Статья на тему: Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе

Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе
Захарова Виктория Родионовна, учитель физической культуры
МБОУ СОШ №19

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит на первом месте.  Здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов.
Здоровьесберегающая деятельность школы включает следующие формы и виды деятельности:
обеспечение проведения профилактических оздоровительных и медицинских мероприятий;
организация учебно-воспитательного процесса с учетом психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
соблюдение санитарно-гигиенических норм организации учебной деятельности, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления;
формирование культуры здорового образа жизни и профилактики вредных привычек;
создание благоприятной психологической атмосферы;
организация сбалансированного питания школьников;
создание условий для оптимальной двигательной активности учащихся.
Среди медицинских мероприятий, определяющих состояние здоровья школьников, стоит отметить ежегодный медицинских осмотр, где определяется их функциональное состояние, происходит распределение по группам здоровья. По схеме проводится вакцинация против основных инфекционных заболеваний, а также профилактические мероприятия при вспышках гриппа. Медицинские работники тесно сотрудничают с классными руководителями, учителями физической культуры и психологом школы с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
Как известно, школьники большую часть своего времени проводят за учебой и подготовкой домашних заданий, поэтому важно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы не допустить физической и умственной перегрузки учащихся. Образовательный процесс регламентируется базисным учебным планом, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с санитарно-гигиеническими службами. Важнейшим условием деятельности педагогов школы стало применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает: - учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность); - наличие эмоциональных разрядок на уроках; - использование физкультурных пауз на уроках. В режим учебного дня в обязательном порядке включаются зарядки, физкульминутки, физкультпаузы, подвижные перемены, которые позволяют активизировать двигательную активность детей и снять умственное утомление. Расписание составляется в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью образовательного процесса и реализуется во второй половине дня. Кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент.
Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, способствует раскрытию его способностей, психологически комфортному окружению школьника. Во второй половине дня для всех детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции, кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
Психологическое здоровье детей находится под чутким наблюдением психолога, социального педагога, классного руководителя и завуча по воспитательной работе. Их цель - своевременное исследование психологической обстановки среди учащихся, предупреждение социальных конфликтов, решение сложных ситуаций в школьной среде и порой в семье. Ими осуществляется мониторинг психологического состояния школьников, ведется огромная профилактическая работа с учащимися и родителями, организуется контроль за социальными условиями проживания детей и психологической атмосферой в семье. Особенно это важно для нашей школы, так как в ней обучаются и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Им особенно важна психологическая поддержка педагогического коллектива.
Создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на железной дороге, на воде, и т.д. Регулярно проводятся конкурсы, посвященные борьбе с  вредными привычками. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции.
Еще одним аспектом здоровьесберегающей деятельности является организация сбалансированного питания школьников. В рационе школьника должны присутствовать витамины, микроэлементы; калорийность пищи должна соответствовать возрастным особенностям и учитывать физическую активность детей. Питание детей в школе организовано, и они могут получать в столовой горячий завтрак и обед из экологически чистых продуктов. За сбалансированностью и разнообразием блюд следят специалист по питанию и повара. Исключена продажа товаров, содержащих ГМО и консерванты. Почему так важно правильное питание детей в школе? Голодный ребенок просто-напросто не сможет нормально усваивать учебный материал - все его мысли будут только о еде.
Двигательная активность детей является одной из важнейших элементов их роста и развития. Как уже упоминалось, в учебном процессе обязательно присутствуют зарядки, физкультминутки, подвижные перемены. Уроки физической культуры проводятся три раза в неделю. Однако даже этого не достаточно, чтобы удовлетворить полную потребность ребенка в локомоциях. В связи с этим педагогическим коллективом школы прививается культура самостоятельных занятий двигательной активностью, ведется работа спортивных секций и кружков, организуются спортивно-массовые мероприятия и «дни здоровья».
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность в школе – это целая система мер сохранения и укрепления здоровья детей, в которой задействованы педагогический коллектив, медицинские работники, родители и, конечно, сам школьник. От их слаженного взаимодействия зависит общий успех столь важного дела.
Список литературы:

1. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под ред. Э.М. Казина.- Кемерово, 2005. 2. Колбанов, В.В., Валеология: Основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов.-СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с. 3. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с. 4. Трушкина, Л.Ю. и др. Гигиена и экология человека: Учебное пособие / Л.Ю. Трушкина, А.Г. Трушкин, Л.М. Демьянова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 198 с.
5. Хорунжина, С. И. Питание и здоровье / С. И. Хорунжина, Н. Ю. Шибанова, Л. В. Пермякова. – Кемерово: Инт, 2007. 

15