семьи»
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня мы хотим поговорить об играх с детьми дома. Тема собрания: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».
Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша — это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
— Объясните, как вы понимаете слова Макаренко.
(Рассуждения родителей.)
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Нередко говорят, что игра для детей - дело серьезное.
(Воспитатель обращает внимание родителей на плакат.)
Интерес
Удовольствие
Развитие
Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
— Выполните следующее задание. Изобразите на бумаге возможности игры. Чему она может научить ребенка? Какие процессы развивает?
(Родители работают в группах. Результаты озвучиваются и помещаются на мольберт или доску.)
Игра детей — это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и познание жизни взрослых, и самооздоровление, и коррекция детско-родительских отношений.
Игра для ребенка - важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка радость и одновременно содействуют укреплению организма. В процессе игры ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, быстроту реакции. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать, фантазировать.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре развивается самосознание детей - то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.
Подбирайте игры, подходящие возрасту ребенка. Если игра слишком сложная, упростите ее правила. Усложняйте постепенно, старайтесь, чтобы у малыша был стимул стремиться к чему-то большему. Совсем не обязательно, чтобы ребенок все время выигрывал. Этим вы окажете малышу медвежью услугу. Пусть он научится спокойно относиться к поражению в кругу близких людей. Зато потом ему будет намного легче смириться с проигрышами, которые неизбежны в жизни. И, конечно, следите за тем, чтобы ребенок не переутомился.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Зачастую, когда ребенок просить Вас поиграть с ним, Вы принимаете его за несамостоятельного человека, неспособного занять себя. И здесь сыплются на ребенка реплики: «Ну, что ж ты такой! Сам не можешь поиграть!». Вся эта ошибочность выводов говорит о непонимании родителями сущности детской игры.
Возрастная психология говорит об игровой деятельности ребенка, как о процессе, который с самого начала задается родителями. Родители учат ребенка играть, передают ему все возможные способы игровых действий (как строить сюжет, как использовать различные предметы). Различные игры с взрослыми дают ребенку умение применять на практике разные способы взаимодействий. В играх ребенок развивает свое творческое начало.
Игра – это часть культуры человека, задача родителей научить детей входить в нее, а потом применять в жизни.
Возможности игры огромны, они:
• развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
• тренируют наблюдательность и ум;
• развивают творческие способности детей;
• формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
• способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
• учат самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
А сейчас я немного расскажу о некоторых играх и покажу, чему они могут научить. Ведь каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.
• Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.
• Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
• Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д.
• Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.
• Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.
• Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.
• Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.
• Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности. Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
• Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
• Есть ещё одна интересная группа увлекательных и полезных игр, которые развивают внимание, память, воображение, наблюдательность. Это дидактические игры. Часто они носят характер своеобразного соревнования и интересно проходят в семейной обстановке. (Кто лучше нарисует с закрытыми глазами какой-либо предмет? Кто быстрее угадает предмет по одному или по двум признакам? и т. д.)
• Огромное значение имеют народные игры. Их можно применить в различных ситуациях, они разнообразны по уровню и содержанию. Народные игры способны «приукрасить» малоприятные моменты, с которыми сталкивается ребенок.
• Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Хорошо помогают преодолению эмоциональной отчужденности.
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Играя с ребенком – вы его развиваете! Он учится овладевать игровой деятельностью. Любая забота и внимательность к играм ребенка сделает ему приятно, ему важно ваше участие.
Можно говорить еще о многих играх, но за такой маленький промежуток времени всего не охватишь.
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем.
Спасибо всем за внимание!
Приложение 5
Изображение к методике «Нелепицы»

Приложение 6
Изображение к методике «Что здесь лишнее?»

Приложение 7
Изображение к методике «Обведи контур» выполненное ребёнком

Приложение 8
Изображение лабиринта к методике «Пройди лабиринт» выполненное ребёнком

ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Результаты выполнения методик детьми