Использование упраажнений на релаксацию в работе с детьми


Использование упражнений на релаксацию в работе
детьми.
Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека ,которая позволяет ему познать окружающую действительность ,адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к сознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации ,при реализации собственных или коллективных потребностей , замыслов и целей .
Современные научные данные доказывают , что для психического здоровья детей необходимо сбалансированность положительных и отрицательных эмоций , обеспечивающая поддержания душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения . Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку ,признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности ,защищенности.
Это в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у них положительных качеств ,доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей , напротив , приводит к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно его научить его управлять своим телом. В процессе развития , воспитания и обучения дети получают огромное количество информации ,которую им необходимо усвоить .Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе ,которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение ,скованность , восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т.к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том чтобы научить детей ощущать свои эмоции , управлять своим поведением , слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем специально разработанные упражнения на расслабление определенных частей тела и организма в целом. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему. В приложении представлен конспект занятия в подготовительной группе с включением упражнений на расслабление.
Для удобства применения данных упражнений мы классифицировали их по следующим направлениям :
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
- «Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем , вытянув губы трубочкой ,медленно выдохнуть , как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».
- «Ленивая кошечка». Поднять руки вверх ,затем вытянуть вперед, потянуться как кошечка. Почувствовать, как тянется тело .Затем резко опустить руки вниз , произнося звук «а».
Упражнение на расслабление мышц лица.
- «Озорные щечки». Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух , как бы задувая свечу. Расслабить щеки . Затем сомкнуть губы трубочкой , вдохнут воздух, втягивая его . Щеки при этом втягиваются . Затем расслабить щеки и губы.
- «Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замок» , сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам , нет (пожать губы).
Ох как сложно удержаться , ничего не рассказав (4-5с)
Губы все же я расслаблю ,а секрет себе оставлю.
- «Злюка успокоилась» . Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая губы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов , потянуться , улыбнуться и , широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь ,но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычанием всех пугаю
(рычать)
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть , потянуться ,улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот зевнуть).
Упражнение на расслабление мышц шеи.
- «Любопытная Варвара». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч , руки опущены , голова прямо. Повернуть голову максимально влево , затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по по 2 раза в каждую сторону. Затем развернуться в исходное положение , расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево , смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз. Прижать подбородок к груди.
Исходное положение , расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабляемся приятно!
Упражнение на расслабление мышц рук:
- «Лимон». Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак . Почувствовать ,как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это упражнение левой рукой.
- «Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук)
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера . Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
- «Вибрация».
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли .Вот мы здоровы и бодры.
Упражнение на расслабление мышц ног:
- «Палуба».
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть , нужно расставить ноги на ширине плеч. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу- перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу ( правая нога напряжена , левая расслаблен, немного согнута в колене , носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох – выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем. А другую расслабляем.
- «Лошадки».
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать не забудьте.
- «Слон». Поставить устойчиво ноги , затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате , поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с грохотом об пол. Произносить на выдохе «УХ».
Упражнение на расслабление всего организма.
- «Снежная баба». Дети представляют , что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега . У нее есть голова, туловище, две торчащих в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро , светит солнце . Вот оно начинает припекать , и снежная баба начинает таять. Далее дети начинают изображать как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно баба превращается в лужу, растекшуюся по земле.
- «Птички». Дети представляют , что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы, любуются красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветер, и птички с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили своим клювом свои перышки, попили чистой воды , поплескались и снова поднялись вверх. А теперь приземлились в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
- «Бубенчик». Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» проходит под звучание бубенчика.
- «Летний денек». Дети ложатся на спину. Расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем. Глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг услышим : бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
- «Замедленное движение». Дети садятся ближе к краю стула , опираются на спинки. Руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставлены . закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая негромкую , спокойную музыку.
Все умеют танцевать, прыгать . бегать. Рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно- расслабление приятно!
- «Тишина». Тише. Тише. Тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать.
И тихонько будем спать.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элементы игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению. Каждый ребенок получает то, в чем ранее получал недостаток. Это в равной степени касается любых психологических процессов: познавательных. Эмоциональных и волевых. В процессе расслабления организм
Наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело в равновесие и гармонию.
Расслабляясь, возбужденные , беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными. Внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные , скованные, вялые и робкие приобретают уверенность , бодрость ,свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму выбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.