Исследование Выявление потребности просвещения родителей по вопросам нарушения звукопроизношения



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат «4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми






Статья
«Выявление потребности просвещения
родителей по вопросам профилактики звукопроизношения
детей»










Разработала: Анфалова В.В.,
воспитатель высшей категории,
учитель-логопед


г. Пермь
Существует множество методов исследования: опросники, наблюдения, беседа, эксперимент, анкетирование и т.д.
Тема нашего исследования: «Выявление потребностей просвещения родителей детей 2-4 лет по вопросам профилактики звукопроизношения». Для выявления потребности просвещения родителей был выбран метод анкетирования.
Анкетирование состояло из трех этапов: подготовка, проведение анкетирования, анализ результатов ответов респондентов.
а) Подготовка анкетирования. 
Выбор данного метода связан с тем, что он обладает следующими достоинствами:
высокой оперативностью получения информации;
возможностью организации массовых обследований;
сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
отсутствие у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.
Однако анкетированию свойственен и существенный недостаток:
не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.
Анкета состояла из двух частей. Первая часть содержала информацию о родителях, принявших участие в анкетировании, вторая была направлена на выявление компетентности родителей детей 2-4 лет по вопросам профилактики нарушений звукопроизношения. Вопросы родителям были заданы при личной встрече, размещены в социальной сети. Также данные вопросы были заданы родителям, имеющих детей в возрасте 2-4 лет на детской игровой площадке и в частном детсаду. При анализе включены все ответы опрошенных респондентов.
Цель анкетирования – выявить компетентность родителей детей 2-4 лет по вопросам профилактики нарушений звукопроизношения.
В анкетировании приняло участие 25 родителей ( 8 семейных пар, 8 мам, 1 бабушка). Возраст респондентов – от 21 до 45 лет, в основном это первый или второй ребёнок в семье. Участники анкетирования проживают в г. Перми и Пермском крае.
В таблице 1 представлена информация о родителях, принявших участие в анкетировании.
Таблица 1
Информация о родителях, принявших участие в анкетировании

Участник анкетирования
Возраст родителя
Возраст ребёнка
Социальный статус

1.
Мама
25 л.
2,2 г.
организатор праздников

2.
Мама

30 л.
7 лет,
2 г.
секретарь


3.
Семейная пара
(двое детей)
Мама
30 л.
3,10г.,
1,7 г.
в данный момент домохозяйка


Папа
32 г.

руководитель

4.
Мама

21г
3г.
домохозяйка (образование среднее)

5.
Мама

21г.
3,2 г.
учится на парикмахера

6.
Мама
(двое детей)

28 лет

3,7 г.
учитель математики

7.
Мама
(второй ребёнок)
35 лет
2,10 г.
домохозяйка

8.
Мама
(трое детей)
41 г.
2 г.
бухгалтер

9.
Семейная пара
(двое детей)
Мама
27 л.
4 г.,
2,3 г.
учитель математики


Папа
30 л.

экспедитор

10.
Мама
27 л.
2,3 г.
в данный момент домохозяйка (продавец)

11.
Бабушка

-
3 г.
пенсионерка

12.
Мама
36 л.
2,9 г.
домохозяйка

13.
Семейная пара:
(двое детей)
Мама

31г.
3,9г.
домохозяйка


Папа
36л.

менеджер

14.
Семейная пара:
(двое детей)
Мама
27 л.
3 г.

маркетолог


Папа
29л.

руководитель

15.
Семейная пара:
(двое детей)
Мама
29 л.
3,7 г.
1 г.
менеджер


Папа
30л.

начальник производства

16.
Семейная пара:
(трое детей)
Мама
31 г.
3,9 г.
2,3 г.
специалист


Папа
35 л.

строитель

17.
Семейная пара:
(двое детей)
Папа
33г.
2 г.
мастер


Мама
32г.

специалист отдела кадров

18.
Семейная пара:
(двое детей)
Папа

Мама
45 л.
2 г.
инженер



41г.

