Презентация на тему Требования ФГОС к формированию гражданской идентичности на уроках обществознания


Требования ФГОС к формированию гражданской идентичности на уроках обществознания Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Поэтому актуален переход к новой стратегии воспитания – формированию гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности. Когда мы говорим о гражданской идентичности, мы понимаем: осознание принадлежности к гражданской общности представление об основных признаках, принципах и основах данного объединения о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет :гражданственность патриотизм «гордость за свою страну» Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания в школе понимается как: совокупность интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством. Обществознание как учебный предмет обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности: системы представлений о социально-политическом устройстве представление о государственной организации России знание государственной символики – герб, флаг, гимн, знание государственных праздников знание основных прав и обязанностей гражданина структуре и динамике развития общества и государства создает основы формирования правового сознания учащихся. Коммуникативная социальная социокультурная требования ФГОС к формированию гражданской идентичности перекликаются с требованиями ФГОС по обществознаниютак как наряду с такой ключевой компетенцией, как предметная, подразумевающая овладение системой обществознания, на уроках обществознания учащиеся овладевают такими компетенциями Обществоведческая подготовка учащихся вносит вклад в формирование знаний и выработку универсальных учебных действий – УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Личностные УУД являются показателем сформированности всех четырех компонентов гражданской идентичности.В рамках когнитивного компонента:формирование образа социально-политического устройства России;знание положений Конституции, основных прав и обязанностей;ориентация в системе моральных норм и ценностей;сформированность социально-критического мышления.В рамках эмоционального и ценностного компонента:гражданский патриотизм;уважение ценностей семьи;толерантность.В рамках деятельностного компонента:участие в самоуправлении;знание прав учащихся и умение ими пользоваться;умение вести диалог, конструктивно разрешать конфликты. Какие же требования выдвигаются сегодня к современному уроку обществознания? Соответствие целевой установки урока требованиям стандарта по обществознанию: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания; воспитание толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим принципам в многокультурном мире.Оригинальный аспект учебного содержания, проблемный акцент и формулировка темы занятия, усиливающие личностную и социально-практическую значимость школьного предмета «Обществознание».Наличие форм, приемов и средств познавательной деятельности, направленных на овладение живым знанием, личностное самоопределение, саморазвитие и самореализацию.Общий план построения урока, гармонирующий с его ценностно-целевой установкой и содержанием.Открытый и диалоговый характер урока, стимулирующий развитие устойчивого познавательного интереса школьников к гуманитарным наукам, самообразованию и формированию собственной гражданской позиции.Профессиональное использование научно-методических и педагогических терминов и понятий в разработке урока. К наиболее распространенным технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие: Коммуникативные (эвристическая беседа, диспут, проблемная лекция, технологии развития критического мышления, проблемно-ценностных дискуссий, интерактивные, информационные, технология «Дебаты»).Игровые (ролевая игра, деловая игра).Социально-деятельностные (технологии социальной пробы, коллективно-творческих дел, кейс-технология, проектная технология). Коммуникативные технологии являются механизмом приобщения учеников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют адаптироваться к условиям современных реалий, предполагающих умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свою точку зрения. Данные технологии являются основой для формирования УУД, а также важнейших качеств, необходимых гражданину. Игровые технологии формируют у учеников позитивное отношение к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Социально-деятельностные (технологии социальной пробы, коллективно-творческих дел, кейс-технология, проектная технология). Г – горячо любит свою РодинуР – радуется ее успехамА – активно стремится сохранить чистоту окружающей природыЖ – желает сохранить мирД – дорожит именем РоссиянинА – адаптируется в социальной среде, принимает ее законы и осознанно отстаивает свои взглядыН – нуждается в поддержке и защите государстваИ – использует все свои силы для процветания страныН – находит пути собственного становления