воспитатель


б) Проведение анкетирования
Место и время проведения анкетирования.
Анкетирование было проведено при личной встрече, по телефону, в социальной сети в вечернее время. При проведении эксперимента использовалась устно-письменная форма.
Инструктирование
Условия проведения: испытуемым не ставится никаких ограничений.
Родителям были заданы следующие вопросы:
Инструкция: Дорогие родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы. Заранее благодарю Вас за искренние и подробные ответы.

Знаете ли Вы, какие звуки должен уметь произносить правильно ребёнок в возрасте 2-4 лет?
Как Вы считаете, нужно ли дома заниматься с ребёнком по формированию правильного звукопроизношения?
Читаете ли Вы специальную литературу по данному вопросу?
Книги каких авторов вы используете для занятий с ребёнком дома?
Хватает ли вам ваших знаний, чтобы грамотно организовать занятия с вашим ребёнком в домашних условиях?
Считаете ли вы, что литературы по занятиям с детьми 2-4 лет достаточно?
В таблице 2 представлены результаты ответов родителей на вопросы анкеты.
Таблица 2
Сводная таблица результатов ответов родителей
на вопросы анкеты

1
вопрос
2
вопрос
3
вопрос
4
вопрос
5 вопрос
6
вопрос

1.
Мама:
Про четыре года не знаю, но в два должен произносить все звуки, кроме свистящих, шипящих, р, рь, л. Вроде так.
Мы занимаемся в садике и кружках
Нет, не читаю.
-
-
Не знаю

2.
Мама:
Нет
Да
Иногда читаю в интернете
Авторов не запоминаю
Нет
Нет. Хотелось
бы, чтоб было
в одном сборнике

3.
Мама: Знаю. Все, кроме сонорных
Да
Да
Жукова, Новиковская
Да
Да


Папа:
Не знаю
Да
Не читаю
Не знаю
Хватает
Достаточно

4.
Мама:
Не совсем
Да
В интернете
Не знаю
Нет
Нет

5.
Мама:
Нет
Да, наверное
нет
Не запоминаю, доверяю воспитателю
нет
Не знаю

6.
Мама:
Р, с, щ
Да. Хоть и ходит в садик, но занимаемся дома.
Да
Не знаю В садике читаю информацию на стендах, разговариваю с воспитатаелем.
Нет
Не хватает
для маленьких.
Много
разрозненной
литературы.
Приходится
покупать
много книг.

7.
Мама:
Залезла сразу в интернет. Теперь знаю.
Да, но время придёт-звуки все появятся сами
Иногда
Затрудняюсь
Нет
Посмотрела
информацию
на сайтах-нет

8.
Мама:
Наверное, р, с, щ (у старших детей поздно появились эти звуки
Да
Нет
Затрудняюсь
Нет
Затрудняюсь

9.
Мама:
Да
Да
Да, у нас в садике нет логопеда

Не знаю
Не всегда
Нет


Папа: Нет
Да
Нет
Никаких
Хватает
Да

10
Мама: Я не знаю ответов, если знаешь -ответь сама. Не задумывалась даже по этому поводу.(попросила консультацию)

11
Бабушка:
Нет
Да, в интернете

Да, обязательно

Авторов не знаю.
Двух детей вырастила, считаю, что хватает.
Много литературы по подготовке к школе, для маленьких –мало.

12.
Мама: Почти все, наверно, кроме шипящих и букв "р" и "л".
Да
Да, есть у нас пара книжек.
«Раннее обучение чтению", автор: Н.А. Ткаченко, Герасимова «Энцеклопедия развития дошкольников»
Нет, моих знаний не хватает
Нет, хотелось бы побольше. И чтобы деткам было интересно заниматься по этим книгам.

13.
Мама:
Не совсем знаю какие звуки
Да
Не читаю
Земцова
Знаний не хватает
Не достаточно


Папа:
Нет
Да
Не
читаю
Не знаю
Хватает
Не знаю

14.
Мама:
Знаю
Да
Читаю
Жукова, Земцова
Не хватает
Не достаточно


Папа:
Не знаю
Да
Не читаю
Не знаю
Не знаю
Достаточно

15.
Мама:
Не знаю
Да
Мало читаю
Гербова
Не хватает
Достаточно


Папа:
Не знаю
Да
Не читаю
Не знаю
Хватает
Не знаю

16.
Мама:
Знаю
Да
Читаю в интернете
Не запоминаю
Хватает
Достаточно


Папа:
Не знаю
Да
Иногда
Не знаю
Не хватает
Не достаточно

17.
Мама:
Знаю
Да
Читаю
Новиковская
Хватает
Не достаточно


Папа:
Не знаю
Да
Не читаю
Не знаю
Хватает
Не знаю

18.
Мама:
Знаю
Да
Читаю
Новиковская, Крупенчук, Колесникова
Хватает
Не достаточно для данного возраста


Папа:
Знаю
Да
Жена расска зывает
Не знаю
Хватает
Не интересуюсь



. Анализ результатов анкетирования родителей
В таблице 3 представлен анализ полученных данных исследования.
Таблица 3
Обработка полученных данных исследования

Вопросы
Ответы

1.
Знаете ли Вы, какие звуки должен уметь произносить правильно ребёнок в возрасте 2-4 лет?
48% родителей знают, какие звуки должен уметь произносить правильно ребёнок в возрасте 2-4 лет
28% не знают,
20% не совсем уверены
4% залезла в интернет, теперь знаю


2.
Как Вы считаете, нужно ли дома заниматься с ребёнком по формированию правильного звукопроизношения?

100% родителей считают, что заниматься с ребёнком необходимо

3.
Читаете ли Вы специальную литературу по данному вопросу?
36% читают литературу
16% иногда
48% не читают


4.
Книги каких авторов вы используете для занятий с ребёнком дома?

28% респондентов назвали авторов
64% не знают
8% не запоминают авторов прочитанных книг

5.
Хватает ли вам ваших знаний, чтобы грамотно организовать занятия с вашим ребёнком в домашних условиях?

36% респондентов знаний хватает
4% не всегда
60% не хватает

6.
Считаете ли вы, что литературы по занятиям с детьми 2-4 лет достаточно?

24% Достаточно
48% Нет
28% Не знаю, не интересуюсь


Анализ ответов родителей показал, что 48 % родителей знают, какие звуки должен уметь произносить правильно ребёнок в возрасте 2-4 лет.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 1. Выявление педагогической компетентности родителей детей 2-4 лет
Необходимо подчеркнуть, что в анкетировании принимали участие 8 семейных пар. Анализ результатов ответов мам и пап показал, что 96 % пап дали отрицательный ответ.
Однако 48 % родителей специальную литературу не читают совсем или иногда (16%) в интернете. Необходимую информацию о развитии речи своих детей и о профилактике звукопроизношения родители получают из бесед с воспитателем, чтения информационных стендов (так ответили 18% мам, чьи дети посещают детский сад). Соответственно, только 28% родителей (это мамы) назвали авторов – логопедов, чьи рекомендации можно использовать для занятий с детьми данного возраста. Если проанализировать ответы пап и мам семейных пар, принявших участие в анкетировании, то 96% пап литературу по данной проблеме не читают, 4% дали ответ «жена расскажет».
Все родители 100% считают, что заниматься с ребёнком по формированию правильного звукопроизношения дома необходимо, но 60% признаются, что их знаний не достаточно для организации занятий с детьми 2-4 лет.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 2. Выявление потребности просвещения родителей детей 2-4 лет в вопросах профилактики звукопроизношения
Почти половина родители (48%) отметили нехватку специальной литературы для занятий с маленькими детьми – «Хотелось, чтоб было в одном сборнике», «Много для подготовки детей к школе», «Не хватает для маленьких. Много разрозненной литературы. Приходится покупать много книг» и т.д.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рисунок 3. Родительский запрос
Анализ анкет родителей определил основное направление разработки методического пособия.
Большую роль в появлении нарушений речевого развития у детей, в частности звукопроизношения, играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, малая осведомлённость родителей о нормах звукопроизношения, отсутствие необходимых знаний для организации занятий в домашних условиях. По утверждению М.Ф.Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С.Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как «навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья, может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка. [34]. Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает её освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, в том числе нарушения звукопроизношения, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда [47].














Root Entry